Основной формой производства у лезгин было — сельское хозяйство. Все жили в ожидании и надеждой собрать урожай хорошего качества. Затяжные проливные дожди, особенно в период созревания хлеба, в период уборки хлеба и косовице, приносили большой вред. Бывали наводнения выводили из строя дороги, мосты, сельхозугодия. Тогда проводили действия направленные на предотвращения дождя. В каждом селе были свои обряды и ритуалы вызывания солнца, а в некоторых селах и по несколько обрядов, не поможет один совершали другой.
С целью прекращения обильных дожей в селе Мискинджа Ахтынского района ставили во дворе топор острием вверх. Выбрасывали за дверь соль. Изготовляли несколько маленьких кукол «алапехъ» наряженных в красную одежду и втыкали в плоскую крышу какого-нибудь дома.
В селе Хрюг Ахтырского района на перекрестке четырех дорог забивали деревянный кол и на него мочились дети. Собирали из-под семи водосточных труб дождевую воду в кувшин, закапывали этот кувшин с водой в отдаленном от села месте.
По рассказам моей бабушки в селе Ашагастал - Казмаляр Сулейман - Стальского района с этой же целью делали куклы из теста «тинидин нинияр» и клали их на крышу дома. Выпекали кольцеобразный хлеб, который символизировал солнце, угощали этим хлебом семь человек. Центральным обрядом при обращении к солнцу у всех лезгин - был обряд вызывания солнца «Ала-Пехъ» (в куьруьнском округе этот обряд- называли Гуьнуь).
В обряде вызывания солнца, участвовала ритуальная фигура персонаж-кукла изображающую красивую женщину. Более ранние времена по селу водили самую красивую женщину, называли ее «Ракъинин свас» (невеста солнца). Куклу (Алапехъ или Гуьнуь) изготовляли таким образом: на высокий шесть (йирф) - надевали женское платье желтого цвета и головной убор красного цвета. В обряде принимали участие только женщины, девушки и мальчики не достигшие совершеннолетия. Участники шествия ходили по улицам села и пели обрядовую песню.
Есть несколько вариантов у этой песни.
Первый вариант:
А пекъ, пекъ, Алапекъ!
Пекъ къачуна ша чими рагъ
Чими рекъер низ к1анда?
Аялдик квай папариз.
Майдан т1улар низ к1анда?
Таяра авай хурариз.
Хеб—ч1ынинин,
Ч1ун—цуькверин,
Йиф—къвалариз,
Югь—рекъиниз.
Амин минариз
Кьабулрай гьуцари.
Второй вариант:
Ала-пехъ, чан алай пехъ!
Пехъ атана чи ник1ериз.
Ярц къуьлер къукьумза,
Ч1улав мухар экенда.
Экенд, экенд гвез хьуй
Ламраллаз гъиз хьуй,
Арабадаваз къиз хъуй.
А пехъ, пехъ алапехъ,
Пехъ ацукьна, ша, чими рагъ,
Ракъар-Варцар инихъди,
Цифер - къаяр анихъди.
Амин минариз,
Кьабул урай Гъуцари.
Третий вариант:
Гуьни гуьни ай гуьни,
Чи гуьнидиз рагъ герек,
Цифер марфар анихъди,
Ракъар варцар инихъди.
Амин минариз,
Кьабул урай Гъуцари
Участники обряда старались сделать представление как можно более привлекательным и захватывающим, подходили к каждому дому, во дворе дома устраивали обрядовый концерт. Хозяева дома, где останавливались участники обряда, угощали их орехами, яйцами, вяленым мясом, фруктами. Веселились, танцевали, загадывали загадки, пели песни. Закончив обход всех домов в селе, шествие направлялось к реке и куклу (алапехъ) выбрасывали в воду.
Материал подготовила Латифа Азизова специально для ЛезгиЯр