О московских лезгинах...
Не теряйтесь, земляки
– Так все же – откуда всплеск интереса к национальным объединениям у молодых лезгин Москвы?
– Помог… Интернет. В 2001 году группой энтузиастов – молодых лезгин, приехавших в Москву учиться и работать – был создан этнокультурный портал «Шарвили» (Sharvili.com), он быстро стал популярным. Конкурсы на «Шарвили» не переводятся – фотографические, языковые... Ежедневное посещение – более 120 человек. Сначала общались виртуально. Потом дошло и до «живых» встреч.
– Ну как же, наслышаны про ваши танцевальные вечера!..
– Нет, если выстраивать все по порядку, то до них были встречи в Московском доме национальностей. Я узнал о его существовании года два назад, вскоре после того, как он был открыт. Стал выяснять, как попасть в число национальных организаций, имеющих право проводить мероприятия в МДН. Оказалось, надо зарегистрировать организацию. Но к тому времени у Лезгинского благотворительного фонда уже была регистрация – мы решили ничего не придумывать и встали, так сказать, под его знамена. Весной 2004 года ЛБФ вошел в состав Межнационального совета при правительстве Москвы, мы получили возможность пользоваться помещениями МДН и начиная с осени провели там три встречи… Помню, на одной из них наш известный философ академик Абдусалам Гусейнов рассказывал о появлении в Москве первых лезгин в начале 50-х. Тогда лезгин было – по пальцам пересчитать, и представление о целом народе у москвичей складывалось после общения чуть ли не с одним-единственным человеком...
– Что значит «первые лезгины» – ведь еще в 20-х годах прошлого века в столице действовал Лезгинский кружок?
– Да, тогда лезгины из Дагестана и Азербайджана потянулись в Москву за знаниями. Здесь учились многие, ставшие потом известными людьми. Например, лингвист и писатель, создавший лезгинскую письменность, – Гаджибек Гаджибеков, основоположник нашей скульптуры Хасбулат Аскар-Сарыджа, «отец» дагестанской профессиональной музыки Готфрид Гасанов... Но, выучившись, наши земляки обычно возвращались домой. А вот после Великой Отечественной, особенно с 60-х годов, стали оседать в Москве. Связи между собой старались не терять. Так, 15 лет назад в столице появился Дагестанский культурно-образовательный центр «Намус», и в течение ряда лет в нем работала лезгинская языковая группа. Была создана Федеральная лезгинская национально-культурная автономия (ФЛНКА), начали издаваться «Лезгинский вестник» и «Лезгинские известия», стали традицией ежегодные концерты, посвященные празднику «Яран Сувар». Но людям, особенно молодежи, не хватало простого общения.
Лезгины без «лезгинки»
– И вы решили подступиться с другого бока – через танцы?
– В прошлом году познакомились с бывшим солистом ансамбля «Лезгинка» Аскером Алиевым, и уже скоро наша молодежь стала обучаться родным танцам в клубе «Надежда» у метро «Калужская». А уже через год провели два танцевальных вечера, которые у нас называются «Дем». Молодежи приходило человек по 70. Мы не просто танцуем – устраиваем различные конкурсы, выбираем лучших. Первые полтора-два часа – кавказские танцы, ну а потом все подряд. Живая музыка. Здорово! Пока у нас нет национальных костюмов, но скоро сошьем. Так что, если родня позовет – к примеру, на свадьбу в Дагестан, – лицом в грязь не ударим, сможем станцевать, не уступая местным.
– Правда, что у самих лезгин нет «лезгинки»?
– «Лезгинка» – название привнесенное. Считается, что русские солдаты из Ахтынской крепости дали его танцам, которые исполнялись на народных празднествах. Вообще, у лезгин богатая песенная и танцевальная культура. «Лезгинок», то есть быстрых танцев – много видов. Они делятся на два типа: «хкадардай макъам» (буквально: «прыгающий мужской танец») и «зарб макъам» («подвижный мужской танец»). Но очень много и плавных танцев... Возможно, лезгинские танцы, подражающие движениям орла, относятся к глубокой древности и связаны с языческими обрядами.
– Слово «лезгин» – тоже производное от «лекь» (орел)?
– Многие исследователи так считают. По убеждению горских народов Кавказа, орел – воплощение души человека, птица тотемная. Но большинство ученых соглашаются с тем, что этноним «лезги» восходит к «лег». А леги были одним из самых крупных племен Кавказской Албании.
– Между Албанией Кавказской и той, что на Балканах, есть связь?
– Скорее всего... Антропологи в составе большой европеоидной расы выделяют балкано-кавказскую. А Кавказская Албания существовала с IV века до нашей эры вплоть до VII века нашей эры, пока не была захвачена вначале персами, а затем арабами, хотя отдельные княжества продержались и до X–XI веков. Государство охватывало большую часть территории нынешнего Азербайджана и юг Дагестана. его равнины орошались не хуже, чем в Египте и Месопотамии, в столицу – город Кабалу тянулись торговые пути. Древнегреческий географ и историк Страбон писал, что население Кавказской Албании говорило на 26 языках. Крупнейшим народом были албаны. До сих пор в Кубинском районе Азербайджана существует лезгинское селение Алпан. Большинство ученых не сомневаются, что племена, создавшие Кавказскую Албанию – предки современных народов лезгинской группы... Кстати, лезгинский эпос «Шарвили», названный по имени легендарного героя, был создан именно в период существования Кавказской Албании.
Сваты едут в Микрах
– Слышала, в последние годы некоторые представители лезгин, живущих на юге Дагестана и на севере Азербайджана, активно поднимают вопрос об объединении и создании самостоятельного субъекта?
– История разделила наш народ надвое. В начале XIX века лезгинские территории вошли в состав России. А в 1860 году были созданы новые административные единицы: Дагестанская область и Бакинская губерния, лезгинские земли разделились по реке Самур... Не могу сказать, что вопрос объединения занимает лезгин постоянно, хотя так или иначе к нему возвращаются. Всплеск интереса был в 1991–93 годах. Кто-то старается оживить его и сегодня. Но люди здравомыслящие отдают себе отчет: в первую очередь надо ратовать за развитие экономики, свободное общение между лезгинами, разделенными Самуром, их взаимопомощь, культурный обмен...
– Говорят, лезгинские невесты особо ценились в Дагестане. Почему?
– А в наших невестах многое привлекало – помимо красоты, разумеется. Ну, например, все знают, что такое лезгинские ковры. Это исключительное богатство рисунков, мастерство исполнения. Ковроткачеством занимались только девушки и женщины. Искусство изготовления знаменитых сумахов – безворсовых ковров – зародилось именно у нас. Даже персы, уж какие мастера, с восхищением отзывались о них! Так вот, невесты из некоторых селений и особенно из Микраха пользовались исключительным вниманием женихов, отовсюду ехали к ним свататься. Присутствовал расчет, экономический фактор, как сказали бы сейчас. У лезгин есть выражение: «Хочешь иметь дома много ковров, женись на микрашке». Но есть и еще интересный момент: девушки из сопредельных равнинных территорий, нелезгинки, охотно шли за лезгин. Дело в том, что у нас женщина-мать испокон веков пользовалась исключительным уважением. И родня со стороны жены – тоже.
– В Москве сейчас заключаются смешанные браки между лезгинами и представителями других народов?
– Да, причем все чаще. Раньше это было редкостью.
– Вы отмечаете в столице национальные праздники?
– Пока только один. Но зато самый главный – Яран Сувар. Он символизирует наступление весны и Нового года, отмечается 21 марта. В селах в этот день прыгают через костры – таков ритуал очищения, водят по улицам красного жертвенного быка (на самом деле темно-коричневого, но звать его надо непременно красным), обвязывают запястья красной ниткой… В Москве сложно соблюсти все традиции, но концерты и праздничные вечера к 21 марта проводим обязательно. В этом году благодаря активности лезгинской общины при участии Федеральной лезгинской национально-культурной автономии собрали самый большой зал – в Государственном Кремлевском дворце. Нас, лезгин, в Москве, по официальным данным, почти пять тысяч человек, Реально же тысяч 10 и даже больше, – так что есть кому собираться!
Автор: Болотская Рита
Ниже приведены схожие материалы: