Профессор музыки из Ново-Гапцаха - лезгин Мусабег Ахмедагаев
«Он пользуется у нас в институте большим авторитетом», – сказал профессор, автор многих работ по музыковедению, в том числе замечательной книги «Традиционная Адыгская песня-плач гъыбзз», музыковед Б. Г. Ашхотов. Конечно, мне было очень приятно услышать такой отзыв от высокообразованного человека о моем, пусть и незнакомом мне земляке.
Не могу не отметить, что чем больше я общался с высокоталантливыми композиторами в Союзе композиторов Кабардино-Балкарии, педагогами в Северо-Кавказском институте искусств, тем больше я завидовал им белой завистью. В Союзе композиторов каждый реально оценивает свои вклад в развитие своей национальной музыки. Они не ждут от своих поклонников бесконечных восторгов в свой адрес, но сами искренне радуются успехам своих коллег. Такая же благожелательная атмосфера царит и в коллективе Северо-Кавказкого института искусств, поэтому, думаю, здесь может работать человек любой национальности, отвечающий требованиям педагога вуза.
Перед встречей с моим земляком я ожидал увидеть высокомерного человека. Неожиданно в просторный кабинет ректора СКИИ стремительно вошел молодой симпатичный парень лет тридцати и без всяких представлений подошел ко мне и, крепко пожимая мне руку, произнес: «С приездом, Магомед Азизханович!»
Так состоялась моя первая встреча с профессором СКИИ Мусабегом Ахмедагаевым. Я был приятно удивлен, что Мусабег Медагаевич по профессии баянист. Пожалуй, если мне не изменяет память, это второй лезгин, который выбрал исконно русский народный музыкальный инструмент – баян. Лезгины, в отличие от других народов Дагестана и республик Северного Кавказа, в выборе меховых музыкальных инструментов (баян, аккордеон) предпочтение отдают хроматической (азиатской) гармонике.
Первым педагогом по гармошке у Мусабега в Ново-Гапцахском филиале Детской музыкальной школы Магарамкентского района был опытный педагог по баяну, работавший многие годы в Дагестанском культпросветучилище (Дербент), Меджид Нагиев.
В 1986 году при поступлении в Махачкалинское музыкальное училище Мусабег подумал: чтобы стать настоящим профессиональным музыкантом недостаточно владеть азиатской гармоникой, на которой можно играть лишь одной правой рукой. Конечно, можно хорошо научиться играть на гармонике, возможно, будет и место работы – в Оркестре народных инструментов Гостелерадио или в другом каком-нибудь хореографическом коллективе. В крайнем случае, как многие выпускники по этой специальности, можно играть на свадьбах и зарабатывать неплохие деньги.
Мысленно он представил, как они с кларнетистом и барабанщиком будут сидеть и в жару и в дождь под тентом у самого входа во двор хозяина свадьбы и будут играть на свадьбах, однообразные мелодии. После каждого танца девушки, женщины будут бросать в картонный ящик, специально поставленный перед ними для этой цели, мелкие и помятые денежные купюры. Нет, решил Мусабег. Это не для него. Но, к огорчению, его, совершенно не владеющего баяном, принимают по специальности «национальная гармоника».
Вспоминает педагог музыкального училища, заслуженный работник культуры Дагестана Муслим Абакаров.
– В 1980-е годы поступает на отделение народных инструментов сельский юноша со своей маленькой гармошкой «Казань». Даже играя на этом технически ограниченном инструменте, я понял, что мой новый студент талантлив. А через несколько месяцев – что он не только талантлив, но и одержим. Я предложил Мусабегу перейти на аккордеон, а затем и на баян. Радостный Мусабег взял ноты одного из труднейших произведений – органной прелюдии и фуги И. Баха в переложении для баяна – и исчез. Через неделю он приходит на урок, и, улыбаясь, говорит, мне, что выучил ее. Я сначала не поверил, ведь это сложное произведение учащиеся учат месяцами.
– Мы радуемся за таких выпускников, – продолжает М. Абакаров, – которые не только сами стали лауреатами различных конкурсов исполнителей на народных инструментах, но уже и их студенты успешно выступают на всероссийских, международных конкурсах, фестивалях и занимают призовые места.
Годы учебы в Махачкалинском музыкальном училище им. Г. Гасанова прошли быстро. В 1990 году Мусабег, успешно выдержав вступительные экзамены, поступает в Северо-Кавказский институт искусств в класс доцента В. Шогенова. Студент М. Ахмедагаев становится дипломантом межвузовского конкурса исполнителей на народных инструментах в Астрахани. После окончания института руководство предлагает своему талантливому выпускнику работу преподавателя на кафедре народных инструментов. Одновременно работая в институте, М. Ахмедагаев заканчивает аспирантуру в классе профессора М. Швецова по творческо-исполнительской специальности в Воронежской государственной академии искусств.
В 1997 году М. Ахмедагаев становится лауреатом Международного конкурса «Гран-при» (Франция). Одновременно с исполнительской деятельностью М. Ахмедагаев ведет педагогическую деятельность на высоком научно-методическом и профессиональном уровне. Постоянно проводит мастер-классы в детских музыкальных школах и школах искусств, а также в средне-специальных учебных заведениях региона. В числе его студентов представители всех республик Северного Кавказа.
Он подготовил двадцать пять лауреатов и дипломантов всероссийских, международных, региональных конкурсов и фестивалей. Многие его студенты неоднократно становились стипендиатами президентов России, Дагестана, Кабардино-Балкарии. В числе обладателей стипендий президента Республики Дагестан и Министерства культуры Дагестана есть представители Хасавюртовского и Сергокалинского районов. Двое его выпускников окончили аспирантуру по творческо-исполнительской специальности в Российской академии музыки имени Гнесиных и Воронежской государственной академии искусств.
Наш талантливый земляк успешно совмещает педагогическую работу с концертной деятельностью. Масабег Ахмедагаев регулярно выступает с сольными концертами во многих городах Северного Кавказа – Нальчике, Махачкале, Владикавказе, Майкопе, Ставрополе, Минеральных Водах, Черкесске, Назрани, а также с симфоническими оркестрами государственных филармоний в Кисловодске, Кабардино-Балкарии, Кавказских Минеральных Водах.
В совершенстве владея современным готово-выборным баяном, у которого многокрасочный тембр и богатые технические возможности, Мусабег включает в свой концертный репертуар произведения композиторов разных эпох и стилей, в переложении для баяна. Среди них: Бах, Скарлатти, Франк, Чайковский, Шостакович, Чайкин, Катцер и другие.
Наряду с педагогической и концертной деятельностью, М. Ахмедагаев занимается научно-исследовательской работой. Направление его работы связано с вопросами баянной педагогики и издательства. Его статьи изданы в материалах научно-практических конференций, проводимых в Астрахани, Саратове, Махачкале.
Источник материала и фото: Настоящее время
Автор - Магомед Гусейнов
Ниже приведены схожие материалы: