Лезгинский роман: зарождение, становление и развитие
Оглавление
Глава
I. Зарождение лезгинского литературоведения
§1. Истоки
§2. Творчество Е.Эмина и Стальского в оценке Г.Гаджибекова
§3. Лезгинская поэзия в работах М.Гаджиева
Глава
II. Становление лезгинского литературоведения. Деятельность А.Г.Агаева
§1. Теоретические идеи А.Г.Агаева литературоведа
§2. Критический метод А.ГАгаева
§3. А.Г.Агаев в литературных дискуссиях 60-70-х годов
§4. Лезгинская литература в работах А.Г.Агаева
Глава
III. Проблемы и состояние современного лезгинского литературоведения
§1, Вопросы формирования лезгинской литературы в творчестве Ф.И.Вагабовой
§2. Лезгинская литература как процесс в исследованиях Г.Г.Гашарова J
§3. Традиции и новаторство лезгинской поэзии в трудах Р.М.Кельбеханова |
Современный этап культурно-исторического развития российского общества переживает сложные процессы, отличается переоценкой ценностей во всех сферах жизни. В науке об искусстве слова на первое место выдвигается общечеловеческий фактор, который превалирует над социально-классовым, национальным и идеологическим подходами. В связи с этим особо возрастает роль гуманитарных наук, в том числе литературоведения. При этом наука о литературе неразрывно связывается с эстетикой, философией, психологией, социологией и другими областями знаний. Каждая из них, существуя самостоятельно, в то же время находится во взаимодействии друг с другом, ведя однако не к «смешению их специфики, а совместному комплексному исследованию сложных проблем».' В перестроечное и постсоветское время в дагестанскую литературу, в том числе и в литературоведение возвращаются отвергнутые, запрещенные поэты, писатели и ученые. В то же время в Дагестане на протяжении продолжительного времени имело место нигилистическое отношение к культуре прошлых эпох, особенно в советский период.
Как отмечает литературовед Н.С.Надъярных, «начинать с нуля не лучший выход; средневековый университет во Флоренции по сей день сохраняет свои традиции. Историческая динамика возникает не только из оппозиции к прошлому, но и благодаря преемственности с ним. Ликвидаторский же азарт замешен обычно на простейшем соблазне легкости разрушительного акта, создающего иллюзию прогресса». Итак, чтобы находиться в «седле времени» ' Бушмин А.С. Наука о литературе. - М., 1980. - 85. ^ Надъярных Н.С. Время перечтений // Способность к диалогу. - М.: Наука, 1993. - Ч. I. - С . 7. нельзя быть нигилистом и отказаться от всего того, что накоплено советским литературоведением. Необходимы объективность и осторожность в оценке отдельных писателей, поэтов, деятелей науки и культуры. Ведь известно, что, оглядываясь назад, мы идем вперед, но при этом стараясь не повторять ошибок предшественников.
К счастью, в последнее время тон тотального отрицания достижений литературы советского времени сменился объективной оценкой достижений семидесятилетнего развития. Об этом свидетельствуют труды не только ученых, исследующих русскую литературу, но и работы дагестанских литературоведов. Таким образом, дагестанские исследователи художественного слова, в том числе и лезгинские, руководствуются критериями, в какой мере произведения прошлых десятилетий интересны как памятники своей эпохи и в какой мере они сохраняют свое значение для ныне живущих и грядущих поколений.
Настоящее исследование посвящено зарождению, становлению и развитию лезгинского литературоведения. Изучение данной проблемы в широком временном диапазоне - 20-90-е годы XX столетия - позволяет показать путь, пройденный лезгинским литературоведением на различных этапах его развития, говорить о наиболее значительных работах, посвященных лезгинской литературе и о вкладе того или иного исследователя в изучение родной художественной словесности.
Актуальность темы настоящего исследования связана с необходимостью научного анализа и осмысления пути, пройденного лезгинским литературоведением в XX столетии, которое развивалось по тем же общим закономерностям, что и литературнокритическая мысль других малых народов Российской Федерации.
Являясь органической частью дагестанской науки о литературе, лезгинское литературоведение в то же время имеет свою специфику и особенности развития. Как и сама лезгинская литература прошлого столетия, так и литературоведение прошли путь ускоренного развития. Этому во многом способствовали работы русских ученых, писателей, поэтов, критиков (Л.Жиркова, Г.Лелевича, Р.Фатуева, П.Павленко, Н.Тихонова, Вл.Луговского, Ю.Соколова, К.Зелинского), которые бывали в Дагестане, писали о горских литературах и ее талантливых представителях. Своими статьями, советами они помогали молодым дагестанским коллегам правильно осмысливать художественное наследие прошлого и современный литературный процесс в республике.
Так, еще в 20-30-е годы минувшего столетия молодой лезгинский критик и литературовед Гаджибек Гаджибеков призывал преодолеть нигилистическое, вульгарно-социологическое отношение к литературному наследию прошлого.' Вместе с тем ученый говорил о необходимости критического отношения к литературе прошлых эпох и брать из нее лишь то, что служит развитию современной культуры. Эти же принципы критик кладет в основу оценки фольклора и произведений классиков лезгинской литературы Сайда из Кочхюра, Етима Эмина и других.^ Такая социально-гуманитарная ориентация объясняется объективными причинами исторического порядка и является передовой и прогрессивной для того времени. Уважительное отношение к литературному наследию прошлого свидетельствует о зарождении в Дагестане литературной критики и литературоведения, представители которых в дальнейшем займутся изучением творчества поэтов и писателей разных периодов истории, определят их роль и место в развитии литературного процесса республики. ' Агаев А.Г. Зачем надо было выдумывать врагов народа? // Дагестан литературный. - Махачкала. 1990. - 213-215. ^ Гаджибеков Г. Творческое наследие. - Махачкала: ГУП «Дагкнигоиздат», 2003. - 220-225. у истоков лезгинского литературоведения стояли такие ученые и просветители, как Гасан Алкадари, Казанфарбег Зульфукаров, Раджаб Амирханов, Абужафер Мамедов. В его становлении значительную роль сыграли Гаджибек Гаджибеков, Магомед Гаджиев\ Назир Ахмедов , работавшие в жанре литературно-художественной критики в 20-50-х годах минувшего столетия.
В последнюю четверть двадцатого века интерес к художественному слову заметно возрастает. Так, в 80-е годы в ряды старшего поколения литературоведов влились молодые исследователи: Меджид Мифталиев , Гюльнара Темирханова , Татьяна Пашаева , Фаиля Садыки"*, Султали Газалиев^, Агаверди Рашидов^ а в 90-е годы - Шамси Агаева , Сайфудин Бедирханов , Эльмира Ширванoвa^, Таиба Гаджимурадова'^ Сона Чеснин-Ибрагимова'', Мадина Кельбеханова и другие.
Отрадным фактом начала нового столетия стал выход в свет литературоведческих работ Рагима Кельбеханова , Руслана Кадимова"* и Фейзудина Нагиева'^ которые посвящены проблемам традиций и новаторства, поэтики и текстологии лезгинской литературы. ' Мифталиев М.М. Современная лезгинская поэзия (проблемы, тенденции развития). Автореферат дисс. на соиск. канд. филол. наук. -М., 1982. ^ Темирханова Г. Современная лезгинская поэзия. - Махачкала: ДКИ, 1988. ^ Пашаева Т.Н. Зарождение и развитие лезгинской национальной прозы. Автореферат дисс. на соиск. канд. филол. наук. - Махачкала, 1985. * Садыки Ф.М. Традиции арабской классической литературы и творчество Мирзы Али ал-Ахты.
Автореферат дисс. на соиск. канд. филол. наук. - М. 1984. ' Газалиев А. Вопросы социально-художественного мироотношения Сулеймана Стальского. Автореферат дисс. на соиск. канд. филол. наук. - Баку, 1984. * Рашидов А.А. Творческое наследие Етима Эмина. - Махачкала, 1990. ' Агаева Ш.А. Сулейман Стальский в русско-дагестанском литературном взаимодействии. Автореферат дисс. на соиск. канд. филол. наук. - Махачкала, 1993.
Переосмысливается в последнее время роль религии в развитии культуры и литературы, в решении задач социального и духовного оздоровления общества. Отсюда предметом размышлений, исследований становится духовно-религиозная поэзия народов Дагестана, в том числе таких лезгинских поэтов, как Етим Эмин, Гаджи Ахтынский, Сулейман Стальский, Курбан из Хпеджа, Абдулгамид из Чилика, Али из Мугергана и др.
Все эти новации плодотворно влияют на развитие современной литературы, обогащ,ают художественную словесность горских народов, дают возможность по-новому осмыслить историколитературный процесс Дагестана в целом.
Бережного отношения требуют не только поэты и писатели, творчество которых не всегда оценивалось объективно, но и труды дагестанских ученых-литературоведов, которым в нелегких условиях идеологического диктата приходилось исследовать художественное творчество, литературный процесс. Поэтому актуальность темы исследования видится в осмыслении процесса возникновения, становления и развития лезгинского литературоведения в соответствии с требованиями современной науки о литературе.
Разработанность темы. Первые попытки решения вопроса назначения поэзии и искусства в истории лезгин предпринимались еще Гасаном Алкадари' в книге «Асари Дагестан» и в статьях, опубликованных в прогрессивной газете демократического направления «Экинчи»^ («Пахарь») в 1877г.
В последующие годы роли критики и литературоведения в развитии художественной словесности народа касались в своих трудах лезгинские ученые Г.Гаджибеков, М.Гаджиев, А.Агаев, Ф.Вагабова и другие. Но специального научного исследования, Алкадари Г. Асари Дагестан. - Махачкала, 1929. - 146-147. ^ Газета «Экинчи» («Пахарь») издавалась в Баку просветителем Гасанбеком Зардаби в 1875-1877гг. монографической работы, посвященной лезгинскому литературоведению, в которой обобщались бы труды лезгинских ученых, намечались бы пути развития литературно-критической мысли, пока нет. Мы располагаем лишь несколькими публикациями, относящимися к этой проблеме. Это прежде всего брошюра П.Г.Абакаровой' о деятельности Гаджибека Гаджибекова, в которой, опираясь на архивные материалы и газетно-журнальные публикации ученого, автор предпринимает первую попытку оценки его литературнокритических и литературоведческих взглядов и вклада в дагестанскую науку о литературе.
В статье Г.Г.Гашарова^, изданной еще в 70-х годах, обобщаются достижения лезгинского литературоведения за годы Советской власти и намечаются задачи и пути дальнейшего его развития.
Много ценных и плодотворных мыслей методологического характера, которые помогают в решении сложных вопросов и задач дагестанского литературоведения, содержатся в трудах известного дагестанского ученого-литературоведа Г.Г.Гамзатова^ изданных в последней четверти XX столетия как в центральных, так и в республиканских издательствах.
В печати вышла книга Р.И.Гайдарова"* «Введение в эминоведение», в которой рассмотрена основная научно-критическая литература, посвященная творчеству классика лезгинской литературы Етима Эмина.
О работах лезгинских литературоведов А.Агаева, Ф.Вагабовой, Г.Гашарова и других в центральной и республиканской печати публиковались аналитические отзывы, рецензии, в которых отме' Абакарова П.Г. Гаджибек Гаджибеков - критик. - Махачкала, 1971. ^ Гашаров Г.Г. Успехи и очередные задачи // Коммунист. 19 мая. 1979 (на лезг. яз.). ^ Гамзатов Г.Г. Преодоление. Становление. Обновление. - Махачкала, 1986; его же: Литература народов Дагестана дооктябрьского периода. - М.: Наука, 1982; его же: Дагестан: историко-литературный процесс. - Махачкала, 1990 и др. '' Гайдаров Р.И. Введение в эминоведение. - Махачкала, 2001. чались достоинства и недостатки рецензируемых трудов, давались дельные советы. Видимо, подвергать анализу каждую публикацию нет необходимости. Автор выразит к ним свое отношение в соответствующих разделах диссертационного исследования.
Таким образом, о лезгинской литературе и ее талантливых представителях написаны десятки книг, сотни статей, диссертационных исследований, однако в целом этот большой пласт лезгинской национальной культуры все еще не стал предметом специального научного исследования, в котором бы рассматривались наиболее значительные работы наших литературоведов, говорилось бы об особенностях этих работ, об индивидуальных авторских подходах к той или иной проблеме. Настоящее диссертационное исследование и посвящено восполнению этого пробела.
Цель и задачи исследования. Цель настоящей работы заключается в исследовании вопросов зарождения, становления и развития лезгинского литературоведения, в определении того вклада, который внесли ученые старшего поколения в изучение лезгинской литературы. Считаем нужным отметить, что в решение вопросов истории и теории лезгинской литературы внесли немалый вклад и относительно молодые ученые, но их труды остаются за рамками нашего исследования, так как объем настоящей работы не позволяет это сделать. Поставленная цель реализуется путем решения ряда взаимосвязанных задач, приоритетными из которых являются: - периодизация развития литературно-критической мысли в лезгинском литературоведении; - рассмотрение работ Г.Гаджибекова, А.Агаева о Сулеймане Стальском и Етиме Эмине как основополагающих для всей последующей лезгинской науки о литературе; и - анализ монографических исследований по формированию лезгинской национальной литературы (Ф.Вагабова), лезгинской ашугской поэзии и истории литературы (Г.Гашаров), проблеме традиций и новаторства (Р.Кельбеханов); Л, - изучение, обобщение и оценка наиболее значительных научно-критических и литературоведческих работ по лезгинской литературе.
