Доклад исламоведа Руслана Гереева о положении суннитских общин в Северном Азербайджане на московской конференции в Президент - Отеле вызвал много дискуссий в Азербайджанской религиозной среде. Мнения разделились, но при этом некоторые эксперты посчитали, что тезисы исламоведа не противоречат Азербайджанской позиции и даже консолидарны.
Такое мнение сложилось после того как Президент Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России «АЗЕРРОС» Союн Садыков назвал речь исламоведа единственным докладом конференции заслуживающего внимания. Во-избежании различных домыслов и кривотолков, наш портал публикует для своих читателей полный оригинал-текст доклада эксперта.
Позвольте мне приветствовать Вас, выразить огромную благодарность организаторам конференции, и лично Председателю ФЛНКА Арифу Пашаевичу Керимову за предоставленную возможность выступить здесь.
Положение суннитских общин в Северном Азербайджане
На 2012 год в Азербайджане действует более 2000 мечетей, а Ислам является религией 99 % населения страны. 80 % мусульман джафаритского мазхаба шиитской ветви ислама, а 20 % суннитской ханафитского мазхаба.
В религиозной среде Азербайджана есть специфические проблемы, опасной из которых являются попытки использовать религию в политических целях.
То, что происходит в регионе, не разногласия мусульманских течений, а конфликт, развязанный в угоду отдельным интересам. Очаги сепаратизма по официальным заявлениям находятся в северных районах Азербайджана в Гусарском, Губинском, Хачмазском, Сиязаньском, Балакенском, где якобы создаются радикальные джамааты. Политизация ислама стала еще одной характерной чертой. И с той и с этой стороны идут призывы к фундаментальным действиям на религиозной и национальной почве.
Проблема в том, что не используются потенциал лезгинских, аварских и других диаспоральных организаций по обе стороны границы. Настало время дипломатических действий, только путем выгодного двустороннего общения мы сможем добиться реальных результатов.
Во взаимных упреках стороны не слышат друг друга. Я не говорю о политических и гражданских уступках, но диалог должен состоятся посредством именно общественных организаций.
Салафизация юга России, а также Северного Азербайджана ставит принципиально иные механизмы взаимодействия, где религиозный фактор доминирует.
Ситуация вокруг функционирования суннитских общин в Северном Азербайджане сложная. Со стороны официального духовенства и госорганов по делам религий идут попытки искусственно расширить влияния шиизма в регионе. Оказывается поддержка шиитских организаций на государственном уровне, а положение шиитских общин ставится выше суннитских.
Существуют препятствия для регистрации не шиитских общин в структурах юстиции, и при лицензировании исламских образовательных учреждений суннитского толка.
Здесь положение аналогично Дагестану, когда для регистрации религиозной организации требуются не прописанные в законодательстве действия и одобрения официального духовенства.
Эти действия направлены на то, чтобы расширить границы шиизма, при этом постепенно возрастают требования к суннитским организациям.
Если народы на этих территориях Азербайджана признаны как граждане своей страны, то Конституция гарантирует им равные права в вопросах вероисповедания.
В тоже время, существуют попытки со стороны «третьих лиц» придать всему, что происходит в Азербайджане межконфессиональную и межнациональную окраску.
Взять, историю обысков в Бакинской мечети Абу-Бакр, по причине того, что данная мечеть используется радикальными мусульманами для пропаганды ваххабизма. Критика в основном идет со стороны дагестанских мусульман, но те же, события когда происходят в Дагестане, почему-то столь громко это не озвучивается.
В прессе и в быту приводят в пример, что мечети закрывают, иногда говорят даже о повальном закрытии мечетей. Конечно же, в реальности такого нет, а большинство мечетей в Азербайджане являются историческими и архитектурными памятниками, охраняемыми государством и международными законами.
