Самоназвание: лезгияр. Народ в Дагестане и Азербайджане. Язык: лезгинский, лезгинской подгруппы нахско-дагестанской группы северо-кавказской семьи. Верующие: мусульмане-сунниты, есть шииты.
Лезгины в Узбекистане:
1926 г.-329
1979 г.-2 049
1989 г-3 071
2011 г.-Нет информаций
В источнике Гульшан-уль-мулюк имеются сведения о первой большой партии лезгин, пришедшей в Бухарское и Хивинское ханства в составе войск Надир-шаха в середине XVIII в. О культурных связях народов Северного Кавказа и Средней Азии свидетельствует следующий факт. В 1889 г. в статье Р. А. Пфеннинга говорится о том, что первая половина одной узбекской песни повторяет нота в ноту один из главных мотивов в опере Руслан и Людмила. Автор предполагает, что Глинка слышал этот мотив на Кавказе. Примечательно, что один и тот же мотив звучит в мелодии двух народов, находящихся на значительном расстоянии друг от друга.Этнографу О. А. Сухаревой удалось установить интересный факт, что одна из трех частей крупного квартала Шохи Ахси в Бухаре (к югу от Самаркандских ворот) носила название Лязгихо (Лезгины).
В конце XIX - начале XX в. лезгин в квартале уже не было, но название сохранилось.Большое количество лезгин в конце XIX - начале XX в. работали на строительстве Среднеазиатской железной дороги. В Самаркандском депо некоторое время работал известный впоследствии лезгинский поэт-ашуг Сулейман Стальский. Всего на Самаркандском участке железной дороги работало 330 лезгина.На базарах крупных среднеазиатских городов часто можно было встретить лезгин медников и лудильщиков.
Лезгинские мастера научили бухарских литейщиков бронзы и ювелиров применять металлические формы для литья драгоценных металлов. У лезгин бухарскими мастерами было заимствовано изготовление колец с чернью.Немало лезгин пострадало в 1918 г. от режима эмира бухарского за активные выступления на стороне младобухарцев.
Одной из ярких фигур научной общественности Туркестана, вышедшей из среды лезгинского народа, является М. Алиханов-Аварский автор мемуаров Поход в Хиву (кавказских отрядов) в 1873 году.
Максут Али-хан Алиханов (1846 г. р.) был направлен на службу в войска Туркестанского округа в 1873 г. Это был разносторонне образованный, одаренный представитель народов Кавказа. Помимо литературных способностей, он прекрасно владел карандашом.В 30-х гг. XX в. в Бухаре работал один из местных старожилов заргар-миниатюрист, чеканщик Ходжиали Капаев (1877 г. р.).
Мастер участвовал во Всероссийской сельскохозяйственной и промышленной выставке 1923 г. в Москве.Когда заводишь разговор о лезгинах, проживающих в республике, многим прежде всего вспоминается зажигательный танец лезгинка, в котором так ярко отразилась душа народа. Кстати, в Хорезме бытует легенда о связи этого танца с местным танцем лязги.По материалам сборника: "Этнический атлас Узбекистана".