15 апреля в Азербайджане в малом зале Международного пресс-центра прошла конференция «Этническое и национальное сознание».
Конференция проходила в рамках бессрочного проекта «Этничность как один из факторов азербайджанства». Проект стартовал в декабре прошлого года. На конференции выступили ученые-этнографы, историки, востоковеды Национальной Академии Наук Азербайджана, представители этносов, населяющих Азербайджан, эксперты, религиозные деятели. Организатор и модератор конференции директор центра «Этноглобус», политолог и эксперт Гюльнара Инандж.
В пятерке самых толерантных
Знаете ли вы, что Азербайджан входит в пятерку самых толерантных стран мира? Наряду с Канадой, Австралией, Аргентиной и Швецией. Азербайджан известен в мире как страна высокой толерантности, где каждый, независимо от национальной или религиозной принадлежности, способен проявить себя в полной мере наравне с остальными гражданами. Это связано с историей страны, с ее географическим положением (на перекрестке Шелкового пути), с ее благодатным климатом (9 климатических поясов из 11), с ее терпеливым и дружелюбным населением, толерантность (проще говоря, политкорректность, способность находить общий язык) которого прописана в менталитете. С древних времен здесь находили приют те, кто искал лучшей доли, плодородной земли, спокойствия для души и рая для глаз, бежали от голода, войн и лишений. Нашу страну издревле населяет большое число представителей разных народов и национальных меньшинств, которые, со временем ассимилировавшись в азербайджанском обществе, тем не менее живут своими традициями, обычаями, общаются на своем родном языке и хотят и впредь сохранить свою самобытность. И главное, имеют такую возможность — это и есть главный показатель толерантности общества и национальной политики государства.
Госаппарат нацелен на решение проблем
С точки зрения последних развернутых государством программ по сохранению культурного наследия Азербайджана сохранение культуры, письменности, самобытности малых коренных народов нашего государства вписывается в эту программу очень органично. Это в полной мере понимают в президентском аппарате страны. Как известно, в феврале этого года распоряжением Президента Ильхами Алиева, член-корреспондент НАНА, профессор Кямал Абдулла назначен госсоветником по межнациональным, мультикультурным и межрелигиозным вопросам, в связи с чем был освобожден от должности ректора Славянского университета. Госсоветник уже в начале марта провел первое заседание, и зная его принципиальность и недюжинные организаторские способности, можно с уверенностью сказать, что многие имеющиеся промахи и проблемы в политике нацменьшинств будут решены.
Кроме того, недавно был создан Институт фольклора, его представитель Айнура Газанфар кызы на конференции рассказала о том, как это важно и интересно узнавать «кто есть кто», ведь каждый народ имеет свою самобытность, искусство, культуру, и Институт фольклора будет заниматься именно этими вопросами: выявлением и поддержанием культурной самобытности. Известно, что на радио АзTV идут передачи на языках национальных меньшинств, а по телеканалу «Ichtimayi» в репортажах регулярно освещается жизнь азербайджанских общин. Представитель курдской общины, аксакал Ахмед муаллим рассказал о том, как он оказался в Азербайджан и как счастливо и свободно все это время он здесь прожил.
Вспомнился единственный на земле город Красная Слобода — древнее место компактного проживания горских евреев-татов. Выступили представители удинской, лезгинской, курдской, талышской, украинской, еврейской и др. общин. Как выяснилось на конференции, проблемы малочисленных народов и национальных меньшинств в Азербайджане имеют, скорее, частный, «бытовой» характер. К примеру, представитель лезгинской общины, главный редактор журнала «Алам» на лезгинском языке Абир Эилехви пожаловался на отсутствие учебников по изучению лезгинских языков: лезгинский, крызский, табасаранский, удинский, цахурский и др. Двадцать лет не переиздаются учебники лезгинского и других языков. Кроме того, по мнению завотделом этносоциальных исследований Института археологии и этнографии НАНА д-р Алиага Маммедли, учебники присылаются из Дагестана, то есть заведомо в этих учебниках заложен иной взгляд на многие вещи, если можно так сказать, другой, российский менталитет.
Языки нацменьшинств — это редкие языки, некоторые просто уникальные, существуют только в Азербайджане. «Смешно сказать, но к нам часто приезжают иностранцы, изучают языки, защищают диссертации, а наши ученые не проявляют к нашему уникальному этносу никакого интереса», — с возмущением заметил Роберт Мобили, председатель Албано-удинской христианской общины. По словам организатора конференции Гюльнары Инандж, главная проблема в том, что в Академии наук нет отдела, который занимался бы проблемами языков малых народов. Михаил Бейкер, сотрудник НАНА, рассказал, что ученые всего мира давно бьются над вопросом, по какому основному признаку можно определять принадлежность к той или иной национальности. Брались общеязыковый, территориальный признаки, даже единый психологический склад. Но, как выяснилось, языки со временем могут исчезать, народ может быть рассеян по всему миру, ассимилироваться в другой нации, религии и т.д.
Даже генетическая особенность под влиянием определенных условий может меняться. Остается идентичность (чистая психология), то есть, главный фактор в определении национальности — кем себя на данный момент ощущает сам человек (или, точнее, кем его воспитали) — каких традиций, взглядов придерживается, отношение к религии и т.д. М.Бейкер отметил, что национальный вопрос, возможно, самый болезненный, и мы должны сделать все, чтобы никто не мог использовать его в своих корыстных интересах, как это сейчас наблюдается в Украине.
Важны информативность и прозрачность
Некоторые азербайджанские ученые сознательно замалчивают информацию о многообразии национального полотна нашей страны. Стремятся представить население Азербайджана как единую мононацию с единой религиозной направленностью. Такое лицемерие порождает только недоверие к данным специалистам, так как в основной массе население образовано и просвещено по многим вопросам. На бытовом уровне граждане страны информированы о том, насколько на самом деле многообразен этнический и религиозный состав республики, когда зародились религии, и какая из них предшествовала другой. Не говоря уже о зарубежных ученых, изучивших данную тематику вдоль и поперек, некоторые в таких условиях при малейшем поводе оборачивают историческую информацию против нас. В свою очередь, такое «замалчивание», а отсюда — недостаточное внимание к проблемам отдельных малых народов на местах, порождает элементарное местничество, когда люди одной этнической группы стремятся сплотиться (обособиться), помогают своему сородичу, руководствуясь только родственным и языковым сходством. Редактор журнала «Алам» на лезгинском языке Абир Эилехви рассказал о плачевном состоянии многих древних лезгинских памятников, отражающих историю целого народа. Роберт Мобили рассказал о проблемах в обучении, с учебниками.
Председатель Украинской общины А.Заречный еще раз подчеркнул, что если и есть в Азербайджане проблемы у представителей национальных меньшинств, то все они — на бытовом уровне и потому решаемые. Он высказал озабоченность ситуацией на своей родине Украине. Д-р Алиага Маммедли высказал мнение, что ситуация, происходящая в Украине, не может не затронуть нас. «Это та же проблема нарушенной территориальной целостности, что и в Карабахе. В России, как известно, в последнее время в большей мере проявлялись фашизм и национализм, сказал он (что говорить, если депутат позволяет себя агрессивное и нелицеприятное высказывание (Жириновский) в адрес азербайджанцев, авт.). Украина была всегда вполне толерантной страной, поэтому происходящие события заставляют насторожиться, насколько все изменчиво и непредсказуемо в этом мире. С нашей стороны мы можем выразить Украине и украинцам только сочувствие, и в то же время возникает резонный вопрос: А что же будет с нами? Это вопрос уже геополитический и решающую роль в решении играет мировое сообщество. Однако, как мы видим, сегодня Запад много говорит, но ничего не решает», — сказал А.Маммедли.
Есть чем гордиться
Албанские памятники нередко «обзывают» армянскими по причине того, что некогда пришлым армянам отдали во владение пустующие албанские храмы. По этой причине уникальнейшие памятники оставляются на произвол судьбы, древнейшие, двух-трехтысячелетние, они тихо разрушаются под воздействием ветра и дождя. Надо смело признавать, что на территории Азербайджана существовала доисламская культура. И христианский период — не обязательно армянский. Христианство и в наше время проповедует часть коренного населения. К тому же нам есть чем гордиться. К примеру, Кишским (так называемым «албанским») храмом. Эту церковь на самом деле в мировом научном мире называют «Праматерью всех христианских церквей на Востоке».
И вероятнее всего, храм был построен в раннехристианский период, который захватил часть северо-западных областей Азербайджана. Известный норвежский ученый Тур Хейердал трижды приезжал на реставрацию этой уникальной церкви в селении Киш Шекинского района. Из уст академика В.Керимова (ныне покойного) я узнала, что церковь была построена апостолом Елисеем (это отдельная захватывающая история). Норвежская сторона взяла на себя спонсорство только по причине установления данного исторического факта. Это ли не повод для привлечения туристов в нашу страну? Есть много мест, уникальных, особых, которыми мы восхищаемся и дорожим чаще даже на каком-то подсознательном уровне, так как они связаны с нашими предками. К примеру, для лезгин это пир Мурад, Хаджи Зянги Буба, мавзолей шейх Джунейд в Кусарах, для других народов — десятки, сотни иных мест поклонения и древних памятников.
Забота в интересах государства
Наша история достойна того, чтобы ею гордиться, она уникальна, многослойна и многообразна. Толерантность — это не только терпимость к человеку другой нации и религиозных взглядов, это уважение, стремление помочь решить проблемы ближнего, независимо от его нации или религиозных взглядов. Жизнь уже доказала, что на житейском уровне взаимоотношения в нашей стране, слава Богу, складываются независимо от национальных или религиозных отличий. Но хотелось бы обратить внимание чиновников, наделенных соответствующими полномочиями, на житейские трудности и проблемы национальных меньшинств, коренных малочисленных (а точнее, уникальных) народов.
Помочь им с изданием учебников на родном языке, с созданием фольклорных групп, в том числе по сохранению древнего ремесленного искусства, с сохранением уникальной письменности, языка, тем самым расширить границы представлений о нашей богатой и разнообразной истории и культуре. Кстати, таким образом решается сразу несколько проблем, в том числе и создание рабочих мест, которых порой не хватает в регионах.
Государство должно уделять больше внимания коренным малочисленным народам в первую очередь для того, чтобы они не закрывались в отдаленном регионе только в своей группе, оставаясь наедине со своими проблемами, а чувствовали себя защищенными, востребованными, неделимой частью страны, принимали более активное участие в жизни общества. Это в интересах, прежде всего, самого государства — заботиться о сохранении суверенитета и целостности страны.
Справка
Титульным называется народ, чье имя носит республика. Национальные меньшинства — это этнические группы, историческая родина которых находится за пределами данного государства. К коренному, аборигенному населению относят народы, исстари обитавшие в той или иной местности. Это — древние обитатели данной территории (автохтонные) народы, переместившиеся в данный район в глубокой древности. Они не такие многочисленны как основная нация, но, тем не менее, коренные.
"Азербайжданская республика" не только не толерантная территория, а больше напоминает с момента своего "создания" тюрьму нетюркских коренных Албанских Народов: Лезгин и Лезгиноязычных Народов (Удин, Цахурцев, Рутульцев, Хиналугцев, Крызов, Будугов, Хапутов, Джеков), Аварцев, а также персоязычных Талышей. В таком же положении находятся также и Таты. А Курды пока уверенно "управляют" территорией, которая по известным причинам, но искусственно было названо в 1918 году Восточно-Кавказской мусульманской республикой, с последующим переименованием в "Азербайджанскую республику" с одной целью: полностью ассимилировав прежде всего коренное, указанное выше, население, с последующим воссоединением с северной провинцией Ирана - Азербайджаном, где, кстати, до 13 века говорили на родном фарси, получив в итоге ещё более искусственный, но уже объединённый "Азербайджан", получить территориальный-тюркоязычный выход уже на Среднюю и Центральную Азию.Это османская стратегия Турции и Израиля. Не нужно манипулировать своими прямо - таки, мягко говоря, не корректными, не соответствующими действительности, "справками". Все перечисленные коренные Албано-Лезгинско-Лезгиноязычные, Албано-Аварские, Талышские коренные народы составляют более половины всего населения "АР". Относить один из крупных этносов Кавказа - трёх миллионный Лезгинский народ ( около 600 тыс. - в Дагестане, около 2 млн. 500 тыс. в "Азербайджанской республике", а не 200 тыс. как указано в официальной статистике "АР") национальным меньшинством абсурдно. Более того, ещё нахально подвергая коренной статус Лезгин и др. Народов, сомнению, нагло внушая эту фальш подрастающему поколению. Почему "государственный аппарат" "АР" снимает вывеску "Лезги миски" с Лезгинской Мечети, который стоял на своём месте аж с 1169 года, тогда, когда огузы и хазары только-только начинали переселяться в Лезгинский Ширван и Арран? "АР" делает всё, чтобы никаких упоминаний о Лезгинах, как об автохтонном народе нынешней республики не было. Можно продолжить...но думаем, что достаточно. Мы то абсолютно уверены в том, что обязательно эту историческую лезгинскую вывеску "Лезги миски" вернём на своё историческое место, это - вопрос времени. На государственном уровне совершается преступление перед коренным Лезгинским Народом и это "государство" вы называете толерантным, ставя в один ряд с развитыми странами мира - не обижайтесь, но это смешная затея. Лезгинам и другим кореным народам не надо "помогать" на бытовом уровне изданием книг и т.д, а на государственном уровне нужно создавать все необходимые условия для национально-государственного развития. Мы думаем и хотим быть уверены в том, что "государственный аппарат" в "АР" сделает наконец-таки соответсвующие, правильные выводы, особенно после Грузинских и Украинских событий, в целях обеспечения целостности "своей территории".
Поздно спохватились. Теперь возможен только один принцип: ваше(на Алтае)-вам,а наше в АЛПАНЕ-нам. А толерантность(это,когда даже в Кусаре, на всех должностях курды и алтайцы) упакуйте в две бараньи шкуры и заберите с собой на Алтай и в Курдистан! Мы наелись вашей толерантностью. ЛЕЗГИНЫ должны иметь свой национальный очаг,где мы смогли бы продемонстрировать всем нацменьшинствам истинную толерантность.
Азербайджан действительно толерантная страна,попасть в пятерку самых толерантных стран мира это серьезно достижения.Конечно у каждого этноса есть определенные проблемы. Азербайджанская республика молодая государства,с каждым годом проблемы должны уменьшается. Проблемы есть везде и в Москве и в Париже и в других государствах. В Азербайджане кроме Лезгин живут и Русские,Евреи и другие национальности,они точно не молчали бы если что то не так. Как бы не пытались из других стран рассорить нас,Лезгины всегда были и есть нашими братьями,у нас не в семье,не в обществе против другого этноса не призывают.ЛЕЗГИНАМИ,АВАРЦАМИ,ТАЛЫШАМИ у нас единая религия,одна РОДИНА. Кто сомневается в толерантности азербайджанцев,приезжайте пожалуйста к нам в гости и убедитесь в этом сами. У нас как соседных республиках не растреляют в парламенте (27 октября 1999 г.г.Ереван ) и не стреляют мирных демострантов (1 марта 2008 г. г.Ереван) ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В АЗЕРБАЙДЖАН !!!
По мнению завотделом этносоциальных исследований Института археологии и этнографии НАНА д-р Алиага Маммедли, учебники присылаются из Дагестана, то есть заведомо в этих учебниках заложен иной взгляд на многие вещи, если можно так сказать, другой, российский менталитет.
Бредовое мнение у этого Мамедли,об учебниках лезгинского языка из Дагестана. Пускай разъяснит ,в этих учебниках какой иной взгляд заложен.? проблемы нацменьшинств имеются в Азербайджане только на бытовом уровне. Отсутствие книг,радио,тв передач, отсутствие гос поддержки.это разве бытовой уровень? сюда еще и вписали и политику.Карабах,Украину ,противно..
Shax-dag , если Вы будете еще раз послушать Руслан Гереева иЭнвер Абдуллаева ,Вы поймете почему новые учебники необходимо,в старых учебниках многих национальных героев Дагестана называют разбойниками,это Российская стараяидеологияСсылка
IBADGUSEYNOV. Вам и таким как вы никогда не удасться изменить весьма и весьма позитивную позицию Лезгинского Народа к Родной нам Мировой Цивилизации - Великой России! Вы, в конце-то концов, зарубите это себе на носу, ваши неуклюжие старания ни к чему не смогут привести. Ваши абсолютно беспредметные оценки Русско-Лезгинским отношениям, в чём мы, Лезгины, никогда не нуждались и не нуждаемся, ровным счётом ничего не меняют. Русско-Лезгинскими отношениями мы очень гордимся и довольны и эти великолепные отношения сложились не на пустом месте, а в результате должного государственного отношения Кремля к Албано-Лезгинскому народу, путём создания необходимых условий национально-государственного развития Лезгинского Народа в Великой России! Не вам судить Русско-Лезгинские отношения-это наш внутренний вопрос! Что в этом плане сделано Лезгинам на исконно Лезгинских землях в "АР" властями "АР"? Кроме ассимиляционной и дискриминационной политики в отношении Лезгин, властями "АР" ничего не делается. И каждый раз переводя обсуждение любой национальной проблемы Лезгин на бытовой уровень, откровенно игнорируя их, чего вы добиваетесь? Ничего не получиться. Эта пластинка давно уже устарела-надо уже не только просто думать, но и оперативно действовать, иначе... Вы говорите во весь голос о том, что и вера у нас с вами единая - что за бред? У нас религии тоже абсолютно разные: вы - шииты, а мы - сунниты. У нас с вами и менталитет абсолютно разный. Мы разные народы, но другое дело, позитивные межнациональные отношения между Лезгинами и Татами, между Лезгинами и Курдами и т.д. Ещё момент: с какой стати вы нас, Лезгин, коренной народ как в Дагестане, так и в "Азербайджане", приглашаете нас же к себе же домой в гости? Это не логично и даже не этично. Извините, вы уж, право приглашать как в "Азербайджан", так и в Дагестан, в первую очередь, имеем именно мы, Лезгины, коренной и древнейший Албано-Лезгинский народ на указанных землях!