Реконструкция мечети в Москве принесла олигарху политический прорыв
Вчера внимание всей страны и всего мусульманского мира было приковано к Москве, где при участии Президента России Владимира Путина прошло торжественное открытие после реконструкции Московской соборной мечети.
Мечеть поразила россиян и зарубежных гостей своей красотой и элегантностью. Однако, кроме ее архитектурных особенностей, не менее важен политический контекст, связанный с ее столь торжественным открытием.
Перезагрузка отношений с российским исламом
Факт столь большого внимания российского Президента открытию мечети в Москве после реконструкции весьма и весьма примечателен для мусульман страны. Поскольку власти Москвы годами не давали разрешения на строительство мечетей в столице.
Кроме того, внимание, которое уделил Владимир Путин факту открытия обновленной мечети, должно было подчеркнуть предельно уважительное отношение российского государства к нуждам и радостям мусульманского населения страны.
Также, на фоне самой большой мечети в Европе, Владимир Путин рядом с главами Турции и Палестины – Реджепом Эрдоганом и Махмудом Аббасом демонстрировал всему миру, что Россия надежный друг мусульманского мира.
Это был более чем символичный жест после нескольких лет откровенной травли руководства Совета муфтиев России со стороны ряда чиновников Администрации Президента России, а также после обвинений России во враждебности исламу со стороны сторонников ряда мировых мусульманских деятелей.
Кроме того, весьма знаковым было и то, что на этой церемонии рядом с Владимиром Путиным оказался основной спонсор реконструкции Соборной мечети – дагестанский миллиардер Сулейман Керимов.
Фактически Сулейман Керимов и предоставил Владимиру Путину в весьма подходящий для России политический момент возможность продемонстрировать предельно чуткое и внимательное отношение к нуждам мусульман.
Затяжная Кремлевская опала Керимова
Дело в том, что несколько лет назад случился пик ухудшения отношений Сулеймана Керимова с федеральными властями. По информации «Известий», ранее прочные позиции Сулеймана Керимова пошатнулись после того, как бизнесмена заподозрили в политической нелояльности.
Появились свидетельства, что, будучи членом «Единой России», он начал поддерживать другие политические партии. В частности, речь шла о том, что Фонд Сулеймана Керимова мог через серые схемы финансировать конкурентов «Единой России» на думских выборах.
Мы уже писали ранее, что именно тогда в политическом поле даже начали появляться слухи о том, что Сулеймана Керимова готовят «к сливу», как до этого другого дагестанского олигарха Ахмеда Билалова.
Источники "Коммерсанта" утверждали, что после принуждения Сулеймана Керимова к продаже "Уралкалия" олигарх интересовался "через знакомых в Кремле", где мог бы реализовать себя, чтобы "выйти из опалы".
И, якобы, Сулейман Керимов получил через третьих лиц совет "не спрашивать, чего хочет от него родина, а спросить себя: что он может сделать для родины, в том числе для малой".
Этот сигнал и положил начало началу вложения Керимова в махачкалинский аэропорт. При этом в тот период Сулейман Керимов уже достаточно продолжительно вкладывался в реконструкцию Московской соборной мечети.
«Позвольте мне профинансировать мечеть»
На самом деле, как пишут СМИ, основную сумму на реконструкцию мечети внес дагестанский миллиардер Сулейман Керимов. Председатель попечительского комитета Совета муфтиев России (СМР) Фарит Фарисов вспоминает, как развивалась эта история.
Еще только тогда, когда реконструкция мечети была только в проекте, российский муфтий Равиль Гайнутдин собирал всех спонсоров. Кто-то обещал миллион, кто-то — два… Максимум — 5 млн. обещал ингушский предприниматель Михаил Гуцериев.
Сулеймана Керимова на той встрече не было. Но он позвонил муфтию Равилю Гайнутдину: «Вы собирали, я не приехал. А вы можете ко мне приехать?», - рассказывает Фарит Фарисов.
Муфтий ответил: «Я человек не гордый, вдруг у него какая-то проблема, съезжу, поговорю». И действительно, оказалось, что Сулейман Керимов был только после операции, отчего и не смог приехать на встречу.
Обращаясь к муфтию, Сулейман Керимов сказал: «Вы мне позволите самый большой вклад сделать и за мои деньги это все построить?» На что муфтий уточнил: «Вы, наверное, перепутали, это не 100 миллионов рублей, а долларов».
Причина пожертвования
Сулейман Керимов ответил: «Я понимаю». «Все были удивлены, когда на следующий день пришел первый транш. Он себя увековечил», — вспоминает о начале финансирования этого грандиозного проекта Фарит Фарисов.
Отметим, что Сулейману Керимову было за что благодарить Всевышнего своим щедрым даром на реконструкцию мечети. Ведь он решил пожертвовать эту сумму в апреле 2007 года — всего через полгода после того, как он попал в тяжелую аварию в Ницце.
Ferrari Enzo, которым управлял Керимов, по неизвестной причине съехал с дороги и врезался в дерево. В результате из лопнувшего топливного бака на спину бизнесмена выплеснулся горящий бензин.
По словам очевидцев, Керимов выбежал, объятый пламенем, и катался по земле, безуспешно пытаясь потушить огонь. В итоге его спасли трое подростков, игравших неподалеку в бейсбол.
С сильными ожогами вертолет доставил его в больницу Conception в Марселе, где он долгое время пребывал в состоянии искусственной комы. При этом спутница Керимова, известная телеведущая Тина Канделаки, практически не пострадала.
Однако финансирование реконструкции Соборной мечети Москвы было не единственным щедрым пожертвованием Сулеймана Керимова после той трагедии. Миллиардер также известен среди всей мусульманской общины России, как самый крупный спонсор бесплатной отправки сотен и тысяч верующих в хадж из России.