Главная » 2019»Февраль»2 » Лезгинских хлеб - Солнечный хлеб (репортаж с пекарни)
16:00
Лезгинских хлеб - Солнечный хлеб (репортаж с пекарни)
Лезгинский хлеб: белый и черный, с маслом или с отрубями - (Фото из пекарни).
В небольшой пекарне в городе Кусаре делают лезгинский хлеб — круглый, плоский, похожий на большую лепешку. Лезгинских хлеб отличается от традиционного азербайджанского хлеба по форме, а также – тем, что он не крошится и не портится от длительного хранения.
Лезгины — самое многочисленное национальное меньшинство в Азербайджане, по официальным данным. Живут они на севере страны. У них есть свой язык, культура и традиции, в том числе кулинарные.
Лезгинский хлеб пекут в печи под названием «хар» (в оригинале – «khar»). По словам женщин, которые здесь работают, раньше хар стоял прямо на земле. Пожилым женщинам удобно было печь, сидя на земле. Со временем стали строить хары на ножках, и сейчас уже почти во всех домах и пекарнях используются высокие хары.
При строительстве этой печи используется глина, керамика и овечья шерсть. Сперва керамическую плитку мелко крошат, смешивают с глиной, и добавляют шерсть. Шерсть и керамика помогает сделать печь более долговечной и жаростойкой.
Лезгинский хлеб не случайно похож на солнце. В традиции выпекания хлеба сохранились следы лезгинской мифологии и языческих ритуалов, прославлявших главного бога — бога Солнце.
Существует несколько видов лезгинского хлеба. Белый, черный, с отрубями, с маслом и бездрожжевой (который также может быть белым и черным).
В пекарне работает около 10 женщин. У каждой – свои обязанности. Одни готовят тесто, другие – раскатывают его, третьи – пекут хлеб.
По словам тети Сакины, которая месит тесто, зимой спрос на лезгинский хлеб бывает ниже, чем летом. Летом его часто покупают туристы.
Для теста берут мешок муки, 2 ведра (10 литров) воды, пачку крупной соли и пачку дрожжей. Тесто месят в специальном устройстве, а потом тетя Сакина разрезает ее на куски и складывает рядом с женщинами, выпекающими хлеб. После этого тесто раскатывают тонкими лепешками и наносят на них узоры с помощью особого приспособления из айвового дерева. Это делается для того, чтобы тесто не поднималось в печи.
Тетя Сакина месит здесь тесто уже 15 лет. У нее уходит 10-12 мешков муки в день: «В праздничные дни работаю вообще без остановки. Хлеб по праздникам нарасхват».
Хьран фу наши бабушки и дедушки никогда не резали ножом, равно как и нельзя было ее отламывать одной рукой Это, к сведению патриотов, считалось греховным делом (гунагь, по-лезгински).
Почему гунагь? Я могу понять людей прошлых лет, тогда если не урожай то голодная смерть. Но мне кажется не стоит обожествлять хлеб, в современных обществах проблема голода давно решена. Ножом разумней резать, это позволяет употреблять хлеб маленькими порциями. А вот насчет лезгинского хлеба - это наше лицо (бренд). Только нам нужно ее отстаивать, чтобы в маркетах всегда рядом с нашим хлебом стояло слово ЛЕЗГИ.
Как это вам популярнее объяснить? Есть хорошая песня на слова Матусовского "С чего начинается Родина" называется, - послушайте. Точно так же с таких неприметных, неприметных на первый взгляд, народ и начинается. Народ - это не только язык, а в первую очередь - это традиции. Если исходит из чисто рациональных позиций то как пользование ножом или более эстетичной щеткой, то мы можем очень далеко зайти в этой "рациональности"... вплоть до того нужно ли пользоваться в семье родным языком Рациональной потребности, увы, в ней тоже нет, так как все мы от мала до велика вполне владеем либо русским либо тюркским, которые более универсальны чем наш родной..
Похоже вам патриоты застряли в горле и ничего из-за этого конструктивного больше не можете делать. Представляю, какие вам снятся сны - дедушки-морозы поющие по лезгински и патриоты режущие хлеб ножом...
Ну, скажем, "патриотов" не так уж и много, как-нибудь переварю. А вот с теми, у кого многочисленные инородцы застряли в горле, с ними действительно беда и практически неизлечимая Что до дедов морозов, поющих по-лезгински и режущих хьран фу ножом, - так это те, чьи потомки рано или поздно объявят пережитком и родной язык. Но вы преувеличиваете мои патриотические чувства, - они меня мало беспокоят, все равно что баба с возу". А вот другой вопрос те диванные генералы, которые не наигрались в войнушки на компах, вот они смогут вовлечь нашу молодежь в очередную авантюру. Вполне, причем. Уж не знаю как насчет снов, но недооценивать их точно не стоить...
Печалька на счет резки ножом, это всё плоды "культурной ассимилиции", проводимая азерагитпромом. Я до сих живя в крупном городе до сих пор разделяю на разного размера куски и ложу на стол обязательно лицевой стороной вверх и этому научил внука.
12. Агьмед ты абсолютно прав, но к великому сожалению некоторие из нашего народа зная об этих истинах делают почему то всё наоборот, это как шииты в религии, как мазохисты в здоровомыслящем обществе, короче пороки.
Ни как не могу согласится с вашим популярным мнением, ничего общего отламывание хлеба не имеет с лезгинством или с нашими традициями - это всего лишь пережиток. Я тут не говорю о не уважение к хлебу (абстрактному понятию). Давайте не будем доводить наши дискуссии до абсурда.
Если никак не можете понять, что любая традиция - это в сущности есть пережиток, и что эти "пережитки" в совокупности и формируют понятие под названием народ, то с вами дальше не о чем говорить.