Главная » 2019»Январь»24 » Народному артисту России Мурадхану Кухмазову – 105 лет
18:16
Народному артисту России Мурадхану Кухмазову – 105 лет
В истории Лезгинского театра особую роль сыграл народный артист РСФСР Мурадхан Кухмазов. Больше 50-ти лет, как яркая звезда, он сиял на сцене этого театра, исполнил больше ста ролей. Завоевал зрительскую любовь и симпатию. Участвовал в общественной жизни республики. Его до сих пор вспоминают как справедливого, порядочного, мудрого человека. Он был образцом для подражания. Несколько поколений актеров брали с него пример, старались быть похожими на него.
Жизненный путь
Кухмазов Мурадхан Абдулджалилович родился в селении Ахты 25 января 1914 года. Род Кухмазовых в этом селении был одним из самых авторитетных, влиятельных и популярных. Известный публицист Казим Казимов об этом роде пишет: «В селении Ахты род Кухмазовых является одним из самых многочисленных. Отец Мурадхана Абдулджалил еще до Октябрьской революции был избран от Самурского округа депутатом Государственной Думы. Представители этого рода Абдулвагид, Абдулвагаб, Талиддин были очень талантливыми специалистами в разных областях. Также из этого рода Сейфулла, Решад, Шайдабег, Гаджи Талут, Алауддин, Билал, Мидгад, Зейнуддин и другие были очень популярными среди народа. Но этот род особенно прославился благодаря Мурадхану Кухмазову».
Любовь к театральному искусству формировалась в душе Мурадхана с детских лет, когда он учился в сельской школе. В школе функционировал драматический кружок. С 1927 года юноша начал участвовать в этом кружке. В кружке первой его ролю была роль носильщика в спектакле «Мешеди Ибад» по пьесе У. Гаджибекова. Об этом периоде жизни М. Кухмазова видный театровед республики, кандидат наук по искусствоведению Гулизар Султанова пишет: «Ему поручают не только эпизодические, но и большие ответственные роли. Однако со временем М. Кухмазов чувствует, что его не удовлетворяет характер работы в кружке, отсутствие профессиональной режиссуры, низкий постановочный уровень спектаклей.
Узнав о том, что в Махачкале открыты курсы по подготовке кадров для национальных театров, юноша поступает на них и жадно осваивает азы актерского мастерства. Вернувшись в Ахты, вооруженный новыми знаниями и навыками сценического творчества, Мурадхан включается в работу любительского театра, который вскоре был объявлен государственным».
Во время учебы в Махачкале на актерских курсах, Мурадхан одновременно получает и музыкальное образование. В 1932 году, завершив учебу, он возвращается в Ахты и поступает на работу в театре. Здесь уже ему доверяют трудные и серьезные роли. Его первой ролью здесь была роль Ибн Салама в опере «Лейли и Меджнун» У. Гаджибекова. Затем он создавал один за другим десятки прекрасных образов и завоевал любовь и уважение со стороны тысячи благодарных зрителей.
В 1940 году молодой Мурадхан за прекрасное исполнения ролей на сцене Лезгинского театра получил почетное звание – «Заслуженный артист ДАССР».
В 1941 году начинается Великая Отечественная война, и молодой актер добровольно записывается на фронт. Театровед Г. Султанова отмечает: «Одной из концертных бригад, обслуживающих фронты, руководил и заслуженный артист ДАССР
Мурадхан Кухмазов. Всю войну прошел он с Востока на Запад со своей полевой бригадой чтецов, танцоров и певцов, облегчая после тяжелых боев отдых бойцов, вдохновляя их на новые подвиги. Он был участником освобождения городов Минска, Орши, Кенигсберга и других населенных пунктов. За самоотверженное служение Отчизне и искусству советское правительство наградило М. Кухмазова орденами «Красной Звезды», «Знак Почета», медалями «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией».
После окончания войны М. Кухмазов снова возвращается в Лезгинский театр и до выхода на пенсию здесь работает.
В 1958 году М. Кухмазову присвоили почетное звание «Народный артист ДАССР».
В 1959 году в Свердловской киностудий снимали художественный фильм «Тучи покидают небо» (режиссеры Николай Жуков и Николай Поленков) по сценарию писателя Ахмед-Хана Абубакара. М. Кухмазов участвует в этом фильме и прекрасно исполняет роль председателя колхоза Касума. После появления этого фильма в кинотеатрах актер получил известность по всему Советскому Союзу. Его приглашают для съемки на другие
фильмы. Но он отказывает и в дальнейшем ни в одном фильме не снимается.
В 1960 году в Москве проходит декада Дагестанской литературы и искусства. Во время декады он исполнил роли Узаир-бека в спектакле «Сулак – свидетель» по пьесе М. Чистякова и М. Хуршилова (режиссер Султан Дадашев (1906-1968) и Мурсал-хана в спектакле «Ашуг Саид» (режиссер Сервер Джетере) по пьесе Т. Хрюгского и К. Меджидова. За прекрасное воплощение этих образов в том же году он получил новое почетное звание – «Народный артист РСФСР».
В 1984 году М. Кухмазов отправился на пенсию.
16-февраля 1986 года великий актер скончался. Он похоронен на кладбище «Кырхляр» г. Дербента.
Творчество
Выдающийся русский критик В. Г. Белинский (1811-1848) в одной статье, посвященной выдающемуся трагику П. С. Мочалову (1800-1848) отметил, что «Мочалов был необыкновенным феноменом… всегда зависевший от вдохновения. Конечно, без вдохновения нельзя сыграть, как следует, никакой роли, тем более трагической…Вдохновение мало-помалу придет само собою, его вызовут рукоплескания публики; притом же, играя отчетливо, актер невольно входит в свою роль и сам себя разогревает ею. Но этого самообладания своими средствами актер может достичь только усиленным и долговременным изучением своего искусства»40. Эти слова можно отнести и к Мурадхану Кухмазову.
Как выше мы отметили, в 1932 году, когда М. Кухмазов поступил на работу в Лезгинский театр, первая роль, порученная ему, была роль Ибн Салама в опере «Лейли и Меджнун», выдающегося композитора и драматурга Узаира Гаджибекова (1885-1948). Причиной этому послужили его вокальные данные и музыкальное образование, полученное в Махачкалинском музыкальном училище. Данные факторы обусловили возможность исполнять и другие роли такого плана, как Шахвелед в опере «Ашуг Гариб» З. Гаджибекова, Мухтарбек в «Женатом холостяке» того же автора, Поп в опере «Эсли и Керем» У.Гаджибекова, Сулейман в «Аршин мал алане» того же автора и другие образы.
Образ Ибн Салама
Оперу «Лейли и Меджнун» Узаир Гаджибеков написал в 22-х летнем возрасте и поставил ее на сцене в 1908 году. Это была первая опера на мусульманском Востоке. По теме «Лейли и Меджнун», сюжет которого взят из арабского фольклора, на востоке написано много поэм. Но У. Гаджибеков в основу либретто своей оперы положил поэму великого поэта востока Мухаммеда Физули (1498-1556).
Главный герой поэмы, юноша по имени Кейс, в школе влюбляется в свою одноклассницу по имени Лейли. Но, по обычаю средних веков, на его влюбленность смотрели как на сумасшествие. Люди назвали его «Меджнуном», то есть сумасшедшим.
Сколько бы ни старался, ему не удается быть вместе с возлюбленной, жениться на ней. Герои поэмы погибают из-за своей любви.
Как видно из сюжета, тема поэмы о несчастной любви. В средние века тема любви Лейли и Меджнуна на Востоке была так же популярна, как любовь Ромео и Джульетты на Западе, в европейской литературе. Как отмечает академик Ю.И. Крачковский (1883-1951), Меджнун историческая личность и являлся поэтом. Некоторые его стихи дошли до нашего времени.
При сочинении музыки к этой опере композитор широко использовал восточный мугам. Оперу «Лейли и Меджнун» в 1932 году на сцене поставил известный лезгинский актер и режиссер Сефербек Агабалаев (1890-1964). В спектакле этой оперы роль Ибн Салама исполнял молодой Мурадхан. По сюжету, Ибн Салам, увидев однажды Лейли, влюбляется в нее и, по обычаям того времени, не спросив мнения девушки, отправляет сватов к ее родителям и, получив их согласие, женится на нее. Но потом, узнав о том, что она любит другого человека – Кейса, он осознают свою ошибку, сожалеет о содеянном, и, несмотря на то, что Лейли не любит его, он с большим уважением относится к ее чувствам, не обижает ее. Молодой артист показал своего героя как честного, порядочного, доброжелательного человека, но вместе с тем и пленника обычаев своего времени.
Исполнение роли Ибн Салама М. Кухмазовым было его первым успехом на большой сцене. Этот образ долгое время остался в памяти зрителей. Он был исполнен на высоком профессиональном уровне. При исполнении роли Ибн Салама М.Кухмазову очень помогли его вокальные данные, музыкальное образование и багаж знаний по восточному мугаму. Поэтому и зрители, и театроведы высоко оценили его первую серьез-
ную роль.
Образ Гейдар-бека
Еще одним удачным образом, созданным Мурадханом Кухмазовым в молодости (в 1936 году), был образ Гаджи Кара в одноименном спектакле по пьесе азербайджанского драматурга М.Ф. Ахундова (1812-1878). Режиссером этого спектакля также был С. Агабалаев.
Сюжет «Гаджи Кара» построен очень просто: Один из главных героев пьесы Гейдар-бек хочет жениться. Но у него нет денег для женитьбы. Он хочет похитить невесту. За помощью он обращается к верным друзьям – Аскер-беку и Сефер-беку. Они готовы помочь ему. Но Аскер-бек предлагает другой вариант. Он советует Гейдар-беку занять у купца Гаджи Кара немного денег, вместе с ним поехать в Иран, привезти оттуда контрабандные товары, продать их, а полученную прибыль использовать на свадебные расходы. Друзья соглашаются и вместе с местным богачом Гаджи Кара они уезжают за товарами в Иран. Но «путешествие» начинающих купцов не проходит гладко, в дороге их ждут разные приключения. На обратном пути их встречают пограничники. Беки запугивают пограничников и с трудом проходят границу. Но все-таки из-за Гаджи Кара об их контрабандистской деятельности узнает начальник уезда. Он в день свадьбы Гейдар-бека решил посадить жениха и его друзей в тюрьму. Но слезы невесты Гейдар-бека Соны заставляют начальника уезда помиловать их. Он советует бекам впредь не нарушать законы государства и больше не заниматься противозаконными действиями. Беки обещают ему больше не повторять таких действий.
Как видно из сюжета, Гейдар-бек является одним из главных героев пьесы. Идти на контрабанду его заставила нужда. Он этим путем хотел собрать деньги на свадьбу и после свадьбы покончить с этим делом. М. Кухмазов представил своего героя зрителям как противоречивого человека. Его Гейдар-бек с одной стороны был человеком ленивым, любящим бездельничать, склонным к разбойничеству, но с другой стороны он был смелым, храбрым, правдивым, искренним в своих чувствах, прямым человеком. Его не сравнить с главным героем комедии Гаджи Кара. М. Кухмазов создал этот образ очень четко и естественно. Благодаря его стараниям и спектакль, и образ Гейдар-бека надолго сохранились в памяти зрителей.
Образ Сулеймана
Лезгинский театр часто обращался к творчеству Узаира Гаджибекова. Его темы, сюжеты образы были очень близки к лезгинским зрителям. К тому же У. Гаджибеков был родом из Дагестана. Поэтому не только Лезгинский театр, также другие дагестанские театры тоже часто обращались к его творчеству.
В 1937 году режиссер Сефербек Агабалаев (1890-1964) поставил на сцене лезгинского театра известную оперетту У. Гаджибекова «Аршин мал алан». Она является одной из лучших произведений знаменитого автора. Не зря театроведы назвали ее «музыкальным шедевром». Автор сочинил эту оперетту в 1913 году, в 27 летнем возрасте.
В спектакле главные роли – роль Аскера исполнял Садедин Велиханов, а роль Сулеймана – Мурадхан Кухмазов. Оба они были талантливыми актерами и поэтому достигли успехов в исполнении этих ролей. Сулейман М. Кухмазова был умным, грамотным и практичным купцом. Он своими мудрыми советами помогает другу Аскеру достичь своей цели и одновременно сам тоже достигает своей цели. В галерее образов, созданных М. Кухмазовым в молодости, особое место занимает образ Сулеймана. Зрителям и театроведам очень понравился этот образ. Об этой роли в исполнении М. Кухмазова театровед Гулизар Султанова пишет: «В музыкальной комедии У. Гаджибекова «Аршин мал алан» артист создал образ Сулеймана, который стал серьезной удачей спектакля и исполнителя роли. Лиричный, колоритный и красочный по богатству тонов и полутонов образ Сулеймана Кухмазова рельефно вписывался в общий рисунок спектакля. На состоявшемся в 1940 году республиканском смотре театров работа М. Кухмазова в роли Сулеймана была высоко оценена жюри конкурса. Артисту за его плодотворную творческую деятельность и серьезную работу присваивается звание «Заслуженный артист Дагестанской АССР».
Образ Кузнеца Гаве
Среди образов, созданных М. Кухмазовым до войны, особенно отличается образ Гаве в спектакле «Кузнец Гаве». Автором пьесы был иранский драматург Шамседдин Сами, а режиссером спектакля – Сефербек Агабалаев. Впервые, когда М.Кухмазов только что начал работать в Лезгинском театре (1932), ему поручили роль рабочего в этом спектакле. Но по духу ему была близка роль главного героя Гаве в этом спектакле. Может быть, поэтому второй раз, когда в 1938 году снова ставили эту пьесу на лезгинской сцене, ему поручили эту роль.
Тема пьесы «Кузнец Гаве» взята автором пьесы из бессмертной поэмы классика иранской литературы Абулькасима Фирдоуси (935-1020). В ней говорится о зверских поступках иранского шаха Зоххака, араба по происхождению, но насильно перехватившего трон, и восстании народных масс против него. До царства Зоххака люди в Иране поклонялись Солнцу. Но после того, когда Зоххак воссел на трон, он заставлял всех поклоняться змею. Однажды Зоххак видит во сне, что его пес не хочет служить хозяину, и он жалуется на хозяина, что он держит его голодным. Жрецы так растолковали этот сон: царь должен приносить в жертву людей и накормить их мозгом змей. После этого ежедневно ему стали приносить в жертву двух юношей. Увидев такой ужас, деспотизм и тиранию, люди снова начали поклоняться Солнцу. Они восстали против Зоххака. Во главе их стоял кузнец Гаве, у которого отняли двоих сыновей (по приказу Зоххака их мозгами накормили змей). Он сверг тирана и привел к власти законного наследника Фаридуна.
В пьесе пропагандируется идея справедливого царя. В ней образ Гаве не занимает много места. Он выступает в последних трех сценах пьесы. Но М. Кухмазов так естественно, ярко и колоритно изобразил его, привлек к себе внимание большинства зрителей. Вначале Гаве Мурадхана выходит на сцену как наивный, честный и порядочный человек. Он является хорошим семьянином, свободным ремесленником – кузнецом, живущим за свой честный и добросовестный труд. Но когда возникает опасность для его детей, он превращается в тигра. Со своим «оружием», молотом, идет на врага. Врагов много. Они силой отнимают у него детей, чтобы кормить змей. Но все равно Гаве не успокаивается. Он поднимает на борьбу против зла весь народ и побеждает врага в этой борьбе.
Хотя вначале Гаве в исполнении молодого актера Мурадхана Кухмазова был изображен тихим и спокойным ремесленником, но постепенно по развитию событий он превращается в богатыря, героя, народного мстителя. Образ Гаве в исполнении М. Кухмазова в то время был одним из самых любимых образов для зрителей, и он занимает особое место в галерее ролей, исполненных М. Кухмазовым на лезгинской сцене до Великой Отечественной войны.
Образ Агшина
Из азербайджанской драматургии наряду с творчеством У. Гаджибекова Лезгинский театр часто обращался и к творчеству Джафара Джабарлы (1899-1934). Его произведения тоже занимали особое место в репертуаре театра. Среди исполненных М. Кухмазовым ролей в начале его творческой деятельности особое место занимает образ Агшина в спектакле «Невеста огня» (1939 г.) по пьесе азербайджанского драматурга Дж. Джабарлы. Спектакль был поставлен на лезгинской сцене режиссером С. Агабалаевым. Поручая эту роль М. Кухмазову, режиссер очень рисковал, но все-таки хотел проверить его потенциал драматического артиста.
Тема произведения Дж. Джабарлы посвящена историческим событиям IХ века, борьбе иранских и кавказских народов под руководством Бабека против арабских завоевателей. В пьесе он назван Эльханом, т. е. руководителем, вождем народа. Как и все завоеватели, арабы тоже в завоеванных местах, чтобы укрепить свою власть под знаменем ислама, старались насильно ассимилировать местное население. В этой политике им помогали также некоторые местные правители, которые таким образом старались сохранить свою власть.
В пьесе одним из предателей показан Агшин. За идею, за новую религию он выступает против своего народа, родного брата. М. Кухмазов показал его фанатиком. Фанатизм его ослепил, поэтому он, как манкурт, воевал против своего народа, стал палачом своего брата. Сцена встречи двух братьев особенно была очень трогательная. Актер показал Агшина обманутым и заблудшим человеком, подверженным трагической судьбе. Его беда была в фанатизме. Как и другие образы, ранее созданные М. Кухмазовым, Агшин тоже им был изображен очень колоритно и на высоком эстетическом уровне.
Еще один момент следует обязательно отметить. В 1941 году, когда С. Агабалаев снова поставил эту пьесу, он М. Кухмазову поручил роль Эльхана. М. Кухмазов с большой охотой и желанием начал работу над этим образом и прекрасно справился и с этой ролю.
Образ Береста
В 1940 году режиссер А. Александров поставил на лезгинской сцене драму известного украинского драматурга Алексадра Евдокимовича Корнейчука (1905-1972). В пьесе рассказывалась о жизни советской интеллигенции 30-х годов прошлого века. В центре пьесы – образ талантливого хирурга Платона Кречета, человека, смысл жизни которого – служение людям, увеличение продолжительности активной человеческой жизни. В разговоре с Павлом Семёновичем Берестом Платон Кречет говорит: «У человечества украдено солнце на миллионы лет. Мы возвращаем его. Недалек тот день, когда мы уничтожим преждевременную старость навсегда». В жизни недоброжелатели ему создают много препятствий. Но благодаря председателю горисполкома Павлу Семёновичу Бересту, он преодолевает все препятствия, крепко стоит на ногах, побеждает своих недоброжелателей.
В пьесе Берест является умным, мудрым и справедливым руководителем. В исполнении М. Кухмазова он выглядел гордым, порядочным, честным человеком. Хотя Берест был руководителем высокого ранга, он в жизни прост. Актеру удалось подчеркнуть порядочность и человечность его натуры. Этот образ также, как и предыдущие, получились у Мурадхана колоритными и яркими. «Фактурный, видный, с хорошими музыкальными данными (он играл на таре), Мурадхан Кухмазов успешно выступал в разных ролях. Это и Фердинанд в спектакле «Коварство и любовь» Ф. Шиллера – юный и пылкий, безгранично влюбленный в свою Луизу. А в спектакле по пьесе А. Корнейчука «Платон Кречет» показал образ идейного наставника молодежи Береста человеком внутренне стойким, предельно простым, задушевным в общении с людьми» – писал об этом образе актера театровед Г. Султанова.
Образ Карла Моора
В 1940 году режиссер С. Агабалаев поставил на сцене Лезгинского театра трагедию Ф. Шиллера (1759-1805) «Разбойники». Главным героем пьесы является Карл Моор. Все события в ней связаны с ним. По словам театральных критиков, немецкие актеры очень неохотно исполняли роль Карла Моора. Они считали этот образ слишком декларативным и риторичным. Но Карл Моор на русской сцене был одним самых любимых героев. Русских актеров очень привлекал бунтарский пафос этого образа. Роль Карла Моора прославила таких талантливых русских актеров, как Алексей Семенович Яковлев (1773-1817) и Павел Степанович Мочалов (1800-1848).
В спектакле «Разбойники» на лезгинской сцене главную роль Карла Моора исполнял М. Кухмазов. Это было его второе выступление в спектакле «Разбойники». Первый раз он выступил в «Разбойниках» в 1935 году. Тогда он исполнял роль Фраца. Эту роль молодой актер также исполнял очень усердно, и ему удалось создать образ коварного Франца. Когда второй раз режиссер ставил этот спектакль, он для профессионального роста поручил Мурадхану образ Карла Моора. До репетиции роли Карла Моора актер изучил литературу о творчестве Ф. Шиллера, о «Разбойниках», о постановках этой пьесы, об исполнителях роли Карла Мора и об их исполнении. Поэтому, как и другие роли актера, этот образ тоже имел большой успех. Ему удавалось довести до зрителей лейтмотив пьесы, замысел автора и главную цель произведения. Карл Моор М. Кухмазова был бунтарем, он восстал против тирании, против беззакония. Но постепенно он понимал, что «один – в поле не воин», что в своих стремлениях, в своих благих намерениях у него нет единомышленников. В этом заключалась трагедия Карла Моора. Мурадхан смог довести до зрителей всю глубину трагизма своего образа. Эта роль тоже была одной из самых удачных ролей из исполненных М. Кухмазовым до Великой Отечественной войны.
* * *
После войны Лезгинский театр расширил свой репертуар, начал ставить очень содержательные и имеющие идейно-воспитательное значение произведения из национальной, русской, азербайджанской и мировой литературы. Среди них были такие известные пьесы, как «Буржали» И. Шамхалова, «Дни и ночи» К. Симонова, «Сын полка» В. Катаева, «Калиновая роща» А. Корнейчука, «Голос Америки» Б. Лавренева, «На бойком месте» А. Островского, «Двадцатилетие» А. Рогозинского и В. Николаенко, «Мешеди Ибад» У. Гаджибекова, «Слуга двух господ» К. Гольдони и др.
Образ Буржали
В 1946 году Лезгинский театр показал зрителям спектакль «Буржали» по одноименной пьесе И. Шамхалова. Об этом первом произведении в лезгинской драматургии об почти нет информации у современного зрителя (Текст пьесы был сожжен
вместе с архивом театра бывшими нерадивыми руководителями театра в начале 90-х годов).
Образ Буржали в пьесе исполнил М. Кухмазов. Герой по характеру был ревнивым и всегда подозревал свою жену в измене. Эту черту его характера М. Кухмазов показал особенно ярко и искусно. В его исполнении Буржали выглядел очень ревнивым и неуверенным в себе человеком. Увидев, как талантливо сыграл М. Кухмазов эту роль, Б. Айдаев, в бытность свою режиссером, хотел поставить трагедию «Отелло» в Лезгинском
театре и главную роль – роль Отелло поручить ему. Но преждевременная смерть не позволила режиссеру осуществить эту мечту.
Образ Сервера
В 1946 году в очередной раз С. Агабалаев обратился к творчеству У. Гаджибекова, и на этот раз поставил на сцене его музыкальную комедию «Не та, так эта» (другое название – «Мешеди Ибад»). Старый купец Мешеди Ибад хочет жениться на молодой девушке по имени Гюльназ. Обедневший и попавший в долговую яму Рустамбек соглашается выдать за него свою дочь за большие деньги. Но Гюльназ любит студента Сервера и тайно встречается с ним. Узнав об этом, Мешеди Ибад очень злится и, чтобы убить Сервера, он нанимает «гочу» – бандитов. Но бандиты не осмеливаются убить его. В конце произведения, Мешеди Ибад, испугавшись Сервера, соглашается жениться на служанке Гюлназ Сенем и говорит: «Не та, так эта» (отсюда название комедии).
В спектакле этой комедии роль молодого Сервера исполнял М. Кухмазов. Его Сервер был умным, практичным и цивилизованным юношей. Он был антиподом Мешеди Ибада.
В спектакле сцены его встречи с Мешеди Ибадом выходили особенно динамичными и привлекательными. Свою роль он сыграл очень колоритно и естественно. Поэтому образ Сервера в его исполнении понравился зрителям.
Образ Сильвио
В репертуаре М. Кухмазова были не только драматические образы, но и комические. Среди ролей, исполненных им после войны, особое место занимает образ Сильвио в комедии Карло Гольдони (1707-1793) «Слуга двух господ». Режиссером и этого спектакля был С. Агабалаев. Пьеса была поставлена в 1946 году. Это была комедия, построенная на недоразумениях, совпадениях и узнаваниях. До сих пор она прочно держится в репертуарах театров всего мира.
