Праздник первой борозды во все времена был главным весенним праздником и самым массовым мероприятием в селе. К этому празднику тщательно готовились, «успех зависит от хорошего начала», так говорили наши деды, поэтому начала сельскохозяйственных работ, а именно вспашка полей сопровождалась торжественным празднеством.
До совершения обряда, выхода плуга, никто не имел права начинать весеннюю пахоту, так как считалось, что урожай хлебов зависит от удачливости пахаря, проводящего первую борозду. Определенного установленного дня не было, день первой борозды устанавливался в зависимости от природно-климатических условий. Опытные земледельцы по определенным признакам определяли и устанавливали время начала пахоты. Для того чтобы определить время пахоты опытные пахари, старейшины села, садились на пашню, таким образом определяли влажность земли. Земля, предназначенная для пахоты должна быть в меру влажной. В некоторых случаях определяли искомые признаки на ощупь, разминая в руках землю.
После объявления дня пахоты, начиналась подготовка к празднику, участие принимали все жители села. Ответственного за проведение этого важного земледельческого праздника назначался за год. Праздник первой борозды обычно состоялся из обрядовых и зрелищно - увеселительных частей. Поэтому, начиная с осени, молодежь готовила к соревнованиям животных. Лошадей предназначенных для участия в соревнованиях, никуда не выводили, содержали на хорошем корме. В темном месте держали с осени до весны собак и петухов, которым предстояло участие в боях.
Также готовились к празднику бегуны и борцы.
Рано утром в назначенный день все жители села собирались на площади. Подготавливали быков, мазали их рога маслом, завязывали красные ленточки, вешали на шею баранки. Весь обряд сопровождался благопожеланиями: «Пусть вырастет хороший урожай. Пусть множиться поголовье скота». После, все жители села в сопровождении музыкантов ходили к месту традиционной запашки. Запряженная пара быков везла мотыгу, соху и борону.
Сопровождающие пели обрядовые песни:
(Выходите ребята,берите соху. Снимите бурки,пора вспахивать поля .Бросьте комья земли,подбодрите быков.Пусть будут дожди,и богатый урожай.Выходите, ребята,весна пришла.Берите соху.пора вспахивать поля.)
Сам ритуал первой вспашки был насыщен действиями, имеющий магический смысл и символический характер. Одним из таких магических действий - когда пахарю перед началом пахоты накидывали на плечи вывернутую наизнанку шубу (шерстью наружу). Это делали, чтобы поля были косматые, как шуба пахаря, то есть, чтоб поля покрывались высокими густыми хлебами. Когда пахарь приступал к проведению борозды, дети забрасывали его комьями земли. Это "осыпание" также представлял магический акт, который должен был содействовать обилию урожая. Как в изобилии сыпались на пахаря комья земли, так же обильно должны были идти дожди и сыпаться хлеба в закрома. Проведя несколько борозд, пахарь передавал соху другому, так по очереди вспахивали небольшое поле. После вспашки поля выбирали нового пахаря, кто будет проводить ритуальную борозду в следующим году. Тот, кто проводил ритуальную борозду в этом году, передавал рог выбранному новому пахарю.
Закончив ритуальную запашку, все обратно шли на площадь, где продолжалась празднование начала весенне-полевых работ. Резали жертвенных животных, мясо варили тут же в огромных котлах. Также пекли форменные хлеба, баранки, готовили разные праздничные блюда (чул, семена, афарар), накрывали большой праздничный стол.
После обрядовой части, начиналась зрелищно – увеселительная часть. Одним из главных элементов празднования первой борозды были спортивные соревнования: метание камней, скачки, национальная борьба, бег на длинные и короткие дистанции, собачьи бои, петушиные бои. Эти состязания развивали молодежь физически, воспитывали мужество, дух победы, соперничество, волю к победе. Чаще всего игры начинались со скачек. Всадник занявшее первое место во время скачек получал в подарок серп и право первым начать жатву в наступившем году. Победителям других соревнований вручали разные призы: форменный хлеб, участок сенокоса на один год.
После состязаний устраивали танцы, пели героические и лирические песни.