Прославленные храбростью и умом на весь Кавказ елисуйские лезгины населяли в прошлом горную и предгорную части нынешнего Кахского района республики Азербайджан. Земля эта – настоящий рай. Человек видит там перед собой могучие леса из высоченных каштановых деревьев, из чинар в пять-десять обхватов, из плодоносящих ореховых деревьев – великанов, из одичавших яблок и груш, покрытых диким, но прекрасным на вкус виноградом. По елисуйской земле, в недрах которой хранятся неиспользованные по сей день запасы меди и иных ценных полезных ископаемых, протекают многочисленные горные речки, позволяющие орошать черноземную почву и получать большие урожаи.Через территорию елисуйцев проходили в прошлом важные пути, по которым население центральной (в те времена наиболее густонаселенной, экономически и культурно развитой) части Дагестана ходило в знаменитый город Гянджу, являвшийся одним из главных торгово-ремесленных центров закавказского региона.В связи с этим фактором среди елисуйцев присутствовал не только цахурский этнический элемент, чего вроде бы тут следовало ожидать (дело в том, что за Большим Кавказским хребтом, в дагестанских горах, прямо на границе с землями елесуйцев проживает именно цахурское племя, обладающее особым наречием, непонятным для прочих этнических дагестанцев), но также элемент аварский, лакский, собственно лезгинский и, возможно, еще какой-либо другой.
Так, к примеру, этно-генетические предания, зафиксированные самими елисуйцами, перебравшимися на рубеже XIX – ХХ вв. В Закаталы и близлежащие села, гласят, что предки определенной части их были ахтынцами – представителями крупной торгово-ремесленной городской общины Горного Дагестана, что и не удивительно, ибо Елису соединялся в прошлом хорошей горной дорогой с Ахтами, а через них с Прикаспием. С другой стороны – связь Елису с центральной частью Сулакского бассейна Дагестана, в том числе с Аварским ханством, осуществлялась традиционно через населенный лакцами город Казикумух. Поэтому не случайно, видимо, топоним «Елису» (Илису) этимологизируется лучше всего как раз из старо-лакского языка (от иллисун «теплый склон»), хотя не исключается и лезгинский вариант (от вилисув – «голубая гора»).Теперь о месте аварского языка в неселенном пункте именуемом «Елису» (по аварски Илисуб) и в близлежащих к нему «лезгинских» селениях. Прежде всего отметим здесь что официальные переписи XIX в., которые, кстати, учитывали наречия даже самых мелких кавказских племен, языком Елису и елисуйских «лезгин» показывают аварский язык; вместе с тем русские авторы торой половины XIX века отмечали, что родным языком определенной части елисуйцев был тогда калтахский, то есть цахурский.
Далее, в различных по происхождению письменных источниках того же XIX века сообщается, что знаменитый горский военачальник, мудир имамата, родственник имама Шамиля – Даниялбек Елисуйский, бывший царский генерал, оклеветанный, и обгаженный впоследствии спецслужбами, и пропагандистским аппаратом Российской империи, говорил на аварском языке (магIарул мацI), и причем это имело место еще в 30-е годы, когда он находился на русской службе. О том, что именно на аварском языке разговаривал знатный елисуец Хаджга, который, кстати, лично – как утверждают российские авторы, – отрубил голову тяжело раненному наибу Хаджимураду Хунзахскому, имеется достоверная давным-давно опубликованная информация. А вот о том, что елисуйская знать говорила когда-либо на каком-либо ином дагестанском языке, кроме аварского, сведений, насколько известно, в достоверных источниках не имеется.Возникает вопрос: каким же образом и когда аварский язык распространился в елисуйской зоне, что соответствует горам и предгорью нынешнего Кахского района Азерабайджана?
Здесь прежде всего следует отметить, что аварский язык входит в число дагестано-нахских – чеченских языков, которые являются единственно коренными для северной части Восточного Кавказа и в определенной мере для южной, закавказской, части его. Иные же языки сегодняшнего Восточного Кавказа, в первую очередь тюркские и индоевропейские, являются для названной территории пришлыми, в отличие от аварского. Далее, существующее поныне аварское селение Кусур (Гьочоъ) зафиксировано письменным материалом в верховьях Самура, т. е. весьма близко от елису, еще с домонгольских времен. С другой стороны – в Закавказье, к северо-западу от елису, и сейчас стоят древние аварские селения – Чудухлуй (Чардахлар), Тала, Джар и т. д.Далее, как свидетельствуют различные по происхождению письменные источники домонгольской эпохи, территория проживания елисуйцев находилась долгое время в составе горского государства Сарир, в котором главную роль играл аварский этнический элемент.В XVIII-начале XIX века правители Елису и прилегающих земель – султаны елисуйские получали политическую власть лишь с согласия авароязычных джарцев и тленсерухцев.
Для цахурцев же – третьей дагестаноязычной горской общины обладавшей тогда правом голоса при назначении правителя Елису – аварский язык был традиционным средством общения с большей частью этнических дагестанцев.Далее, в силу географического фактора (через Елису проходил важный путь, связывавший горный Аваристан с Гянджей и выходящий далее в турецкую Анатолию и на земли арабов), в самом селении елису уже в весьма отдаленные времена сформировался квартал, населенный горными аварцами – переселенцами. Были они, по рассказам М-С. Д. Саидова, преимущественно чохцами, чья метрополия – горный город Чох, вел веками торговлю в Закавказье и одновременно арендовал из года в год зимние пастбища в Кюрдамирской зоне. Память об этом чохском квартале сохраняется, кстати, в Елису и поныне. Здесь же следует отметить что среди горских аварцев осевших издавно в Елису были ждурмуты (чIурмутIал), выходцы из Тляратинского района, и тленсерухцы – чародинцы.Итак, перечисленные здесь, а возможно и некоторые другие, факторы, способствовали тому, что аварский язык – традиционное средство устного общения этнических дагестанцев, проживавших, промышлявших или творивших историю в Закавказье, – утвердился в далеком прошлом на елисуйских землях среди местного разноплеменного, дагестаноязычного (частью искони авароязычного) населения в качестве языка улицы, политической и религиозной жизни.Вместе с тем, однако, среди елисуйских «лезгин» были всегда отдельные семьи и, видимо, целые сельские кварталы, в которых средством внутреннего общения служил цахурский язык. В данной связи следует отметить, что в силу исторических обстоятельств место и роль цахурского языка на елисуйских землях могли кое-когда существенно возрастать, но лишь на ограниченное время.
Так было, к примеру, в 40-50 годы XIX века, когда многие коренные авароязычные елисуйцы превратились в мухаджиров – врагов Российской империи и переселились в горный Аваристан, а с другой стороны – царизм заставил тогда же цазурцев покинуто свои родные горы и поголовно перебраться в Закатальскую зону, в том числе на земли Елису.Елисуйские аристократы, видимо, уже давно поняли, что им самим и их землякам – будь они местными «лезгинами» или недавними пришельцами из дагестанских гор, – угрожает огромный тюркский мир, давно сформировавший свои тайные центры, распространявшие тюркскую националистическую идеологию и тактику пантюркизма. С другой стороны – эта лидировавшая во всех отношениях группа елисуйского населения, веками стоявшего перед тюркским «морем» (последнее исподволь, в том числе через раятскую службу, постоянно грозило ликвидировать елисуйский этнос), пришла когда-то к мысли: целенаправленно культивировать аварский язык на своих землях, прежде всего в столице княжества – Елису. Для этого в Елису приглашались в прошлом ученые-алимы, которые в местном медресе вели учебны курс на аварском языке; особенно часто они прибывали с территорий нынешних Гунибского и Чародинского районов. Так, к примеру в числе ученых трудившихся Елису, обучавших молодых елисуйцев, особенно членов княжеского рода, родному языку были Газимухаммад Бацадинский (нач. XIX в.) и знаменитый Мухаммадтахир Карахский – будущий историограф Кавказской войны.
Далее, дети знатных елисуйцев регулярно посылались для лучшего овладения аварским языком, для духовной и физической закалки в высокогорный Тленсерух, то есть в Чароду.Брачные же связи елисуйская знать поддерживала в те времена преимущественно с казикумухским ханским домом, для большинства представителей которого аварский язык был традиционно вторым родным языком. Здесь впрочем, следует отметить, что нередко и горные аварцы, получали знания, к примеру в области политических наук от елисуйских ученых. Так, последний начальник секретной службы имамата – широко известный Гаджиали Чохский считал своим учителем казана – Эфенди Елисуйского.Этническая деградация елисуйских «лезгин», а именно так они называли себя сами, подобно прочим закавказским аварцам, началась с разорения царской армией города Елису. Тогда, после открытого перехода вышеупомянутого султана Даниялбека на сторону имама Шамиля, большое количество наиболее смелых, религиозных и преданы своим традициям елисуйцев переселилось в чародинские горы. Там, в неприступной Ирибе, они построили мухаджирский лагерь, внутри которого находились вместе с ними ахтынские и кюринские борцы за веру. Второй этап в названном выше, печальном по своим итогам, этническом процессе начался после пленения Шамиля, когда царская администрация – с подачи грузинских дворян, жадно взиравших на благодатные земли закавказских аварцев, – начала вытеснять елисуйцев, особенно представителей княжеского рода, в Османскую империю. Третий этап – это эпоха установления советской власти в Азербайджане штыками солдат XI российской армии в рядах которой было тогда немало скрытых пантюркистов, и последующей коллективизации. Тогда коренное «лезгинское» население Елисуйского участка владевшее почти всей пригодной для пользования землей, имевшейся в горах, предгорьях и на равнине, подвергнуто было сильным притеснениям, отчасти даже кровавому террору.
В результате, настоящие елисуйские «лезгины» в конце-концов разбежалось со своих родных земель – переселилось в Закаталы, Баку и другие города Азербайджана, частично были высланы в Сибирь, а частично вымерли. Те же из них кто и после этого всего остались в Елису, причем в весьма малом количестве, предпочли, в целях самосохранения, переделаться в тюрков-азербайджанцев, ибо с подачи Стамбула уже тогда азербайджанская элита твердо стояла на том, что мусульманское население Азербайджана, да и всего Кавказа, должна перейти с древних местных языков на азербайджанский.Итогом всего изложенного выше, было практическое исчезновение к концу 30-х годов XX века елисуйского варианта аварского языка, который, как рассказывают, отличался от литературного аварского отсутствием ряда специфически аварских звуков-латералов, усиленным «щелканием» и особенно большим количеством слов имевших прямые параллели в языках современного Лезгистана. Дело в том, что подавляющее большинство коренных елисуйцев, осело к тому времени в городах Азербайджана, а также на территории Турции, и вскоре начисто забыло язык предков, хотя и сохранило память о своих аварских корнях.
Те же из них, кто переселились в район Закатал, как например Султановы – близкие родственники Даниялбека, если и знают аварский язык, тот лишь в местном, закатальском варианте. Последний, хотя и близок по многим параметрам к елисуйскому, но все же несколько отличен от него. Недавно, кстати, скончался в глубокой старости, наверное, последний потомственный елисуйцский «лезгин» знавший с раннего детства аварский язык. Это Имам Дашдемирович Мустафаев – бывший первый секретарь ЦК КПСС Азербайджана, крупный ученый, известный писатель, автор книги «Шамиль».Огромной потерей для Кавказа, для исторической науки, для всех мусульман Российской Федерации является недавний уход от нас в мир иной известного кавказоведа, исламского политика, доктора исторических наук академика Хаджимурада Ибрагимбейцли – аварца по паспорту, потомка султанов Елисуйских, сына боевого офицера русской императорской армии, впоследствии советского генерала.
Несколько слов об истории елисуйцев – особого этноса с само названием «лезгин» (лезгияв), сформировавшегося на базе нескольких дагестаноязычных групп, как закавказского, так и горно-дагестанского происхождения, существовавшего в виде воинской касты численностью 20-25 тысяч человек, говоривших на аварском языке.Прежде всего следует отметить, что на елисуйских землях сохраняется и поныне достаточно много ценных архитектурных памятников эпохи христианства, как считают, оставшихся там от кавказской Албании. Не исключено, однако, что часть названных памятников, оставленных местными христианами, является наследи ем не только Албании, но и государства Сарир со столицей в горном Хунзахе, где памятники зристанской эпохи встречаются в большом количестве. Кстати, елисуйским «лезгином» далеких домонгольских времен был и великий первоязычный поэт Кавказа Низами Гянджеви, чей отец был из древнего селения Кум (Къум) Кахского района. кто же он был более конкретно – ахтынец ли, кумухец ли, цахурец ли, или кто-либо еще? – установить невозможно.При поддержке иранских шахов, елисуйцы, чья обитель впервые упоминается в арабских текстах под 1494 г., начинаю уже с XVI века расширять свое влияние присутствие в Приалазанье – в равнинной части современного Кахского района, временно находившейся в руках грузин-кехетинцев.
В ту эпоху во главе воинов – елисуйцев и их поступательного движения на запад стояли князья из сел. Хиц, располагавшегося в горном Лезгистане, которые сделали своей главной опорной точкой в горах неприступный Цахур. В связи с этим названные князья включили часть тогдашних цахурских храбрецов в состав своей дружины, трансформировавшейся со временем, в ходе реконкисты, в один из краеугольных камней при формировании владетельного – землевладельческого – класса в равнинной части Кахского района.В начале XVIII века елисуйцы – совместно с джарцами, тальцами, цахурами и иными «лезгинами» Кавказа, – приняли самое активное участие в ликвидации иранского владычества на территории современного Азербайджана. Мало того, султаны Елису в течении какого-тол времени даже стояли во главе мощного анитииранского движения проходившего на землях, простирающихся между Белоканами и Шеки. В период же борьбы суннитов Восточного Кавказа против Надир-шаха в среде елисуйских «лезгин» имел место раскол. Часть их, группировавшаяся вокруг князя по имени Уцуми, стояла за Иран. А часть, переселившаяся временно на территорию Тленсеруха, героически сражалась на разных направлениях против афганских, узбекских, курдских и туркменских воинов Надира.В Кавказской войне елисуйцы приняли самое активное участие. В начале, правда они действовали на стороне Российской империи, хотя уже в 1832 г. вместе с имамом Газимухаммадом сражался в Гимринском ущелье и пал мучеником за веру елисуйский лезгин Нурмухаммад из сел. Ках.
Позднее елисуйцы находились уже в рядах шариатской армии имама Шамиля. Лидером их был тогда Даниялбек, который ради установления на Кавказе исламской формы правления пожертвовал своим положением наследственного правителя богатой провинции с райским климатом. переселившись в суровые горы Ириба, он провел там более десяти лет, практически на хлебе и воде сражаясь за веру и свободу против победоносной императорской армии, наводившей ужас на европу, Турцию и Иран. Командиром шамилевского спецназа, осуществлявшего в те годы сложнейшие операции против царских войск в Закавказье, был знаменитый Бахарчи (БаIарчи – в переводе с аварского «Молодец») Елисуйский, о котором имеются конкретные сведения в русских и местных письменных источниках прошлого столетия. Известный Елисуйский, сын Абдулатипа (ГIабдулатIипил МухIамад), погибший в сражении с царскими войсками во время Ахтынского похода, предпринятого имамом Шамилем. Не остался незамеченным товарищами по газавату боец ирибского гарнизона Мусабек Елисуйский – выходец из дворянского рода.Из числа елисуйцев, вынужденных покинуть родину после окончания кавказской войны, но все же сумевших добиться известности и за рубежом, можно упомянуть здесь боевого генерала османской армии Сайпуллу Елисуйского, который включен в турецкие энциклопедии.Итак, мы видим, что елисуйцы были коренным восточно-кавказским этносом, имевшим генетически-родственное отношение к различным дагестаноязычным общинам. Этнос тот говоривший на аварском языке дал мусульманскому миру немало героев, солидных ученых и государственных деятелей. Жаль, конечно что елисуйцы исчезли в ХХ в. с лица Земли, практически растворившись среди азербайджанских тюрок и их сородичей-османцев, вследствие акций предпринятых различными не кавказскими силами.Тимур