Венецианский купец Панталоне, узнав о смерти жениха своей дочери Клариче, которого ни он, ни его дочь никогда не видели, собирается, к радости Клариче, отдать ее замуж за сына врача – молодого и пылкого Сильвио. Но как раз в это время из Турина прибывает смелая и предприимчивая Беатриче, переодетая в мужское платье и выдающая себя за прежнего жениха Клариче, которого, как она уверяет, ошибочно сочли умершим. Слуга Беатриче Труффальдино, ловкий и смышленый малый, тайно становится одновременно и слугой ее возлюбленного, которого она разыскивает и из-за которого затеяла этот маскарад. Труффальдино еще более осложняет путаницу ситуаций и отношений, но все, в конце концов, разъясняется, и комедия благополучно заканчивается тремя обручениями (включая обручение Труффальдино с приглянувшейся ему служанкой).
В исполнении М. Кухмазова Сильвио выглядел смелым, отважным, преданным своей любви, умным и ловким молодым человеком. Ради своей возлюбленной Клариче он был готов выйти на бой с кем угодно. Для исполнения этой роли от актера требовались высокий рост, ловкость, физическая сила, навыки овладения шпагой и другие качеств. К счастью, М. Кухмазов обладал всеми этими достоинствами. Поэтому у него так прекрасно получился образ Сильвио.
Образ Фердинанда
В 1952 году режиссер Розанов поставил в Лезгинском театре трагедию Ф. Шиллера «Коварство и любовь» и роль Фердинанда он поручил М. Кухмазову. Ф. Шиллер в этом произведении отражал свои бунтарские, революционные мысли от имени Фердинанда. М. Кухмазов на эти качества своего образа уделял особое внимание. Между отцом и Фердинандом существуют противоречия во взглядах на жизнь, на мир, на людей. Они не понимают друг друга. Конфликт с отцом приводит к гибели Фердинанда. Актер М. Кухмазов сумел отразить переживания, страдания, трагедию своего героя. И зрители, и режиссер, и театральные критики остались очень довольными его ролю.
Образ Мурсал-хана
В 1957 году Лезгинский театр показал зрителям спектакль «Ашуг Саид» по пьесе Тагира Хрюгского и К. Меджидова. Режиссером-постановщиком спектакля был Сервер Джамилевич Джетере (1906-1982), а главную роль – роль Ашуга Саида – исполнял выдающийся лезгинский актер и режиссер Багиш Айдаев (1932-1979). В 1960 году, в дни Декады дагестанского искусства и литературы, этот спектакль был показан и московским
зрителям.
В спектакле роль Мурсал-хана исполнил Мурадхан Кухмазов. Его образ отличался от стандартных ханских образов, созданных актерами на советских сценах. Образ Мурсал хана он сыграл естественно и динамично, не используя традиционных штампов и трафаретов. Поэтому образ Мурсал-хана в его исполнении выглядел живым, без фальши и пафоса, привлекал к себе пристальное внимание зрителей. Об этой роли М. Кухмзова первые историки Лезгинского театра Сергей Говоров и Габил Абдуллаев отмечали: «Большой удачей заслуженного артиста ДАССР М. Кухмазова была роль хана. Образ этот написан драматургами одной черной краской. Хан мрачен и жесток в обращении с врагами и друзьями, и даже с любимой женщиной. Такая односторонняя драматургическая трактовка была очень трудна для актера, призванного создать на сцене подлинно жизненный образ. Однако М. Кухмазов умело выходит из положения. Надменный, злобный, не терпящий возражений в общении с подчиненными, но трусливый, беспомощный в трудных положениях и в столкновениях с ашугом Саидом и восставшим народом – таков был хан, показанный М. Кухмазовым».
В 1975 году Лезгинский театр снова обратился к пьесе «Ашуг Саид». Режиссером спектакля был Б. Айдаев. И на этот раз образ Мурсал-хана исполнял также М. Кухмазов и он сыграл своего героя ярко, колоритно, естественными красками, без фальши, без ложного пафоса.
Образ Бархудара
Среди незабываемых, исполненных на очень высоком профессиональном уровне, ролей М. Кухмазова была роль Бархудар в спектакле «Намус» по пьесе армянского драматурга А.Ширванзаде (1858-1935). Актер сумел показать и высмеять истинное лицо своего героя – жестокого, безжалостного и бессовестного Бархудара.
О роли Бархудара М. Кухмазова в газете «Коммунист», в статье известного лезгинского поэта и критика Азиза Алема было сказано: «Образ Бархудара, созданный народным артистом РСФСР М. Кухмазовым, – это очередная большая удача аксакала сцены. В его исполнении, сколько бы ни был Бархудар верующим человеком, в его глазах честь даже превыше Бога. Для него честь все: и дом, и семья, и богатство, и быт… Если чести нет – значит, для Бархудара ничего нет. За то, что засватанные с его благословения Сейран и его дочь Сусан до свадьбы поцеловались, он беспощадно избивает Сусан, расторгает помолвку и заявляет отцу Сейран, своему другу Айрапету (артист С. Мирзоев): «Я честь не продаю за дружбу!»
Бархудар, который был готов за честь жертвовать жизнью, поступает очень бесчестно: растоптав чистые чувства, любовь молодых людей, он их навсегда разлучает, насильно выдав замуж свою дочь Сусан за богатого купца Рустама».
* * *
Мурадхан Кухмазов не получил театральное образование. Но он был актером от Бога. Владел прекрасными вокальными данными, актерскими способностями, талантом. Кроме практических знаний, всегда старался по максимуму получить теоретические знания. Поэтому всегда занимался самообразованием. Читал лучшие произведения из мировой литературы, теоретические материалы по театральному искусству. Слова К. С. Станиславского для него был девизом в жизни: «Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим».
С детства М. Кухмазова привлекали к Лезгинскому театру хорошие постановки режиссеров и великолепая игра лезгинских актеров. В пору его детства в Лезгинском театре работали такие выдающиеся мастера сцены, как Идрис Шамхалов, Сефербек Агабалаев, Эмиркули Эмиржанов, Садедин Велиханов, Рагимат Гаджиева и др. Игра этих мастеров сцен его околдовывала, и в его сердце зажигала огонь любви к театру, и этот огонь остался в его душе до смерти.
Для М. Кухмазова не существовало жанровых барьеров. Он прекрасно исполнял и лирико-психологические, и драматические, и трагические, и комические роли.
М. Кухмазов всегда претворял в жизнь принцип К. С. Станиславского: «На сцене надо быть в движении. Работа и активность! Драматический актер всегда должен основываться на них».
Динамичность, чистая дикция, естественность движений, отрицание фальши были основными чертами характера актера М. Кухмазова. Поэтому он умел, как магнит, притягивать зрителей к себе, заставлять их переживать за положительных героев, роли которых он исполнял, вместе с ними радоваться и печалиться, смеяться и плакать. Мог раскрывать психологию своих героев, окрылять, воодушевлять зрителей.
М. Кухмазов был актером чувствующим, понимающим, мыслящим, одновременно заставляющим и зрителей думать, мыслить, чувствовать. Стиль его творчества обогатил нашу театральную культуру. Он использовал и продолжал опыт и традиции старших поколений лезгинских актеров. За время работы в Лезгинском театре им были созданы более ста сценических образов. Большинство из них были образы главных героев.
Его жизненными кредо были гордость, порядочность, честность, справедливость.
Великий французский философ Дени Дидро об актерском искусстве пишет: «Актер должен помочь автору, он сам тоже должен быть соавтором, он должен не только все нюансы роли исполнять, а также добавлять в текст и творить». Мурадхан Кухмазов все эти требования выполнял.
Мазендаранская псина и жертва опыта профессора Преображенского явилась собственной персоной. Судя по извергаемому на сайте, по пути где-то нахлюкалась огнинского зелья в три рыла...
Админы,вы сами уже явно переходите красную черту, когда позволяете мрази писать все, что им приходить в голову, абсолютно не фильтруя содержимое. Говорю от души, скоро буду крыть матом, и вас в первую очередь!!!
Админ ответь мне пожалуйста, почему вы не забанили тех кто оскорблял мою нацию, женщин моей нации, меня лично, причем самыми грязными словами, но забанили меня хотя я никого не оскорблял, просто ЦЕНЗУРА
Ответ: За неоднократное нарушений правил, на вас поступило много жалоб. Ваши все три ника заблокированы
А почему вы не удосужились разобраться в этих жалобах? Или вы просто следуете за мнением серой массы, которую что-то обидело или задело,хоть я и подчеркиваю что нигде никого не оскорблял? В таком случае это может очень негативно сказаться на рейтинге и уважении сайта. Я еще раз настаиваю чтобы было проведено расследование и я был реабилитирован, а виновные, которые меня оскорбляли и жалобы на меня кидали, или, попросту говоря клеветали на меня, были наказаны.