Сообщалось, что на заседании Ахтынского отделения Союза лезгинских писателей, состоявшемся 21 октября этого года, руководитель Ахтынского отделения Союза лезгинских писателей поэт Абдурашид Рашидов «затронул наболевшие проблемы лезгинской литературы в целом и трудности, с которыми сталкиваются местные писатели в своем творческом развитии и издании готовых произведений». Другой выступивший – Шихмурад Агакеримов, «талантливый автор прозаических книг «Чатан», «В плену гордыни», «Посланник из прошлого» с большим сожалением констатировал факт непоступления в сельские и школьные библиотеки еще с 80-х годов книг лезгинских писателей». Говорилось также «о проблеме реализации изданных произведений и невозможности издания книг из-за дороговизны типографских услуг».
Приведенная информация навела меня на некоторые размышления о состоянии дел и перспектив развития лезгинской литературы, где действительно сложилось плачевное положение. (Возможно, эти проблемы типичны и для других национальных литератур Дагестана, но в данном случае мы говорим о лезгинской литературе).
На национальные творческие профессии – писатели, публицисты, журналисты, дикторы радио и телевидения, учителя родных языков и литератур и т.п. – на сегодня ощущается большой дефицит. Очень редко молодежь идет в эти профессии.
Каковы причины такого положения?
- В результате недостаточно серьезного отношения к родному языку в семье и школе, а далее в средних и специальных учебных заведениях, молодые люди владеют плохо или практически не владеют родным языком.
- Почти исчезла этнокультурное пространство, где дети от рождения до совершеннолетия должны получать всесторонние знания о своей национальной среде, впитывать ментальные особенности этнической культуры.
- Вследствие низкой оплаты труда, перечисленные профессии стали непопулярны, поэтому у молодежи пропадает интерес к этим профессиям.
- В настоящее время писателю трудно издавать свои произведения, а тиражи изданий в Дагестанском книжном издательстве обязаны выкупать сами авторы, и реализовать их предстоит самим авторам.
- Необходимо изменить в лучшую сторону отношение руководства страны и республики к творческим профессиям, к изучению родных языков. Необходим всесторонне взвешенный и учитывающий наши условия Закон о национальных языках.
Руководителей лезгинских районов и городов, управлений культуры и образования района, директоров школ и библиотекарей, видимо, мало заботят вопросы обеспечения населения литературой на родном языке и пополнения школьных библиотечных фондов новыми изданиями. Во всяком случае, такого рвения замечено не было. Однажды в беседе с одним из глав районов я высказал пожелание, что неплохо бы организовать помощь писателям в реализации их книг, а библиотекам – в пополнении книжных фондов? «А кому нужны эти книги? Кто сегодня их читает?» – был ответ.
Авторы, которым как-то удается договариваться с руководителями районов и организаций, сами доставляют свои книги в районы и города, а затем десятилетиями ожидают оплату за свои книги. За это время некоторые руководители успевают сменяться, а книги теряются. Население лишается возможности своевременно познакомиться с новыми произведениями своих писателей. (К примеру, о писателе Шихмураде Агакеримове и его книгах я узнал лишь по информации на сайте «ЛезгиЯр»).
Раньше в районах были книжные магазины, через которые писатели могли как-то реализовать книжную продукцию. Но сегодня таких магазинов, к сожалению, не осталось. А бытующие в настоящее время книжные магазины торгуют разноплановой эрзац-литературой, а книги национальных авторов на реализацию практически не берут.
Конечно же, при таком раскладе дел книги поэтов и писателей десятилетиями не попадают в библиотеки наших сел и городов. Эти книги остаются недоступными не только для массового читателя, но и для национальной интеллигенции, в том числе и для учителей школ, которые, как никто, должны быть в курсе движения национальной литературы. Остаются в стороне от произведений писателей и молодежь, которая должна воспитываться на лучших образцах родной литературы в духе любви к своей земле и народу, к истории, культуре, языку…
Недостаточно полно освещают проблемы литературы и национальные средства массовой информации – телевидение, радио, газеты, журналы…
И на государственном уровне литературе уделяется недостаточное внимание, если не сказать, что почти не уделяется. О гонорарах писателей говорить не приходится – настолько они мизерны. О каких-то иных поощрениях писателям – квартирах, участках, премиях многие писатели и не слышали. Писательские союзы брошены на произвол судьбы; они лишены возможности и средств заниматься пропагандой литературы.
Если в песенной культуре молодые исполнители довольно быстро получают высокие звания заслуженных или народных артистов республики, то в писательской среде на звания народного могут быть допущены только избранные неизвестно по каким критериям.
Организация встреч с писателями в школах, библиотеках, проведение их творческих вечеров в городах, районах, сёлах республики способствовало бы близкому знакомству населения с творческими личностями и их произведениями.
Литература и искусство имеют огромный воспитательный потенциал, который в последние десятилетия почти не используется. Без поднятия роли писателя, культа книги невозможно воспитать культурного человека.