Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1081
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 15
Мугьманар: 15
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили:

 
Главная » 2017 » Июнь » 23 » Пелазги - лазги. Крито-минойская цивилизация. Кельтоиберы. Пиры. И немного мифологии. Часть I

18:36

Пелазги - лазги. Крито-минойская цивилизация. Кельтоиберы. Пиры. И немного мифологии. Часть I


Пелазги - лазги. Крито-минойская цивилизация. Кельтоиберы. Пиры. И немного мифологии. Часть I Пелазги - лазги. Крито-минойская цивилизация. Кельтоиберы. Пиры. И немного мифологии. Часть I Пелазги - лазги. Крито-минойская цивилизация. Кельтоиберы. Пиры. И немного мифологии. Часть I Пелазги - лазги. Крито-минойская цивилизация. Кельтоиберы. Пиры. И немного мифологии. Часть I Пелазги - лазги. Крито-минойская цивилизация. Кельтоиберы. Пиры. И немного мифологии. Часть I Пелазги - лазги. Крито-минойская цивилизация. Кельтоиберы. Пиры. И немного мифологии. Часть I Пелазги - лазги. Крито-минойская цивилизация. Кельтоиберы. Пиры. И немного мифологии. Часть I Пелазги - лазги. Крито-минойская цивилизация. Кельтоиберы. Пиры. И немного мифологии. Часть I Пелазги - лазги. Крито-минойская цивилизация. Кельтоиберы. Пиры. И немного мифологии. Часть I Пелазги - лазги. Крито-минойская цивилизация. Кельтоиберы. Пиры. И немного мифологии. Часть I
Мифология составляет фундамент культуры каждого народа. 

Миф – наиболее древняя форма передачи знания, его нельзя воспринимать буквально, лишь иносказательно – как зашифрованное знание, скрытое в символах. 

Известный факт, что Древнегреческая мифология была тесно связана с Кавказом. Об этом говорит сама мифология. Многие авторы, начиная с "Теогоний" Гесиода (Пиндар, Эсхи, Аполлоний Родосский), дополняя друг друга все новыми подробностями, описывали опасный, полный приключений поход Аргонавтов во главе с Ясоном в Колхиду за "Золотым руном".На самом деле, древняя Греция с Кавказом была связана теснее, чем принято считать. Например, легендарная снежная Гиперборея, райское место, где люди не болеют и живут долго, родина Аполлона, которую многие народы пытаются "приписать" себе находилась не где-нибудь, а именно на Кавказе. Так же, как и "Сады Гесперид", так же, как и Атлант, "поддерживающий небосвод". Чтобы понять это, попытаемся проанализировать миф о Прометее и Золотых яблоках Гесперид, а особенно о Гиперборее. Совершая свой одиннадцатый подвиг, Геракл, в поисках Золотых Яблок оказывается в Кавказских горах. Где же еще искать золотые яблоки кроме как там, где водятся золотые бараны.

Геракл спасает Прометея, прикованного к одному из скал Кавказских гор. По мнению некоторых историков, он был прикован к горе "Шалбуздаг". (Приверженцем этой теории был известный дагестанский историк Г.А. Даниялов).

Прометей в благодарность, подсказывает Гераклу, как добыть эти яблоки. И сам отправляется вместе с ним. То есть, Геракл взял верное направление. Ведь за яблоками пришел он на Кавказ, а не Прометея спасать. Это так, попутно случилось. Начнем с того, что бытует устойчивое утверждение, что в одном из Древнегреческих мифов будто бы говорится, что на Кавказе есть изумрудный хребет, под названием "Каф". И он окружает землю, как перстень палец. В лезгинском фольклоре сохранилось созвучное старое название (не то "каф", не то "къаф") горы Базардюзю, или Ярдаг. В персидской Авесте есть упоминание о какой-то "Каф -горе", связанной с Кавказом.

В мифе о Прометее говорится, что когда "Зевс освободил его, он сковал у него один палец камнем от скалы и железом ... с тех пор люди носят кольца". То есть, и там, и там присутствует образ кольца (круга), символа вечности, непрерывности развития мироздания. В одной старинной обрядовой лезгинской песне говорится о каком-то "кафан дере". Правда, неправилно интерпретирован смысл этого словосочетания, читают как "деред кафан", более логичный, на взгляд авторов, имея в виду другое, похожее, слово - "кафан", (арабского происхождения) - в значении - "одеяние усопшего". Но даже в такой интерпретации это бессмыслица, а когда переставляешь слова - "кафан дере", то все становится на свои места. Слово "кафан" не существительное в данном случае, существительное здесь - "каф", и "ан" - суффикс принадлежности. "Каф" представляется как ороним - название ущелья, или горы, например - "ущелье Каф-горы". Возможно, название произошло от др. греческого "κεφαλή (kefáli) - голова, вершина.

Возможно, гора называлась не "Каф - Къаф" а, например - "Къафлан". У лезгин существует созвучное имя личное - "Къафлан". От чего-то же оно должно было произойти. Также не исключено, что здесь есть какие-то параллели с Киферонскими горами на северо-востоке Пелопоннеса. В мифологии они связаны с Гераклом, Аполлоном, Артемидой, их матерью Лето и ее близкой подругой, женой фиванского царя Ниобой. У лезгин подруги невесты на свадьбе называются "неиб-ар", (для ср. нейиб - Ниоба). Хотя, нельзя исключить, что компонента "каф" имеет отношение к Афродите, которая, по версии, была рождена рядом с островом Кифера. Один из эпитетов Афродиты "пенорожденная", (др. греч. ἀφρός - афрос — "пена"). Оно же, видимо, в лезгинском языке - "афрос - кафрос - каф". На лезгинском - пена - "каф".

"Шалбуздаг" - это неологизм, тюркизированное название. Исходное название - "Олбос", происходит от "Олимбос" (Олимп).

Геракл, в поисках этих яблок, сначала приходит в Гиперборею, где течет река Эридан. Чтобы попросить у нимф этой реки помочь ему найти "Сад Гесперид". (Эрида - богиня раздора, явно имеет какое-то отношение к этой реке. Ведь где-то же взяла она "Яблоко раздора". В мифах не сказано, что Геракл их ей давал). Нимфы Эридан подсказали, что он должен застать врасплох и напасть на морского вещего старца Нерея, и узнать у него путь к Гесперидам, кроме него никто не знает. Нерей старший сын Понта. А Понт бог внутреннего моря. От него произошли "Понт Эвксинский" - античное название Черного моря и "Понтийское море", устаревшее название древнего океана Тетис, остатком которого как раз и является Черное море. Река Эридан (Эридон) течет недалеко от Эльбруса - это река - Ардон (на осет. Ерыдон - Эридон).

Точно локализовать Гиперборею не удается до сих пор, есть много версий, отождествляется с массой мест по всей северной Европе, вплоть до Таймыра и Кольского полуострова. Известно, что эта страна, расположенная за "Бореем". "Борей" - олицетворение северного бурного ветра. Упомянут в "Теогонии" VII век до н. э. "Илиаде" (V 524 и др.), "Одиссее" (V 296). Так же известно, что "ложем Борея" древние греки называли Эльбрус. Но с античных времен мифическая Гипеборея тесно связана с кельтами. 

Представляется маловероятным, что Геракл, по пути на северо-запад Африки, к Атланту, который, как принято считать, держал небосвод в Атласских горах, сделал такой невероятный крюк, побывал на крайнем севере, потом спас Прометея в Кавказских горах и дальше по мифу. Многие исследователи сходятся во мнении, что, вероятнее всего, Атлас, Гиперборея и "Сад Гесперид" находились недалеко друг от друга, в одной местности.

Согласно мифам, Гиперборея основана пелазгами, любимое место Аполлона, куда он часто отправлялся отдохнуть. Сестра Аполлона - богиня Артемида - также неразрывно связана с этой страной. Аполлодор считал ее заступницей гиперборейцев. О гиперборейской принадлежности Артемиды говорится и в древнейшей оде Пиндара, посвященной Гераклу.

В настоящее время все больше и больше находятся подтверждения тому, что народ "пелазги", населявший Грецию до нашествия ахейцев, тесно связаны с кавказскими народами, в частности с лезгинами. (для ср. "пе-лазги" - "лезги". На лезг. "пе-лазгияр" - "лезгияр").  Видимо, в какой-то момент, по какой-то причине, произошла замена буквы "а" в этнониме "лезги" на букву "е".

