Как определяются границы России?
Пожалуй самая большая интрига в вопросе ратификации границы заключена в определении статуса анклавных сел Храх-Убы и Урьян-Убы. Постановление Совета Министров СССР от 1954 года, на которое ссылаются и азербайджанские и российские власти никто не видел и для того чтобы развеять сомнения жителей селения в том что они живут на арендованной земле вроде нужно было бы дать о нем исчерпывающую информацию. Но этого не происходит. И не происходит по понятной причине: либо этого документа никогда не существовало на свете, либо там говорится о каких-то других территориях, а не о Храх-Убе и Урьян-Убе, в которых люди жили за несколько десятилетий до гипотетической передачи их в аренду в качестве пастбищных земель. Но видимо в нашей стране настали совсем худые времена, раз так явно скрывается правда и государственные дела решаются вне правового поля. А несчастным жителям, брошенным на произвол судьбы, до сих пор даже неизвестно за какую уступку со стороны Азербайджана их земли «родное» государство вдруг перестало считать российскими…
Рассмотрение в Госдуме Проекта федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о государственной границе", сопровождавшееся жаркими дебатами отчетливо продемонстрировало, что путь к правовому государству у нашей страны будет долгий.
На вопрос депутата Шеина О.В. о дальнейшей судьбе двух сел, отходящих под юрисдикцию Азербайджана, содокладчик по данному вопросу Председатель комитета ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками Островский А.В. ответил, что это историческая трагедия лезгинского, а также и русского народов, которые оказались разделены в постсоветский период, поэтому Храх-Уба и Урьян-Уба «остались на территории Азербайджана после распада Советского Союза, как и сотни, тысячи других населённых пунктов, где остались русские. В Северном Казахстане, на Украине, в других государствах. Эту логику можно продолжать до бесконечности». Вот так! Оказывается жители этих двух сёл какие-то странные, вместо того чтобы смириться с тем, что российские власти «забыли», что они принадлежат России и согласиться с тем, что они проживают на земле, «всегда» относившейся к Азербайджану, храхубинцы по непонятным причинам устраивают протестные акции.
Официальный представитель Президента Российской Федерации статс-секретарь - заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации Карасин Г.Б., являвшийся основным докладчиком продолжил мысль Островского, заявив:
– Мы должны понимать и руководство Азербайджана. Они, естественно, тоже имеют дело с этими двумя общинами, которые живут на их территории. Они откликаются на все пожелания и требования, которые часто звучат от Российской Федерации. В этом смысле дружественное нам Азербайджанское государство идёт во многих вопросах навстречу. И мы будем продолжать в сотрудничестве с Баку дальше решать вопросы без ущерба для интересов и прав наших людей.
Интересно, в чем это дружественное государство идет навстречу храхубинцам? И как быть с 90-дневным ультиматумом, который азербайджанские власти объявили жителям села для определения своего статуса, а также с тем, что сельчане, выехавшие в Россию не могут вернуться в родное село, в том числе и директор школы и еще один храхубинец, чья жена из-за постоянных стрессов скоропостижно скончалась, не дождавшись его приезда? В итоге школа работает без директора, муж не смог попасть на похороны собственной жены, а жители, сохраняющие российское гражданство и отстаивающие территориальную целостность России, могут быть силой выдворены из села по истечению срока ультиматума. Село находится в блокаде, на осадном положении. Но господин Карасин, обязанный знать обо всем, что там происходит, в том числе и о предъявленном ультиматуме дает «мудрые» советы как поступить с жителями Храх-Убы. Вот только непонятно кому они адресованы: «Не надо тут торопить их и как-то оказывать какое-то давление. Это хорошо понимают в Баку, это хорошо понимает российское руководство. Вопрос жизни и безопасности перспектив этих людей находится под постоянным контролем руководства Российской Федерации». Удивительная толстокожесть и лицемерие! А ведь о своих лишениях жители Храх-Убы многократно сообщали во все инстанции. За это всему руководству Азербайджана наверно надо изъявить дополнительную признательность. А России, разумеется, следует выразить «благодарность» за особую заботу о своих гражданах, которые завтра вполне вероятно окажутся на улице без жилья и средств к существованию, если такое внимание со стороны родного государства сохранится.
Диалог, который пытались вести с представителем Президента депутаты Госдумы, настроенные критически к ратификации договора о госгранице, никак не выстраивался. Он напоминал театр абсурда.
Депутат от фракции КПРФ Рябов Н.Ф. поинтересовался, каким образом Россия выиграла водные ресурсы Самура, если граница между странами проходила по правобережью реки, то есть сама река оставалась российской?
А вот что на это ответил господин Карасин:
– Вопрос этот был чрезвычайно болезненным для нас и для... с разных точек зрения. Но, прежде всего, потому, что он мешал продвижению вперёд в пограндоговоре. Значит, удалось выйти на компромисс. Во-первых, провести границу посередине транспортного перехода этого гидроузла. Во-вторых, создать, и это соглашение подписано было как бы в пакете с пограничными территориями... с пограничным договором, создать совместную компанию российско-азербайджанскую, которая будет находиться на территории гидроузла, работать там и наблюдать за тем, как будут, каким образом будет распределяться водный массив в пропорции 50 на 50.
Он рассказал так, как всё и было, только очевидные провалы дипломатии, включая передачу гидроузла Азербайджану, который до этого принадлежал России, выдал за её успех!
Из его уст также звучали следующие слова: «никогда, ни при каких поколениях советских и российских дипломатов дипломаты не сдавали ни пяди родной земли», подчеркнув, что это касается и границы с Азербайджаном.
За такой вклад правительство Республики Дагестан адресовало господину Карасину и послу России в Азербайджане «благодарственное письмо, в котором отмечается роль и МИДа, и посольства, и так далее. И написано: особо отмечаем оперативность и профессиональное взаимодействие посла России Дорохина Владимира Дмитриевича с азербайджанскими властями и жителями населённого пункта Храх-Уба». Видимо страдания храхубинцев доставляют особое удовольствие руководству Дагестана, который продолжает вести двойные игры в отношении лезгинского народа.
Следует отдать должное отдельным депутатам Госдумы, приведу их вопросы, на которые представитель Президента не смог дать вразумительного ответа и фрагменты их выступлений:
Решульский С.Н (КПРФ): «поясните, я никак не могу разобраться, а что мешает до ратификации заключить соглашение руководству России и руководству Азербайджана о судьбе этих людей, которых после ратификации мы просто бросаем за границей. Ведь они, эти люди, я так чувствую, вы это хорошо знаете, не хотят принимать азербайджанское гражданство. Они не могут самостоятельно продать свои дома там, потому что их скупают за бесценок. И если вам нужны такие факты, я думаю, что это вы нам должны дать такие факты, у вас их тысячи».
Горячева С.П. («Справедливая Россия»): «Вот сейчас по Думе распространяются документы, из которых видно, что лезгины не довольны вот этой ратификацией Договора о границе. Вам не кажется, что ратификацией мы создаём искусственно ещё одну точку напряжённости на Кавказе? Может быть, было бы более правильно всё же снять все, даже пусть малые спорные ситуации, в том числе по тем небольшим сёлам, которые там находятся и как-то разобраться более предметно с теми людьми, которые хотят, может, переехать, может, оказать им помощь, но чтобы снять противоречие. Потому что на Кавказе всё, что касается земли, вы сами знаете - это приводит подчас к многолетним войнам».
Рябов Н.Ф. (КПРФ): «два селения: Храхуба и Урьянуба, населённые гражданами Российской Федерации, которым никто не ответил, что бы здесь ни говорили, что с ними будет, и они остаются на территории Азербайджанской Республики. Азербайджанская сторона имеет своё видение этого вопроса и оно состоит из двух предложений. Одно - жителям этих поселений - принять гражданство Азербайджана, что их не устраивает, другое - продать дома за бесценок и уехать в Россию на все четыре стороны. А, как вы понимаете, для жителей ни то, ни другое предложение неприемлемо. Они готовы на переселение, но тогда российские власти должны выделить землю и построить дома. В этом случае проблема имеет контур решения, а так ратифицируя договор, мы оставим их на территории Азербайджана, и тогда у них есть два варианта, предлагаемые азербайджанской стороной. А Россия, как всегда, будет разводить своих граждан обещаниями. Может быть, в этом разграничении есть и другие подводные камни, о которых мы, депутаты Государственной Думы, ещё не знаем, но, когда узнаем, территорию вернуть назад будет невозможно».
Нюдюрбегов А.Н. («Единая Россия»): «как гражданин Российской Федерации и как избранник-депутат именно от Южного федерального округа, а конкретно Дагестана и южной части Дагестана, от лезгин, я являюсь представителем этого народа и хочу сказать, для меня, конечно, принятие такого договора и для всего лезгинского народа является трагедией».
Багдасаров С.А. («Справедливая Россия»): «У узбеков, например, есть несколько крупных анклавов на территории Киргизии, может быть, не таких крупных, они, может быть, сопоставимы с такими объёмами - это Сох и Шахимардан. Они, возможно, ещё более дальше от границ Узбекистана в глубь киргизской территории. Но никто не думает даже уступать эту территорию киргизам или таджикам, там тоже есть ряд анклавов. Суть простая, не в экономике. Там по сути тоже горы и речка, и всё, а в авторитете государства, в авторитете той или иной страны в этом регионе. Понимаете? И узбекское руководство никогда на это не идёт, в первую очередь, по этой причине и никогда не уступит. Почему же мы уступаем? Я хотел бы вам напомнить, что действительно существуют очень… серьёзная проблема в взаимоотношениях лезгин и азербайджанцев. Мы не можем от этого отойти. И когда мы говорим: да давайте уступим здесь два села. Это на нашем уровне. А никто не подумал, что думают о Москве, о Махачкале сотни тысяч лезгин в Дагестане? Они думают: они слабые, они нас не хотят защищать. А для нас вопрос Северного Кавказа предельно важен. Мы что на Северном Кавказе решили проблему борьбы с сепаратизмом, борьбы с терроризмом, борьбы ещё, Бог знает... Нет, не решили. И в этом воспалённом организме мы ещё дополнительную инфекцию вносим. Слушайте, что вы делаете? Ну что не подождала все пять, шесть, десять лет, что ли такая ситуация? Подождала. Нет, мы говорим, нет, мы сейчас проведём демаркацию границы и будет вот так. А завтра эти 200-300 человек, которые будут обижены, которые скажут: или вы с завтрашнего дня не просто граждане Азербайджана, а азербайджанцы, или уезжайте отсюда. Они приедут в районы компактного проживания лезгин в Дагестане, и там будут нарастать, извините меня за откровенность, антироссийские настроения. Вы не думали об этом? Что это намного важнее, чем то, сейчас происходит в плане нефти и газа. А сейчас происходят вещи там действительно серьёзные. И, кстати, полное игнорирование интересов Российской Федерации».
А пока шли дебаты у входа в Госдуму представители лезгинского народа организовали единственно возможную в нынешних условиях форму протеста – одиночный пикет. И каждый заходящий в здание читал лозунг «Нет ратификации антилезгинского договора». Однако это не изменило исхода голосования. Проект был принят, 22 июня Совет Федерации постановил одобрить этот закон. Теперь дело за Президентом. А жители Храх-Убы остаются наедине со своими проблемами...
ИАЦ ФЛНКА
Ниже приведены схожие материалы: