Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1085
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 11
Мугьманар: 11
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2014 » Январь » 5 » Из глины не сделаешь халву. Беседа с Сажидином Саидгасановым... (Продолжение)

12:41

Из глины не сделаешь халву. Беседа с Сажидином Саидгасановым... (Продолжение)


Из глины не сделаешь халву. Беседа с Сажидином Саидгасановым... (Продолжение) Из глины не сделаешь халву. Беседа с Сажидином Саидгасановым... (Продолжение)
Сажидин Саидджамалович Саидгасанов. В Дагестане его знают как любимого народом поэта - песенника. Кроме стихов и песен, Сажидин - муаллим занимается исследованиями истории и культуры Южного Дагестана. Его перу принадлежит «Стал - Наме» - монография по истории сел Ашага - Стал, Орта - Стал и Юхари- Стал. Готовится к печати «Мой Сулейман» - опыт осмысления жизни и творчества Сулеймана Стальского. Кроме этого, Сажидин Саидджамалович активно принимает участие в публичных дискуссиях по вопросам культурной жизни ЮжДага. Многие годы он работает историческим консультантом на районном телевидении Сулейман - Стальского района.

Сегодняшняя беседа с Сажидином - муаллимом главным образом посвящена нынешнему состоянию культурной жизни Дагестана. Впрочем, разговор будет не только о культуре, но и о жизни. Потому что без культуры, традиций, полноценной жизни не бывает.

- Национальная драматургия Дагестана находится в кризисе. В той же Махачкале есть национальные театры, но там практически не ставят хороших национальных пьес. Любители искусства вынуждены довольствоваться концертами заезжих эстрадных певцов.

- Я полагаю, здесь дело в руководствах театров. Эти люди хотят, чтобы на сцене шли пьесы их собственного сочинения. Пусть пьеса будет из рук вон плохая, но она должна идти несмотря ни на что, потому что она принесет автору известность и деньги. Новоиспеченные драматурги совсем не интересуются тем, что нужно душе зрителя.

Я уверен: нынешние руководители дагестанских театров в юные и молодые годы ни строчки не написали и тем более нигде не печатались.

Каждый такой горе - драматург должен кое - что понять. Пусть он представит, что к нему домой пришел гость, и попросил сладкого чаю. А наш новоявленный Станиславский вместо трех ложек сахара в чашку кладет половинку ложки. Гость говорит, что чай несладкий, а жадина - хозяин уверяет его в обратном. Так и с творениями наших драматургов. Им все говорят, что их пьесы - плохие, а сами авторы колотят себя в грудь и уверяют, что не бывает плохих пьес. По их мнению, есть только плохие актеры и глупые зрители.

Хочу сказать еще кое - что. 18 мая 2014 года будет круглая дата - 145 лет со дня рождения Сулеймана Стальского. Мне поручили написать сценарий для фильма о Сулеймане. Я сижу, ломаю голову. Мне нужно чтобы зритель не уснул. То, что мне покажется интересным, зритель может воспринять как скучное барахло. Почему мы, например, с удовольствием смотрим старые советские фильмы, хорошие иностранные фильмы, а нынешнее российское кино не смотрим? Потому что автор хорошего фильма создает свою ленту для зрителя, а не для себя и себе подобных. У нас в России часто снимают кино для узкого круга посвященных, или просто получат деньги и стряпают какую - нибудь красочную бессмысленную чепуху. В первый раз чепуха прошла, и автор снова лепит безвкусицу, а потом и дальше... Это происходит потому, что у нас в стране нет хороших критиков. Где наши Белинские, Добролюбовы, Писаревы? Нет их...

Будь я министром культуры Дагестана, я бы ставил под контроль каждую новую театральную постановку и каждый фильм, который показывают по телевизору, а потом обсуждал бы в кругу своих коллег и единомышленников. К себе в товарищи по работе я бы подобрал только настоящих людей культуры и искусства, но обсуждал бы новинки культуры и искусства не только с ними, но и со всеми знающими и понимающими людьми. Например, на коллегии министерства я бы приглашал не только критиков, искусствоведов, журналистов, но и обычных людей, которые любят и ценят искусство. Допустим, человек - врач, но он любит искусство и разбирается в нем. Почему бы его не позвать на коллегию министерства? А почему не выслушать мнение сельского аксакала о каком - нибудь фильме? Пусть аксакал скажет, будет ли полезен этот фильм его внукам.

