Мифологические верования лезгин
Существовало поверие, что под концами радуги спрятано золото (сс.
Ахты, Луткун), клад, который охраняет мифическая змея шамгьандар (с.
Хрюг), клад с золотом – «от него и исходит блеск и свет радуги» (с.
Мискинджа). Найти этот клад может только человек, угодный Богу. Если при
появлении радуги загадать желание – оно исполнится. Если в момент
рождения ребенка на небе появилась радуга – значит, жизнь у него
сложится счастливо (с. Мискинджа). С радугой были связаны и
метеорологические приметы. Если во время затяжных дождей один конец
показавшейся радуги находится в реке, значит, дождь продолжится. Нельзя
было купаться в реке, если в ней находился один из концов радуги –
«жизнь сократится» (с. Хрюг).
Ветер («гар», «къай») лезгины
долины воспринимали в облике женщины в лохмотьях и с развевающимися
волосами. Его воспринимали и как злую силу. Повсеместно существовал
запрет ругать ветер за нанесенный ущерб, это расценивалось как
оскорбление в адрес Всевышнего. Имелось также представление, что ветер
уносит с собой из селения все нечистое и негативное.
Ощутимый
ущерб хозяйству наносил не только ветер, но и проливные и затяжные
дожди. Для их прекращения повсеместно ставили во дворе топор острием
вверх, выбрасывали туда же соль (с. Мискинджа), на перекрестке четырех
дорог забивали деревянный кол и на него мочились дети, собирали из-под
семи водосточных труб дождевую воду в кувшин и закапывали его в
отдаленном от села месте (с. Хрюг). В с. Мискинджа для этой цели
изготовляли несколько маленьких кукол ала пехъ, наряженных в красную
одежду, и втыкали их в плоскую крышу какого-нибудь дома. В с. Ахты после
проведения обряда куклу ала пехъ выбрасывали в воду. Видимо, упомянутые
куклы являлись персонификациями божества солнца, представлявшегося в
женском облике.
Таким же бедствием, как проливные и
затяжные дожди, была засуха. Для ее прекращения и вызова дождя проводили
особый обряд с ряженым пешапай. Им был мальчик, которого обряжали в
ивовые ветви и в сопровождении толпы детей и подростков водили по дворам
села, где хозяйки обливали его водой, а сопровождавших одаривали
продуктами (мука, яйца, орехи, халва).
Были и другие приемы по
вызову дождя. Например, в с. Ахты процессия мужчин, женщин и детей во
главе с муллой собирала в кувшин воду из семи источников. Затем мулла,
произнося молитвы, эту воду выливал в реку. Дети в этот момент кидали в
реку камешки, стараясь всех обрызгать. Обряды вызывания дождя и солнца
бытовали у лезгин Самурской долины вплоть до 60–70-х годов XX в.
Ряженые у лезгин участвовали не только в обрядах
метеорологической магии. Они были непременными персонажами праздника
весны, свадеб и выступлений канатоходцев. В с. Ахты такие ряженые
назывались коса, къабачи, в с. Мискинджа – коса, сев («медведь»).
Как
и другие лезгины, в день весеннего равноденствия жители Самурской
долины очень красочно отмечали праздник начала весны и нового
сельскохозяйственного года Яран сувар. В с. Хрюг вечером на
возвышенностях вокруг села разжигались костры. Подростки, двигаясь по
кругу, исполняли особый «медвежий танец» («севран кьуьл»). В с.
Мискинджа «медвежий танец» («север къугъурун») исполняли на свадьбах у
костра ряженые сев.
На праздник Яран сувар выпекались и особые
фигурные обрядовые хлеба зооморфной формы: пехъ («ворона») в виде
полумесяца с вдавленными на поверхности отпечатками пальцев, хъвед
(«куропатка») с запеченным внутри яйцом, кIек («петушок»), балкIан
(«конь») (с. Хрюг).
Верили лезгины долины и в существование домового –
кIвал, кьвал, кьол (с. Ахты), къвал (с. Хрюг), хъварц (сс. Луткун,
Мискинджа). По мнению жителей с. Мискинджа, хъварц водится в сырых,
темных местах. Жители с. Хрюг считали, что къвал обитает там, где
нечисто (свалки, места выброса нечистот и т.п.), и поэтому после
контакта с ним человеку необходимо было совершить ритуальное омовение.
