Главная » 2017»Март»20 » Форум «Лезгинский язык и культура: сохранение и развитие» состоялся
19:24
Форум «Лезгинский язык и культура: сохранение и развитие» состоялся
Форум «Лезгинский язык и культура: сохранение и развитие» прошел 20 марта в Махачкале на базе Дагестанского государственного педагогического университета.
В его работе приняли участие представители министерств и ведомств республики, депутаты Народного Собрания РД, главы муниципальных образований, предприниматели, представители научных и образовательных учреждений, общественных организаций и СМИ.
Директор института языка, литературы и искусства ДНЦ РАН Магомед Магомедов отметил, что для сохранения родных языков необходимо сохранить села Дагестана. «Необходимо создать в них условия, чтобы остановить стихийную миграцию в городе. Если мы не сможем это сделать, то исчезнут наши языки, традиции, культура и сами народы», – сказал Магомедов.
По его словам, с каждым годом уменьшается приток абитуриентов на факультеты родных языков. Ученый связал это с непрестижностью в регионе профессии учителя родного языка и литературы. «К примеру, для решения данной проблемы глава Сулейман-Стальского района Нариман Абдулмуталибов учредил специальные премии для студентов, обучающихся в отделениях лезгинского языка в ДГУ и ДГПУ. Это хороший пример для подражания для глав других муниципалитетов», – заметил директор института.
Он отметил, что в Махачкале 92 процента школьников владеют своим говором или диалектом, но не владеют своим литературным языком: «Это серьезная цифра, которая заставляет нас задуматься о том, что последует за ней. Самое печальное также и то, что наша интеллигенция тоже не обращает внимания на проблему родных языков. Конечно, в вопросе сохранения родных языков, важную роль также играет семья, где ребенок должен получить начальные азы родного языка и потом получить знания в учебных заведениях. Но в Дагестане нет ни одного дошкольного учебного заведения, где преподавался бы родной язык», – констатировал Магомед Магомедов.
О значении сохранения лезгинского языка рассказал также декан филологического факультета ДГТУ Руслан Кадимов. Он, в частности, подчеркнул, что без национального языка и культуры народ не может существовать. «Желание представителей малых народов сохранить свою уникальную культуру, язык и литературу – это естественное право человека. Мировое сообщество должно быть благодарно им за то, что достижения этих народов становятся достоянием всего человечества.
Язык необходим для самоидентификации и сохранения народа. Человек никогда не забывает свой родной язык, и интерес к нему у каждого огромен. В языке есть тайна, которая не выражается в отдельных словах, но способствует целостности и единству народа. Чтобы уничтожить народ, надо уничтожить его язык», – заявил Кадимов.
По итогам обсуждения была принята резолюция форума, в которой участники мероприятия отметили основные направления деятельности по сохранению и развитию лезгинского языка.
Почему сами лезгины не могли самостоятельно собраться и обсудить проблемы собственного языка? Кто там в президиуме сидел? Почему мы не видим здесь Директора института Тахо-Годи Гамидулах Исмаиловича Магомедова? Вместо него на лезгинской конференции выступает другой Магомедов (если не ошибаюсь родом с Чародинского района) и говорит о "каких-то диалектах" (в Махачкале 92 процента школьников владеют своим говором или диалектом, но не владеют своим литературным языком)????? Это он про те народы, которых приписали к аварцам или даргинцам, но которые не хотят расставаться со своим прошлым и родным языком? Так какое отношение это имеет к лезгинам?????
Анонсировали этот форум давно. Но каков результат и каковы итоги так по статье не понятно. Неужели решили переиздать детские и школьные книги по лезгинскому языку? А может еще что-то?
