Главная » 2014»Сентябрь»19 » К 180-летию Гасана Алкадари - Мыслителя постшамилевской эпохи
12:19
К 180-летию Гасана Алкадари - Мыслителя постшамилевской эпохи
Одна из наиболее ярких личностей Дагестана второй половины ХIХ-начала ХХ-го веков – это ученый, поэт и мыслитель Гасан Алкадари.
Человек, с первых дней жизни воспитанный в духе Ислама, в нормах его этики и высокой морали, внук великого накшбандийского шейха Мухаммада Ярагского, оставивший огромный след в богословской мысли Дагестана и непревзойденные труды по этике, истории и другим наукам. Отец Гасана, Абдулла, сын Курбана имел прекрасное исламское образование, которое получил у учителя и устаза Мухаммада Ярагского. Устаз выдал за него свою дочь – вдову первого имама Дагестана Гази-Мухаммада и у них в 1834 году родился сын Гасан. Абдулла имел медресе в родном селе Алкадари, где около 25 лет преподавал богословские науки. Вот здесь и получил первоначальные исламские знания Гасан. Позже он обучался у известных алимов Дагестана и Азербайджана.
Знал арабский, турецкий, русский, азербайджанский, лезгинский, аварский и персидский языки. После учебы устроился на работу в кюринскую царскую администрацию, получил чин поручика и был направлен наибом в южный Табасаран. Но события 1877 года круто изменили жизнь и судьбу Алкадари.
Как известно, в 1877 году в Дагестане вспыхнуло восстание против царской власти, получившее после название «Короткий Шариат». Суть – недовольство проводимой в Дагестане политики и усилении гнета. В итоге восстание было подавлено, наместники царской России жестоко расправились с бунтовщиками. Были казнены более трехсот предводителей этого движения, и выслано более 4500 человек в Саратовскую, Тамбовскую и другие российские губернии. За сочувствие и поддержку Гасан Алкадари тоже был разжалован и посажен в Дербентскую крепостную тюрьму, а затем в апреле 1879 года вместе с большой группой арестантов выслан в Тамбовскую губернию. В ссылке он проживал в городе Спасске Тамбовской губернии. В этом регионе было много мусульман-татар.
Там Гасан познакомился с представителями мусульманской интеллигенции, которые очень хорошо его приняли и ценили как грамотного ученого. Гасан получал частые приглашения от имамов ближних селений на торжества, маджлисы. Как бы ни была горька чужбина, Алкадари вспоминает о братьях-мусульманах, живущих там, с глубоким чувством благодарности, даже посвятил этому книгу «Диван аль-Мамнун». Мамнун – это псевдоним Гасана, что означает «Благодарный». Там пробыл Гасан четыре года, а потом смог вернуться по амнистии, объявленной Александром III в 1883 году.
По возвращении из ссылки Гасан в родном селении открыл школу, где преподавал начальные знания чтения, письма, арифметики, истории Дагестана, географии, астрономии и т. д. К нему приходили учиться со всего Дагестана и из соседнего Азербайджана.
Но только преподавательской деятельностью работа Алкадари не ограничилась. Сегодня мы имеем его литературное наследие, имеющее огромное значение для изучения Ислама и истории Дагестана. Это книга «Джираб аль-Мамнун» (Хурджины ал Мамнуна), написанная на арабском языке. Это, главным образом, религиозно–философская работа, составленная в форме вопросов и ответов.
«Асари Дагестан» «Исторические сведения о Дагестане». По оценкам исследователей, это единственная систематизированная работа досоветских авторов. До сегодняшнего дня этот труд является одним из главных источников информации об истории Дагестана, распространении там Ислама, о вторжении иноземных захватчиков, газавата под предводительством трех имамов, событий, последовавших после завершения священной войны.
Кроме того, Алкадари постоянно публиковался в газете «Экинчи» «Пахарь» на азербайджанском языке. Сохранились также его письма к редактору этой газеты. Гасан Алкадари писал стихи, назму и турки.
Гасан Алкадари был видным богословом, мыслителем и просветителем. Он, в свое время, трезво оценив ситуацию, в которой находится Дагестан, призвал народ к сближению с Россией, советовал использовать технологии, имеющие развитие в Европе. В то же время он горько переживал падение имамата, пленение имама Шамиля. Еще будучи молодым человеком, он был свидетелем пленения Шамиля в 1859 году в Верхнем Гунибе. А в 1909 году царский наместник на Кавказе созвал всех свидетелей того события в Верхний Гуниб и торжественно отмечал 50-летие завершения Кавказской войны, образование Дагестанской области.
Гасан Алкадари на диспуте ученых Кавказа (Баку 1907 г.)
Гасан, как участник событий 50-летней давности, тоже получил приглашение. Но, ссылаясь на здоровье, отказался. Для него это было не торжество, а настоящая трагедия. Он считал, что и для Дагестана тоже постшамилевская эпоха стала настоящей трагедией, настолько велики были изменения.
Умер Гасан Алкадари в 1910 году в возрасте 76 лет.