Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1081
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 31
Мугьманар: 31
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2013 » Март » 17 » Одного ли гнезда леки и лаки?

18:31

Одного ли гнезда леки и лаки?


Одного ли гнезда леки и лаки?
Близость наших народов заслуживает внимания ученых

Известно, что дагестанские языки связаны между собой глубокими родственными узами. Однако если сам факт генетического родства их никем не оспаривается, но степень близости их друг к другу оценивается по-разному.

Традиционно четырнадцать языков - аварский, андийский, каратинский, ахвахский, багвалинский, тиндинский, чамалинский, ботлихский, годоберинский, цезский, хваршинский, бежтинский, гунзибский и гинухский объединяются в аваро-андо-цезскую группу.

К лезгинской группе причисляют лезгинский, табасаранский, агульский, рутульский, цахурский, крызский, будухский, удинский и хиналугский языки. Количество даргинских языков доходит до двенадцати.
Но, несмотря на то, что расхождения между ними носят более существенный характер, чем, например, расхождения между самостоятельными германскими языками их принято считать диалектами.

В системе подобных отношений из всех дагестанских языков единственный лакский язык выводится за пределы родственных группировок. Однако ряд фактов, как этнографического, так и лингвистического характера позволяют выдвинуть гипотезу о возможно более близком отношении лакцев к народам лезгинской группы.

Прежде всего, речь идет об этнических названиях лезгин и лакцев. В этом плане исследователи сходятся во мнении, согласно которому оба эти этнонима являются более поздними модификациями исторического названия леки.

А это значить, что в хронологически отдаленные от нас времена и лезгины и лакцы носили одно и то же имя. А носить одно и то же имя может лишь один и тот же народ. Безусловно, это соображение логического порядка. Но помимо него в озвученной выше мысли нас убеждает и следующие обстоятельства.

Как известно по поводу этимологии исторического названия леки существует множество версий. Но наиболее популярной из них является версия, в рамках которой леки сопоставляется со словом лекь «орел» лезгинских языков. Впервые эта мысль была высказана покойным профессором Ражидином Гайдаровым.

Однако сама версия основана лишь на простом сопоставлении созвучных слов и не подкреплена какими-либо лингвистическими доводами, т.е. носит характер «народной этимологии».
Кроме того необходимо отметить, что сравниваемые лексемы в историческом плане восходят к разным корням и, соответственно, для них реконструируются разные праформы. Так для слова лекь «орел» реконструируется праформа *леркь с сонорным звуком в основе и связанная с обозначением «крыла», тогда как для этнонима лек восстанавливается структура *вул(е)г / булл(е)г со значением «волк» и в точности до звука повторяющее даргинское название лакцев – вулеги / булеги.

Очевидно, эта лексема сама относиться к категории слов образующие многочисленные праиндоевропейско-северокавказские лексические изоглоссы. И, соответственно, в контексте настоящей статьи представляет интерес и его европейскими параллели: русск. волк; немец. вульф и т.д.

Основой для реконструкции семантики этнонима лек служит сопоставление этого термина с обозначениями собственно «волка» в некоторых лезгинских языках: рут. убул; крыз., будух. еб; удин. ул; агульск. бу / ву «вой» и т.д. с одной стороны, а с другой – с древнеперсидским обобщенным названием лезгинских народов горги (они же гарг-ары в армянской традиции), которое, как известно, также возводиться к названию волка «горг».

Здесь не трудно заметить, что персидское название является смысловой калькой лезгинского этнонима. Отметим также, что страну горгов персы называли Горганией, буквально «страна волков».
Для справки отметим еще, что речь идет о тех же горгах (читай леках, лезгинах), которые согласно Плутарху во время персидского похода Александра Македонского похитили у него любимого коня Буцефала и держали его до тех пор, пока знаменитый полководец не заплатил им выкуп.

Теоретически отталкиваясь от регулярного перехода г-й в лезгинских языках к персидскому горги нетрудно возвести и внутреннее название современных лезгин: лезг. йаркI-ар; агульск. йаркк-ар; рут. йаркк-ар и т.д.
Следующий аргумент в пользу лезгино-лакской исторической близости опирается на терминологическую общность обозначения теперь уже агулов и лакцев. Так лезгины между собой агулов называют йахулар. В свою очередь агулы этим же словом называют лакцев.

В этимологическом плане в основе данного термина лежит понятие дальности в виду того, что агулы географически расположены дальше лезгин, а лакцы – дальше агулов, чем и объясняется двойной характер его использования. Но здесь важно то, что второй раз подряд одним и тем же термином называется два разных, как принято считать, народа.
Несомненный интерес представляет и чисто лингвистические данные. В этом плане необходимо вспомнить, что любой язык это явление динамичное. Исходя из этого, можно констатировать, что современные облики дагестанские языки, приобрели в процессе долгого развития.

Однако, несмотря на расхождения в родственных языках можно обнаружить массу схожих черт. Но сопоставление лакского языка с лезгинскими языками показывает, что схожего в них больше, чем это можно себе предоставить особенно по части исконной лексики. Но даже на этом фоне несомненный интерес представляет лексика с архаичными чертами. Приведу лишь один пример.

В современных лезгинских языках понятие «слово» передается лексемами чIал, чIел, чIат, гаф, айит и т.д. Но после дешифровки Синайских полимпсестов выяснилось, что «слово» в них передавалось лексемой «махъ».
В лезгинских языках данная лексема сохранилась, но, или с измененной семантикой – (лезг, крыз. мах «сказка»; таб. махъв; удин. магъ; рут. махв), или в производных от него словах (агульск. махъ-иц «хвастун», где -иц - экспрессивный суффикс).

Но и фонетически и семантически в неизменном виде это лексема сохранилось в лакском языке – ма1хъ «слово». И таких примеров достаточно много. Исходя из приведенных доводов, можно предположить, что некогда лакский язык относился к лезгинскому языковому континиуму, но рано от него откололся и стал развиваться самостоятельно.

Это и не удивительно, поскольку считается, что именно лезгинский сегмент дагестанского праязыка первым начал распадаться на отдельные ветви. Этим и объясняется особый интерес к лезгинским языкам в науке.
Но политический аспект – полное разведение народов лезгинской группы по отдельным «национальным квартиркам» в 60-е годы 20 века Абдурахманом Данияловым – еще больше усугубил проблему. В то время как вокруг аварского народа все эти годы шла консолидация 13-ти народов андо-дидойской группы, язык которых весьма далек от аварского.

Гаджи Алхасов, историк лингвист
Региональное представительство ФЛНКА







Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Исторические материалы | Просмотров: 9196 | Добавил: LezGiYar | В материале упоминаются: ФЛНКА, Гаджи Алхасов

avatar
1
Хочу напомнить автору данной статьи что Лакцы до 1917 назывались Казикумухцами. И никакие они не Леки или Лаки меньше сто лет назад они взяли себе это имя. И переписали история под себя
avatar
5
мы свой язык именуем как лакку маз,и это задолго до 1917 года!!!
avatar
6
про леков не знаю,но то что нас именовали лаками это 100%
avatar
2
Леки это лезгины, а Лаки это Лакцы
avatar
3
Представляете я раньше был такой наивный думал что Балканские албанцы и лезгины родственны,
думал что Балканские албанцы это потомки тех самых Кавказских албанов которые переселились на Балканы много веков назад. Конечно это глубокое заблуждение, на самом деле они не имеют к Кавказу никакого отношения, хотя некоторые глупцы думают что имеют. smile
avatar
4
что значит дагестанские языки?)))
автор еще не понял что чем мельче, детальней будет изучать каждый язык, тем меньше он разберется что к чему?)))

совет автору так на досуге подумать, о том что есть искусственные языки, т.е. которые с начало унифицировались, придумывались и распространялись путем школьного обучения и есть природные языки где каждая деревня говорит как считает нужным им.
avatar
7
давайте жить дружно и не разделять нас по национальностям,у нас достаточно врагов из вне!ведь как мы делали когда на нас нападал внешний враг а?правильно обьединялись!и громили врагов нафиг!
avatar