Спасибо организаторам. Но кто выбрал гимн и когда? Почему народный артист РД в конференц зале поёт под фанеру ? Разве это уважение ? Я не говорю про языка, хотя и там тоже косяки. Кто и когда называли его песню фанеру гимном ??? Если вы хотите гимн друзья, давайте озадачим всех Лезгинских поэтов. Чтоб сочинили самую лучший стих для гимна, после попросим композиторов чтоб писали музыку, вот так и дело будет. А так кто то по чей то указке назвал его гимном, это лизоблюдства.
Ну ужели продвинутся! Если под патронажем РД эта не будет работать а РФ может сначала подержит а потом бросит вы даже не заметите, РФ интерес только к русскому языку(эта святое дела каждого русского в РФ в том числе мин образование) даже узаконит закон что ты обязательно основательно должен знать свой родной язык и то не будет работать. Доме в детсаде, школе, на работе и делопроизводства и ту не будет РАБОТАТЬ. НА КАКОМ ЯЗЫКЕ БУДЕТ говорит СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТИ детдомах остальных ......... Факт! Не качественно не знание русского языка ты лишен хороший высоко оплачиваемой работой,раз так родной язык во втором плане итд. пример республика татарстан ЭТА ВСЕ ОБМАН!!!
Да Лезги Магамед(с большой уважением отношусь к этому человеку) меняет Маарулал Магамеда опят и снова на чужом горбу у Маарулалов почти нет лингивистов(в том числе проф композиторов) языковедов они давно просили у помощи и вот тут как тут...... ЭТА ХОРОШО!
СЕМЬЯ ХАДЖИ-ДАВУДА МЮШКЮРСКОГО В ТУРЕЦКОМ ПЛЕНУТурецкие архивы начинают проливать свет на судьбу взятого в плен и сосланного на остров Родос семейства Хаджи-Давуда Мюшкюрского. Например, некоторые любопытные сведения обнародовал в 2014 году Яшар Баш, сотрудник университета в турецком городе Бингёл (Ekev Akademi dergisi. Yil 18, sayi 58, kis 2014). В его статье наибольший интерес представляют сведения, извлечённые из архивных хранилищ. Эта информация касается пребывания семьи Хаджи-Давуда Мюшкюрского в турецком плену. Согласно указанным документам, Хаджи-Давуд Мюшкюрский вместе с семьёй содержался на острове Родос под усиленной охраной, чтобы не сбежал. Речь идёт о его четырёх сыновьях и двух братьях. Яшар Баш пишет, что на одном из мусульманских кладбищ Родоса может быть обнаружена и место захоронения лезгинского полководца и государственного деятеля. В 1735 году, его семья была поселена в городе Гелиболу (бывший Каллиполис) на европейском берегу пролива Дарданеллы. В то же время, как признаёт автор статьи, остаётся не выясненным вопрос о том, был ли сам Хаджи-Давуд Мюшкюрский перемещён с Родоса в Гелиболу до своей кончины. В городе Гелиболу для пленников были арендованы помещения в семи армянских и одном мусульманском доме. Членам семьи была установлена месячная выплата с учётом стоимости аренды жилья в размере 50 курушей в месяц. Начиная с 1745 года, эта сумма была уменьшена до 44 курушей. Мухаммад-Керим, старший сын Хаджи-Давуда, был направлен в Ширван после смерти отца с миссией привлечь местное население на сторону Турции в её противостоянии с Ираном, перешедшим под власть Надир-шаха Афшара. Мухаммад-Керим погиб там при невыясненных обстоятельствах не позднее 1742 года. Приблизительно в это же время умерли в городе Гелиболу другие два сына – Сулейман и Тахир. Во главе семьи остался Абдул-Керим, младший сын Хаджи-Давуда Мюшкюрского. Говорится также и о дочерях, одну из которых звали Пейкер, а её мужа – Казим. В плену содержались 15 прямых родственников Хаджи-Давуда Мюшкюрского и 24 человека из числа приживальщиков. В статье названы также имена потомков Хаджи-Давуда Мюшкюрского, проживавших в Гелиболу, а впоследствии в разных местах Анатолии.