Обращается к вам житель села Храх-уба Шерифалиев Курбанали Мусаидович, 1938 года рождения, пенсионер с 1986 года. Я коренной житель села Храх, Ахтынского района ДАССР. В 1948 году впервые пришел в селение Храх-уба десятилетним мальчиком.
Села Храх, Аганиркент, Храх-уба и Ухул относились к одному Ухульскому сельсовету. В 1964 – 66 гг. селение Храх-уба перешло по административному делению к Магарамкентскому району. Земли Храх-убы нам были выделены первым декретом советской власти 5 мая 1920 года.Я с 1972 года по октябрь 1996 жил в Баку.
Желая стать гражданином Российской Федерации, я через Посольство РФ в Азербайджане приехал в родное село и стал гражданином РФ. Мои прадед и прабабушка, мать и отец умерли и похоронены здесь.В сентябре 2007 года в село приехали властные структуры Хачмасского района – зам. начальника полиции и начальник паспортного стола с письмом зам. министра РА Аскера Алекперова к послу РФ в РА Истратову от 17.09.2007 г. за №1/16/17, где было сказано, что, согласно Постановлению Совета Министра СССР от 28.05.54 г. за №1023, АССР было принято решение выделить 50000 га земли для ДАССР для зимних пастбищ.
И якобы мы не имели права строить здесь дома, поэтому тот, кто добровольно хочет принять гражданство АР, может сразу это сделать, остальным надо встать на временный учет, а кто на это не согласится, будут депортированы.
Тогда мы обратились к нашему сельчанину Панахову Айвазу – человеку с высшим образованием, чтобы помог нам защищать наши конституционные права, и он согласился на это, но должной помощи ни сельская, ни районная администрация ему не оказали.В 2008 году в наше село приехал представитель Миграционной службы Азербайджана Алиев Элман, ходил по дворам и каждого отдельно спрашивал насчет гражданства, но абсолютное большинство желало остаться гражданами России, при очень доброжелательном отношении к Азербайджану.
Он потом часто приезжал к нам в село и предлагал даже «два гражданства» (как он сам объявил, «не двойное гражданство», а именно «два гражданства»).Мы, почти несколько поколений, живем на этой земле почти 100 лет и вдруг стали незаконными? Когда и согласно чему? И когда мы стали мигрантами? Может ли азербайджанский гражданин купить дом в нашем селе, не согласовав эту сделку с Магарамкентским районом? По какому закону без моего ведома куплен дом, владельцем которого являюсь я? Почему ни одному гражданину не дали документы (копии) оформления сделки с нотариусом? По какому закону людей, поехавших по личным делам, не пускают обратно домой к семьям, без объявления причин?
Вопросы к российской стороне: почему говорят, что у нас нет документов, удостоверяющих, что это наша земля ? Есть ведь в деятельном комитете Махачкалы запись, что 5 мая 1920 года эта земля была дана обществу Храха? В 2005 году, когда 30 га нашей земли хотели отдать в аренду на 49 лет жителю Магарамкента, – это была наша земля, а когда же она стала не нашей? Почему до 2010 года ни один высокопоставленный представитель ни Дагестана, ни России не посетил наше село?
Нам говорят: что бы не делала Миграционная служба Азербайджана, молча соглашайтесь, иначе у вас будут проблемы, и говорят, что это не угроза, а предупреждение. Даже посол РФ в Азербайджане господин Дорохин говорит: «Вы не виноваты в этом деле, но вы попали в «жернова», Азербайджан к вам относится очень хорошо и соглашайтесь».Честно говоря, я не знаю, куда, к кому и как нам обращаться?
Курбанали Шерифалиев, житель сел. Храх-уба, старейшина села