Главная » 2017»Май»5 » Багиш Айдаев – 85. Выдающийся актер и режиссер.... (Эксклюзивные фото)
07:53
Багиш Айдаев – 85. Выдающийся актер и режиссер.... (Эксклюзивные фото)
Багиш Айдаев – 85
Каждый раз, когда речь заходит о заслуженном артисте РСФСР Багише Айдаеве, мне вспоминаются слова русского драматурга В. С. Розова. Он говорил: «Спектакль начинается. Пьеса оживляется. А актеры и актрисы завораживают зрителей, приковывают их внимание к себе, стараясь завоевать их сердца. А зрители бывают разными. Истинные поклонники театра начинают жить событиями, разворачивающимися на сцене, переживают, думают, оценивают каждый поступок героя, каждую сцену. На «поле битвы» приводят «дальнобойную артиллерию»: это искусные и динамичные сцены, созданные автором пьесы и режиссером спектакля.
Теперь уже зритель не может управлять своими чувствами: он то плачет, то смеется, то рукоплещет. Видимо игра актеров глубоко запала в душу зрителю, он счастлив. Идет «бой», чтобы завоевать сердце зрителя. В течение трех часов испытывается пьеса, спектакль и умение актеров».
Эти слова можно отнести к Багишу Айдаеву и к его спектаклям.
Истоки творчества
Айдаев Багиш Мустафаевич родился 1 мая 1932 года в селении Мискинджа Ахтынского района. Окончив среднюю школу, в 1951 году он поступил в Москве в Институт театрального искусства имени А.В. Луначарского. В 1955 году окончил актерский факультет этого института и вернулся в Лезгинский театр. Здесь он работал до 1960 года в качестве актера и одновременно директором театра. В течение этих лет он успешно сыграл ряд ролей. Среди них роль Омара в пьесе М. Чистякова и М. Хуршилова «Сулак-свидетель» и роль Саида в трагедии Тагира Хурюгского и Кияса Меджидова «Ашуг Саид».
В 1960 году на декаде Дагестанского искусства и литературы в Москве Лезгинский театр представил эти две пьесы и получил высокую оценку зрителей. О роли Ашуга Саида в исполнении Б. Айдаева журнал «Театр» того времени отозвался так: «Ашуга Саида играет Б. Айдаев, играет сильно, страстно. Это народный легендарный герой. Ему не свойственны никакие сомнения, и его нельзя победить – это символ народа, певец его гнева и его борьбы. Естественно, что легенды делают его и вожаком народных восстаний».
В этом же журнале был помещен отзыв критика Ю. Рыбакова о сыгранной Б. Айдаевым роли Омара: «Героя «Сулака – свидетеля» – Омара, – горского парня, играет тот же Б. Айдаев. Его герой проходит сложный и противоречивый путь развития в то время, когда под воздействием русского революционного движения началось пробуждение дагестанской бедноты. Б. Айдаев тонко и последовательно проводит героя через все испытания, накапливая по крохам изменения в его характере, в его восприятии мира, в оценке им событий и людей».
За эти роли Б. Айдаев в 1960 году был удостоен звания заслуженного артиста Дагестана. В этом же году Б. Айдаев поступает на Высшие режиссерские курсы ГИТИС в Москве. В 1961 году он окончил эти курсы и вернулся в Лезгинский театр. В этом же году он стал главным режиссером Лезгинского театра и на этой должности оставался до последних дней жизни.
Годы работы Б. Айдаева в должности главного режиссера в истории Лезгинского театра оказались очень полезными и плодотворными. В эти годы в репертуаре Лезгинского театра большое место занимают произведения мировой классики. В театре стали работать молодые актеры, окончившие Московский и Бакинский театральные институты. Лезгинский театр завоевал заслуженную славу и привлек к себе большое количество зрителей. Как известно, до Б. Айдаева у нас не было профессионального национального режиссера с высшим образованием. Б.Айдаев в этом отношении был первым. Каждое представление Б. Айдаева являлось знаменательным событием в культурной жизни.
Первым произведением, поставленным Б. Айдаевым на сцене Лезгинского театра, была пьеса «Цветок России» Кияса Меджидова. Фабула этой пьесы такова: В Дагестан приезжает молодая русская девушка Зина и начинает работать в одном из лезгинских сел. Здесь она встречается с молодым лезгином Асланом. Зина и Аслан влюбляются друг в друга. Однако родители Аслана, придерживавшиеся старинных обычаев, не одобряли эти чувства и не соглашались на их брак. Аксакалы села решили помочь влюбленным и вскоре они смогли пожениться. Будучи талантливым режиссером, Б. Айдаев сумел создать яркий, интересный спектакль, привлекший внимание большого количества зрителей.
После «Цветка России» Б. Айдаев поставил на сцене Лезгинского театра одну за другой такие спектакли как «Похождения Мурата», «Развлекатели сердец», «Левониха на орбите», «Штраф 30 копеек», «Что сказал бы дед Сейфутдин?», «Ты только моя», «Казимагомед» и другие. Спектакль «Фундух-бек», премьера которого состоялась в 1966 году на сцене Лезгинского театра, была показана 500 раз и каждый раз пьеса воспринималась с восторгом, как зрителями, так и критиками. Спектаклям Б.Айдаева были присущи естественность, динамизм и поэтичность. Заслуженная артистка Дагестана Басира Ибрагимова вспоминает: «Б. Айдаев был поэтом театра. Каждый его спектакль украшался художественными образами, поэтическими сценами.
Он напоминал поэта, старающегося написать как лучше каждую строчку своего произведения. Б. Айдаев работал с большим усердием над каждой сценой, над каждым фрагментом, каждым штрихом. Каждое движение он заставлял репетировать до тех пор, пока не получится в совершенстве. Его спектакли были очень поэтичными. Я помню, спектакль «Намус» («Честь») он подготовил до такой степени выразительно и поэтично, что в финале все зрители плакали.
Такие режиссеры появляются раз в сто лет».
Ниже мы попытаемся дать анализ некоторых его спектаклей, поставленных на сцене Лезгинского театра.
«Коварство и любовь»
Среди спектаклей Б. Айдаева особое место занимает постановка пьесы Ф. Шиллера «Коварство и любовь». В пьесе Шиллер рассказывает о событиях, происходивших в Германии ХVIII века, о несправедливости властителей, об их безнравственности и душевном уродстве, придворных интригах. В этой трагедии, в отличие от других своих произведений, Шиллер рассказывает о людях, с которыми он хорошо знаком, о слабости этих людей и их безнравственности.
Сын Президента Фон Вальтера, высокопоставленного Вютенбергского герцогства, майор Фердинанд влюблен в дочь бедного скрипача Луизу Миллер. Однако отец Фердинанда категорически против их любви. Он хочет женить сына на богатой леди Мильфорд, вопреки воле сына. Отец делает все, что в его силах, чтобы не допустить брака Луизы и Фердинанда. Своими подлыми интригами он добивается цели: Луиза и Фердинанд умирают.
Спектакль «Коварство и любовь» стал большой удачей Лезгинского театра. Режиссер хотел довести это произведение до совершенства в реалистическом плане и можно сказать, что это ему удалось. Вместе с художником ему удалось создать яркую, естественную и динамичную постановку. Большинство актеров, исполнявших роли в этой трагедии, являлись молодыми выпускниками Бакинского института искусства. Б.Айдаев сумел сделать из них настоящих профессионалов.