Методологическая основа работы. В настоящей работе анализируемый материал расположен в основном в хронологической к последовательности. Такой подход помогает проследить за развитием аналитической и литературно-критической мысли при оценке тех или иных явлений литературы, дает возможность объективного раскрытия процесса зарождения, становления и развития лезгинского литературоведения. При написании некоторых разделов предпочтение отдавалось проблемному типу исследования. •' При работе над диссертацией мы опирались на научные труды известных отечественных теоретиков и историков литературы: В.Г.Белинского, А.Н.Веселовского, В.М.Жирмунского, Д.С.Лихачева, Л.И.Тимофеева, Г.Н.Поспелова, М.Б.Храпченко, М.М.Бахтина, Ю.М.Лотмана, А.С.Бушмина, Г.И.Ломидзе, М.Н.Пархоменко, В.М.Седельникова, Г.М.Корабельникова, Ю.М.Соколова. Использованы материалы и теоретические положения, содержащиеся в работах дагестанских ученых, критиков: Г.Г.Гамзатова, Р.Ф.Юсуфова, Эф.Капиева, К.Д.Султанова, Н.В.Капиевой, А.Ф.Наj^ заревича, М.Хайбуллаева, К.Ю.Абдуллатипова, Х.Ахмедова, К.К.Султанова, З.А.Магомедова, А.М.Вагидова, М.И.Зульфукаровой, З.И.Иманкулиевой, А.Г.Гусейнаева, К.И.Абукова, Р.Р.Алиевой, Ч.С.Юсуповой, А.М.Аджиева, З.Н.Акавова, Ш.А.Мазанаева, М.Г.Юсуфова, З.З.Гаджиевой, А.А.Алихановой и др.
Отечественным литературоведением накоплен определенный опыт методов и методики исследования литературы. Это такие методы, как описательный, биографический, социологический, аналитический, типологический, историко-типологический, сравнительно-исторический, культурно-исторический, конкретноисторический, конкретно-индивидуальный, структурнофункциональный, структурно-системный, комплексный и другие.
В зависимости от рассматриваемого материала автор пользуется различными методами исследования. Но предпочтение отдается аналитическому и сравнительно-историческому методам анализа.
В то же время, чтобы показать разнообразие мнений, точек зрения рассматриваемых авторов, порою приходилось пользоваться и методами конкретно-индивидуального и конкретно-исторического изучения литературно-критических и литературоведческих работ.
Зарождение, становление и развитие лезгинского литературоведения в диссертации раскрываются на основе анализа наиболее значительных работ (статей, монографий) лезгинских критиков и ученых.
Научная новизна работы состоит в том, что данная диссертация - это первая работа, в которой рассматриваются вопросы зарождения, становления и развития лезгинского литературоведения.
В ней обосновывается значимость каждой анализируемой работы как составной части лезгинского литературоведческого процесса.
Приоритетным в исследовании является анализ работ и позиций представителей старшего поколения лезгинского литературоведения.
В работе также впервые дается периодизация лезгинского литературоведения, которое, разумеется, связано с историей развития самой художественной литературы. Кроме того, лезгинское Al литературоведение рассматривается как органическая часть дагестанского литературоведения.
Учитывая тот факт, что в современном российском обществе имеет место плюрализм мнений, взглядов, созданы равные условия для художественно-мировоззренческих позиций, выбора темы, способов ее раскрытия, автор при рассмотрении конкретного литературоведческого материала руководствовался тем, что каждый из ученых имел право на свое мнение, свое видение предмета исследования.
В работе прослеживается отличие позиций критиков и литературоведов в оценке творчества того или иного художника слова, но вместе с тем говорится и об общности взглядов на определенные явления в лезгинской литературе. Так все литературоведы солидарны в постановке и обсуждении проблемы ашугства Сулеймана Стальского. Они рассматривают его как явление литературное, а фольклорные традиции поэт использует творчески.
В исследовании определяются основные принципы литературоведческого анализа творчества лезгинских мастеров пера. Так у Г.Гаджибекова и М.Гаджиева преобладает конкретноисторический принцип, а у А.Агаева конкретно-исторический принцип сочетается с идейно-тематическим, позволяющим давать периодизацию творчества художников слова в соответствии с историко-политическими событиями и изменениями в их мировоззрении.
Следует отметить, что суждение литературоведов претерпевают изменения. Так в годы застоя, когда духовно-религиозная литература была под запретом, все исследователи замалчивали вопрос о произведениях лезгинских поэтов религиознофилософского характера. Трудно поверить, что литературоведы, занимавщиеся изучением лезгинской художественной словесности. не знали о духовных произведениях Е.Эмина, Стальского и других, наличие которых отмечал еще М.Гаджиев. Этот пласт лезгинской литературы все еще ждет своего исследования.' Научная новизна настоящей работы заключается в стремлении рассмотреть литературно-критические представления, взгляды ученых разных лет и различного содержания с точки зрения важности и полезности для всего литературного процесса. С учетом изменений в литературоведческой мысли Дагестана, мы обращались и к исследованиям последних лет, в которых наметился гуманистический подход в оценке творчества того или иного художника слова. При этом литературоведческий анализ порою выходит за рамки узко литературного и соприкасается с философией, психологией. Это несомненно обогащает и расширяет тематику и специфику исследований.
Работа «Лезгинское литературоведение (Зарождение, становление и развитие)» - первое исследование в этой области. Основными источниками при его написании стали изданные работы нескольких поколений лезгинских литературоведов.
Практическая значимость работы состоит в том, что осмысление пути, пройденного лезгинским литературоведением, являющимся составной частью дагестанского литературоведения, позволяет проследить общие закономерности развития науки о литературе в национальных регионах нашей страны.
В условиях, когда в обществе полностью не преодолены кризисные явления в литературе и культуре, когда разорваны традиционные связи не только между литературами республик СНГ, но и регионами России, исследование, посвященное лезгинскому литературоведению, может послужить актуальной задаче сохранения ' В аварском литературоведении этот пробел восполнен глубоким научным исследованием Хайбуллаева СМ.: Духовная литература аварцев. - Махачкала: ДКИ, 1998.
И утверждения накопленного историей опыта духовного сближения народов Дагестана как между собой, так и с другими народами страны.
Результаты настоящего исследования могут быть использованы также в преподавании дагестанской литературы в вузах, колледжах, общеобразовательных школах Дагестана, в разработке школьных, вузовских учебников и учебных пособий.
Апробация диссертации. Работа обсуждалась на заседании кафедры литератур народов Дагестана и Востока. По теме диссертации были прочитаны доклады на научных конференциях в Даггосуниверситете, Дагпедуниверситете, в Институте педагогики им.
А.А.Тахо-Годи. Основные положения диссертационного исследования отражены в научных статьях, опубликованных в сборниках научных работ, журналах и газетах.
Структура диссертации определяется объектом исследования, состоянием изученности темы, целью и задачами исследования.
Она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Исследование проблемы зарождения, становления и развития лезгинского литературоведения показало, что оно оформилось и развивалось вместе с самой художественной литературой и куль турной жизнью лезгинского народа, а потому в нем отразились все достижения и недостатки самой литературы. Как свидетельствуют рассмотренные факты, сила воздействия литературно художественной критики и литературоведения на развитие литера турного процесса в лезгинском обществе от этапа к этапу станови лась все активнее и действеннее.
Действенность слова вообще и художественного слова в част ности как в созидании, так и в разрушении беспредельна. Об этом в мировой литературе написано множество книг, научных тракта тов. В этом, - как отмечает Г.Г.Гамзатов, - диалектика соотнесен ности «история - человек - слово» (Г.Г.Гамзатов. Преодоление.
Становление. Обновление. Махачкала. 1986. 13).
Литературно-критическая мысль у лезгин, как и сама литера тура, видимо, зародилась в далеком прошлом, но до нас дошли вы сказывания о поэзии и поэтах, относящиеся лишь ко второй поло вине XIX века. И у истоков лезгинского литературоведения стояли талантливый ученый и известный общественный деятель Гасан Алкадари, просветители демократического направления Казанфар бег Зульфукаров, Раджаб Амирханов, Абужафер Мамедов, которые в своих работах, статьях, стихотворениях давали оценки лезгин ской (да не только лезгинской) поэзии и ее видным представите лям. Их справедливые и взыскательные суждения стали той осно вой, на которой возникло лезгинское литературоведение.
Отдельные представители
зарождающегося критического цеха литературы скрупулезно переписывали
произведения классиков лезгинской литературы Етима Эмина (Рамазан из
Ялака, Идаят
Гайдаров), Сулеймана Стальского (Абужафер Мамедов, Гаджибек Гаджибеков, Али-Искендер Алкадарский), Малла Нури (Раджаб
Амирханов), другие, например, Гасан Алкадари в своей книге «Асари
Дагестан» (Махачкала. 1929) перечислил имена многих да гестанских ученых
и поэтов, творивших на арабском и других язы ках народов Востока, чтобы
их добрые дела и художественные произведения не затерялись в анналах
истории и дошли до буду щих поколений.
Представители зарождающей литературно-критической мысли не только способствовали сохранению для истории творческого наследия поэтов прошлого, но и своими дельными советами, доб рым словом оказывали художникам слова моральную поддержку.
Таковы, например, высказывания и оценки, содержащиеся в трудах Гасана Алкадари («Асари Дагестан», «Диван ал-Мамнун и др.) о целой плеяде арабо-тюркоязычных дагестанских и лезгинских по этах XVH-XIX веков. В статье Раджаба Амирханова о поэте Малла Нури «Смерть поэта» («Заря Дагестана». Спб. 1913. № 5) говорит ся о нем как о подлинно народном поэте.
В дагестанскую науку о литературе в конце 20-х, начале 30-х годов пришли талантливые критики, литературоведы, получившие образование в российских столичных вузах и следовавших лучшим традициям передовой русской литературно-критической мысли.
Если до первой трети XX столетия оценки, высказывания о поэтах и их произведениях были эпизодическими и носили в основном справочно-информационный характер, то после создания новой лезгинской письменности (1928г.) и с изданием газет «Крас ный Дагестан», «Дагестанская правда», «Новый мир» («Щийи дуьнья»), на страницах которых систематически печатались литературно-критические и литературоведческие статьи, рецензии, цензии, отклики, журналов «Штурм», «Коммунистическое просве щение», «Красная звезда» («Яру гъед»), сборников произведений лезгинских поэтов и писателей с содержательными предисловия ми, начинается процесс развития лезгинского литературоведения.
Дагестанское и лезгинское литературоведение 20-30-х годов XX столетия своими успехами, безусловно, обязано русским уче ным, поэтам и писателям, посвятившим горским литературам и их талантливым представителям много содержательных работ. Речь идет о Л.Жиркове, Г.Лелевиче, А.Назаревиче, Р.Фатуеве, Н.Тихонове, В.Луговском, Ю.Соколове, К.Зелинском, Трегубе, Г.Корабельникове и многих других.
Велика роль А.М.Горького в усилении внимания русской лите ратурно-художественной критики к Дагестану, к поэтам Сулейма ну Стальскому, Гамзату Цадасе, писателю Эффенди Капиеву и другим художникам слова Дагестана того времени.
Известная оценка А.М.Горького, назвавшего Стальского «Гомером XX века» и его пламенный призыв: «беречь таланты, способные создавать такие жемчужины поэзии, какие создает Су лейман», послужили толчком к дальнейшему развитию дагестан ского и лезгинского литературоведения.
На страницах периодической печати республики стали появ ляться рецензии, литературоведческие и литературно-критические статьи местных авторов: Алибека Тахо-Годи, Темирбулата Бейбу латова, Муэдина Чаринова, Гаджибека Гаджибекова, Камиля Сул танова и других. В республике постепенно формируется общедаге станское литературоведение. В то же время в каждой националь ной литературе Дагестана зарождается своя наука о литературе.
В диссертационном исследовании отдельными разделами, а порой и главами выделены творчество тех литературоведов, дея тельность которых наиболее ярко отразила те вопросы и проблемы, которые стояли перед лезгинским литературоведением с 20-х годов XX столетия до конца века.
Одним из ярких представителей литературно-критической мысли тех лет был Гаджибек Гаджибеков. Его литературно критические, дискуссионные и проблемные статьи о литературном наследии прошлого, о перспективах развития родной и дагестан ской литератур заложили основы лезгинского литературоведения.
Г.Гаджибеков был одним из первых, кто отстаивал признание роли родных языков как первоосновы национальной специфики художественной литературы, исследовал творчество классиков лезгинской литературы Етима Эмина (1838-1885), Сулеймана Стальского (1869-1937). Содержательные статьи ученого об Етиме Эмине, которого он справедливо назвал «отцом новой лезгинской литературы» («Красный Дагестан», 1928. 21 июля), положили на чало эминоведению в дагестанском литературоведении.
Г.Гаджибеков был первым биографом, собирателем, издателем и исследователем творчества Сулеймана Стальского. О народном поэте им написано более десяти статей, в которых подняты и от части профессионально решены многие принципиальные вопросы, связанные с деятельностью поэта. Это проблемы фольклора и ли тературы, традиций и новаторства, народности и поэтического мастерства, содержания и формы, актуальности и злободневности его произведений.
В теоретических статьях и работах Г.Гаджибекова, посвящен ных проблемам развития общедагестанской литературы, созданию новой письменности для лезгин, табасаранцев и других народов Дагестана, ученый решал вопросы развития литературных языков, расширения тематики и жанровых границ горских литератур, о не обходимости повышения мастерства молодых литераторов. Уче ный в статьях, предисловиях к книгам и других публикациях, обращенных как к авторам художественных произведений, так и к читателям, с одной стороны, помогал поэтам и писателям, с дру гой - раскрывал перед вторыми подлинно талантливое, художест венное, отрицая серое и посредственное. Таким образом, Гаджибек Гаджибеков своими научно-критическими статьями положил осно ву лезгинскому литературоведению. После незаконного репресси рования, которому подвергся ученый в 1937 году, его преемником стал Магомед Гаджиев.
Ученый-исследователь лезгинского языка Магомед Гаджиев, оставивший глубокий след в языкознании, был автором и ряда со держательных литературоведческих статей об Етиме Эмине, Су леймане Стальском, Тагире Хурюгском. Он первым заговорил об азербайджаноязычных произведениях Сулеймана Стальского, на писал о них научную статью, выявил десятки новых стихотворе ний из творческого наследия Етима Эмина и ввел их в научный оборот, выступил первым исследователем творчества Тагира Ху рюгского. Статьи ученого не утратили своего значения до наших дней, так как он опирался на факты и хорошо знал теоретическую литературу по рассматриваемым проблемам.
Литературоведческие традиции Гаджибека Гаджибекова, Ма гомеда Гаджиева, сформировавшиеся в ЗО-х-40-х годах прошлого столетия успешно были продолжены талантливым ученым Ахедом Агаевым. Его работы по истории родной литературы, по критике и теоретическим вопросам художественной литературы стали со ставной частью лезгинского литературоведения.
На 50-60-е годы XX столетия лезгинское литературоведение становится профессиональным. Это был один из плодотворных пе риодов становления лезгинской литературно-критической мысли.
В эти годы по проблемам лезгинского литературоведения издана значительная литература, которая до сих пор не исследована. В рассматриваемый период в литературоведении плодотворно рабо тал Ахед Агаев - автор нескольких монографий о наиболее та лантливых представителях лезгинской литературы, сотен статей в местной и центральной печати по проблемам национальной спе цифики, взаимосвязей и взаимодействия литератур малых народов нашей страны.
Очерковые работы А.Г.Агаева об Етиме Эмине, Алибеке Фата хове, монографии и статьи о Сулеймане Стальском, Магомеде Ярагском и других создают картины духовной жизни лезгин на протяжении XIX-XX столетий. Благодаря им литературоведение получает возможность представить себе реальное содержание, смысл и повороты лезгинского духовно-эстетического и художест венно-литературного процесса.
Профессионализация лезгинского литературоведения позволи ла на равных вести диалог с другими национальными литературо ведениями, обмениваться творческими достижениями, совершен ствовать методологию и методику общих и национальных литера туроведческих исследований, достойно представлять родную литературу на зональной и федеральной аренах.
Исследованием лезгинской литературы в начале 60-х годов па раллельно с литературоведом и критиком А.Агаевым занималась молодой ученый Ф.Вагабова. Ее содержательная работа «Форми рование лезгинской национальной литературы» (Махачкала. 1970), получившая положительную оценку в критике, явилась плодом многолетнего упорного труда. Она посвящена проблеме зарожде ния, формирования и становления лезгинской национальной лите ратуры.
Ф.Вагабова, опираясь прежде всего на национальные истоки, впервые в лезгинском литературоведении попыталась раскрыть своеобразие исторического пути родной литературы, обрисовать в обш;их чертах условия зарождения одной из национальных литера тур Дагестана, показать обш;ее и особенное в историческом пути ее становления.
Новый подход к ряду проблем свидетельствует не только о проницательности автора, но и вместе с тем служит подтвержде нием более зрелого отношения дагестанского литературоведения к трудам предшественников, трудам, которые заново и более вдум чиво, чем раньше, прочитываются и изучаются. Теоретическое значение монографии бесспорно, как бесспорны и выводы, к кото рым она пришла. Наблюдения, выводы, обобщения, которыми бо гата работа, имеют принципиальное значение как для осмысления путей развития самой лезгинской литературы, так и для изучения путей формирования других литератур народов Дагестана.
Если в работе Ф.Вагабовой рассмотрены проблемы формиро вания лезгинской национальной литературы, то в монографии Г.Гашарова «Лезгинская ашугская поэзия и литература» (Махачка ла. 1976), изданной через шесть лет после книги Ф.Вагабовой и дополняющей, и углубляющей ее труд, исследуются вопросы за рождения лезгинского ашугства, фольклорно-ашугско литературных связей в творчестве таких поэтов, как Етим Эмин, Гаджи Ахтынский, Сулейман Стальский, поднявших лезгинскую поэтическую словесность до высот профессионализма.
В другой работе Г.Гашарова «Певцы обновленного края» (Ма хачкала. 1987) в жанре литературного портрета исследовано твор чество наиболее значительных лезгинских поэтов и писателей XX столетия. Автор стремится выявить художественное своеобразие и индивидуальность каждого из рассматриваемых им художников слова, говорит об их вкладе как в родную, так и в дагестанскую литературу.
Большая работа проделана Г.Гашаровым и по выявлению лите ратурного наследия поэтов прошлых эпох. Благодаря его собира тельской работе, в лезгинскую литературу возвращены десятки за бытых поэтов, творчество которых он не только исследовал, но и достойно представлял на страницах лезгинской поэтической анто логии и других изданий. После выхода в свет составленных Г.Гашаровым сборников произведений лезгинских поэтов про шлых эпох стало возможным углубить историю лезгинской лите ратуры на несколько веков.
К концу XX столетия в печати появляются исследования лите ратуроведа Р.Кельбеханова, посвященные проблемам традиций и новаторства в творчестве выдающихся лезгинских поэтов первой половины XX столетия Сулеймана Стальского, Тагира Хурюгско го, Алибека Фатахова. Ученого прежде всего интересовали пере осмысление и эволюция извечной темы в лезгинской литературе: «Мир и человек» в поэзии Стальского, новаторские тенденции в творчестве Т.Хурюгского и жанрово-тематическое обогащение лезгинской художественной словесности А.Фатаховым.
Р.Кельбеханов, вдумчиво и скрупулезно проанализировав по эзию «Гомера XX века», приходит к выводу о том, что Стальский, в сущности, первый лезгинский сатирик. С этим утверждением ис следователя трудно не согласиться, так как факты, приведенные в его работе, убеждают в его правоте. Он же более обстоятельно рассматривает религиозно-философскую лирику Стальского, в которой поэт призывает людей жить праведной жизнью и творить только добро.
Отдельные стихотворения Стальского, находившиеся долгие годы вне поля зрения критики, ученый впервые вводит в научный оборот, а многие известные произведения народного певца «прочитаны заново» и проанализированы в свете изменившейся идео логии И общественно-политического строя в стране.
Свое слово Р.Кельбеханов сказал и о Тагире Хурюгском, кото рый как и Стальский в своем творчестве шел от самой жизни.
Это и творческое осмысление поэтом традиций фольклора, и соз дание на фольклорной основе оригинальных и ярких произведе ний, и качественно нового образа мира, который как у поэтов прошлого не враждебен человеку, и замечательная пейзажная ли рика с ее яркими и оригинальными картинами горской природы, и высоко гражданственные и проникновенные стихотворения, и по эмы периода Великой Отечественной войны, пронизанные подлин ным патриотизмом и гуманизмом, и острая, злая сатира, и мягкий, веселый юмор, и аллегория, намек, подтекст, которыми он мастер ски пользовался в своих сатирически-юмористических поэмах, баснях и притчах.
Р.Кельбеханов исследовал и творчество А.Фатахова - одного из ярких представителей лезгинской литературы прошлого столе тия. Критик с именем А.Фатахова связывает создание в лезгинской литературе жанра поэмы, полнокровных человеческих образов, ха рактеров, умелое построение композиции в произведениях боль ших и малых жанров, воспроизведении изумительных картин при роды, выполняющие в художественных произведениях самые раз ные функции.
Ученый правильно подчеркивает, что А.Фатахов в лезгинской литературе - феномен, который и по сей день вызывает удивление.
По работам ученого можно сказать, что произведения Стальского, Т.Хурюгского и А.Фатахова, являющиеся вершин ными явлениями лезгинской поэзии первой половины XX столе тия, сохранят свое значение и вес в веках, так как они воспевали Родину, любовь, добро, свободу, человеческое достоинство и кра соту природы.
На сегодняшний день не все проблемы лезгинского литерату роведения решены в должной мере. Творчество многих талантли вых художников слова не стало предметом специального моногра фического литературоведческого исследования. Так, к примеру, ждут своего научного изучения творчество таких поэтов и писате лей, как Гаджи Ахтынский, Алирза Саидов, Жамидин Гаджимура дов, Ахед Агаев, Забит Ризванов и многие другие.
Вне поля зрения науки о литературе остается иноязычная лез гинская художественная словесность: арабоязычная, тюркоязычная и русскоязычная лезгинская литература. Рассмотрение и исследо вание этих проблем - задача, стоящая перед нашими настоящими и будущими литературоведами.
Лезгинское литературоведение сыграло важную роль в разви тии национальной литературы, решало многие задачи, выдвинутые самой жизнью народа и страной. Наука о литературе вместе с ли тературно-художественной критикой становились заметным фак том в общественной жизни республики, способствовали росту и зрелости самой литературы.
Ниже приведены схожие материалы: