Шарвили - это наше кавказское, алпанское, лезгинское. Это наш Аватар, воплощение не угасающего Духа народного, пока есть Шарвили - есть понимание что народу нужно еще что-то кроме хлеба, пару мисок борща и одобрения сильных мира сего. Шарвили не дает забыть, что есть нечто сильное, ради которого стоит жить и стоит умереть. Любовь, Родина, Свобода.
FREEDOOOOM!!!
Такого оглушительного успеха подмостки Русского театра, кажется, еще не видели. Браво, брависсимо, бис! Ура, Алпан, Свобода!
Весь лезгинский бомонд, весь актив, Дербент, Баку, Москва. Творческая интеллигенция, представители вузовской интеллектуальной элиты, журналисты радио и телевидения, газет и журналов, писатели, поэты. Политики, меценаты, сотрудники силовых органов, бизнесмены. Стар и млад лезгинского древа. Такого «штурма Русского» я давно не видел.
-Что за хурал?, - вопрошал дядя лет под 80.
- Шарвили. Опера.
- Ааа. - со знанием дела ответствовал тот.
Баку был представлен обаятельной Седакъет ханум, которая без преувеличения наш лезгинский Столп алпанской культуры, дочь Шарвили, Амазонка национального ренессанса, воительница там, где гетто. Другой заметной фигурой бакинской культурной элиты явившихся на премьеру был Камран Къурбаналийрин, основатель и меценат журнала АЛАМ, генератор идей и мотор лезгинской культуры в Азербайджане «стране победившего мультикультуризма».
Идею поставить Оперу Шарвили вынашивал уже несколько лет мэтр дагестанской классической музыки Магомед Гусейнов. И его мысли наконец материализовались. Вот что значит правильно мыслить. Ну и когда мысли подхватывает финансовый генийСулейман Керимов, тут уж сам Бог велел.
На сцене творилось нечто. Звездный состав - Мухсин Камалов со своим взрывным голосом и Тагир Курачев, живой классик Муса Оздоев, ингушы, осетины, алпанцы. Молодой Шарвили, который дебютировал и «сразу в карьер» - Арсен Велибеков - наконец Шарвили предстал в нормальном классически-алпанском антропологическом типе, без фэйс-персизмов и тюркизмов.
На сцене баталии, любовный сюжет, материнский наказ и сеча за право быть Самим Собой, Алпан - это уже не просто страна, это марка, где Честь, Храбрость и Мужество главные грани этого бренда. Алпан и древнее Верховное Божество жителей Восточного Кавказа. Прекрасные костюмы, музыка достойная Ла-Скалы, пение а-ля Шаляпин, на сцене оживал мир который уносил зрителя в античное прошлое.
Эта была задумка режиссеров-постановщиков - показать в костюмах настоящую Кавказскую Алпанию - наше прошлое и если угодно - будущее.
Вкрапления дагестанских музыкальных и материальных арте-фактов: лезгинский квар - кувшин для воды - кто его не знает?! Перизада - музыкальные напевы для проводов невесты, кавказские чувства в античном обрамлении. Италия, Рим, Афины, Кабала, Квевар - все смешалось на сцене. Шарвили - это воплощение народного гнева, страсти к Свободе и неувядающей Любви к Родине. Земля и Волы - то ради чего стоит жить и умереть! Слава Шарвили, Слава народу-победителю. Ура, товарищи!
Министр культуры Зумруд Сулейманова и председатель Союза писателей Магомед Ахмедов, композитор Ширвани Чалаев и все, кто считает себя сопричастным к дагестанской культуре, для кого Шарвили это не просто лезгинский миф, который придумал Яралиев, а много большее - боль, радость и ликование народа, признак народной воли и величия!
Я давно не получал такого эстетического удовольствия. Все, кто еще живет - не только хлебом, скорее на премьеру.
Шарвили не один, ибо везде чувствуется дыхание народа, который выдвинул этого народного заступника. За спиной Шарвили – народ, а за спиной народа - Шарвили
Лезгины еще в поисках своего, древнего.. Главное не тюркское и не персидское, с последним будет сложно, ибо начиная с 3-го века до последнего дня все правящие династии Арана были иранцы. Шарвили вроде жил в 3-ем веке, так что от иранского никуда не уйти.
Автор, Ханжан, даже по такой сугубо лезгинской теме уколол Азербайджан. :))---
Замечательное событие, поздравляю всех земляков. Интересно одна маленькая деталь, в азербайджанских театрах будет постановка оперы или тамошним лезгинам надо ехать в Махачкалу?