Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1060
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 19
Мугьманар: 19
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2012 » Март » 23 » Фейзудин Нагиев: У лезгин должна быть своя национальная идея.

15:40

Фейзудин Нагиев: У лезгин должна быть своя национальная идея.


Фейзудин Нагиев: У лезгин должна быть своя национальная идея.
ЛезгиЯр представляет вашему вниманию интервью Руслана Гереева с директором НИИ Албанистики Фейзудином Нагиевым.

Интеллигенция должна стать основным двигателем в решении современных культурно-исторических и иных проблем своего народа. 

В последнее время активизируется интерес к изучению истории и культуры своего народа, своих корней. Так сказать, пришло время собирать камни, разбросанные за прошлые годы и эпохи. Но не обходятся эти вопросы и без дискуссий, без перетягиваний чужого наследия на себя, а то и прямого рейдерства в истории. О таких вопросах рассказал директор научно-исследовательского Института албанистики, известный поэт, писатель, публицист, литературовед, доктор филологических наук Фейзудин Рамазанович Нагиев. 

1. Фейзудин Рамазанович, Вы сплотили вокруг себя определенный круг ученых, специалистов в различных областях и создали  научно-исследовательский Институт албанистики. Дайте, пожалуйста, краткую характеристику, чем будете заниматься, и на что именно будет сосредоточено основное внимание?

Дагестанские народы, народы Кавказа имеют богатую многотысячелетнюю культуру. И плохо, когда мы не знаем о своих корнях. 
Без знания истории своего народа, своей страны, нельзя говорить о полноценном нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения. Без истории нет и культуры.

В числе других народов Кавказа лезгины также имеют свою богатую духовную культуру. Это народный героический эпос «Шарвили», которому более трех тысяч лет, героические песни «Всадница, танцевавшая на скале», «Черная голова», «Каменный мальчик», «Песнь про Хаджи Давуда», «Боевая песня» и др. А в числе народов Кавказской Албании, занимавшей огромную территорию от Дербента (Ч1ула) до реки Арас (армян. Аракс, азерб. Араз), лезгины имеют также общую с ними духовную и материальную культуру. Албания, просуществовавшая с VI века до н.э., пала под ударами арабов. 

Сохранившие свою христианскую религию, южные албаны со временем деэтнизировались и по языку стали армянами. По наущению армянского католикоса Елии арабы насильно заставили южных албан перейти с греческого дифизитства в армяно-григорианское монофизитство. (Напомним, что воевавшие с Византией арабы воспринимали византийское халкедонитство как «вражескую религию», чем воспользовались армянские церковные лидеры). Хотя Церкви албан и армян в Гандзасаре и Эчмиадзине оставались разделенными вплоть до упразднения Албанской Автокефальной Апостольской Церкви в 1836-1837 годах. Царское правительство, с целью усиления христианского влияния на Кавказе, создавала в Южной Албании – Арцахе выгодные условия для переселяющихся из Турции армян. С этого времени Южная Албания окончательно подпадает под духовную юрисдикцию Эчмиадзина, и начинается трагический период невосполнимых потерь албанской духовной и материальной культуры. По свидетельству Макара Бархудара, албанские церкви в этот период приходят в запустение, а дифизитские книги сжигаются. Начинается процесс вытеснения алупанского церковного языка правобережья реки Кур – Южной Албании армянским языком вплоть до полного слияния с ним. 

На сегодня многое из нашей культуры утеряно, и тем более ценно то, что осталось. На бывших албанских землях повсеместно обнаруживают ценные исторические артефакты, в том числе и камни албанского времени с письменами. Такие камни найдены в поселениях Куруш, Аттал, Чур (около Нюгди), Кра-Кюре, Варташан, Кудкашан, Кабалак (Квепелек), и др. Все то, что дошло до нас, мы обязаны сохранить для последующих поколений.

2. Фейзудин Рамазанович, как появилась идея создания Института албанистики?

Где-то в 1986 году мне посчастливилось познакомиться с выдающимся лингвистом, кавказоведом, заведующим сектором кавказских языков Института языкознания РАН профессором Георгием Андреевичем Климовым. В числе многочисленных его научных направлений была и албанистика; признанный специалист по картвельским языкам, знал он и лезгинский. Я тогда задумал издать журнал «Лезгистан» и собирал материал. С Михаилом Егоровичем Алексеевым, тогда аспирантом Г.Климова, ныне замдиректора Института Языкознания, мы беседовали у Георгия Андреевича в  кабине. Показывая на Михаила, Георгий Андреевич сказал: «Вот кто будет заниматься лезгинским языком!». Еще мне запомнились слова, которые тогда сказал Георгий Андреевич. А сказал он примерно следующее: «Многие занимаются албанистикой – армяне, грузины, азербайджанцы, русские, немцы, а лезгин среди них нет. Ведь это ваша история!». 

Эти слова возбудили во мне интерес к албанистике. Прощаясь, Георгий Андреевич подарил мне свою статью об албанском письме с автографом, которая была напечатана в пробном номере журнала «Лезгистан». 

3. А какова база для создания такого института?

Конечно же, для создания любого предприятия нужна определенная база, научная и материальная. В течение только последних двух десятков лет появилось много материалов по истории и культуре лезгин и среди них работы З.Алексидзе, К.Акимова, Г.Абдурагимова, Ф.Бадалова, Г.Гаджиева, И.Гаджимурадова, Н.Гусейнова, З.Кананчева, С.Керимовой, А.Кудрявцева, М.Меликмамедова, Ф.Нагиева, З.Ризванова, Я.Яралиева и мн.др. Прошли крупные форумы и симпозиумы по албанистике в Баку, Ереване, Москве с участием ученых с разных концов мира. Найденные в 1994 году на Синае палимпсесты расшифрованы профессором Зазой Алексидзе и изданы в 2009 году отдельной книгой. Возраст палимпсестов (IV век) показывает, что албанское письмо существовало задолго до Месропа Маштоца, приспособившего бытующий алфавит к языку своего гаргарского племени. Албанистике посвящены труды албанских, армянских, азербайджанских, грузинских, многих мировых ученых. 