Но кое-где, все-таки, этноним сохранился в своем исходном варианте. Например, лезгинский народный танец, "занесенный" когда-то караванщиками "Великого шелкового путив" в Среднюю Азию, адаптированный уже изрядно временем под местный колорит, чрезвычайно популярный ныне в Узбекистане, так и называется - "Лазги". В персидских и арабских источниках "лезги" упоминаются как "лазги".

В этой связи нельзя не обратиться к острову Крит. Гомер упоминает пелазгов как народ населявший Крит. Среди историков существует устойчивое мнение, что по внешности критяне были народом кавказоидного типа.

К слову сказать, еще один северокавказский народ, ингуши, считают себя потомками одного из народов, входивших в "союз племен", под объединяющим названием- пелазги. Видимо у них есть веские основания на то.

Не могут ингушские историки не понимать, что без более-менее веских обоснований, их "заявления", с точки зрения современного человека выглядят как "бзумство". Для которого, кроме всего прочего, психологическая пропасть между осознанием данного факта и его современные представлениями о северокавказских народах - внушительная. Мне трудно судить, но, видимо, ингуши нашли в своей культуре, быте, мифологии, лексике и т.д. веские доказательства, позволяющие им делать подобные заявления.

Дальше. "Фестский диск", уникальный памятник Крито-минойской культуры, найденный в городе Фест на острове Крит, успешно дешифровывается (уже дешифрован) на базе лезгинского языка. Более того, наряду с пелазгами, известно еще о двух народах, живших рядом с ними - "карии, или карийцы" и "лелеги", греч. "Καρία" и "Λέλεγες". Что характерно, название обоих народов удивительным образом проявляют признаки фонетического родство с самоназваниями лезгин - "кари - кюри", "ле-леги - ле-легар - легер (лекьер) - лег(к)и". По всей видимости, этим и объясняется наличие в лезгинском языке множество наречий и диалектов. Порой даже жители двух соседних сел с трудом понимают друг друга.

Известнейший пелазгийский термин "оракул" (лезг. аракъул) , наиболее распространённая в античности форма прорицания, легко объясняется на базе лезгинского языка. "Ара" с лезг. жертвенник (зольник), а "къул" - очаг, углубление в стене комнаты в старых домах для розжига огня, источник тепла и место готовки пищи, что-то вроде совр. камина. То есть, легко интерпретировать как огонь и зола. Возможно, второе название, "народное", реки Самур "Къулан вац1" происходит от слова "къул". Видимо, в реку ритуально ссыпали золу с жертвенника по окончании праздника "Яран сувар". Традция ритуального ссыпания золы с жертвенника в воду (море) существовала в некотрых Древнегреческих культах. (Хотя нельзя исключить, что от слова "къол" - дождь, то есть - "дождевая река").

Лезгинская идиома "ара-пир" в значении "иногда, редко" говорит о том, что огонь на жертвеннике разжигали редко, по праздникам. В основе метафоры "арадал са зат1ни алач", букв. "между ничего не лежит", в значении "нет повода", используемая применительно к поводу, приведшей к ссоре, видимо, лежит бытовая ситуация: "жертвенник (стол с жертвенными продуктами) пуст, там нечего делить - нет повода для ссоры". "Ара" тут следует понимать как "подставка-постамент-основа-стол", то есть то, на чем что-то лежит. "Ала" - с лезг. "лежит, находится". В одной старинной обрядовой песне говорится об этом же: "дердер гъамар парая ят1а, вегь арадал, пайин чуна", буквально: - "все свои проблемы выложи перед людьми на алтаре (столе) - поделим на всех".

Теория о том, что потомками Крито-минойской цивилизации являются некоторые кавказские народы, хоть и обрастает год за годом разнообразными подтверждениями, но сам факт будет тяжело признавать исследователям, особенно российским. Все привыкли думать о кавказских народах как о народах без истории, неизвестно откуда взявшихся, и кроме того, далеких от всевозможных "культур и цивилизаций". Однако, думаю, со временем придется смириться с тем, что, как бы "парадоксально" это не звучало в современном мире, именно некоторые кавказские народы есть "остатки" пелазгов, населявших Балканы до нашествия ахейцев и дорийцев. "Остатки" тех народов, которые стояли у истоков европейской, а опосредованно и мировой, цивилизации. Звучит пафосно, но по-другому не скажешь.