«Скупой»
После трагедии Ф. Шиллера «Коварство и любовь» Б. Айдаев поставил на сцене Лезгинского театра комедию классика мировой литературы Ж.Б. Мольера «Скупой». В пьесе автор создал образ алчного ростовщика с целью показать грязную роль жажды богатства в человеческом обществе, высмеивая и порицая ее. Цель всей жизни главного героя пьесы – копить как можно больше денег, сокровищ. Для достижения своей цели он не останавливается ни перед чем: берет большие проценты с должников, морит голодом свою семью и даже играет судьбами своих детей. Он считает своим отцовским долгом выдать дочь за богатого старика, а сына Клеанта женить на богатой вдове. Заставляя свою семью жить в нужде, лишая их всех радостей и благ жизни, Гарпагон сам хочет жить припеваючи. Он считает, что богатство делает его всемогущим. Будучи уже пожилым человеком, Гарпагон хочет жениться на ровеснице своей дочери, молодой девушке Мариане. Узнав о том, что его сын Клеант влюблен в Мариану, он выгоняет его из дома и отказывается от него. А дочери Элизе он заявляет, что пропаже богатства он предпочел бы ее смерть. Клеант и его слуга Лавлеш нашли в себе силы бороться с грязными замыслами Гарпагона и, благодаря своей мудрости, эти юноши могли одержать победу и достичь своего счастья.
В спектакле роль Гарпагона исполнял народный артист Дагестана Абдурашид Махсудов. Он сумел точно передать все черты характера Гарпагона, вызвать в сердцах зрителей неприязнь к главному герою, довести до них смысл пьесы и цель автора.
Другие роли также были исполнены талантливыми артистами. Роль Клеанта исполнил М. Мирзабеков, Марианы – Б. Ибрагимова, Валера – А. Габибов, Элизы – Д. Рагимова. Основной целью пьесы было показать грязную роль чрезмерной жажды богатства в обществе. И режиссер Б. Айдаев, и художник Ж. Агамирзоев сумели достичь ее и создали грандиозное представление. Режиссер верно распределил каждому актеру его роль, оценил способности каждого из них и создал единый гармоничный актерский ансамбль. Спектакль «Скупой» явился большим событием в режиссерской деятельности Б. Айдаева и долго не выходил из театрального репертуара.
Ашуг Саид»
В 1975 году Б.Айдаев поставил на сцене Лезгинского театра спектакль – «Ашуг Саид», по пьесе Тагира Хрюгского и К. Меджидова. Это было не случайно. Впервые эту пьесу поставили в Лезгинском театре в 1957 году. Режиссером-постановщиком спектакля в то время был Сервер Джамилевич Джетере (1906-1982) и главную роль – роль Ашуга Саида исполнял Б. Айдаев. В 1960 году в дни Декады дагестанского искусства и литературы этот спектакль был показан и московским зрителям. Спектакль «Ашуг Саид» и сыгранная им роль принесла ему большую удачу в жизни и творчестве. Поэтому этот спектакль и роль Саида для него были значительными.
Пьеса «Ашуг Саид» была посвящена жизни поэта Саида Кючхюрского, жившего в ХVIII веке и известного в истории лезгинской литературы как – поэт бунтарь. Драматический конфликт в пьесе остро выражен. Сюжет пьесы отражал историческую реальность. За острые сатирические стихи, направленные против деспотизма, Саид был ослеплен по приказу Кюринского хана. Б. Айдаев в своем спектакле по этой пьесе ярко передал борьбу между силами добра и зла, справедливости и жестокости. Символом добра и справедливости выступает Ашуг Саид. Его орудием являлись прекрасные стихи, в которых он призывал народ к борьбе за справедливость и тем самым сплачивал людей для победы над злом.
В спектакле «Ашуг Саид» режиссер Б. Айдаев на главную роль выдвинул в то время еще молодого и малоизвестного актера А. Габибова. Таким образом, он поощрял молодых талантливых актеров.
Актер А. Габибов смог продемонстрировать на сцене главные качества своего героя – честность, храбрость, бунтарство. Его Саиду были присущи энергия молодости и мудрость пожилого человека. Кроме сцен борьбы главного героя, он также хорошо сыграл роль влюбленного юноши. Образом Ашуга Саида А. Габибов не только оправдал доверие режиссера-постановщика Б. Айдаева, но он также завоевал любовь и уважение многотысячных зрителей.
В спектакле роль Мурсал-хана исполнил выдающийся актер Мурадхан Кухмазов. Его образ отличался от стандартных ханских образов, созданных актерами на советских сценах. Образ Мурсал хана он сыграл естественно и динамично, не используя традиционных штампов и трафаретов. Поэтому образ Мурсал хана в его исполнении выглядел живым, без фальши и пафоса, привлекал к себе пристальное внимание зрителей.
В «Ашуге Саиде» другие образы также исполняли выдающиеся мастера сцены. По этой причине этот спектакль в творчестве Б. Айдаева, а также в истории Лезгинского театра был одним из удачных спектаклей.
«В ночь лунного затмения»
В 1976 году Б. Айдаев поставил на сцене Лезгинского тетра романтическую трагедию башкирского поэта и драматурга Мустая Керима «В ночь лунного затмения». Эта пьеса требует глубокого осмысления жизни, и поэтому поставить пьесу на сцене было нелегко. Для того, чтобы довести до зрителей в художественной форме социально-философскую идею этого произведения яркими красками, как режиссер, так и актеры должны были обладать высоким мастерством театрального искусства, потому что в этой пьесе каждый образ содержал в себе национальные особенности и их исполнение требовало мастерство высокого класса. Тем не менее, Лезгинский театр успешно выполнил эту задачу. Спектакль «В ночь лунного затмения» занял, как и другие спектакли Б. Айдаева, особое место в истории Лезгинского театра.
Роль Танкабике исполнила заслуженная артистка Дагестана Аминат Алиева. Актриса сумела передать все мысли, чувства, действия своей героини.
Роль дервиша исполнил народный артист Дагестана (в настоящее время заслуженный артист РФ) А.Махсудов. Он с умением раскрыл образ Дервиша, показав зрителям человека жестокого, способного на гнусную ложь и сплетни.
Роль Зубаржат, самого светлого образа в пьесе, исполнила заслуженная артистка Дагестана Б. Ибрагимова. Зубаржат Басиры обладала как внешней, так и душевной красотой, искренними чувствами, чистыми намерениями. Она остается верной своей любви. Любит Акьегета настоящей чистой любовью и остается верной своим чувствам до конца. Но в мире, где господствовали рабы старинных традиций, счастливой стать ей было не суждено. Акьегет и Зубаржат погибают. Б. Ибрагимова исполняла образ Зубаржат романтическими красками…
Спектакль «В ночь лунного затмения» также стал важным событием в истории Лезгинского театра.
«Ашуг Гариб»
В 1977 году Б. Айдаев поставил на лезгинской сцене оперу известного композитора Зульфикара Гаджибекова «Ашуг Гариб». Либретто оперы было создано на основе распространенного на всем Закавказье ашугского дастана. Фабула оперы такова: Увидев друг друга во сне, Гариб и Шахсенем влюбились. Рассказав свой сон матери и сестре, Гариб пустился в путь разыскивать возлюбленную. В Тифлисе он случайно встречает Шахсенем. Мать Гариба сватает Шахсенем за сына. Отец Шахсенем Бехрамбек требует у Гариба калым в 40 мешков золота. Чтобы заработать такое богатство Гариб отправляется в дальние странствия. Провожая Гариба на чужбину, Шахсенем поклялась ждать его семь лет. Некто по имени Шахвелед, изменив свой вид, пускается вслед за Гарибом. Когда Гариб, сняв одежду, пустился вплавь по реке, Шахвелед утащил его одежду, испачкал ее кровью и, вернувшись в город, пустил слух, что Гариб умер. Мать Гариба с горя ослепла. По истечении семи лет Шахсенем посылает человека по имени Махмуд за Гарибом и поручает ему рассказать, что ее хотят насильно выдать замуж за Шахвеледа. Гариб возвращается в Тифлис в день свадьбы Шахсенем и Шахвеледа и приходит на свадьбу, представившись певцом, начинает петь. Шахсенем узнает Гариба и говорит, что выйдет замуж только за него. Шахвелед не старается больше препятствовать их счастью, и женится на сестре Гариба.
Как видно из сюжета, это опера имеет счастливый конец. Здесь справедливость побеждает несправедливость, невиновный берет верх над виновным, силы добра побеждают темные силы зла. Режиссер Б.Айдаев и художник Р.Тагиев создали монументальное представление, опираясь на символику, используя яркие краски, штрихи фольклорного материала. Эта пьеса и ее постановка была воспринята с восторгом, как зрителями, так и критиками. Республиканская газета «Коммунист» об этом спектакле написала: «Опера «Ашуг Гариб» З.Гаджибекова, поставленная на сцене госдрамтеатра им. С.Стальского, произвела на зрителей приятное впечатление. Главные роли в пьесе исполнили: народная артистка Дагестана Дурия Рагимова и артист Абдул Габибов. Они, вместе с другими исполнителями ролей, сумели передать зрителям богатство музыки и песен, глубину и бурность чувств героев».
«Ашуг Гариб», поставленный на сцене Лезгинского театра режиссером Б.Айдаевым, еще раз доказал возможность постановки в театре как драматических, так и музыкальных произведений.
«Намус»
Багиш Айдаев был из тех мастеров сцены, которые всегда стремятся вперед, стараясь достигнуть вершины горы под названием «искусство». Постановка шедевров мировой литературы и в том числе трагедии У. Шекспира «Отелло» была заветной мечтой Б. Айдаева. Однако он не решался так внезапно поставить в театре столь грандиозное произведение. Для этого ему был нужен, как он сам говорил, «трамплин». Таким «трамплином» стала пьеса «Намус», поставленная в 1979 году в театре и близкая по своему смыслу трагедии «Отелло». Автором пьесы является армянский писатель Александр Ширванзаде. Хотя события, о которых рассказывается в пьесе, взяты из жизни армянского народа, они близки также жизни и быту лезгин.
Целью режиссёра спектакля было показать, что чистая и непорочная любовь сильнее всяких традиций. Актеры претворили в жизнь замысел режиссёра своим прекрасным исполнением. Спектакль заслужил уважение у зрителей, и был высоко оценен критиками. Заслуженная артистка Дагестана Б. Ибрагимова и актер М. Мирзабеков исполнили главные роли в спектакле. Они с умением передали искренность чувств, чистоту помыслов, жажду свободной любви своих героев – Сусана и Сейран. Народный артист Российской Федерации Мурадхан Кухмазов сумел показать и высмеять истинное лицо своего героя – жестокого, безжалостного и бессовестного Бархудара. Роль Рустама, подозревавшего жену и разрушавшего свое семейное счастье, явилась новым достижением мастерства выдающегося актера Абдурашида Махсудова.
Спектакль походил на галерею статуй, созданных великолепным скульптором. Здесь не было ни единого лишнего штриха. Каждое слово, каждое движение, каждое действие имели свое место. Каждый образ актеры воплощали с необычной тонкостью, профессионализмом, мастерством. Художественное оформление спектакля было на высоком уровне.
Режиссер Б. Айдаев сумел подвести зрителей к глубокому осмыслению пьесы. Исполненные актерами драматические сцены оказали на зрителей сильное впечатление.
По этому поводу в газете «Коммунист», в статье известного лезгинского поэта и критика Азиза Алема было сказано: «Театральное искусство – это, прежде всего актерское искусство. Без актера нет театра. Но лишь режиссер может сделать актера из актера, спектакль из спектакля, театр из театра. Режиссер создает актерскую труппу, проводит большую работу с композитором, художником, художественно-техническим персоналом. В этом отношении музыка, особенно декорация, получились красивыми и впечатляющими. Декорация в спектакле «Намус» не только воссоздает картины прошлых времен жизни, но и расширяет идейно-эстетический смысл пьесы и раскрывает перед зрителями основную идею пьесы…
…Без всяких сомнений «Намус» надолго останется в памяти людей своей необычайной силой воздействия на чувство человека».
«Женитьба»
После «Намуса» режиссер Б.Айдаев поставил на сцене Лезгинского театра комедию Н. В. Гоголя «Женитьба». Однако завершить ее, увидеть премьеру, ему было не суждено. В последние дни репетиции Б. Айдаев скончался. Дело Б. Айдаева завершил другой режиссер. Б. Айдаев внес большой вклад в постановку этого произведения и поэтому не сказать и об этой постановке будет несправедливо. Хотя в пьесе описывается быт и личная жизнь персонажей, судя по идее и оценке автором событий, это произведение сатирическое. Не применяя карикатуры и шаржа, режиссер попытался передать основной замысел автора и показать душевную, внутреннюю пустоту персонажей. Большое внимание он уделяет второму акту пьесы, где молодые собираются в доме Агафьи Тихоновны. Оформление, которое произвел художник Г. Гасанов, также содействовало в создании сатирического образа этой семьи и происходивших в ней событий. Игра актеров доводила мнение автора и режиссера до зрителей.
Заслуженная артистка Дагестана Басира Ибрагимова с большим мастерством исполнила свою роль, воплощая образ Агафьи Тихоновны. Она создала образ дочери неграмотного торговца, лишенного чистых чувств и мудрости. Ее Агафья Тихоновна видит в замужестве принудительный долг. Это придает ее исполнению внутренние сатирические краски. Актриса с умением передала основные черты характера Агафьи Тихоновны: боязливость, слабость, простоту. Талантливо исполнила Б. Ибрагимова второй и третий акты пьесы, в которых Агафья Тихоновна по жребию выбирает будущего мужа.
Роль Арины Пантелеймоновны исполнила Ш.Кухмазова, Кочкарева – И.Рамазанов, Подколесина – М. Мирзабеков, Яичницы – М. Кухмазов, Анучкиной – А. Алиева.
«Женитьба» тоже заняла важное место среди спектаклей Б. Айдаева.
Послесловие
Как было сказано выше, у Б. Айдаева было много планов на будущее. Поставить на сцене Лезгинского театра лучшие произведения мировой драматургии было его заветной мечтой. После «Женитьбы» он намеревался поставить на сцене трагедию У. Шекспира «Отелло», а после «Медею» Еврипида. Но этим мечтам не суждено было осуществиться. 20 апреля 1979 года Б.Айдаев скончался. Он прожил всего 47 лет. Конечно, жизнь его была коротка. Но эту короткую жизнь Б.Айдаев прожил не бессмысленно, будучи честным и гордым человеком. Все свои силы, талант, способности, энергию он посвятил народу. За 47 лет жизни он сделал то, что другой не смог бы и за 100 лет. Люди, посвятившие себя народу, никогда не умирают. Народ всегда хранит их в своем сердце.
Фотографии - Разные мгновения жизни
Сцена из спектакля «Седая девушка». Б. Айдаев в роли Дочуна. 1955 г.
Б. Айдаев с актерами Лезгинского театра.
Сцена из спектакля «Если сердце захочет».
Б. Айдаев в роли Махсуда, Х. Буржалиева в роли Айханум. 1958 г.
После спектакля «Тревожная весна». 1970 г.
Б. Айдаев с режиссером Лезгинского театра М.-Г. Рамазановым и
кинорежиссером Ириной Поплавской.
Сцена из спектакля «Сулак-свидетель».
Б. Айдаев в роли Омара. 1960 г.
Сцена из спектакля «Ашуг Саид».
Б. Айдаев в роли Ашуга Саида. 1960 г.
Сцена из спектакля «Ашуг Саид». Б. Айдаев в роли Саида,
А. Исрафилова в роли Дильбер. 1960 г.
Б.Айдаев в роли Башира в кинофильме «Тучи покидают небо». 1959 г.
Б. Айдаев в фильме «Тучи покидают небо». 1959 г.
Б. Айдаев в фильме «Тучи покидают небо».
Сцена из спектакля «Казимагомед». Режиссер – Б. Айдаев. В роли Казимагомеда заслуженный артист России Абдурашид Махсудов. 1964 г.
Сцена из спектакля «В ночь лунного затмения». Режиссер – Б. Айдаев. 1976 г.
Сцена из спектакля «Намус». Режиссер – Б. Айдаев. 1979 г.
Сцена из спектакля «Фундух-бек». Режиссер – Б. Айдаев. 1981 г.
Сцена из спектакля «Ашуг Саид». Режиссер – Б. Айдаев. 1975 г.