«Путин, освободи Дагестан от Абдулатипова!» — с таким призывом намерены выйти на пикет в Москве 28-29 октября оппозиционные активисты из Махачкалы.
Организаторы будущего пикета уже побывали в администрации президента Владимира Путина, где оставили два обращения. Оба документа касаются социально-экономического положения Дагестана, в первом акцент сделан на «деятельность» коррумпированных чиновников, сотрудников судов и правоохранительных органов, во втором – на ситуацию с землепользованием. Оба обращения подписали лидер республиканского движения «За Справедливость и Единство» Нурмагомед Газимагомедов и представители еще пяти общественных организаций.
От роддома до кладбища – одна сплошная коррупция
Поводом для обращения к президенту Путину, как отмечают дагестанские активисты, стало «крайне бесправное… положение дагестанского народа от произвола и хамского отношения со стороны несменяемой в течение десятилетий…республиканской клановой «касты». Авторы письма указывают на то, что республика погрязла в кумовстве и взяточничестве: «Здесь, начиная с утробы матери и роддома, до кладбищ – одна сплошная коррупция», — пишут махачкалинские общественники. Впрочем, помимо резких фраз, документ содержит список 65 фактов нарушений конституционных прав и законных интересов дагестанцев. Это «примеры тотального беззакония со стороны властей, глав муниципальных образований, сотрудников полиции, прокуратуры и судов», поясняют общественники. Они просят президента Путина создать комиссию из сотрудников Генпрокуратуры, депутатов-юристов Госдумы, правозащитников Общественной палаты для разбора всех изложенных в обращении случаев.
Так, в письме приводятся факты выдавливания из республиканского МВД «грамотных юристов… которые когда-либо имели неосторожность сказать правду о коррумпированности руководства этого ведомства». 30-35-летних сотрудников «незаконно увольняют или сокращают, хотя должности, которые они занимали, не сокращаются», а на их место принимаются дети «олигархов, бизнесменов, больших чиновников, которые «вошли» в эту систему в целях защиты своего семейного бизнеса и собственной шкуры». «А сколько выявлены среди них сторонников идей вахабизма, предателей, членов НВФ, киллеров, наркоманов? – задаются вопросом авторы обращения. – Примеры – следователь СО Кировского РОВД Ахмедов, близкие друзья министра ВД по РД полковники полиции Ашиков Р. и Заирбеков А. Часть из этих преступников подались в бега, а часть находится под следствием».
В числе приведенных в письме фактов коррупции – многомиллионные хищения в Левашинском районе. «Глава республики Абдулатипов Р.Г. на одном из заседаний публично заявил о нецелевом использовании 200 млн. руб. главой МО «Левашинский район» М.М Магомедовым. Однако, никаких указаний, распоряжений по поводу похищенных бюджетных средств он не дал», — подчеркивается в письме общественников Путину.
Большое количество претензий у оппозиционеров из Махачкалы к здравоохранению республики. «Ни в одной больнице Дагестана для лечения стационарных больных граждан нет необходимых лекарств и других медикаментов, — пишут активисты… – Все необходимое пациенты приобретают за собственные деньги в аптеках, которые открыты при этих же больницах их администрациями, которые оформлены на… родственников». В обращении отмечается, что через эти аптеки «продаются медикаменты, выделенные государством для медицинских учреждений, — больниц и пациентов, состоящих на учетах в поликлиниках по месту жительства, в том числе тяжелобольным онкологией, сахарным диабетом…».
Земельный вопрос в Дагестане, по мнению авторов письма, может и вовсе стать причиной межнациональных противоречий и конфликтов. В частности, речь идет о том, что губернатор Абдулатипов «пытается придать правовой статус самовольно возведенным застройкам на землях отгонного животноводства сельскохозяйственного назначения (кутаны) на территориях Карабудахкентского, Каякентского, Бабаюртовского, Кумторкалинского и других районов республики». При этом с территорий оттесняются их коренные жители – кумыки и ногайцы. «Именно Абдулатипов Р.Г. ситуацию по данному вопросу еще больше усугубил… По этой причине коренные жители указанных земель неоднократно устраивали митинги, пикетирования, демонстрации», — отмечают авторы письма. По их мнению, до прихода Абдулатипова «земельные акции» простого дагестанского народа не имели столь возмущенного характера.
Авторы письма недоумевают и по поводу закона «О гарантиях высшему должностному лицу Республики Дагестан, прекратившему исполнение своих полномочий и членам его семьи», принятому в декабре 2013 года. «О создании таких льгот для себя и членов своей семьи ни один его (Абдулатипова – Ред.) предшественников не додумался. Видимо, Абдулатипов Р.Г. понял, что долго ему не сохраниться на этой должности», — пишут активисты.
Общественники из Махачкалы полагают, что изменить социально-экономическую ситуацию в республике можно кадровыми перестановками. Они спрашивают Владимира Путина, «не является ли Дагестан в РФ лишним субъектом» и призывают лидера страны поменять внутриполитическую ситуацию в республике. Для этого, по мнению авторов письма, нужно отозвать полномочия губернатора у Рамазана Абдулатипова и найти на освободившуюся должность кандидата, который сможет «вывести … республику из затянувшегося десятилетиями тотального кризиса и беззакония». Авторы предлагают сменить первых лиц в республиканских прокуратуре, Верховном суде и МВД и провести «тотальную чистку» в правоохранительной, медицинской, образовательной системах республики, а также в муниципалитетах.
Не корысти ради
Среди фактов, о которых рассказывается в письме к Путину, — истории его авторов и их сторонников. Так, лидер движения «За Справедливость и Единство» Нурмагомед Газимагомедов (он же – глава холдинговой компании «Изобилие») в середине 2000-х годов намеревался открыть в Дагестане хлебопекарни, которые бы выпекали дешевый хлеб. Однако, как сообщается в обращении, «проект…был сорван особо опасной преступной группой мошенников, куда входили в числе других и высокопоставленные чиновники». Было заведено уголовное дело, но, по мнению авторов обращения, виновные не понесли должного наказания.
Кстати, в Дагестане полагают, что именно этот случай – с неудавшимися хлебопекарнями – и толкнул Н. Газимагомедова в оппозицию республиканской власти.
Вторая история – избиение руководителя (теперь уже бывшего) Дагестанского регионального отделения «Справедливой России» Гаджимурада Омарова в феврале нынешнего года во время партийного мероприятия. «Омарова Г. и его окружение органы обвинили в том, что они сами инсценировали факт нападения на последнего, обмазав его лицо кетчупом», — отмечается в письме президенту. После избиения Омаров нелегально выехал в Москву, что и позволило, по мнению оппозиционеров, привлечь к случившемуся внимание общественности. «Если бы Омаров Г. не выехал из республики нелегально, то и это резонансное тяжкое преступление было бы укрыто правоохранительными органами, а доказательства сфальсифицированы», — утверждают подписанты.
Гаджимурад Омаров после истории с избиением оставил пост главы регионального отделения «справороссов». А вот в истории с обращением к Владимиру Путину прослеживаются его следы. Кстати, в интервью, которое политик дал прямо в больнице после нападения, сообщил, что считает виновным в преступлении сторонников действующего главы республики.
Состоится ли пикет «Путин, освободи Дагестан от Абдулатипова!» – большой вопрос. Начиная с марта, движение «За Справедливость и Единство» уже несколько раз анонсировало митинги в Дагестане, однако, они по разным причинам переносились. Похоже на политический шантаж. Странная оппозиция в Дагестане – по президентским приемным ходит, да на митинги не попадает.
А вот митинг сотрудников дагестанского отделения Сбербанка в Махачкале, намеченный на 7 ноября, похоже, состоится. Во всяком случае, коллектив настроен решительно и на всякий случай заявляет, что на мероприятии не будет никакой политики. Коллектив лишь хочет донести свою озабоченность по поводу возможного закрытия Дагестанского отделения до небожителей Сбербанка и российской общественности.