Видимо, после краха Минойской цивилизации, извержение вулкана , последовавшее  нашествие ахейцев, народы мигрировали сначала на Кикладские острова, дальше через Кипр на юг Малой Азии, создав там множество колоний, в том числе Ликию, Карию и тд. В своей "Естественной истории" Плиний Старший утверждает, что выходцы из города Милет, столицы Карии, основали чуть ли не 90 колоний. ("миллет" с лезг. - нация, народ).

Если очистить от многовекового налета влияний на культуру и быт кавказских народов персо-арабо-тюркских оккупантов, которые тысячелетиями терроризировали эти народы, вычесть так же религиозную составляющую, то мы обнаружим признаки удивительного родства всего - начиная от культуры и быта, архитектуры жилых домов, танцев, кончая внешностью, - между народами Северного Кавказа, Кипра, Крита и Кикладских островов. Особенно показательны в этом смысле Киклады.
 
Вне всякого сомнения, именно отсюда у лезгин традиция выкрашивать непременно в снежно белый цвет свои храмы (пиры). Кроме того, "купола" этих храмов (пиров) в обязательном порядке увенчивали овальным камнем - "шпилем". А камень этот не что иное, как "аполлоновская" Омфала или "Пуп Земли" из храма Аполлона в Древнегреческих Дельфах.

Понятное дело, значимых археологических доказательств нет, иначе бы этот факт давно уже был признан. Обосновывать теорию придется опираясь на "едва заметные", но существенные косвенные доказательства. Выискивая их из мифологии, культуры, архитектуры, быта, лексики, старинных песен и сказок и тд. Там их достаточно. Показателен в этом смысле известный Храм Святого Георгия Победоносца в культовом осетинском селе Дзивгис, что в Куртатинском ущелье (на фото). Очевидно, что храм древнейший и к христианству не имеет никакого отношения. В данном контексте интересны его архитектурные "особенности". Во-первых, показательна "нехристианская" форма самого храма, во-вторых - маленькая полукруглая  "пристройка (апсида, теменос) - с торца храма - откуда такая архитектурная традиция пришла на Кавказ? Ведь такого рода маленькие "пристройки" к храмам нигде больше не встречается, кроме как на острове Крит и Кикладских островах!

А т.н "Зеленчукские храмы", которых, традиционно на Кавказе, не найдя других объяснений, "автоматически" отнесли к христианским церквам "первой волны", построенные византийскими зодчими - откуда у них такая архитектура? Предположение о том, что они раннехристианские и построены византийцами вызывает массу вопросов, например - "ради чего должны были приехать византийские "архитекторы" в эти, столь далекие от них и столь опасные для "путешествий", столь малонаселенные края и, самое главное, почему они решили выстроить их в таком отдалении от людей?" Видимо, столь "затейливый" архитектурный стиль в Кавказских горах кроме как "плод фантазии византийских зодчих" крайне сложно было объяснить. Тут, конечно же, постарались первые миссионеры. Христианские, так же, как и исламские, миссионеры, все строения, что находили на "землях язычников", приписывали себе. Причем, делали это основательно, чтобы и следа не осталось от истинной истории. 

Примерно такая участь постигла множества "лезгинских башен" по всей в Самурскому ущелью, которых, благодаря манипуляциям исламских миссионеров, считают теперь минаретами. Дагестанские историки переводят все эти "строительные куфические надписи" на этих, кое-как встроенных в башни камнях, принимая всю эту откровенную липу за чистую монету. И никто еще не задался элементарным вопросом: "почему сами мечети, пристроенные к башням, по сравнению с самими "минаретами" выглядят как "будки сапожника" под Эйфелевой башней?" Ведь храм первичен, а минарет вторичен. И это не учитывая того, что в минаретах в горах нет особой необходимости, они необходимы только на равнине. Кроме того, очевидно ведь, что на вершинах этих башен находились языческие храмы. Показательный пример, бакинская "Девичья башня". Правда, там уже выяснили, что "куфические надписи" липовые. 

Хотя, как видно на фото, этот стиль "пришел" на Кавказ именно с Крита, и причем задолго до прихода христианских миссионеров. Не будем вдаваться в исторические подробности, это долгая история, на фото представлены храмы Крита и "Зеленчукские". По-видимому, такой же архитектуры храмы были и у лезгин.