Таким образом, имеющаяся научная база вполне позволяет заниматься научными исследованиями в этой области. В албанистике остается много спорных проблем: вопросы границ, этнической географии, локализации городов и населенных пунктов, вопросы, связанные со временем принятия христианства и языком албанских этносов  и многое другое.

4. Что Вы можете сказать о дате изменения 5000-летней истории Дербента?

Дербент в последнее время стал притчей в языцех. Вокруг этого города идут ожесточенные споры по любым вопросам, касающимся этого самого древнего города России, одной из бывших столиц Кавказской Албании. Конечно, очень обидно, когда некоторые ученые чересчур политизируют науку; смотрят на культуру соседних народов сквозь призму своих личных и узконационалистических интересов. Здесь само по себе напрашивается: «что хорошо для лезгин, то – головная боль для некоторых». Вспомним хотя бы антиконституционные действия в 2009 году «законных» вооруженных отрядов Муху Алиева, призванных не допустить избрания мэром Дербента неугодного лезгина Я.Яралиева. 

Наши «доброжелатели» зорко следят, как бы лезгины не опомнились и не начали «собирать камни» своей культуры, своей истории. Они озабочены, во что бы то ни стало омолодить дату 5000-летней истории Дербента. В плохо скрываемом своем «антилезгинстве» они забывают и о дагестанском патриотизме, об интересах республики, таким образом «повышая» туристическую привлекательность Дагестана. Но странно одно: хотя по сей день путают названия городов Чула /Ч1ула («В пояске», Дербент) и Цур /Ч1ур (город около Белиджи), имена царей Албании Араса и Арс-Валана, называя их Оройсом и Аусваленом, эти господа ученые «удивительно точно» устанавливают возраст Дербента в 2450 лет! 

При этом опровергают фундаментальные работы одного их выдающихся археологов профессора А.А.Кудрявцева, отдавшего 25 лет изучению культурных слоев Дербента. В свое время некоторые националистически настроенные представители науки добывались от ученого, чтобы он связывал историю Дербента с тюркским этносом, а не с албанскими – лезгинскими народами, а также, чтобы ученый поддержал перенос северной границы Албании до реки Терек (Каранайских гор), что дало бы повод для признания албанами и народов Северного Дагестана. При этом эта группа ученых и не подумала, куда же тогда девать сарматов. 

Для утверждения идеи вхождения в состав Албании всего Северного Дагестана в 1959 году ИИЯЛИ Дагфилиала АН СССР была проведена специальная сессия, посвященная археологии Дагестана, с привлечением ученых из всей страны. В докладе «Дагестан и Кавказская Албания» Д.М.Атаев поставил вопрос о необходимости рассмотрения территории Дагестана в качестве одного из «очагов албанских племен» и заострил внимание на преувеличении роли сарматизации в истории Дагестана. Его тезис поддержал и Г.А.Ломтатидзе, который предложил назвать материальную культуру Дагестана, особенно в горной ее части I-х веков н.э. албанской, а не сарматской. На этом надуманном тезисе в дальнейшем и строилась вся научная работа историков и археологов Дагестана.

В действительности же северная граница Албании проходит не по Каранайским горам, а по Керавнийским (Циравским) горам, то есть – верхним отрогам Самурского хребта (кстати, известна местная порода овец «цирав»; къирав, что по-лезгински, означает «изморозь», цирав – «узоры из наледи» на растениях или на чем-либо). Не добившись от А.А.Кудрявцева стать соучастником своих амбициозных планов, эта группа ученых выжила честного и неподкупного ученого из Дагестана. Так в свое время выживали и талантливого травматолога-ортопеда доктора Г.А.Илизарова, объявляя его шарлатаном. Теперь знаменитым на весь мир Российским Научным Центром «Восстановительной Травматологии и Ортопедии» гордится, увы, не Дагестан. 

В то же время непонятно, куда смотрят эти же господа правдоискатели, когда одна за другой выходят далекие не только он научной мысли, но и от здравого смысла опусы, первые из которых ссылаются на слухи, а последующие – на предыдущие, подготавливая таким образом «научную» базу под свои мифические идеи. Так Цахурские владения и вся Шекинская зона объявляются аварскими! В Интернете появились даже соответствующие карты. (Нужно ведь соответствовать объявленному статусу «государствообразующей» нации!). Согласно непонятной нам логике, раз в Шаки жили чильбы (арчинцы), вытесненные саками и так как лезгиноязычные арчинцы записаны аварцами, то и Шакинские земли автоматически становятся аварскими! Подобные «научные» труды даже рекомендованы для изучения студентам исторического факультета ДГУ! По этим фантастическим темам пишутся научные диссертации! А радетели научной истины из Института истории и этнографии ДНЦ РАН видят не эти сегодняшние реалии, а дела 5000-летней давности.  

Эта же группа исследователей бездоказательно связывает строительство Дербентской Стены и фортификационных сооружений с именем персидского царя Ездигерда II (438-457 гг.). Конечно же, проход Чула и укрепление Жалган (в литературе искажено: Желда или Гелда) известны еще со времен появления в Закавказье киммерийцев и скифов, то есть VIII-VII в.до н.э. Не занимался Ездигерд II и укреплением оборонительных стен прохода Чула. Некоторыми работами по реконструкции стен (судя по надписи на северной городской стене, в 567 г.) серьезно занялся Хосров I Ануширван (531-579). С целью изменения демографии в подвластных ему землях и укрепления своих позиций Ануширван переселял таваспаров и иранских евреев на север Албании.

5. А почему Дербент называется Чула и каков был этнический облик города?

Современное название Дербента появилось с середины VI века, то есть со времени начала реконструкции стен города Хосровом I Ануширваном. Оно происходит от иранского «дару банд» «узкий проход» («запертые ворота» или «ворота на запоре»), что является калькой с лезгинского названия Чула (Ч1ула «в пояске», «в узелке»). Начиная с VII в., это название встречается в письменных источниках. Население области Чула изначально было пестрым, ибо это были мастера и ремесленники. Среди них леки, касы, хачметаки, с  VI века таваспары и таты, оседали здесь и завоеватели: с I века маскуты, IV века гунны, VI века хазары, с IХ века араба, с ХII века тюрки-огузы, с ХIII века моголы, в разное время персы и другие. 

6. А албаны?

Все албанские народы и назывались албанами. Албаны, кстати, как и лпины – собирательный термин, равно как дагестанцы и азербайджанцы. Отдельного народа «албан» не было.

7. Фейзудин Рамазанович, на Ваш взгляд, способна ли лезгинская  интеллигенция стать основным двигателем в решении наших культурно-исторических и современных проблем?

Кому же решать эти проблемы, как не нашей интеллигенции? Лезгинская  интеллигенция должна стать основным двигателем в решении наших культурно-исторических и современных проблем. Другое дело, что у нас мало людей, занимающихся национально значимыми проблемами, мало сил, мало специалистов. А имеющиеся же специалисты работают разобщенно, а иные даже на любительском уровне. Подчас некий любитель не столько решает какую-либо проблему в определенной области, сколько создает их еще больше. Я уже писал о таких эминоведах и сулеймановедах.

В течение многих десятилетий наша научная интеллигенция, особенно историки, не обращала внимания на христианский период нашей истории. А бесхозная вещь всегда находит себе другого хозяина. Доходят до смешного: наши кладбища христианского периода стали называться «армянскими» кладбищами (у арабов слово «армянское» было синонимом слова «христианское»), наши христианские церкви – «армянскими» церквями (например, церковь апостола Григориса в Нюгди), наши мыслители, поэты, историки албанского периода тоже называются армянскими. Бедная Албания! Оказывается у нее ничего своего не было!

 А ведь лезгины (царство Лек) приняли христианство в 43 году от рождества Христова от апостола Елишея в местечке Киш, которая стала колыбелью всего христианства на Кавказе. А в 315-316 году вместе с Арменией христианство приняла и Южная Албания при царе Урнайре. И письменность у лезгин, как свидетельствуют Синайские тексты, была задолго до того, как Месроп Маштоц приспосабливал уже бытующее албанское письмо для своего гаргарейского племени. Но в результате хитросплетений в истории лезгины оказались у разбитого корыта.

8. Несмотря на неафишированность, Вы очень многое делаете по объяснению темных пятен в истории и культуре лезгин. С какими трудностями вы сталкиваетесь?

Трудностей много. Это, во-первых, отсутствие специалистов. Катастрофически не хватает лингвистов, историков, фольклористов. Культура начинает исчезать с исчезновения языка и традиций. Сначала забывается счет, поговорки и пословицы, сказки, притчи, национальные праздники, национальная кухня, народные песни и танцы с их названиями. Дошло до того, что некоторые верующие борются не против культурного и исторического невежества, а против наших праздников Яран сувар, Цуькверин Сувар, К1ару, Эвелцан, «Шарвили», объявляя их языческими и не видя их нравственно-воспитательный потенциал.
Исчезают традиции, а с ними и отраслевая лексика, что обедняет наши языки. Например, с исчезновением конопли исчез целый пласт материальной культуры. С появлением электронных музыкальных инструментов все меньше остается места живой музыке, живому исполнению песен. Мало народных композиторов и музыкантов исполнителей игры на народных инструментах.

9. Как известно, трудно найти взаимопонимание в научной среде, особенно по таким ключевым для всего Кавказа вопросам как албанское наследие. Ведь албанистика сегодня стала зоной политических интересов различных стран Кавказа и Закавказья. 

Я об этом уже говорил. История сама наука политическая. С самого начала появления государств история становилась неким идеологическим базисом для возведения всего государственного устройства, для узаконивания отнятого у более слабых стран, для развития новых идеологических устремлений.   
Вот и с албанской историей происходит то же самое. С распадом албанского государства его земли вошли в состав Армении, Грузии, Азербайджана, Дагестана. 

И на его культурно-историческое наследие претендуют эти республики. Исторические школы их работают на то, чтобы узаконивать этот беспредельный передел. А когда лезгины говорят о своем неотъемлемом праве на албанское наследие – наследие всех народов лезгинской языковой семьи, то это вызывает у них недовольство. 

А как же, ведь они сами хотели бы проглотить и переварить отторгнутую ими и не принадлежащую самим часть албанского наследия. Так, например, появился миф о аваро-армянской Второй Албании. Образованные в 910 году на территории Западной Албании сыном Григора-Хамамы Атрнерсехом II  Албанские царства Шеки-Камбечани-Эретия объявляются как армяно-аварское царство Второй Албании. (В середине Х века этими областями владел сын Атрнерсеха II  Ишханик, а в XI веке эти царства были поглощены Кахетией).
Где же здесь господа неоисторики видят армяно-аварский след, когда Ишханик был женат на сестре грузинского эристава Гургена, а Григор-Хамам был одним из сыновей владетеля Хачена Атрнерсеха, сына Сахля – владетеля Сисака, то есть албанцем? 

Но в то же время огульно отвергаются интересные и продуктивные научные изыскания, расшифровки албанских, фестских, этрусских текстов профессора Ярали Яралиева.

10. В Азербайджане открыто и вновь  воссозданы несколько крупных исторических объектов албанского наследия. Много открытий со стороны армянского ученого сообщества. То есть в этих странах, государство финансирует научную и археологическую деятельность, утверждаются разные целевые программы. Что делается у нас? 

За наукой, в том числе и за албанистикой, в Армении, Грузии, Азербайджане стоят их государства. А лезгины со своими проблемами предоставлены сами себе. Ни одной лезгинской национальной проблемой никакое государство, где лезгины живут, не занимается. А если и занимается, то только в ущерб национальным интересам лезгин. Примеров этому предостаточно. При демаркации российско-азербайджанской границы и подписании Россией договора о границе с Азербайджаном (кстати, ни одной другой пограничной страной такой договор с Азербайджаном не подписан!) ущемлены национальные интересы лезгин и государственные интересы самой России. Это обернулось бесконтрольным забором воды реки Самур азербайджанской стороной. Это обернулось трагедией российских сел Храх-уба и Урьян-уба, отданных Азербайджану и откуда лезгинское население уже выдавлено. 

