Главная » 2017»Апрель»29 » Профессору Гаджи Гашарову - 80 лет (Эксклюзивные фотографии)
17:23
Профессору Гаджи Гашарову - 80 лет (Эксклюзивные фотографии)
Искатель и Исследователь Духовных сокровищ.
Древняя Ахтынская земля является малой родиной многих талантливых ученых, поэтов, художников и представителей других профессий. Это селение имеет огромные заслуги перед лезгинской культурой. Первый лезгинский театр создан в этом селении. Первая лезгинская газета начала выходить в этом селении. Первая светская школа появилась здесь. Первый поэтический сборник на лезгинском языке издал ахтынец. Этот список можно продолжить. Но нельзя не отметить и еще такой факт: из этого села вышло больше ученых, чем из некоторых больших городов. Такие известные ученые-филологи, как Гаджибек Гаджибеков, Назир Ахмедов, Ахед Агаев, Фируза Вагабова, Айбике Ганиева и другие прославили Ахты.
Один из них – известный литературовед и фольклорист, кандидат филологических наук, профессор Гаджи Гусейнович Гашаров. Ему принадлежат солидные исследования о лезгинской литературе и фольклоре, статьи, рецензии, очерки и монографии о лезгинских поэтах, прозаиках, драматургах и литературоведах. Гаджи Гашаров – составитель программ, учебников, хрестоматии по дагестанской и лезгинской литературам для средних школ, педколледжей и вузов нашей республики. Он также составил антологии лезгинской поэзии и фольклора, собрал и издавал литературное наследие многих лезгинских поэтов и прозаиков прошлых веков.
Гаджи Гашаров, как одаренный человек и талантливый ученый выделяется объективностью, непредвзятостью, порядочностью и справедливостью. Принципиальность – кредо его жизни.
Гаджи Гусейнович является человеком высокой культуры, соблюдающий во всем этические нормы, выполняющий свой высокий гражданский долг. Порядочным людям нелегко приходится в жизни. Бывало в жизни много случаев, когда бездари, люди далекие от науки, ставили искусственные барьеры на пути Г. Гашарова. Но никакие трудности не сломили его дух и не остановили его исследования. Он всегда стремится к вершинам в науке и это ему удавалось. Свидетельство этому – его многочисленные научные труды.
Творчество Г. Гашарова многогранно: он является фольклористом, методистом, теоретиком и историком литературы, литературным критиком. В каждую из этих областей науки Гаджи Гусейнович внес огромный вклад. Своими статьями, рецензиями, очерками, монографиями он обогатил дагестанскую фольклористику и литературоведение. Он широко пропагандирует лезгинскую художественную литературу и фольклор. Его труды занимают важное место в дагестанской гуманитарной науке.
Лезгинское литературоведение как наука формировалась в 20-х годах прошлого века. Гаджи Гашаров – первый ученый специалист, посвятивший всю свою жизнь систематическому исследованию лезгинской литературы и фольклора. Он создал целостную историю лезгинской литературы, начиная с VII века до наших дней.
Научная деятельность Гаджи Гашарова заслуживает тщательного изучения. Но, к сожалению, эта миссия со стороны дагестанского литературоведения пока не выполнена. До сих пор не издано ни одного монографического исследования о его жизни и творчестве. В данной книге мы постарались восполнить этот пробел и дать определенное представление о жизни и творчестве этого славного человека.
Жизненный путь
Гаджи Гусейнович Гашаров родился 3 мая 1937 года в с. Ахты, в семье учителя. Учился он в школе родного села. С раннего детства его привлекли произведения известных лезгинских художников слова Етима Эмина, Сулеймана Стальского, а позже знакомство с Тагиром Хурюгским и Киясом Меджидовым окончательно определило выбор юноши. «В школьные годы любимыми предметами Гаджи были родной язык и литература, русский язык и литература, история и география. Еще в средних классах он читал и художественные книги на лезгинском и русском языках, которые находились в библиотеке его отца. В старших классах он пользовался услугами и сельской и школьной библиотек» – отмечает об этом периоде жизни Гаджи Гашарова доктор филологических наук Курбан Акимов.