Будь я руководителем театра, я бы каждый планируемый спектакль сразу бы выносил на обсуждение зрителей. Приглашал бы зрителей на публичное обсуждение, и спрашивал, что они об этом думают, хотят ли смотреть такой спектакль.

Этого в нашей культурной жизни нет. У людей не спрашивают, что им надо для души, просто навязывают все, что в голову взбредет. Поэтому народ и не ходит в театры, на концерты. Даже если вход туда бесплатный и смотреть, кроме этого, больше нечего, люди не идут. Они рассуждают: лучше уж ничего не смотреть и не слушать, чем смотреть и слушать ерунду.

Например, меня приглашают на годекан, говорят, там будет хорошее мясо. Пусть у меня в холодильнике своего мяса десять килограмм, я приму приглашение и пойду. А перед тем, как пойти, я возьму из холодильника еще два - три кило мяса, чтобы предложить его тем, кто меня позвал. Попробуют люди мое мясо и сравнят с тем, что они кушают на годекане. Я к чему? К тому, что человеку надо давать выбор. Когда выбора нет, то и жилистое плохое мясо с тощего барана пойдет как первосортный кебаб.

Возьмем мою пьесу «Тетушка Воробушка». Почему ее, например, не показывают на сцене или не экранизируют? Думаю, не потому, что пьеса плохая, а потому что у Сажидина нет денег. Если у него денег нет, значит, его пьесу никто не увидит.

Почему в аварских или кумыкских театрах почти нет зрителей, зато в русских театрах всегда аншлаг? Потому что русские театры показывают хорошие интересные пьесы. В основном, это русская дореволюционная классика и советские пьесы, но они до сих пор остаются жизненными и нужными для людей. Аварцам и кумыкам надо брать в этом пример с русских театров. А что наши национальные режиссеры делают? Берут какую - нибудь историческую фигуру, скажем, Магомеда Ярагского, быстро - быстро пишут сценарий и так же быстро ставят пьесу. А пьеса выходит такая, что смотреть противно. В ней Ярагский ходит в той одежде, какую никогда не носил, общается с людьми, которых никогда не знал, и говорит то, чего бы при жизни никогда не сказал. Режиссер оправдывается, дескать, это его интерпретация исторических фактов. Но ты, прежде, чем интерпретировать историю, должен хорошо ее знать.

А какие артисты сейчас красуются на сцене и на экране телевизора! Ни голоса, ни мимики, ни пластики... Хороший артист, как и хороший поэт, должен владеть художественным исполнением. Если человек хорошо читает стихи или рассказы, значит, он их чувствует. Когда Коран читает хороший верующий мусульманин, то заслушаешься. Неверующий человек, пусть и знающий арабский язык как родной, талдычит Коран так, что хоть уши затыкай.

Когда Сулейман Стальский был еще жив, к нему приехали Николай Тихонов и Владимир Луговской. Они попросили Сулеймана, чтобы он им почитал свои стихи. Они заслушались Сулейманом! А потом сам Стальский попросил своих гостей, чтобы они почитали ему свои произведения. Гости: «Сулейман, ты же можешь не понять, о чем мы написали. Ведь ты даже не учился грамоте». Сулейман им в ответ: «Я хоть и неграмотный, но я поэт, и вы - тоже поэты. Поэт поэта всегда поймет». Тихонов и Луговской стали читать Сулейману свое творчество. Сулейман внимательно слушал, а потом сказал своим гостям, что они - настоящие творцы.

Вы, Артур, тоже не воспринимайте меня как последнюю инстанцию. Я ведь не драматург. У меня есть только одна историческая драма, и на этом все.

- А чему была посвящена Ваша драма?

- После того, как имам Шамиль в Гунибе сдался в плен, в Дагестан пришла русская администрация. Власть русских у нас многим не понравилась. В 1877 - 78 годах в Южном Дагестане было поднято восстание против русских, которое было жестоко подавлено. В Дербенте потом казнили трех лезгин - активных участников восстания. Один из был из нашего села Ашага - Стал, другой - из Орта - Стала, а третьим был Гаджимурад из Капира, один из вождей восставшего Дагестана.

Я написал об этом восстании драму в стихах. Пытался дать эту пьесу нашим театрам, а они мне отвечают, что поставить это не могут. По их мнению, нужно писать о том, что после капитуляции Шамиля все народы Дагестана покорно приняли русскую власть и зажили под этой властью хорошо.

Моя драма оказалась невостребована. А ведь в ней я писал правду. Прежде, чем писать эту драму, я долго сидел над историческими источниками, общался со знающими людьми. Но я не буду класть свой труд в стол. Не получилось в один раз - попытаюсь в следующий раз.

- Я спрашивал у Вас, чего бы Вы хотели пожелать школьным учителям. Что бы Вы хотели сказать талантливым молодым режиссерам, которые только делают первые серьезные шаги?

- Никогда не обманывайте зрителя. Представьте себе, что Вы иллюзионист на детском представлении в цирке. Как правило, иллюзионисту выступать перед детьми труднее, чем перед взрослыми, потому что дети хорошо чувствуют самый искусный обман. Представьте себе, что вам Всевышний предписал всю вашу жизнь показывать детям фокусы. Если вы будете фальшивить, то ваши маленькие зрители сразу это почувствуют.

Некоторые думают, что Сажидин Саидгасанов пишет свои стихи для детей. Неправда, я для себя их пишу. Я ведь как был ребенком, так и остался. Поэтому я каждое свое произведение сначала пишу, потом сам себе читаю. Если мне кажется, что где - то я соврал, сфальшивил, я переписываю.

Когда - то мое стихотворение «Почему ты пришел не вчера» всем понравилось и было напечатано, после чего стало песней. Почему так? Я не для печати и для эстрады это писал, а для того, чтобы прочитать в кругу друзей.

- Позвольте спросить, а о чем это Ваше стихотворение? О том, что нужно всегда приходить вовремя? Или оно сродни русской поговорке «дорого яичко к Христову дню»?

- Я воспитывался на адатах. Представьте себе ситуацию: пришел ко мне гость, а мне нечего ему предложить. Я ему говорю: вчера у меня плов был, шашлык был, а сегодня у меня только хлеб и чай. Потом приходи, нечем мне тебя угостить. По адатам, такой ответ - позор для хозяина. Если к тебе пришел в дом человек, угости его всем, что у тебя есть, а если ничего нет, попроси у соседа. Если сосед хороший человек, он поймет, и поможет тебе. Всякий лезгин, дагестанец, кавказец и человек любой национальности должен помнить: если к тебе в дом пришел человек, ты должен поделиться с ним последним куском.

Доходило до совсем смешного. Лет десять назад к одному из дагестанских районных руководителей пришел его племянник. Просит, чтобы дядя помог ему машину отремонтировать. Дядя ему отвечает: сегодня у него ни запчастей, ни свободных механиков. Потом в шутку говорит племяннику, почему ж тот пришел не вчера. Племянник потом обратился на радио и потребовал, чтобы песню на стихи Сажидина Саидгасанова прекратили транслировать по средствам массовой информации Дагестана. Видите ли, наслушавшись этой песни, родной дядя стал отказывать племяннику в помощи.

- А чего бы Вы хотели сказать переводчикам дагестанской литературы?

- Почему, например, Расула Гамзатова так любят во всем мире? Потому что его переводили Гребнев, Козловский и прочие? Нет. Сами стихи Расула подобны творениям великих классиков мировой литературы. У Расула Гамзатова великолепные образы, а подстрочник, сделанный переводчиком - это уже потом. Я как-то беседовал с одним переводчиком, преподавателем Литературного института в Москве. Один его студент принес ему как-то свой перевод одного стихотворения. Моему собеседнику этот перевод показался неважным. Студент ему ответил: какой оригинал, такой и перевод. А этот переводчик ему говорит: "Если оригинал был плохим, то почему же ты взялся за него?" Если переводчику попался на глаза второсортный литературный оригинал, то не надо из него делать шедевр. Из глины не сделаешь халву.

- А поэтам? Как маститым, так и начинающим?

- Я уважаю всех поэтов. Каждый поэт другому брат. Поэтому не надо завидовать ничьем литературной славе. У нас говорят «не завидуй, а соревнуйся». Если видишь, что стихи твоего товарища по перу лучше, чем твои собственные, не заламывай рук и не строй козни. День и ночь трудись, прошибай головой стены, но превзойди его. А если не можешь превзойти - подойди к нему и пожми руку в знак уважения. Это относится не только к поэтам. Вы, Артур - журналист, а это творческая профессия. Я тоже журналист, член Союза журналистов России. Не я вам должен рассказывать, что один журналист порой другого не выносит и втайне хочет его волкам на съедение отдать. Мне это никогда не нравилось. Не завидовать надо, а работать.

Мне сейчас восемьдесят лет. Вместо того, чтобы на солнышке греться, я работаю. В свои годы самостоятельно освоил интернет, сейчас работаю над своим персональным интернет - сайтом, заполняю его. Чтобы мои работы не потерялись, я по два-три раза делаю копии, а потом сохраняю их на разных носителях. Купил себе ламинатор, принтер, устроил у себя дома небольшую типографию. Работаю день и ночь, хоть силы уже не те, что в молодости. А когда устаю, то играю в шахматы. С компьютером. Когда проигрываю, стыжусь. Не перед компьютером стыдно, а перед собой, за то, что я такой плохой игрок. Но потом я обдумываю свои ошибки и стараюсь их впредь не повторять.

Стараюсь не пропускать ни одной новости, как нашей дагестанской, так и мировой. Читаю газеты, смотрю интернет, телевизор, а потом обдумываю все, что происходит в мире. Нельзя жить закрывшись от мира. Например, еще во времена СССР я ездил в Киев. Там праздновали 35 - летие появления в столице Украины улицы Сулеймана Стальского. Помню, повез я тогда в Киев два ящика яблок и груш. Но не это главное; что они там на Украине яблок с грушами никогда не ели? Мне удалось там познакомиться с детскими творческими коллективами и их руководителями. Переписывались и тогда, когда тогдашие дети стали взрослыми. Как СССР не стало, так эти связи прекратились.

А не так давно я узнал из интернета, что в Киеве мало того, что осталась улица Сулеймана Стальского, есть еще и клуб почитателей нашего поэта. Я нашел этих людей, связался с ними, и предложил поддерживать связи. Они мне предложили заключить международный договор о дружбе и сотрудничестве . Ведь Украина - теперь независимое государство, и чтобы там с какой-то организацией вместе работать, нужно заключать международный договор. Я этот договор составил и заверил. При том, что я лезгинским языком владею лучше, чем русским, а в ведении международной документации никогда силен не был. Но это мне простительно. Я литератор, учитель, а не мидовский работник.

Украина мне близка. Я переживаю за нее. Независимость Украине не принесла ничего хорошего. Она мне близка и потому, что когда я ездил в Киев, я стал почетным жителем этого города. Один из 58 лезгин, которые туда ездили на 35-летие улицы Сулеймана Стальского. Когда в Дагестане проходит какое-нибудь мероприятие, я связываюсь со своими украинскими друзьями.

- А как Вам удается так активно участвовать во всех культурных мероприятиях, все успевать? Простите, что так скажу, но Вы уже в почтенном возрасте.

- Дорогой мой, я обязан везде быть. Например, праздновали в этом году в Ахты День народного эпоса «Шарвили», и я туда поехал. Я был просто обязан там быть. Если ты дагестанский поэт, ты просто обязан быть на празднике в честь эпоса «Шарвили». Меня в Ахты персонально не звали, я сам туда поехал. Как мне было там хорошо! Скольких старых знакомых я там увидел! А каких новых интересных людей я встретил на этом празднике! Ради этих впечатлений я и езжу туда - сюда.

Разреши, дорогой Артур, перейти с тобой на «ты». В июле этого года я ездил с тобой по всему Южному Дагестану, показывал тебе наши достопримечательности. Я не был обязан это делать, но сделал. Не потому, что меня попросили, и не потому, что мне было нечего делать, и я решил убить свое время. Дел как раз у меня много. Но я решил отложить их, чтобы поездить с тобой и пообщаться. Ты мне был интересен как человек. Я хотел пообщаться с тобой и узнать что - то новое для себя.

Кроме того, Артур, ты помогаешь мне. Когда я общаюсь с такими как ты, я забываю о том, сколько мне лет, что у меня болят ноги, сердце больное... Ты меня омолодил, дал мне свежих сил. Ты видел ведь, я не ходил, а бегал. А отправь меня в санаторий или на курорт, я оттуда вернусь бессильным доходягой на костылях или в инвалидной коляске.

Солнечные ванны, лечебные грязи, пилюльки - таблетки, разве это отдых? Для меня отдых - это общение с интересными хорошими людьми. Мне это дает заряд, дополнительный импульс.

Мне нравится самому узнавать новое, и ради этого я поеду куда угодно. Был случай, ехал я в машине по горному серпантину. Машина чуть не улетела в пропасть, но Аллах спас. Я хоть и нервничал на серпантине, но потом был на боевом взводе, как молодой. Едва представилась оказия поехать снова по тому же маршруту - сразу поехал без раздумий. А стоило мне разок посидеть месяц дома - сразу сердце прихватило, ноги стали болеть. Я ходить не мог, все лежал. Думал, что умру.

На нашем районном телеканале я работаю консультантом по истории Южного Дагестана. Мне это нужно. Я хочу, чтобы люди знали историю нашего края. Каждое утро рано встаю, чтобы пойти консультировать или отправиться куда-нибудь в поездку. Мне это нужно.

- Вы работаете на общественных началах?

- Поначалу работал бесплатно. Я чувствовал, что мои знания истории края людям помогают, а за помощь отдачи требовать не надо. Надо просто помогать. А потом со мной связался Нариман Шамсутдинович Абдулмуталибов, глава нашего Сулейман - Стальского района. Говорит, что негоже мне работать бесплатно, пусть мне платят деньги за работу. Я поначалу отказывался, но потом согласился. Теперь получаю за свой скромный труд деньги. Я не могу жить без работы на телеканале. Эта работа дает мне радость общения с новыми интересными людьми и возможность поделиться своими знаниями. Я рассказываю об истории аулов, про интересных выдающихся людей, замечательных мастеров, участвую в поэтических встречах, обсуждаю со знающими людьми новые интересные книги.

Я - один из организаторов культурного центра «Кюринские зори». Наш районный отдел культуры поначалу встал на дыбы. Мол, зачем эти «Зори» нужны, если есть мы, отдел культуры администрации Сулейман - Стальского района ... Мы им ответили: вы, товарищи, работаете за деньги, а мы бесплатно. Наш культурный центр организовывает мероприятия, выпускает газету «Кюринские зори», много чего делает. Пока живу, я буду заниматься этим центром.

На телеканале тоже скучать не приходится. Рано утром встаю, чтобы прийти туда на работу. Меня никто не контролирует, я сам для себя так решил. До обеда консультирую, а после обеда либо езжу туда - сюда, либо сижу там за компьютером, работаю. Так быстро время летит, что и глазом моргнуть не успеваешь. Очень много работаю, понятно дело, что устаю. Но я люблю только такую жизнь, а не какую-то другую. Я руками, ногами, зубами держусь за поэзию, за литературу и историю, за дух нашего народа.

Мы лезгины - очень древний народ, с богатейшей историей и культурой. Благодаря своей работе, я ежедневно соприкасаюсь с духом моего народа. Этот дух меня обогащает, дает мне силы жить и творить, не дает стареть. Какая там старость? Когда я порой хожу, за мной молодые не поспевают, вынуждены бежать. Один журналист из Москвы как - то мне сказал, чтобы я побольше отдыхал, берег себя. Но потом, когда он лучше меня узнал, взял свои слова обратно. Стал говорить, чтобы я продолжал жить так, как я живу, и никак иначе. Этот журналист прекрасно понял, почему я так делаю. Многие желания и мечты, которые я хотел воплотить в молодости, я воплощаю сейчас. Даже ночью тружусь. Иногда просыпаюсь среди ночи, беру тетрадь и начинаю делать заметки, чтобы потом не потерять ценных мыслей.

Эта привычка делать заметки у меня еще с молодости. Как то будучи совсем молодым, я лег ночью спать. В полудреме промелькнула мысль. Я быстро вскочил, схватился за свою тетрадь, и давай писать - писать - писать... Так и утренний рассвет подошел. Жена встает, видит, что я склонился над тетрадкой и пишу. Она смотрит на это и говорит: «Неужели тебе не хватает дня?»

Мне в самом деле тогда не хватало целого дня для работы. И сейчас не хватает.

Беседовал Артур Приймак







Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Знаменитые Лезгины | Просмотров: 3942 | Добавил: Редактор | В материале упоминаются: Сажидин Саидгасанов, Артур Приймак

Оставьте свой комментарий!
avatar