Домовой – тяжелый, волосатый, имеет человеческий облик (с. Луткун),
похож на бурдюк с водой (с. Мискинджа), иногда виден его темный силуэт,
у него нет одной ноздри (с. Ахты), у него нет носа, но есть уши и голый
хвост (с. Хрюг). Он приходит домой извне, ночью, проникая в жилище
через дымоход, который, как известно, является «входом» из одного мира в другой».
Проникал через любую, даже самую узкую щель (с. Мискинджа), наваливался
на человека, давил его и душил. Издавал звуки, наподобие мурлыканья –
«мур-мур» (с. Хрюг). Оберегами от домового служили произнесенные
мусульманские молитвы, положенные под подушку острые металлические
предметы (нож, ножницы, булавка и др.) (повсеместно), веник,
поставленный у изголовья, и уголек под постелью (с. Хрюг).
Как и
другие лезгины, жители Самурской долины опасались демона-антагониста
рожениц ал паб. Его представляли (повсеместно) в облике старой женщины
большого роста (с. Ахты) с длинными до пят (с. Луткун, с. Хрюг),
густыми, с проседью (с. Мискинджа) или рыжеватыми распущенными (с. Ахты)
волосами и пальцами с когтями (с. Мискинджа). По некоторым сведениям,
ал паб обладала большими медными грудями (с. Ахты). Она являлась людям
обнаженной (сс. Ахты, Хрюг) или одетой в лохмотья (сс. Ахты, Луткун,
Мискинджа). Обитала будто бы в безлюдных местах, горах, пещерах (сс.
Ахты, Мискинджа). Зимой она жила у реки (с. Ахты). Основная функция ал
паб – похищение внутренностей роженицы. Обладая даром перевоплощения,
демон являлся к роженице в облике родственницы или соседки и начинал
заговаривать с ней. Как только роженица открывала рот, ал паб хватала за
язык и вырывала его вместе с внутренностями. Похитив внутренности, она
спешила окунуть их в воду. Если это демону удавалось, роженица умирала.
Что
удивительно, будучи демоном-антагонистом рожениц, ал паб была и
«хозяйкой зверей» и якобы понимала язык животных. Она наказывала
охотников, охотившихся на беременных самок диких животных (с.
Мискинджа). Особенным ее покровительством пользовались туры («суван яц» –
букв. «горный бык»), у которых она будто бы поедает послед после родов
(с. Ахты). Следует отметить, что туры у местного населения считаются
священными животными. На них можно охотиться (кроме самок), но мясо
убитых туров нельзя продавать, а только безвозмездно раздавать.
К
демонологическим персонажам лезгин Самурской долины относилась и ведьма
– кыс кафтар (сс. Ахты, Мискинджа), кицI кафтар, кафтар-къери, къери
(с. Хрюг), кысдин паб (с. Мискинджа). Ее воспринимали в облике старой
женщины, живущей в скалах. Она посещала кладбища, где раскапывала могилы
и поедала свежие трупы людей. К кладбищенским демонам относился и
малкамут (с. Ахты).
Нечистая сила у лезгин долины, как и у других
лезгин и дагестанцев, носит название шайтIан («шайтан»), чын («джинн»).
Этих персонажей не разграничивают. По рассказам местных жителей, шайтан
и джинн маленького роста, у них уши удлиненной формы, стоят торчком, а
пятки вывернуты наружу. Они всячески пакостят людям. Ночью, находясь у
реки, надо быть осторожным, так как можно наступить на них. Для того
чтобы оградить себя от козней нечистой силы, читали молитву «Басмала»
(«Во имя милостивого и милосердного»), уповая на милость Аллаха.
Таким
образом, исходя из представленного материала, можно констатировать
многообразие и разветвленность мифологических персонажей, входивших в
языческий пантеон и пандемониум лезгин Самурской долины.
Шарвили.ком
Ниже приведены схожие материалы: