Наверняка Вы не раз видели эти зажигательные танцы! Волнующие моменты! Захватывающие дух постановки! Но не каждый из Вас знает, откуда берут свое начало эти зажигательные лезгинки. А начало их таится в Джигит-До, древнекавказском боевом рукопашном искусстве.
Джигит-До возник чуть позже своих восточных аналогов (это естественно, так как они и являются прародителями Джигит-До), приблизительно в 12-ом веке. Со временем это мастерство оттачивалось, появлялись новые приемы, новые комбинации, стили, а также направления. Основным направлением Джигит-До сегодня считается Лизгин-ката. Это, по сути, уже "мертвый" вид боевого искусства, потерявший боевое предназначение, и имеющий скорее декоративное назначение. Это можно сравнить с японской "катой".
Однако, Лезгин-ката сохранила в себе основные приемыДжигит-До. Каждый из Вас наверняка видел эти приемы, но принимал их за прекрасную пластику и танцевальный стиль. мы предлагаем взглянуть на это уже другим, свежим взглядом.Мы будем называть чеченские названия приемов. У каждой кавказской национальности свои названия тех или иных приемов, но автор не располагает такими сведениями, за что приносит извинения. К сожалению, мы не нашли какого-нибудь чеченского сайта, где есть подробное описание этого искусство.
Поэтому возьмем на себя смелость довести информацию о Джигит-До на страницах этого чеченского сайта. Также, мы не нашли какой-нибудь исчерпывающей информации в архивных службах Чеченской Республики. Есть только отрывки. Историкам, занимающимся этим забытым боевым искусствам приходится выезжать в районы Чечни и собирать материал у людей, хранящий вековые традиции чеченского народа. Итак, начнем.
Кхос-ло-раз-ког-тух - довольно распространенный прием Джигит-До. Популярен за счет своей действенности. Это очень сильный удар ногой, выполняется в прыжке и направлен не прямо вперед, а вбок и слегка назад, как Вы можете видеть на фото. Вместе с ударом боец должен был произносить некий крик, который бы добавлял к удару часть силы телесной концентрации. Как мы знаем, в японском карате это крик "Кия" или "Киа-а". К сожалению, сведений о чеченском аналоге такого крика не осталось.
Поэтому чеченские Джигит-До-исты кричат "Вуа", что, в принципе, достаточно похоже. На фото: кадр из чеченского спектакля "Ма-матриц". Главный герой Ноха ударом кхос-ло-раз-ког-тух отбивается от окружающих его агентов Супьянов. (фото ниже).
Помимо ударов ногами, широко распространены удары коленом. Наиболее распространенный удар коленом: кхос-ло-гул-тух-сих, показан на фото ниже.
Это удар выполняется с чередованием с предыдущим ударом кхос-ло-раз-ког-тух. Удар кхос-ло-гул-тух-сих не очень распространен среди Джигит-До-истов, так как довольно сложен, и его выполнение требует определенных навыков.
Особенность этого удара в том, что бьющий должен выполнить его строго в голову противника, для чего ему нужно высоко прыгнуть. Выполняется только мастерами Джигит-До.
Удар рукой - Буй-тух-бетах. выполняется прямой рукой в лицо. Сохранилась информация о вариации этого удара, так, буй-тух-даггах, - удар в солнечное сплетение, буй-тух-оц-метте, - удар в паховую область. Прием, достаточно распространенный за свою простоту и эффективность. На фото ниже, мастер тренируется в Лезгин-кате и выполняет удар буй-тух-бетах.
Вопреки распространенному мнению, Джигит-До учили не только мужчин, достигших пятилетнего возраста, но и девушек. По древнему преданию, девушки обязаны учить Джигит-До и демонстрировать Лезгин-Кату в собраниях, где нет мужчин. Эта традиция сохранилась и до сих пор, но только уже в виде танца. Когда девушки собираются вместе, одна из них обязательно танцует лезгинку, а другие исполняют простой женский танец. На фото ниже мы видим, как женщина, Джигит-До-истка принимает защитную позу 1ад-йит-со-сих от удара-подсечки ас-ког-каг-бо-ха.
Удар - дай-сай-буй-тух-беттах. Двойной удар кулаками в лицо двух противников.
Как и любые другие боевые искусства, Джигит-До предусматривал защиту от нескольких противников одновременно. Так появились несколько техник: д1а-вад-циг-гар-сих (довольно распространенная техника), герз-тэпч-тух-сих (часто применяемая в Чечне техника), вокх-ваш-вал-ведай-сай-циг-кхуз. В эту технику входят удары сразу двумя руками и ногами. Техника очень сложная, и редко применимая, т.к. ею обладают только хорошо обученные Джигит-До-исты.
На фото ниже: мастер техники дай-сай-циг-кхуз выполняет удар руками дай-сай-буй-тух-беттах. Как вы видите, противники отлетают так быстро, что это не смогла зафиксировать фотокамера. (техника используется в основном начинающими Джигит-До-истами), а также наиболее сложная из всех, техника
Технику кавказских Джигит-До-истов переняли и башкирские танцоры. Вы видите, как башкирский танцор выполняет удар кхос-лой-раз-гул-тух.
Лежащего на полу противника не видно, так как камера снимает бойца, необычайно высоко подпрыгнувшего.
Как и любая другая восточная техника, Джигит-До имеет также направления и целый комплекс приемов с использование различного оружия. Использовались в технике в основном кинжалы. Также дошли до наших дней техники использования мечей и сабель. На фото ниже: мастер техники урс-тух-гай-чу выполняет один из приемов.
И конечно же, вместе с приемами и техникой, кавказское Джигит-До переняло у японцев и другой важный обычай. Речь идет о традиции гай-чу-х1айн-урс-от, а также о методике баг-чу-х1айн-урс-от. Это "потомки" древне-японской традиции "харакири".
Однако, на Кавказе встречаются две его разновидности. Первая, - гай-чу-х1айн-урс-от, - похожа на "харакири" и выполняется точно так же, т.е. кинжал входит в живот с левой стороны, проходит поперет туловища направо под пупком, затем вверх. Вторая (показана на фото ниже) - баг-чу-х1айн-урс-от, выполняется совсем по-другому. В этом случае, провинившийся боец Джигит-До должен проткнуть себе рот сразу четырьмя кинжалами. Это очень кровавый обычай, но что самое страшное, он до сих пор существует, хотя такие сцены запрещено фиксировать на фото или видео.
На фото ниже редкая фотография - Джигит-До-ист умерщвляет себя приемом баг-чу-х1айн-урс-от. По требованию традиции, его боевые товарищи стоят рядом, улыбаются и апплодируют находясь в состоянии отрешенности ша-дерг-т1оьг1ал-ду. Чрезвычайная выдержка, т.к. многие из них в этот момент готовы закрыть глаза и заплакать.
Это не полная статья о Джигит-До. В ближайшее время мы расскажем Вам об этом виде искусства более подробно
Не печатайте пожалуйста всякую ерунду по принципу лишь бы заинтреговать. Какое на х.... Джигит-до??? Тамкими темпами вы скоро кавказских шаулиней изобретете. Статья похожа на неудачную шутку, и пожалуйста не надо печатать продолжения. Вам надо уважаемая редакция определиться с жанром сайта.