Даже то, что принадлежит лезгинам, у нас стараются отбирать и присваивать. Вот вам еще пример: глава Дербентского района господин Курбанов К.С. своим незаконным решением отдает армянской общине памятник албанской духовной культуры IV века, находящийся на лезгинской земле, будто специально создавая почву для межнационального конфликта.

11. Какие  наиболее эффективнее пути развития культуры лезгин Вы видите? В чем, по Вашему мнению, наша историческая перспектива?

У каждого народа бывает своя национальная идея. Есть она (должна быть!) и у лезгин. Наши соседи о лезгинах шутят, что мы родились с ручкой. То есть, наш народ грамотный, во всяком случае, способный к грамоте. Хотя многие позиции на сегодня нами утеряны: наша грамотность сильно упала с открытием больших университетских филиалов в маленьких сарайчиках. И все же я верю в нравственный и созидательный потенциал нашего народа. Нужно сохранить наш язык, наши добрые обычаи и традиции, нашу этническую самоидентичность – лезгинство. И помогут нам в этом только знания. 

Беседовал Руслан Гереев. 
Лезгинское Инфо Агенство - ЛИА








Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Лезгинская правда | Просмотров: 11708 | Добавил: LezGiYar | В материале упоминаются: Фейзудин Нагиев, Албанистика, лезгинская интеллигенция, лезгинские ученые

avatar
1
Почему мы должны соответствовать критериям армян и азербайджанцев, у нас культура древнее чем их и наследие огромное, пусть они у нас учатся, а не наоборот. Четко сказано, хорошо что тему подняли наконец-то, давно пора.
avatar
43
Джамал, ну вы загнули про культуру.
А доказательство где, что ваша древнее Армянской???
Про огромное наследие - молчу.
avatar
2
Я АЛБАНЕЦ и ЛЕЗГИН - наследник величайшей в истории культуры и традиций и горжусь этим. Армяне всегда занимались плагиатством, на большее они не способны. Так что чему тут удивлятся.
avatar
44
Ибрагим вы оскорбили Армян,я в свою очередь буду оскорблять Албанцев и Лезгин.
-Укажите источники что Армяне всегда занимались плагиаторством???
Мой ответ вам:
Это Лезгини занимаются плагиаторством и эта левая статья тому подтверждение.
avatar
3
Нам нужны и мы всячески должны поддержать таких людей,с каждым разом узнаю что то новое про нашу историю.Раз от людей скрывают и главное нет и мизерного даже помощи от государства! это лишный раз доказывает сколько у нас доброжелателей.И про идею все верно,нужны действия.
avatar
4
Отлично!
Администраторы, возможно ли организовать онлайн интервью с этим замечательным человеком? Скопилось уйма вопросов.
avatar
5
Поправьте меня если я не прав.
Определяя возраст Дербента в 2700 лет, некоторые говорят о проазер-ской пропаганде. Однако известно, что Кавказская Албания образовалась в 5 в до н.э. В 5 в. н.э. (через 1000 лет) первые потоки кочевников на нашей земле. То есть выходит такая хронология:

2700 лет назад - образование г. Дербент
2500 лет назад - образования Кавказской Албании
1500 лет назад - первые наплывы тюркских и др. кочевых племен на террит. КА.

В случае, когда образование Кевара относят на 5000 лет назад, это выглядит менее привлекательно и правдоподобно. Так что я читаю, что утверждение Имамом Яралиевым даты "Дербенту 2700 лет" выглядит не проц1апским ходом, а как раз наоборот - пролезгинским.
avatar
6
Возможно и так, но уменьшать историю, когда все наоборот увеличивают, выглядит глупо. Нельзя так делать, сегодня тут уступили, завтра там, а послезавтра что...
avatar
7
- Бедная Албания! Оказывается у нее ничего своего не было!

Администрация, организуйте пожалуста с так называемым ученым вопрос-ответы в форуме .
У него столько проколов что даже не знаешь откуда начать, откуда закончить. И желательно чтоб вопросы задаваемые сие так называемому учОному не печатывались заранее, хочется как много больше и дольше ловить кайфовые наслаждения от его уцОных ответов. Прямь клон Мубаризки Ахмах-Оглу.
Одно только это чего стоит:
"А ведь лезгины (царство Лек) приняли христианство в 43 году от рождества Христова от апостола Елишея"
--------
Ждем ответа дорогая Администрация.
Ответ: Lek5: Много не уважаемый гость, следующий раз свой вопрос, если она есть, зададите в нормальной форме в лучших традициях кавказской этики. Если нет, ваш пост испариться, имейте введу.
avatar
8
В принципе, я ожидал такую реакцию, даже чуть-чуть запаздало. Я понимаю, что за "историей" смотрят армяне, грузины и азери-тюрки, хотя последние пытаются писать вилами на воде. Сей факт, что лезгины тоже начинают "ковырять" историю может и вызывает раздражение у остальных.

Что же? Единственным правильным решением будет организование ученого совета (называйте как хотите) из армян, грузин и лезгин по албанистике. Азери-тюрков по понятным причинам не стоит, не причем они в албанистике.

Что касается Елишея, он же Елисей, то известно, что он был учеником апостола Фадея, который и получил право на таинства и обряда от Иакова.
avatar
24
это либеральный сайт не говорите здесь об этике СМЕШНО!!!
avatar
48
Не обращайте внимание у этого гражданина башка повернута на осознании собственной важности и значимости - "замкомбат" он.
Говорит иногда правильные вещи, но хам и пакостник редкостный.
avatar
9
В принципе, я ожидал такую реакцию, даже чуть-чуть запаздало.

Лучше поздно-чем никогда.
Кстати , лезгины приняли христианство не в 43 году нашей эры, то есть после всего 10 лет мученической смерти Христа а намного раньше, в 13 году , когда Иса работал с отцом в Назарете. Так и было, Святой Егише опередил все события ровно на 30 лет вперед .
------
Lek5 ровно столько и уважаемый, вопрос здесь у меня отсутствует, вот если будет организована онлайн вопрос-ответ в форуме, обещаю их несколько.
avatar
10
Назимлек. Спасибо за предложение.
Поговорил с Фейзудином Рамазановичем и он уважительно согласился дать онлайн интервью . Нужно будет заранее его об этом уведомить.
Подготовьте свои вопросы и на сайте скоро выйдет информация.
avatar
23
Армяне готовьте вопросы с азерами
avatar
11
Админы, как оперативно! Считаю, что неделю на вопросы можно дать. Потом администраторы соберут воедино и передадут историку вопросы. Далее, Нагиев Ф. в сроки, которые позволяют его возможности, ответит на них. После опубликуем на сайте.
Итак, можно дать новость хоть сейчас, и с егодняшнего дня до 1 апреля принимать вопросы. Со 2 апреля до Х апреля ждем ответов историка.
avatar
12
Даааааааа ребята это просто фантастика! Все взята с потолка, извините, но ни одного факта. В конце концов существует история и ничего не надо придумывать.Единственный факт, это то, что кавказская Албания это лезгины и ни кто этого не отрицает. А то, что турки кочевники заняли обширные территорий лезгин, и душат даже сегодня об этом почти ни говориться. Но зато с армянами псевдо историк сталкивает лезгин, когда лезгины и армяне в свое время были как братья христяне. С уважением!
avatar
22
это вас тюрки душат, у вас с ними прям экстаз. мы разберемся с азиками самибез вашего вредительства. вы только троллите и оскорбления пишите
avatar
13
Когда писал(из телефона отписываюсь в основном) первый коммент фотография автора не была открытой, так что те пару слов адресованные ему считаю со своей стороны неправильным и приношу только ему свое извинение, видя его возраст.
Спасибо Администрации за оперативеость и шанс с на общение, историю нужно знать и говорить точнейшую, либо вообще не говорить. А ошибки можно исправить каждому, и уцОному и учёному!
PS.
Господин Нагиев, по "Вами" пройдут катком вопросы , коварные и злые, из наихайского сообщества, готовьтесь.
avatar
14
Я просто поражаюсь некоторым комментариям. Пора запомнить наконец, что у армян ничего небыло из памятников албанской культуры, хотя бы потому что в своем подавляющем большинстве они всегда были и есть дашнаки.
avatar
15
у армян ничего небыло из памятников албанской культуры, хотя бы потому что в своем подавляющем большинстве они всегда были и есть дашнаки.

Вах, ну и мысль!
Я ее всем армянам которым знаю покажу.
Именно дашнаки(не армяне) проливали кровь за сохранение лезгинских памятников во время войны, в то время когда сами же лезгины в составе Азармии с удовольствием бомбили их.
Тогда Где ваша признательность?
------
Лезгины, правоприемлики Албании, должны быть благодарны в большинстве своем именно армянам, что донесли летописи про самих их предков до наших дней.
avatar
21
Украли так и скажи че отпрыгиваеш
avatar
16
Может и так Гариб, надо честно сказать, что территориии до озера Севан являются лезгинскими исторически, и мы их обязательно заберем - это лишь вопрос времени. Считаю что политика Армянского Католикосата приносит больше вреда лезгинам чем даже Азербайджан со своей диктатуруой.
avatar
45
Саидахмед, ты случайно не являешься Русланом Греевим???
Коммент твой совпадает с цитатами этого автора, который уже отметился своими антиармянскими статьями и в других сайтах.
avatar
17
Очень опасные вопросы поставил перед Албанистов автор интервью Руслан Гереев, сразу виден профессиональный подход к вопросу наследия. Эти темы считаются спорными и каждый из сторон приписывает максимальную историческую выгоду себе. Но все равно надо решить эту проблему и Фейзудин Нагиев прав говоря, что лезгинская интеллегенция отстранилась от проблем южных народов, а без нее это делают другие и делают так как могут, помоему удивлятся нечему, надо просто консолидироватся вокруг нашей истории.
avatar
18
Может и так Гариб, надо честно сказать, что территориии до озера Севан являются лезгинскими исторически, и мы их обязательно заберем - это лишь вопрос времени. Считаю что политика Армянского Католикосата приносит больше вреда лезгинам чем даже Азербайджан со своей диктатуруой.