Любовь к художественной литературе привела молодого Г. Гашарова на историко-филологический факультет Дагестанского педагогического института имени С. Стальского (через год институт реорганизовали в университет им. В.И. Ленина). Учеба в вузе под руководством таких известных литературоведов, как Александр Федорович Назаревич (1903-1985), Расим Фараджуллаевич Юсуфов (1928-2008) и др. привела его к выбору профессии литературоведа, он начал заниматься научной работой. Публицист Мердали Джалилов пишет: «Он всегда вспоминает свою первую экспедицию и первую находку в родном селе Ахты – несколько преданий о легендарном герое Шарвили. Он также не забывает и похвалу, которую он заслужил, будучи студентом, у своего руководителя, тогда кандидата, ныне доктора филологических наук Р. Юсуфова, когда закончил дипломную работу «Дагестанская тема в творчестве А. Полежаева». Шли годы, багаж пытливого исследователя пополнялся все новыми и новыми находками. Со временем они выливались в книги, монографии».
В 1961 году завершив учебу в университете, он поступает в аспирантуру при МГУ им. М.В. Ломоносова. В аспирантуре молодой филолог слушает лекции известных во всем Советском Союзе ученых. Об одном из них – о выдающемся специалисте литературы народов СССР, докторе филологических наук, профессоре Азизе Шарифе он до сих пор вспоминает с большим уважением. Слова Азиза Шарифа до сих пор звучат в его ушах: «День, который я не делал людям добра, я считаю потерянным днем». Эти слова уважаемого профессора стали и основным девизом жизни Гаджи Гашарова.
После окончания аспирантуры, с 1964 года, молодой ученый начал работать на кафедре литератур народов Дагестана ДГУ.
Гаджи Гашаров – член Союза писателей России, правления СП Дагестана, редколлегии журнала «Самур», является Заслуженным работником культуры РД. В 1985 году он удостоен Почетной Грамоты Президиума Верховного Совета ДАССР.
Педагогическая деятельность
Научную работу Гаджи Гусейновича невозможно отделить от его педагогической деятельности. Он является профессором Дагестанского государственного университета. Вот уже 49 лет он здесь читает лекции по родной литературе. Свои научные изыскания и достижения он приносит в университетские аудитории, старается прививать студентам любовь к науке о литературе, к художественному творчеству.
Говоря о педагогической деятельности Г. Гашарова, публицист Гаджи Ильясов отмечает: «Я не учился у Гаджи Гусейновича. Но я не видел, чтобы хоть один человек, который учился у него, плохо отзывался о нем как об ученом и как о человеке. Все его бывшие и нынешние студенты очень высоко оценивают его и с большим уважением говорят о нем».
Как один из бывших студентов Г.Гашарова, автор этих строк тоже может подтвердить верность выше процитированных слов. Гаджи Гусейнович был моим преподавателем по лезгинской литературе и фольклору. Он также был моим первым руководителем по научной работе. Как педагог, он являлся одним из самых любимых преподавателей студентов и таким остается до сих пор. Уважение, которое я питал к нему со студенческих лет, не погасло и до сих пор, а, наоборот, усилилось с годами. Для меня он – духовный наставник. Для студентов, которые под его руководством изучали лезгинский фольклор и литературу, он был эталоном честности и порядочности. Все бывшие и нынешние студенты его очень уважают и считают своим духовным лидером.
Методические исследования
Нельзя не отметить методические исследования Г.Гашарова. В этой области он начал свою работу в 1978 году с «Хрестоматии по дагестанской литературе» для 8 класса. В дальнейшем опубликовал много учебников и хрестоматий по лезгинской и дагестанской литературам и фольклору для школ, средних специальных учебных заведений и вузов. К примеру, можно назвать: «Антология лезгинской поэзии» (вместе с А.Саидовым и И.Гусейновым, 1978 г.) , «Дореволюционная лезгинская литература» (хрестоматия, 1980 г.), «История лезгинской литературы» (1983 г.), «Дагестанская литература» (хрестоматия для 11 класса, 1993 г.), «Дагестанская литература» (хрестоматия для педучилищ, вместе с Р.Кельбехановым и К.Акимовым, 1994 г.), «Литература народов Дагестана» (учебник-хрестоматия для 5 класса, 1994 г.) и другие. Каждая из вышеназванных книг являлась событием в культурной жизни республики. Они до сих пор не утратили своей значимости. Научная и творческая интеллигенция их встретила тепло. Об одной из этих книг, о «Дореволюционной лезгинской литературе» известный поэт и переводчик Арбен Кардаш пишет: «…Недавно представил на суд читателей новую книгу «Дореволюционная лезгинская литература» преподаватель ДГУ Гаджи Гашаров. Она содержит много произведений лезгинских мастеров слова прошлых времен.
Древность лезгинской поэзии, прекрасные традиции, сочность и образность языка, одним словом, все ее богатство отражено на страницах этой книги. Этим еще раз доказываются национальное своеобразие и колорит лезгинской поэзии, которая свое начало берет с фольклора и классических образцов восточной литературы».
О других книгах Г. Гашарова вышли статьи и рецензии, в которых проанализированы их достоинства и недостатки. Кроме учебников-хрестоматий, Г.Гашаров издавал программы по лезгинской и дагестанской литературам и фольклору для средних школ, техникумов и вузов. Они свидетельствуют о профессионализме и любви автора к родной словесности.
Труды по фольклористике
Гаджи Гусейнович с первых дней своей научной деятельности занялся и фольклористикой. Его кандидатская диссертация была посвящена «Лезгинской ашугской поэзии и литературе». Многие годы он собирал и изучал произведения лезгинского устного народного творчества, опубликовал их, исследовал связи фольклора лезгинского народа с фольклорами народов Дагестана, Северного Кавказа и Востока. В разные годы он опубликовал такие труды, как «Ашугские традиции в культурных связях Южного Дагестана и Азербайджана» (1966), «К вопросу о лезгинской ашугской поэзии» (1966), «Ашуг Сюйгюн» (1966), «Лезги Ахмед» (1968), «Поэзия певцов-импровизаторов как закономерный этап развития литературы» (1969), «Фольклор в букваре Казанфара Зульфукарова» (1972), «Ашуг Курбан» (1993) и другие. Своими исследованиями ученый обогатил лезгинскую фольклористику. Его кандидатская диссертация посвящена и фольклору, и литературе. Обеим видам словесного творчества лезгинского народа профессор уделяет большое внимание.
Когда речь идет о Г. Гашарове-фольклористе, нельзя не отметить книгу «Лезгинские героические песни», составленную и вышедшую с его предисловием и комментариями в 1973 году в Махачкале. Она до сих хранится, как драгоценная реликвия, в личных библиотеках любителей родного языка и литературы.
Ценность книги Г. Гашарова заключается в том, что в ней собраны все основные произведения фольклора на героическую тематику. Впервые под одной обложкой вышли выдающиеся произведения из лезгинского фольклора, сложенные нашим народом в течение нескольких веков: песни о Шарвили, Каменном мальчике, Ашуге Лукмане, об изгнании Надир-шаха из Дагестана и другие.
В книге «Лезгинские героические песни», кроме вышеназванных, есть и другие песни, например, «Сила ашуга», «И лес не без друзей», песни отходников, песни о революционерах Кази-Магомеде Агасиеве и Муктадире Айдунбекове и др. Все эти песни в книге даны в лучших вариантах.
Книгу сопровождают содержательное предисловие, написанное Г.Гашаровым, научные выводы и суждения, глубина анализа, до сих пор не утратившие свою ценность. С первых страниц книги читателя привлекает эрудиция составителя и разнообразие материала, собранного автором.
Г. Гашаров в последующие годы продолжал свои исследования по фольклористике. Так, в 1989 году издал книгу «Сказки лезгинского народа» (вместе с А. Ганиевой), в 1999 году – «Лезгинский фольклор» (вместе с А. Рашидовым), в 2010 году – «Лезгинское устно поэтическое творчество» (вместе с А. Рашидовым) и др. В глаза бросается его заботливое и бережное отношение к словесному творчеству родного народа. Последние две книги, вышедшие более чем с полувековым интервалом после книги Агалара Гаджиева, являются антологиями лезгинского фольклора, в них представлены почти все жанры лезгинского устного народного творчества.
Гаджи Гусейнович к собиранию и исследованию лезгинского фольклора привлекает своих студентов. Собранные в течение долгих лет студентами филологического факультета ДГУ материалы бережно хранятся в фонде кафедры литератур народов Дагестана и используются студентами и преподавателями.
Литературоведческие труды
Хотя литературоведение как наука давно существует в европейских странах, у нас она возникла в первой половине ХХ века. Первым профессиональным лезгинским литературоведом был Гаджибек Гаджибеков (1902-1941). После него в этой области занимались Ахед Агаев (1924-2003), Галиб Садыки (1917-2005), Фируза Вагабова (1934), Рагимхан Кельбеханов (1936), Курбан Акимов (1938), Руслан Кадимов (1954), Гюльнара Темирханова (1940), Татьяна Пашаева (1955) и другие. Среди этих ученых особенно отличается Гаджи Гашаров. Он всю свою сознательную жизнь посвятил исследованию лезгинской литературы и фольклора, создал курс истории родной литературы. Хотя научной работой он занимался со студенческих лет, но первая его статья «Поэт Малла Нури» увидела свет в 1963 году в альманахе «Дуствал» («Дружба»). После этой статьи в прессе вышли один за другим его научные труды: «Ценное исследование об Эф. Капиеве», «Сердце надежнее камня», «Среди горцев», «Поэт народных страданий и надежд», «О литературных связях братских народов», «Певец русской земли», «Литература с многовековой традицией» и другие. Этими статьями молодой литературовед привлек к себе внимание литературной общественности.
Первая научная монография Г. Гашарова вышла в 1976 году в Махачкале. Она называется «Лезгинская ашугская поэзия и литература». Монография написана на основе его кандидатской диссертации и, как научный труд, получила широкий резонанс и одобрение в научных кругах. Известный литературовед, кандидат филологических наук Фируза Вагабова в журнале «Вопросы литературы» отметила: «Важнейшее значение работы Г. Гашарова в том, что его опыт является одним из существенных звеньев развертывающегося повсеместного смотра «запасников» национальной культуры Дагестана. Смотра, устремленного не на поиски умозрительных типологических характеристик, а к воссозданию объективной картины национальной литературы. И удачи, и промахи Г. Гашарова отражают ход этой важной работы, проводимой научными силами республики».
После «Лезгинской ашугской поэзии и литературы» из-под пера Г.Гашарова вышли и другие работы: «Лезгинская литература: краткие очерки о дореволюционной поэзии» (1979), «Лезгинская литература: ХIХ век и начало ХХ века» (1981), «История лезгинской литературы: краткий очерк» (1983), «Певцы обновленного края» (1987) и др. Эти книги до сих пор не утратили свои значимости и научной ценности.
Из вышеуказанных книг трое – «Лезгинская литература: краткие очерки о дореволюционной поэзии», «Лезгинская литература: ХIХ век и начало ХХ века», «История лезгинской литературы: краткий очерк» – посвящены одной теме – истории лезгинской литературы. В них освещен путь лезгинской литературы с древних времен до наших дней. В течение нескольких десятилетий и поныне этими книгами пользуются студенты, аспиранты, учителя школ и преподаватели вузов в качестве учебников и учебных пособий по истории лезгинской литературы.
По какой бы теме ни писал Г. Гашаров, он старается сначала глубже изучить и исследовать эту тему, только после этого что-то сказать по ней. Поэтому каждую его книгу в дагестанском литературоведении встречали тепло. Вот что пишет о его очередной книге «Певцы обновленного края» доктор филологических наук, профессор Сулейман Ахмедов: «Основное содержание книги составляют портреты представителей лезгинской советской литературы, начиная от одного из ее основоположников – Сулеймана Стальского и кончая нашими современниками. При этом Г. Гашаров стремится ликвидировать «белые пятна» на карте лезгинской литературы, ввести в научный оборот ранее мало исследованные литературные факты, материалы, творчество видных деятелей культуры, преданных в свое время забвению».
В 2007 году ученый издал очередную книгу под названием «Покорители духовных вершин». Этой книге можно дать и другое название: «Очерки истории лезгинской литературы ХХ века», так как в нее включены результаты исследования автора по лезгинской литературе целого ХХ столетия. В начале книги дана статья писателя и литературоведа Курбана Акимова, посвященная жизни и творчеству Гаджи Гашарова.
В книге проанализировано творчество известных мастеров слова: Гаджи Ахтынского, Сулеймана Стальского, Алибека Фаттахова, Гаджибека Гаджибекова. В ней также есть разделы о Мемее Эфендиеве, Агаларе Гаджиеве, Балакардаше Султанове, Мусаибе Стальском. В книге также опубликованы очерки о жизни и творчестве Тагира Хрюгского, Кияса Меджидова, Шах-Эмира Мурадова, Алирзы Саидова.
Об этой книге в «Лезги газет» критик Гаджи Ильясов отметил: «Книга «Покорители духовных вершин», в которой речь идет о мастерах слова целого столетия, состоит из штрихов к портретам… В «Предисловии» автор отметил: «…это книга не является историей нашей литературы или исследованием ее формирования и развития. Она, прежде всего, состоит из бесед о формировании наших поэтов и писателей как творческих личностей, их заслуг в деле развития нашей национальной литературы, которая является частью духовной сокровищницы нашего народа». Из страниц этой книги читателю становится ясно, что ученый, поставивший целью своей жизни исследование «части духовной сокровищницы», и всегда серьезно относящийся к своей профессии, эту книгу написал с большой любовью и в ней подведены итоги работы нескольких десятилетий».
Многие вопросы лезгинской литературы Гаджи Гашаров исследовал впервые. Он систематизировал огромный пласт родной художественной словесности и впервые создал полноценную историю лезгинской литературы. Каждая книга ученого превращалась в духовную пищу для любителей лезгинской культуры. Особенно выделяется его последняя книга – «История лезгинской литературы», которая вышла в 2011 году. Она состоит из предисловия, 7 глав и послесловия, является самой крупной книгой автора (в ней 528 страниц).
Первая глава книги посвящена древнему периоду лезгинской литературы. Здесь даны краткие сведения об истории лезгин, о лезгинском фольклоре и средневековой литературе.
Общеизвестно, что история лезгин тесно связана с Кавказской Албанией. Как отмечает древнегреческий учёный, историк и географ Страбон (64 г. до н. э. – 24 г. н. э.) в своей книге «География», в Кавказской Албании жили 26 племён. Учёными уже доказано, что эти племена являются предками лезгин и лезгиноязычных народов. В книге Г. Гашарова проанализирована лезгинская литература периода Кавказской Албании.
В первой главе книги говорится и о творчестве Кюре Мелика. Как известно, начиная с XI века, в связи с проникновением тюрков на Кавказ, в Лезгистане, вместе с персидским и арабским языками, распространяются также тюркский язык и литература. Лезгинские поэты свои произведения создали, как на персидском и арабском языках, так и на тюркском языке. Первым известным доселе нам тюркоязычным лезгинским поэтом является Кюре Мелик. О нем первым сообщил литературовед М. Ярахмедов в своей монографии «Из истории азербайджанско-дагестанских литературных связей».
Кюре Мелик жил и творил в XIV веке. До нас дошла его элегия на тюркском языке, под названием «Мусибатнаме» («Поэма о трагедии»). В этой поэме автор отражает события, происшедшие в Лезгистане, связанные с нашествием хана Золотой Орды Тохтамыша. Кроме этой элегии, сохранились произведения Кюре Мелика и на лезгинском языке. Г. Гашаров в своей книге подробно проанализировал данные произведения Кюре Мелика.
В первой главе книги ученого также повествуется о жизни и творчестве таких выдающихся лезгинских поэтов, как Эмин Ялцугский, Саид Кочхюрский, Лезги Ахмед, Магомед Яраги, Мирза Али Ахтынский, Рухун Али, Эмирали Тагирджалский и другие, указываются их место в нашей литературе и значимость их творчества для нашей культуры.
Вторая глава книги посвящена лезгинской литературе второй половины XIX века. Творчество известных лезгинских поэтов Етима Эмина, Гасана Алкадари, Эмираслана Гани, Саяд Стальской представлено подробными очерками. Ученый тщательно анализирует творчество каждого из них и оценивает по достоинству. Например, о творчестве Етима Эмина он пишет: «Е. Эмин в лезгинскую духовную сокровищницу внес много нового. Поэт по тематике, по проблематике и по художественным особенностям расширил границы нашей литературы и обогатил ее. Жизнь народа показал реалистическими красками, чувства людей передал естественно и живо, в лезгинской поэзии пользовался методом реализма».
Г. Гашаров также показал роль Гасана Алкадари в развитии нашей литературы. Выдающийся просветитель Г. Алкадари оставил богатое наследие: стихи на арабском, персидском и тюркском языках, публицистические статьи, труды по истории, литературе, философии и другим областям науки. Он прославился как большой поэт, ученый, публицист, педагог и просветитель, пользовался большим авторитетом у передовой мусульманской интеллигенции. Его творчество привлекло внимание выдающихся востоковедов ХХ века академиков В.В. Бартольда и И. Ю. Крачковского, профессора В.Ф. Минорского, которые высоко оценили его произведения.
Гаджи Гашаров так отзывался о великом поэте и мыслителе: «Гасан Алкадари своими произведениями поднял на высокий уровень дагестанскую литературу просветительской идеологии и вместе с Етимом Эмином внес и свою лепту в утверждении реализма в лезгинской литературе».
Говоря о творчестве других поэтов, Г. Гашаров также делает объективные выводы.
Третья глава книги посвящена лезгинской литературе начала ХХ века. Здесь объект исследования ученого – творчество Гаджи Ахтынского, Кесиба Абдуллаха, Курбана Хпеджского, Али Мугверганского, Раджаба сына Абдулфетяха, Малика Шахдагского и других.
В четвертой главе речь идет о литературе 20-30-х годов ХХ века. Здесь даны очерки о Сулеймане Стальском, Алибеке Фатахове, Гаджибеке Гаджибекове. В них автор прослеживает жизненные и творческие пути художников слова, высказывает свои размышления об их сочинениях. Выводы автора всегда объективны и содержательны.
Пятая глава посвящена литературе периода Великой Отечественной войны. Как известно, в 1941 году фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Как и все народы Советского Союза, лезгины в этой войне участвовали самоотверженно и тысячи представителей лезгинского народа стали жертвами этой войны. Лозунг «все для фронта, все для войны» в то время стал основным принципом жизни нашего народа.
Как писатели других народов, лезгинские писатели свои силы посвятили созданию произведений, призывающих защищать Отечество, свободу, независимость своей страны, пропагандирующих патриотизм, интернационализм, храбрость и бесстрашие. Таковы писатели, как Тагир Хрюгский, Нуреддин Шерифов, Абдул Муталибов, Зияудин Эфендиев, Кияс Меджидов, Алдер Билалов, Шах-Эмир Мурадов и другие.
Во время войны молодые лезгинские писатели добровольно отправились на фронт и погибли смертью храбрых. На войне лезгинский народ потерял таких молодых поэтов, как Мемей Эфендиев (1903-1944), Балакардаш Султанов (1912-1943), Агалар Гаджиев (1907-1943), Мусаиб Стальский (1914-1943), Мутагир Рзаханов (1906-1942), Шамсаддин Пиругланов (1915-1943), Гамзат Эрзиманов (1914-1945) и др.
Г. Гашаров в своей книге дает обзор лезгинской литературы периода Великой Отечественной войны и ряд очерков о поэтах, погибших на полях сражений.
Шестая глава книги Гаджи Гашарова – о литературе 50-60-х годов ХХ века. В этом разделе книги помещены очерки о поэтах и писателях: Тагире Хрюгском, Зияудине Эфендиеве, Нуреддине Шерифове, Абдуле Муталибове, Кияс Меджидов, Шах-Эмир Мурадове и другие.