Но волна христианизации и последующей исламизации, а между ними - персиазации и тюркизации, которые прошлись по их землям с особой пассионарностью, чем по землям других кавказских народов, потому как земли лезгин оказались геополитически более важными для всех миссионеров и захватчиков, они находились, можно сказать, на "стыке миров", где каждый интервент хотел закрепиться здесь во что бы то ни стало, безжалостно уничтожая религию (читай историю), чтобы уж наверняка, старались стереть из памяти народа ее историю, не оставили камня на камне от них. Короче говоря, видно, что "Зеленчукские храмы" являются полными архитектурными копиями храмов с островов. А храмы Крита и Кипра датируются V веком д.н.э. Судя по всему, эти "архитектурные стили" использовались для строительства святилищ Зевса или Аполлона. Кроме того, название известного лезгинского ущелья "Самурское ущелье", очевидно, происходит от знаменитого "Самарийского ущелья" на острове Крит. От него же произошло и название реки "Самур". Недалеко от истоков этой реки есть горная вершина под названием - "Самарай-дин кук1" -"вершина Самарайа" или "пик Самарайа". У лезгин принято называть друг друга "миросар". В строгом смысле понятия, "мирос-ами" являются родные братья, и дальше их потомство по мужской части, но не более одного-двух поколени, дальше связи теряются. То есть, после того, как братья уже создав свои семьи стали самостоятельными социальными единицами в данном сообществе, один брат другого смело может называть "мирос" и "оперировать" им согласно традициям. Очевидно, "мирос" искажение от критского Минос. Другими словами, "мирос" - синоним слова "брат". Возможно, эта сложившаяся в древности традиция называть братьев "миросами" как-то связана с "мифическими" тремя критскими братьями, сыновьями Зевса - Минос, Радаманф и Сарпидон. Понятие "мирос-ар" легко можно интерпретировать как - "критские".

Главный герой лезгинского мифического эпоса "Шарвили", собственно, сам Шарвили, согласно эпосу, не кто иной, как сын Зевса Шарпидон (Шарпили - Шарвили), (др.-греч. Σαρπηδών - Sarpidón) брат Миноса, участник Троянской войны, по Гомеру, "предводитель пелазгов"), царь Ликии, древней страны в Малой Азии. Самое распространенное лезгинское имя "Рамазан", вероятно, происходит от имени брата Сарпидона - Радаманфа, (др.-греч. Ῥαδάμανθυς - Radámanthys) - "Ра-да-ман (фис) - Ра-ма-дан - Ра-ма-зан". Слово в лезгинском языке - "ягъияр" в значении "заклятые враги", определенно использовалось применительно к "ахейцам". (ср. (я)агъияр - ахияр). Река "Сардидон" в Осетии, очевидно, происходит от имени "Сарпидон". Так же как имена "Шарпудин" и "Шарфудин". Кадорское ущелье в Абхазии, скорее всего, происходит от имени древнего города Кодония, на Крите, на месте современного города Ханья. Возможно, в данном случает имелось в виду все то же "Самарийское ущелье". А Куртатинское ущелье в Осетии, разумеется, от "Курталиотского ущелья" Крита.

Для поиска дополнительных доказательств теории, что лезгины в Минойскую эпоху жили на острове Крит, обратимся к искусству. Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронёс через столетия. В нашем случае это, конечно же, "ковровое искусство". Для начала следует напомнить, что ткать люди умели еще чуть ли в каменном веке. А вязать, по мнению исследователей - как минимум в период Троянской войны уже умели. Об этом говорится в «Одиссее» Гомера. Учитывая, что искусство ковроткачества у лезгин и лезгиноязычных народов в современном мире развито намного больше чем у кого бы то ни было, имеет свои уже крепкие, устоявшиеся традиции, можно предположить, что этим искусством лезгины владели с незапамятных времен. Если лезгины есть потомки пелазгов а, как известно, именно пелазгами был населен остров Крит в Минойскую эпоху, следовательно, в лезгинском прикладном искусстве должны оставаться хоть какие-то следы того времени. Другими словами, на ковровых орнаментах должны сохраниться элементы, которые были популярны и традиционны на Крите. Благодаря стараниям английского археолога-любителя Артура Эванса, который раскопал большое количество хорошо сохранившихся предметов с разнообразными рисунками, мы знаем, что традиционными темами в художественно-прикладном искусстве на Крите эпохи Миноса были - лабрис, бык, рога быка, лабиринт, восьми лепестковая лилия и осьминог. Все найденные артефакты на данный момент имеют рисунки именно с этими темами.

То есть, если мы обнаружим следы Минойских сюжетов в "ковровом искусстве" у лезгин, то это может стать неопровержимым доказательством их критского происхождения. Но самым неопровержимым, самым крепким, "железным" доказательством этого исторического факта мог бы стать обнаружение на лезгинских коврах осьминога. Даже вообразить себе невозможно, откуда бы мог взяться осьминог на орнаментах лезгинских ковров, если не с Крита. Возможно, вы будете удивлены, но все эти объекты там есть. Боле того, лезгинское ковровое искусство почти целиком состоит из "критских тем". Существует бесчисленное количество разных вариаций на эти темы. Сквозь тысячелетия народ пронес и сохранил все эти художественные элементы той эпохи.
 
                     

Самое сложное было отыскать лабрис (двусторонняя секира) на ковровых орнаментах. Видимо, этот сакральный криткий предмет в художественно-прикладном искусстве давал большие возможности ковроделам для проявления творческой фантазии. Но, в любом случае, по моему глубокому убеждению, все разнообразные "кресты" на лезгинских коврах не что иное, как "четырехлепестной" лабрис. Также часто встречается "молния" и "каменные рога" из Кносского дворца. (на рис.).
На последнем рисунке мозаичное панно на полу храма Аполлона на острове Делос. Делос по мифологии место рождения Аполлона. "Крючки" окаймляющие панно не что иное, как волны. Крайне популярные у лезгинских ковроделов рисунок. Практичски все ковры обрамляются этими "волнами". Как бы они не казались стилизованными лучами, символизирующими солнечные, учитывая, что они из храма Аполлона, но Аполлон в то время еще не олицетворял Солнце.

По-видимому, тема "волн" в художественно-прикладном искусстве, в храм Аполлона пришла с Крита. Скорее всего, волны по периметру символизировали "остров". Трудно  пока судить, почему панно прямоугольное и волны с одной сторон сходятся, а с другой - расходятся. Возможно, тема "волн" в искусстве как-то связаны с коллапсом Крито-минойской цивилизации. Известно, что эта цивилизация погибла от мощнейшего извержения вулкана на соседнем острове Санторини. Миллионы тонн камней, в перемешку с пеплом и грязью, поднимаются в небо, до 36 км. Следом цунами чудовищной силы сметает почти все строения с острова. Не исключено, что эти "орнаментные волны" символизируют именно это цунами. Дальше начинается не менее страшное - с неба почти сутки идет каменный дождь. К слову сказать, на одном из диалектов лезгинского языка, выражение "прошел дождь" звучит как "къол къона". "Къол" - дождь, а "къон - къона - къонай" - буквально "падать с неба". Самое невероятное здесь то, что слово "къон" имеет еще значение - камень. То есть - "къон" - падать (упал) с неба и "къон" - камень - это одно слово. Омонимов в лезгинском язык довольно много, например "ликь" и "лекь" - печень и орел соответсвенно. Также известно, что Минойцы имли тесные контакты с Египтом. Некоторые исследователи полагают, например Шпенглер, что критская цивилизация есть ответвление египетской. Очевидно, отсюда у лезгин сохранилось название Солнца - "Ра" и множество "египетских" сюжетов на ковровом орнаменте.

Продолжить чтение...Пелазги - лазги. Крито-минойская цивилизация. Кельтоиберы. Пиры. И немного мифологии. Часть II








Ниже приведены схожие материалы:

Похожие новости по теме:

Категория: Исторические материалы | Просмотров: 6249 | Добавил: Jurnalist | В материале упоминаются: история лезгин, палазги, исторические материалы

avatar
0
1
Дорогие читатели. По просьбе автора статьи мы удаляем все комментарии в статье., а также закрываем доступ к комментариям. Конечно, для нас это беспрецедентный случай, однако это желание автора. Заранее просим у вас прощения.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]