Главная » 2015»Апрель»18 » Корреспондент «Лезги газет» против главреда «Дагправды» (Итог)
12:37
Корреспондент «Лезги газет» против главреда «Дагправды» (Итог)
Ленинский суд г. Махачкалы обязал Бурлият Токболатову дать опровержение и выплатить компенсацию Магомеду Ибрагимову
На днях Ленинский суд г. Махачкалы решил обязать главного редактора газеты «Дагестанская правда» Бурлият Токболатову в течение месяца дать опровержение по поводу материала Магомеда Ибрагимова и взыскать с «Дагестанской правды» компенсацию морального вреда в пользу данного автора в размере десять тысяч рублей. Первоначально автор требовал 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
Как ранее сообщал «ЛезгиЯр», что 31 января 2015 года в «Дагестанской правде» интервью Магомеда Ибрагимова с председателем Союза писателей РД Магомедом Ахмедовым было опубликовано под именем Ахмед Гасанов. Было изменено также заглавие материала: «Магомед Ахмедов: «Критика – путеводитель литературы» на «Сохранить родное слово». Автором фотографии к интервью тоже оказался другой человек.
«Я был крайне удивлен и возмущен. Чтобы разобраться в этом неприглядном деле, я пошел к главному редактору «Дагестанской правды» Бурлият Токболатовой, – рассказывает М. Ибрагимов. – Объясняя ей то, что случилось, я надеялся, что она попросит у меня извинения и даст в очередном номере газеты поправку, так как было грубо нарушено мое авторское право. Но я ошибся. К моему удивлению, она вела себя крайне бестактно, агрессивно, оскорбляя и задевая мою честь и достоинство. Убедившись, что для госпожи Токболатовой «Закон о СМИ» просто-напросто не существует, а журналистская этика – пустой звук, я покинул ее кабинет. Тем не менее, проглотив ее ядовитые пилюли, я уже официально обратился к редактору Токболатовой Б. М. с письменным заявлением, в котором требовал от нее принять соответствующие меры, так как грубо нарушено мое авторское право. Данное заявление у меня приняла ее вторая секретарша Аният Мирзабекова. Оригинал оставил у нее, а копию заявления, подписанную ею (секретаршей), забрал с собой».
Как видно, нарушено самое главное право – право авторства (ст. 1255 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 1259 ГК РФ интервью, фотография являются объектами авторского права.
Отзыв Б. Токбулатовой на возражения М. Ибрагимова звучал так: «…Редакция не просила Ибрагимова М. о подготовке этого интервью, оно было подготовлено им по собственной инициативе… Редакционной коллегией по согласованию с М. Ахмедовым условий публикации данного интервью было принято решение опубликовать его под редакционным псевдонимом».
В решении суда Ленинского района говорится: «Действительно, интервью было подготовлено истцом по собственной инициативе, а точнее по заданию «Лезги газет», и по просьбе председателя Союза писателей РД Магомеда Ахмедова его русский вариант был передан редакции газеты «Дагестанская правда». Редакция газеты могла его не публиковать. Это право редакции, но, тем не менее, она решила опубликовать интервью. Но как? Под чужим именем. Почему? Нет вразумительного ответа. Видите ли, поясняет ответчик, «редакционной коллегией по согласованию с М. Ахмедовым условий публикации данного интервью было принято решение опубликовать его под редакционным псевдонимом». Что за фантазии? Что за стиль работы? Чем не угодил М. Ибрагимов редакции? Какая надобность в псевдониме? Куда делся автор интервью? Его просто-напросто лишили авторства.
Какой конфуз, если бы данное интервью с неизвестным псевдонимом перевели на национальные языки Дагестана и появилось в республиканской прессе со ссылкой на «Дагестанскую правду», ибо интервью написано на очень важную, актуальную тему государственного значения.
И еще: может ли он, Ибрагимов М., в будущем включить данное интервью с чужим именем в какой-нибудь сборник своих литературно-критических произведений? Нет конечно. Его бы обвинили в плагиате.
Своим далеко не мудрым решением редакция газеты «Дагестанская правда» поставила и председателя СП Дагестана М. Ахмедова в крайне неловкое положение с определенными негативными последствиями, о которых он, возможно, еще не подозревает».
«По мнению главного редактора «Дагестанской правды», основная творческая нагрузка в интервью ложится на собеседника, так что я, как автор, не имею права претендовать на этот материал. Тогда судья спросил: «Ну хоть один процент же ему принадлежит, хотя бы потому, что он составлял вопросы», – отметил Магомед Ибрагимов.
В соответствии с ч. 1 ст. 1228 ГК РФ автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие.
Иными словами, это азы, которыми должен быть вооружен любой студент факультета журналистики, не говоря уже о главном редакторе основной правительственной газеты республики.