Последняя глава книги ученого посвящена лезгинской литературе 70-90-х годов ХХ века. В эту часть включены статьи о ныне покойных поэтах и писателях, как Ахед Агаев, Алирза Саидов, Меджид Гаджиев, Забит Ризванов, Жамидин и ныне здравствующих и продолжающих свое творчество Байраме Салимове, Ибрагиме Гусейнове, Ханбиче Хаметовой, Курбане Акимове, Азизе Алеме и Мердали Джалилове. В этом разделе даны очерки о поэтах, которые пришли в литературу в начале 80-х годов прошлого века, к которым относятся Абдул Фетах, Майрудин Бабаханов, Азиз Мирзабеков и Арбен Кардаш.
В заключении даны выводы об истории лезгинской литературы длиной более тысячи лет. В общем можно сказать, что последняя книга, как и прежние книги Гаджи Гашарова, очень интересная, содержательная и полезная для читателей монография.
Заключение
Лезгинская литература подобна бескрайнему океану. Для ее полного изучения не хватит жизни одного ученого и целого поколения ученых. Поэтому ее исследованием будет заниматься не одно поколение ученых. Но для них опорной точкой будут Гаджи Гашарова.
Литературоведческая позиция и научный уровень работ Гаджи Гашарова давно известны. Масштаб его исследований широк: жанры лезгинского фольклора, разные этапы лезгинской литературы, портреты лезгинских поэтов и прозаиков, проблемы лезгинской фольклористики и литературоведения, литературные связи, современный литературный процесс и т.д. Если обобщить научные труды профессора, можно сказать, что такой объем работы, какой он выполнил, по плечу целому отделу научно-исследовательского института.
Профессор Г. Гашаров почти полвека готовит педагогические и научные кадры. Под научным руководством его защитили кандидатские диссертации Бедирханов С.А. и Эльдаров Х.Ж., которые успешно трудятся в вузах Республики Дагестан.
Стезю Гаджи Гусейновича в его семье продолжают двое: дочь и невестка. Заира Гаджиевна в 2004 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Лезгинское литературоведение: зарождение, становление и развитие», а невестка Аида Руслановна защитилась в 2011 году по теме «Лирика Шах-Эмира Мурадова: художественный мир и поэтика».
Скоро Гаджи Гусейновичу исполняется 80 лет. Несмотря на возраст, он активно продолжает свою преподавательскую и исследовательскую деятельность. В этом трудном и благородном деле мы ему пожелаем успехов, крепкого здоровья и кавказского долголетия!
Фотографии - Разные мгновения жизни
Г.Гашаров у памятника С. Стальскому с группой студентов и преподавателей. 1967 г.
Г.Гашаров во время семинарского занятия со студентами РДО филологического факультета ДГУ. 02.12.1971 г.
Г.Гашаров с профессором А.Б.Бабаевым, доцентом М.М. Гасановым в совхозе «50 лет ДАССР» сел. Чинар Дербентского района. 1973 г.
Г.Гашаров с доцентом М.М.Гасановым в сел. Чинар Дербентского района. 1973 г.
Г.Гашаров во время выступления на 60-летнем юбилее поэта-фронтовика Мусаиба Стальского. 22.12.1974 г.
Г.Гашаров с отцом Гусейном и дочкой Заирой. 31.05.1974.
Г.Гашаров. 1975 г.
Г.Гашаров с профессорами А.Агаевым и О.Гусейновым. 1978 г.
Г.Гашаров с супругой и дочкой.
Г.Гашаров с Гамидулахом Магомедовым
Г.Гашаров с профессором Абдулкадыром Абдуллатиповым.
30 летие выпуска. Г.Гашаров и А.Абдуллатипов с выпускниками 1982 года. Фото 2012 г.
Г.Гашаров дагестанскими писателями.
Г.Гашаров с коллегами из ДГУ.
Г.Гашаров. 1980 г.
Г.Гашаров. 1997.
Г.Гашаров со супругой Инджи и внучкой Мариной. 1997.
Г.Гашаров с коллективом кафедры литератур народов Дагестана ДГУ. 06.10.2000 г.
Г.Гашаров с коллегами. 2006 г.
Г.Гашаров во время выступления на научной конференции. Махачкала, 2007 г.
Азиз Мирзабеков,
кандидат филологических наук, специально для «ЛезгиЯр».
"Книга «Лезгинские героические песни», составленная и вышедшая с предисловием и комментариями в 1973 году" Если у кого-нибудь есть, давайте опубликуем в библиотеке сайта.