Исламский фундаментализм, и борьба с терроризмом становится объектом повышенного политического интереса. Причиной дознаний и обысков среди активистов лезгинской и аварской молодежи называется поиск оружия и террористов. Термины: экстремист, террорист, ваххабит стали ярлыками, которые приклеиваются к свободомыслящей молодежи. Идут манипуляции. Люди, получившие светское образование не в Азербайджане называются диссидентами, а религиозное – эмиссарами, то есть людьми, не имеющими доверия со стороны государства.
Анализ ситуации в регионе показывает рост экстремистских преступлений за счет расширения пособничества в среде вовлекаемой молодежи. Молодежь остается в группе риска по влиянию на нее экстремистских идей, и сегодня необходимо понять причины и условия распространения экстремизма, найти выход. Незащищенность молодых людей в обществе, создает картину, когда оружие становится единственным способом их самоутверждения.
Исламизация региона имеет стабильную динамику и показатели роста возврата к религиозным ценностям, что затрудняет шиитизацию и ассимиляцию местного население путем массового переселения в регион беженцев, мигрантов и эмигрантов, поощрением азербайджанских браков и другими механизмами социальной поддержки направленной на деэтнизацию населения. Азербайджан намерен изменить демографический баланс в этих важных с точки зрения геополитики регионах, особенно в дельте реки Самур.
Растут требования к проповеди в мечетях, их официальной тематике, языка проведения хутбы. А в наиболее религиозно активных субъектах необходимо согласование деятельности имамов с органами по делам религий. Государственная политика в Северном Азербайджане изначально делается на религиозной составляющей.
Последствия такой политики просматриваются в государственных показателях, в которых интересы народов населяющих северные территории не учитываются.
Сильно сказывается отсутствие компетентной дипломатии со стороны лезгинских общественных организаций, интеллигенции и лезгинских религиозных сообществ. У нас сегодня единство народа, как с той, так и с этой стороны. Мы разобщены, и нет даже намека на консолидацию лезгин, а диаспоры не контактируют с Северным Азербайджаном.
Лезгинам по обе стороны границы, чтобы урегулировать ситуацию в религиозной среде, нужна качественная религиозная интервенция, ядром которой станет объединение мусульман внутри лезгинского народа.
Растет напряженность на севере Азербайджана, уже в присамурском районе, недалеко от российской границы.
Ввиду отсутствия достоверной информации делать прогнозы сложно, но нельзя сказать, что Азербайджан не попытается решить лезгинский вопрос, и вопросы других народов.
По некоторым позициям государственно-конфессиональных отношений есть показатели улучшения ситуации в реконструкции, восстановлении, строительстве мечетей, других культовых сооружений, и даже древнеалбанских церквей. Азербайджан, имея большие финансовые возможности, идет в сторону открытости и конфессиональному диалогу. Разумеется, есть плюсы и минусы, и будет неправильно, если мы будем отрицать успехи нашего соседа в религиозной политике. Есть показатели минимизации коррупции в религиозной среде.
Азербайджанская модель религиозной политики направлена на укрепление собственной государственности. Государственный комитет контролирует религиозную деятельность в стране, и все должны зарегистрироваться в комитете, прежде чем исполнять религиозную практику.
К большому сожалению, все чаше поглядывая на ту сторону, мы забыли о собственных реальных с точки зрения российской юриспруденции территориях. Между тем положение лезгин внутри страны ничем не лучше положения лезгин у соседей. При этом Азербайджанские власти проявляют повышенный интерес к лезгинскому вопросу не только в Азербайджане, но даже и в Южном Дагестане, в Дербенте, ДагОгнях и т.д. Экономические и политические позиции Азербайджана, ее официальных и не официальных представительств в Дагестане растут, растет их количество, качество, финансовая мощь подкрепляемая соседями. Здесь очень важна стратегическая позиция России.
Во многом это вина неорганизованности самих лезгин, их общественных и религиозных деятелей. У нас на сегодняшний день нет даже карты наших общественных, диаспоральных и религиозных организаций.
В настоящее время существуют факторы, которые обостряют межнациональные и межконфессиональные противоречия в Северном Азербайджане.