А кто разве против? Верните. И почему до Севана, к чему мелочиться, нажмите до Джаджура, всё это ваше.
Армянский Католикосат сделал самую большую ошибку дав вашим священникам право из Барды переселиться в Гандзасар, вот и расхлёбываем.
А вообще, если раскинуть весь расклад (нашел полный сборник трудов его) директора(чего, так и не понял) НИИ Албанистики господина Нагиева, получится интересная
картина.
Армяне всё Алуанское присвоили, всё, церкви, письмена, кладбища, хачкары, людей, что мелочиться, историю в целом. Вон даже Мовсеса Кагангтваци заставили свои летописи на армянском нацарапать, но сделали один прокол, самый непростительный.
Сохранили у себя в центре столицы, в Матенадаране албанский алфавит из 52 букв. Ну и идиоту доверили это дело, разве можно было так обложиться. Небыло бы этого алфавита небыло и директора с загадочного НИИ с вышеприведенными его расшифровками.
Ничего, этого гада который не сгубил ваш алфавит и сохранил его мы быстро найдем и дёрнем , теперь вас уже с НИИ Албанистики под руководством директора Нагиева к сожалению уже не остановить. Всё ваше, и Севан и Гандзасар и Амарас да и Карабах тоже, уверен Бако Саакян тоже в курсе да и МГ ОБСЕ тоже.
avatar
19
Сохраняйте спокойствие господа.Никто никого не пытается стравливать.Азербайджанцы в интервью не упомянуты по той простой причине,что вопрос их отношения к Албании и ее наследию по большому счету для всех кроме самих азиков снят.И не о чем тут дискутировать.А вот границы Албании и некоторые другие моменты связанные с религией,локализацией племен и населенных пунктов безусловно дискуссионные и спорные,о чем кстати если читать внимательно сказал и Нагиев. Никто не объявляет мнение Нагиева истиной в последней инстанции.
Да и современным лезгинам главное сохранить то,что у них есть сейчас,а не то что когда-то в доисторическом прошлом было их.В конце концов тех же азеров не отправишь же обратно на Алтай,вряд ли они там русским нужны.И потом среди лезгин тоже много развелось псевдоисторических теорий,вроде Р.Бабаева который даже золото Трои объявил историческим наследием лезгинского народа.В данном интервью безусловно не мало спорных моментов.
avatar
20
странная картина получается, если судить по работе Армянской Апостольской Церкви, то Армения в историческом понимании до размеров целого континента долшла. Кто воспримет это?
avatar
25
Лезгинский ученный не должен отвечать на вопросы армянских троллей. у них есть свои сайты типа лезгистан.тв пусть там свою пропаганду пихают!
avatar
26
Какая разница кому отвечают, главное чтобы отвечали достойно и показывали свои знания в различных сферах лезгинских интересов. А это ЛЕЗГИСТАН ТВ что это такое, что-то в интернете нет такого.
avatar
27
Не слушайте эТоГо пользователя. Я уже, как мод, заколебался исправлять непристойные его посты.

Вот упомянутый сайт - http://lezgistan.tv/
Это самый правильный, открытый, с прямым указанием, кто нам враг, а кто друг.
avatar
28
Лезгистан тв сайт созданный армянами спонтом лезгинский сайт там они размещают пропагандистские статьи в которых обзывают лезгин трусами позорными,каркают что у лезгин все плохо , что все кто нашей культурой занимается дураки а только армяне молодцы всего дерьма не буду перечислять
avatar
29
Хвалить надо тогда, где есть за что хвалить.
avatar
31
Ты чтоли армянский халуй хочеш выслуживаться перед армянами,хочеш похвалу !? шестерят только армяне и азеры, А лезгины только перед богом ответ держат. Ты армян притворяющийся лезгином я это давно заметил
avatar
30
НЕ отвечайте армянам потому что им плевать на наш народ они хотят нас использовать в грязных играх с тюрками хотят подставить нас как они уже один раз сделали в 90х они хотят сделать из нас своих халуев Но у них ничего не поучится, здесь Админ и модеры работают на третью сторону они не нашине доверяйте ни единому их слову. Фейзудин мIахьлим игнорируйте провакационные вопросы армян, они всех лезгин кто занимается развитием лезгинской культуры обзывали дураками в статьях на этом сайте. Они писали что не надо развивать лезгинскую культуру а надо воевать с цапами!. Они наши враги!.
avatar
32
Албанский историк VII века Моисей Каланкатуйский(Мовсеса Кагангтваци), сочинение которого сохранилось на армянском языке, перечисляет народы, которые в его время имели письменность, и в их числе упоминает и албанов. Далее сведения о существовании священных писаний на албанском языке имеются у армянского историка VIII века Гевонда. Он перечисляет те языки, на которых существует текст Евангелия, и среди них на двенадцатом месте назван албанский.Обратите внимание- Албанский историк VII века Моисей Каланкатуйский, сочинение которого сохранилось на армянском языке…Албански й историк,но сочинение сохранились на Армянском языке почему то!!!Армянские церкви не Армянские,писме нность-албанский,Моисе й-Албан,Маштоц может тоже Лезгин?))Дальше-Исходя из исследования самого текста «Истории албан», историки приходят к выводу, что автором первых двух частей «Истории албан» является ученый священник инок Моисей, живший в VII веке, прозванный Каланкатуйским. Или как сам о себе он свидетельствует : «враги пустились в погоню за беглецами и некоторых из них догнали у подножия горы, находящейся против большого села Каланкатуйк, расположенного в той же области Ути, откуда родом и я». Вероятным автором третьей части «Истории албан» исследователи называют Моисея Дасхуранского, жившего в Х веке.И Утик тоже Албанская где родился Моисей!))И опят автор цитирует текст с искожением ссылаясь якобы на русскую версию,и исключительно с доводами:Возобн овление алфавита
В российской историографии традиционно создателем грузинского, армянского и албанского письма считается армянский ученый святой Месроп Маштоц. Но современные научные данные позволяют сделать вывод, что с помощью Маштоца албанское письмо было лишь реформировано. В числе народов, имеющих письменность (евреев, латинян, чьим письмом пользуются и ромеи, испанцы, греки, мидийцы, армяне) Моисей Дасхуранского называет и албанцев. Другое сообщение о письме относится к III веку.В начале IV в. (314/315 г.) армянский царь Тиридат III отправляет письма царям Албании, Иверии и др. с приглашениями участвовать в торжественном церемонии принятия христианства, сообщает автор V в. Агафангел.Вот истина- не Тиридат,а Трдат-3.Второе в 301 г. крестился и провозгласил христианство государственной религией в Армении впервые в мире. А через 15 лет св. Нине Грузинской удалось обратить в христианство царя Мириана.Таким образом, христианизация Армении и Грузии — это почти одновременные и связанные между собой события. Сразу же после этого святитель Григорий отправляется просвещать светом Евангелия Албанскую страну.Второе-Биограф Маштоца, армянский писатель V века Корюн, сообщает, что Месроп Маштоц, придя «в страну албанов, возобновил их алфавит, содействовал возрождению научных знаний и, оставив у них также наставников, вернулся в Армению».Следует отметить ,что по доводами автора Маштоц возобнавил "старый изношенный"альфавит и наверное с той целью,чтоб спустя поти 1650 лет Лезгины могли Армянам сказать в лицо,что все Армянские церкови-Албанские,и надписи тоже!МДА
avatar
33
1-(А ведь лезгины (царство Лек) приняли христианство в 43 году от Рождества Христова от апостола Елишея в местечке Киш, которое стало колыбелью всего христианства на Кавказе. А в 315–316 годах вместе с Арменией христианство приняла и Южная Албания при царе Урнайре. И письменность у лезгин была задолго до армянской письменности. Но в результате хитросплетений в истории мы оказались у разбитого корыта.)Во первых Армения принял христианство не в 315-316 годах вмместе с Южной Албании,а именно в 301 году,и при том как государственную религию!И кто создал ваш писменность Господин Фейзудин Нагиев,за долго до армянской писменностьи??2-Албания, существовавшая в VI веке до н. э., пала под ударами арабов. Сохранившие свою христианскую религию южные албаны со временем деэтнизировалис ь и по языку стали армянами. По наущению армянского католикоса Елии арабы насильно заставили южных албан перейти с греческого дифизитства в армяно-григорианское монофизитство…-А почему Арабы вас насильно не заставили перейти на мусульманство,а именно на Албания, существовавшая в VI веке до н. э., пала под ударами арабов. Сохранившие свою христианскую религию южные албаны со временем деэтнизировалис ь и по языку стали армянами. По наущению армянского католикоса Елии арабы насильно заставили южных албан перейти с греческого дифизитства в армяно-григорианское монофизитство?Где логика?А может Армяне пишут и разгаваривают на Лезгинском,как вы думаете,Господи н Философ?И чем отличаются мною увожаемые к стати Лезгины от Армян,что Арабам удалось их убедить перейти с греческого дифизитства в армяно-григорианское монофизитство,з а тем ещё и стать мусульманами,а Армянам не могли заставить стать мусульманами ни Арабы,ни Турки,ни Иранца?В чём разница?Вот ещё одна верся..Автор- Али АЛБАНВИ:Возникн овение письменности

На появление письменности не могла не повлиять факт ранней христианизации Албании (в I в.). Очевидно, в связи с этим фактом назрела потребность в письменном распространении христианского учения среди населения, хотя впервые века распространения христианства письменная форма передачи учения Христа и официальный язык Албанской Церкви еще не сложились. Поэтому первыми письменными сочинениями являлись церковные сочинения (переводы Библии, христианские заповеди, лекционарии, житии святых и др).В силу особенностей исторических судеб письменные памятники Албании местного происхождения, хотя изначально писались на албанском языке, но в настоящее время сохранились исключительно на древнеармянском языке. К албанской традиции относятся дошедшие до нас исторические источники: «История албан» Моисея Каланкатуйского , труды Мхитара Гоша – «Албанская хроника» и «Житие-мученичество Хосрова Гандзакского», сочинение Киракоса Гандзакского «История», а также правовые источники Албанской Церкви – Каноны Агуэнского и Партавского Соборов.(Все вышеуказанные историки Армяне.)К статьи этот сайт может не Лезгинский а именно туркский?Носит политический характер и исключительно пахнет зелёными!!!
avatar
34
Увожаемые Лезгины,при всём увожении к Вам я был вынужден коментировать тут,имено потому что увожаемый автор-доктор философских наук Фейзудин НАГИЕВ и приведённый мною индивид это или еврейская община-(АЛИ АЛБАНВИ: ВЛИЯТЕЛЬНЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ДЕРБЕНТА: ЕВРЕЙСКАЯ ОБЩИНА)опираютс я на доводах и трудах всем известного нам фальсификатора, и лже-историка Зиы Буниатова,котор ый по приказу Гейдара Алиева в 50-60г.г. начал фальсифицироват ь историю Армении и Кавказской Албании,с целью туркизировать Азербайджан,и Армению!Пантюрк инская политика азербайджана приватизировала вся исторя кавказа,лишь в интересах пришлых закавказских турок!Но сегодня этими доводами начали васпользоватьса и "лезгинские" и еврейские интелигенты!Око ло 1500 лет ни кто об этом и думать не мог,но вдруг после кочевания турок на кавказ,началось искожения-туркизация и албанизация всего кавказского региона!Ни кто не сомневаеться в древностьи Лезгинского Дербента,Тифлис а и Еревана,но что мы имеем?Дербент,Тифлис, Ереван и даже Тебриз оказывается и "есть" Азербайджанские територии,котор ые захватили у азеров Лезгины,Грузины ,Армяне и Фарсы!!!Это говорит народ,который в первые имел государственнос ть в начале 20 века,укравшего названия северного Ирана,культуру, кухню,литератур у и историю автохтонных народов кавказа,трижды поменявшей писменность за 93 года-претендует на собственность всего кавказа!!!Но этого не будет,потому что есть народы-Грузины,Армяне, Лезгины,Удины,Ц ахуры,Таты,Талы ши и т.п. которые должны обьединяться и дать отпор туркским мразьям!!!По поводу выше указанных фактах:Если честно,мне всёравно,кто и для кого написал писменность,чья блюда толма, и т.п.,но всё это сделаеться исключительно ради принципа турок,которые лгут на ровном месте.Если кому то интересно эти доводы который укозал наш философ,то в Ереване есть музей писменностьи-"Матенадаран",и там очень огромная колекция из древних времён,который даст всем ответ на все доводы Господина философа!Все книги находяться под контролем ООН,и Юнеско и признанны ценностьями мировой культуры!У кого есть желание из Лезгинов попасть в Матенадаран,то я могу организовать!Бе зопасность любого Лезгина и талыша на территории Армении гарантировано на уровне президента,даже если у них азербайджанский паспорт!Желаю всем Автохтонцам удачи,и не поддаваться в туркской провокации!
avatar
35
Господину философу надо встретиться с Левоном Грантовичом,закрыватьса в отдельном комнате и включить диктафон,либо камеру!За тем опубликовать и сделать выводы!Вот всё ,что надо организовать...И посмотрим,сколько вопросов имеем на правом руке,сколько на левом и сколько на столе!
avatar
36
Уважаемый- ---hayordi100--Бариф
-Матах-цахетканем--!
-
-Вы настолько пропитаны--своими СОСЕДЯМИ--!!!!?!
-Что жить и думать -без них не можете...
-Вам вообще вместе-бы улететь--на другую планету...

-И живите там не тужите,-лет до ста вам расти-без ста рости--
-Ведь, Вы забываете-с кем ,о чём и зачем --говорите..
-А это -Лезгины---Албаны..???как говорят-в Одессе..Это---
-2две большие разницы...!
-Хочется вам или нет---факт Истории и Природы...
-А что с Иудеями уже==закончили..!?!
avatar
37
Уважаемый- ---hayordi100--Бариф
-Матах-цахетканем--!
-
-Вы настолько пропитаны--своими СОСЕДЯМИ--!!!!?!
-Что жить и думать -без них не можете...
-Вам вообще вместе-бы улететь--на другую планету...

-И живите там не тужите,-лет до ста вам расти-без ста рости--
-Ведь, Вы забываете-с кем ,о чём и зачем --говорите..
-А это -Лезгины---Албаны..???как говорят-в Одессе..Это---
-2две большие разницы...!
-Хочется вам или нет---факт Истории и Природы...
-А что с Иудеямиуже==закончили..!?! УВОЖАЕМЫЙ sharvili ,как только приобрету билет,дам знать!К статьи куплю вам тоже билет,думаю найдём о чём побеседовать! Я ничево незабыл,и прекрасно знаю с кем ,и о чём говорью!То что турки мои враги,в этом Вы прав,я про них не забыл и не забуду,и на это есть мои обьективные причины.Говорью и пишу именно здесь,потому что сюда посещают больше туркок,чем Армян с Лезгинами вместе взятых!!!И то что проблемы Лезгинов именно кроется в них,а не там где пытаются найти некоторые "патриоты"по приказу ограшхана!Скажете не так,или Господин философ излогал свои мысли?? Конечна решать Лезгинам,да и каждово с кем,и как,но такие лживые статьи недопустимы!!!Скажите пожалуйста,не беспокоит вам тот факт,что именно нетурки стоят на линии соприкосновении с Арцахом?Или вам всёравно?Почему выборочно отправляют под прицел именно не туркам?Я думаю для ответа такого вопроса много думать ни надо!!!Почему илюшка убивая на границе Лезгин,талышей,и т.п. одновременно может и избавиться от овтохтонных(что ему выгодно),и одновременно вселяет в них вражду с Армянами?Многое можно написать,но к сожалению нам не решатьглобальные вопросы,но я уверень что время все поставит на свои места.....
avatar
38
Любой заинтересованный человек имеет право задать вопрос ученому!
avatar
39
Не нужно в поисках национальной идеи копаться в архивах, лететь в космос или спускаться на дно океана. Все гораздо проще. Есть три главных фактора, характеризующих народ: язык, культура и единое этническое самосознание. Национальной идеей для любого уважающего себя народа (лезгинский, несомненно, к таковым относится) является - СОХРАНЕНИЕ САМОГО СЕБЯ, КАК ЕДИНОГО НАРОДА! А что и как для этого нужно делать - это уже совсем другие вопросы.
avatar
40
ЦЕНЗУРА
Ответ: Призыв к войне. Правилами сайта запрещается. Администрация стерла ваш пост.
avatar
41
http://www.regnum.ru/news/polit/1509856.html Читайте на досуге...
avatar
42
ЦЕНЗУРА
avatar
46
Вот Вы,Фейзудин Нагиев в 9-ом вопросе отвечайте:
"А как же, ведь они сами хотели бы проглотить и переварить отторгнутую ими и не принадлежащую самим часть албанского наследия. Так, например, появился миф о аваро-армянской Второй Албании. Образованные в 910 году на территории Западной Албании сыном Григора-Хамамы Атрнерсехом II Албанские царства Шеки-Камбечани-Эретия объявляются как армяно-аварское царство Второй Албании. (В середине Х века этими областями владел сын Атрнерсеха II Ишханик, а в XI веке эти царства были поглощены Кахетией).
Где же здесь господа неоисторики видят армяно-аварский след, когда Ишханик был женат на сестре грузинского эристава Гургена, а Григор-Хамам был одним из сыновей владетеля Хачена Атрнерсеха, сына Сахля – владетеля Сисака, то есть албанцем?"
-Я пока не задаю вам вопросов, типа:
- Скажите пожалуйста, Григор, Ишханик, Гурген, Хачен, Сисак - это албанские и лезгинские имена???
Я приведу лишь пример от Шнирельман, вот что пишет он про таких фальсификаторах:
Албанизация армянского наследия
"В 1970-е гг. азербайджанские историки перешли от замалчивания к присвоению армянского исторического наследия. Средневековое княжество Хачен в одночасье стало «албанским», а принадлежавший ему Гандзасарский монастырь был объявлен «памятником культуры и религии Кавказской Албании» (Геюшев, 197За; 19736). В 1986 г. в Баку в популярной серии «Памятники материальной культуры Азербайджана» была опубликована брошюра, где Хаченское княжество и Гандзасарский монастырь представлялись безусловным историческим наследием Кавказской Албании на том основании, что местные католикосы отождествляли себя с особой Албанской церковью (Геюшев, 1986. С. 7-8; Геюшев, Ахадов, 1991. С. 85. См. также Ахундов, Ахундов, 1983. С. 9-10; 1986. С. ПО; Ахундов, 1986. С. 224—229). В то же время, авторы этих публикаций умалчивали о том, что храм являлся типичным образцом армянского зодчества X—XIII вв., что в нем сохранились многочисленные армянские надписи (11), что никакого Албанского государства в ту эпоху уже давно не существовало и что правитель Хаченского княжества назывался в источниках армянским князем. Что же касается названия «Албанская церковь», то оно, как указывали специалисты, лишь отражало консервативность церковной традиции (Якобсон, 1977; 1984. С. 146—147)".
http://www.vehi.net/istoriya/armenia/albanskymif.html
avatar
47
www.lezgistan.su
avatar