Прежде всего, это религиозный фактор. Этот сегмент особенно проявляется в тех районах Азербайджана, где живут аварцы, поскольку они сохранили мощные исламские традиции, и проблемы уже изначально имеют религиозную подоплеку.
Разумеется, это еще и национальный вопрос в Азербайджане, который опять связан с религиозным вопросом. Права этнических дагестанцев в Азербайджане не защищены. Их убеждают, что они пришлые и часто действуют с позиции силы, и лишь получив отпор, прибегают к обещаниям и дипломатии. Эта ситуация дестабилизирует регион.
Отсутствует обсуждение между представителями суннитов и шиитов, чтобы разрешить недопонимания между течениями. Необходимо развитие суннитско – шиитского диалога без отказа от вероубеждения. Исторически и те и другие являются сторонниками распространения ислама путем пропаганды и выступают против терроризма и экстремизма. Нельзя допускать радикализации религиозной темы.
Многие заявления послов России в Азербайджане говорят, что политический диалог между Россией и Азербайджаном носит постоянный характер, но люди не чувствуют плодов этого диалога.
Используя СМИ, духовенство региона, нужно выработать взаимодействие с бизнес – сообществом, гражданскими институтами, призвать к этому власти, и уделять максимум внимания молодежи.
Статья реальна, именно так и складывается там ситуация. Я живу в Северном Азербайджане в Закаталах и каждый день убеждаюсь в этом. Думаю на одном шиитизации Азербайджан не остановится, почему Россия молчит непонятно
Здесь на мой взгляд речь идет о проблемах вообще, в целом, особенно о религиозных. В этом плане конечно диалог с шиитами нужен. Я например не хочу чтобы шиитизация коснулась моих родных проживающих в Северном Азербайджане.
Хорошо сказано, но давайте рассуждать трезво. Некоторые комментирующие говорять диалог не нужен, а они не знают как тяжело живущим на территориях севера Азербайджана людям: лезгинам, аварцам, рутульцам, царухцам. лакцам, талышам и другим. Просто подумайте об их положении, прежде чем отвергать идею отраженную исламоведом Гереевым. Это надо было сделать уже давно, мы даже опоздали. Только и умеем выкрикивать всяие грязные лозунги и выпады в адрес друг-друга. Это не правильно, надо прекращать это и выстраивать диалог с точки зрения наших интересов. А экперт Гереев прав, молодец, респект ему и удачи!
Да чуть было не забыл, если мы говорим о диалоге то значит надо говорить и о тех кто в случае поддержки его будет вести. Это тоже очень важно, может быть даже важнее самого диалога.
Я сам живу в Баку и с уверенностью могу сказать ,что колличество суннитов тут с каждым днём увеличивается , альхамдулилЛах! В Исламе нет национальности и все мусульмане - братья и сёстры! Суннитами становятся много этнических шиитов. В основном принимает суннизм молодежь.
Я считаю что не надо никаких диалогов . Надо жить в мире ! ИншалЛах , через несколько лет БОЛЬШИНСТВО в АР будут сунниты , так как литература (интернет , книжки и тд.) доступна и люди могут делать выводы.
Muhammad я тоже жву в Баку и не считаю, что шииты принимают ислам, это заблуждение, наоборот даже в Дербенте идут процессы распространения шиизма на высоком уровне. То что говоришь ты о скором сунитстве, уже говорят десятилетиями, и как видишь ничего нет и не будет. ДИАЛОГ НЕ НУЖЕН, НАМ НЕ О ЧЕМ РАЗГОВАРИВАТЬ С СУНИТАМИ
Я сам из Дагестана и знаю как там дела обстоят. Что касается Дербента , то я не сказал бы , что там так сильно развит шиизм. Баку - большой город . Так в Нардаране , Маштагах и тд. сейчас центр шиизма , но в других частях города , а именно ближе к городу больше суннитов. У меня есть много знакомых ЭКС-шиитов, которые приняли суннизм. Почему так? Интернет есть уже почти в каждом доме и не проблема узнать шиитские книги и фетвы шиитских учёных. Мой знакомый только таким способом привёл шиитов к суннизму.
Под контролем находится все и в России и в Азербайджане, но это вовсе не означает, что у людей нет свободы в принятии решений, просто зачем этот диалог, нам здесь и без него хорошо
Конечно, если судить с позиции азеров диалог не нужен. Но нас лезгин это не устраивает, что они - власти АР спокойно продолжали свои черные планы. Исламоведу спасибо, что поднял своевременно этот вопрос, потому что так дальше продолжатся не может. Если Азербайджан считает себя демократическим государством, то и обращатся с жителями страны надо согласно демократии, а не так, что захотел то и сделал. Не понятно только почему эксперт по религии поднимает этот вопрос, а не наши никчемные политики и депутаты, они для чего нам вообще нужны, самоустранились от всех лезгинских проблем и нихотят ничего делать. Пора подумать о процедуре отзыва и воспользоватся этим гражданским правом.
в самом начале выступления была допущена самая существеная ошибка. За основу была взята официальная азерская статистика которая целиком состряпана по заказу правящего клана. Начиная от количества населения и рождаемости, которое по данным месных и международных организаций составляет МЕНЕЕ ПОЛОВИНЫ от уровня 1988 года т.е около 3-х млн.человек реального населения, и заканчивая мелочами как потребление продуктов, уровень бедности и т.д. И т.п, данные реального бегства населения зарубеж и в Дагистан в баку строго засекречены как и все остальное. Расчитывать по этим липовым показателям этнический и религиозный состав просто невозможно ввиду отсутствия достоверных данных , и количество мечетей менее чем за год стараниями бумагомарателей возросло аж на 200, а было 1800. И это в одном из самых секулерятивных и нерелигиознх государств мира - этим даже постояно хвалятся сами бакинские власти. Например шиитский шейх всея баку пашазаде на встрече с саудовской делегацией говорил о более 800 мечетей функционирующих в азерб-не, это пожалуй более достоверная информация из всех остальных. Вобщем с фальшивыми данными все ясно. Что касается анализа ситуации на севере аз-на в отношении дагских народов ,то Руслан во многом прав когда говорит о давлении и притиснениях со стороны баку, так же прав Р.Гереев говоря о разобщености, отсутствии лидеров для консолидации уммы, и призывает объединяться и бороться против терористов-вахабистов которые воюют с мусульманами и маскируются под салафитов чтобы стравить нас друг на друга. Сам Пророк С.А.С призывал убивать этих врагов Аллаха. Вобщем главный вывод : не верить азербжану ,и объединяться в единую Исламскую умму для борбы с внеш.и внут врагами.
А кто такой Союн Садыков, чтобы на него ссылаться? Он что, самый выдающийся эксперт? Почему мнение представителей азербайджанской общественности для нас является особо значимым? Там были и представители других народов: и русские, и армяне, и талыши. Но нет, важно показать позицию азербайджанца. Однобоко. Кстати, а вы знаете что говорил сам Садыков? Почитайте на сайте ФЛНКА его выступление. Приведу в качестве примера один кусок: "в Дагестане около миллиона азербайджанцев жило до 60-го года и сегодня из них осталось всего 130 тысяч". К слову, во всем Дагестане в 1959 году проживало всего 1 миллион и 62 тысячи человек. Вот вам и эксперт! Доклад Руслана Гереева безусловно очень хороший, но на конференции было немало других докладов, по крайней мере заслуживающих внимания. А основные доклады вообще касаются всех сторон вопроса. И их игнорирование свидетельствует о том, что такая информация нежелательна на данном ресурсе. Поэтому призываю все, что касается конференции читать из первоисточника, т.е. сайта организатора ФЛНКА.
Мой сосед салафит и держит бороду в 30 см длину и голова бритая. На рост 1,87 метр с спортивным телосложением когда он ходит по городу, одно удовольствие))) но не в этом дело. как-то он сделал имаму мечети города замечание, что ай мулла, вот ты держишь бороду, а усы не бреешь. Ведь положено брить. Мулла ему в ответ, слушай ув. ______ дай мне тоже 800 манатов, я усы держать буду так, как ты скажешь. А сегодня, делаю то, что мне говорит плательщик. История является абсолютной правдой )))
справка: Союн (гойун) Садигов родился и вырос в Грузии и знать не знает о делах в АР. Присвоил себе чин эксперта и сует свой нос не в свои дела. Его в баку тоже никто и не признает, но ему хочется))) нам нужен человек с нормальным носом, чтобы не промахнуться.
Какая разница кто есть кто, главное что сама идея не плоха, но при этом очень трудно реализуема - вот в чем вопрос. Власти по обе стороны Самура никогда не допустят диалога, потому что знают, что в случае успеха им не поздоровится и очень сильно непоздоровится. А если этот Союн садыков отметил доклад нашего исламоведа, то это очень хорошо, значит и их эта тема уже приперло и конкретно приперло.
Даже при наличии настроений к диалогу у нас его некому проводить. Нет у лезгинов лидера, ни политического, ни религиозного, ни экономического, ни даже общественного. Печально, но факт.
Про эти сказки давно уже говорят) Что типо платят за каждый сантиметр бороды и тд) Если так , то 80% носили бы бороды иштямяй лазым дейир Хоть я и против диалога , НО должна быть в продаже литература... а то один скажет что то , а другие не проверяя принимают в качестве довода
Неужели кто-думает, что Азербайджан пойдет на какие-либо уступки Дагестану, особенно Южному- да никогда этого не будет, все мы прекрасно это понимаем. И хватить мечтать пора делами наконец занятся, разработать наконец общелезгинскую национальную идею и продвигать ее всеми возможными и доступными способами, ровно так как это делают сами азербайджанцы. А если не получается, то и не доступными и даже запретными средствами и механизмами. Лезгинские мужчины хватить наконец ныть постоянно, делайте то что вы должны и объязаны делать по прау и призванию. Вперед и только вперед.
А почему не пойдут на диалог, пойдут если мы лезгины покажем себя с наилучшей стороны, а пока к сожалению этого не видно. У нет ни одного серьезного политика который ратовал бы за лезгинский народ. В этом плане у аварцев есть чему поучится и консолдидированы они куда лучше нас. А все потому что у них есть такие как Сайгидпаша Умаханов который не дает в обиду ни одного аварца. А что есть у нас?
У Азербайджана есть национальная идея вернуть себе весь ЮжДаг вместе с Дербентом, лезгины и табасаранцы находятся в смертельной опасности в лапах фашистской скинхедовской кавказофобской русни.
Вон смотрите как чудовищно страдают несчастные чеченцы ингуши их убивает эта империя зла русня, их северные районы русские имперасты хотят отобрать и присоеденить к Ставропльскому краю. Вайнахов лишают всех их национальных прав, истребляют физически и духовно . Хотите такое ? русские извреги дадут вам такое. а армяне скажут за это спасибо русским.
азербаджанской идеи нету. Есть бакинские пантуранские планы какбы сдержать и подавить волю кореных народов, чтоб те не объединились и не прогнали окупантов, но турецкий политический проект давно изжил себя и обречен на крах. ЮжДАГ как был так и будет ,к нему еще присоединится северный азербайджан, и это неизбежно.
Некоторые тут приводят в пример Имам даха, он пусть сперва азан у себя в городе дает как положено 5 раз. Все над нами смеются, мои подруги мусульманки из Грузии удивлялись когда узнали что в Дербенте азан звучит всего три раза.
Конечно азан 5 раза. А как же? Тоже мне новости...
===
УЭФ: Меня на планету, где не знают, кто перед кем должен приседать? Чушь. Давай гравицапу и делай что хошь. СКРИПАЧ: Дядя Уэф, дядя Би, вас там так встретят… БИ: Нет, Генацвале! Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели, а когда нет цели…