Один из самых авторитетных ученых-историков Дагестана профессор Расул Магомедов писал: «Обращаюсь к жителям селения Ахты с просьбой: собирайте и записывайте все, что можно узнать о Шарвили. Может быть, когда-нибудь удастся раскрыть тайну богатыря Шарвили и понять истоки этого народного художественного образа».
Раскрытие тайны легендарного героя Шарвили – народного заступника и защитника Отечества, изучение вечно живых истоков этого величественного эпического образа, рожденного в высоком полете фантазии народным художественным осмыслением реального, начали заниматься еще в 30-е годы прошлого века. В 1939 году скульптор, ахтынец Хаспулат Аскар-Сарыджа в письме к своему другу историку Расулу Магомедову писал о том, что в большинстве преданий об этом легендарном герое говорится, что он был молодым человеком высокого роста, красивой внешности, статной фигуры и с мощной мускулатурой. А не гигантом – исполином, как рассказывают некоторые ахтынцы. Был очень гибким, обладал молниеносной реакцией, физической силой и силой духа. Биение сердца Шарвили слышно бывало матери в соседней комнате. Всегда предугадывал умысел, действия врага и давал ему достойный отпор. (Письмо вошло в книгу Р. М. Магомедова «Факты и легенды о Дагестане»).
В 1941 году, до начала Великой Отечественной войны, фольклорист Агалар Гаджиев собрал в Ахтынском районе фольклорные произведения и выпустил сборник «Лезгинский фольклор», в который наряду с малыми формами устного народного творчества вошли и легенды о Шарвили. В тот период ряд сказаний и легенд об эпическом герое записал Александр Назаревич.
В 50-е и последующие годы прошлого века Айбике Ганиева собрала более тридцати эпических произведений о Шарвили, сохранившихся в первозданном виде, и издала сборник. Много эпических материалов в Южном Дагестане и Северном Азербайджане было собрано другими учеными, литераторами. Это позволило увидеть в изустных литературных творениях народа цельный образ эпического героя и все особенности, характерные фольклорному жанру - народному героическому эпосу. В 60-70-е годы проводится серьезный научный анализ произведений о Шарвили. Большая заслуга в этом принадлежит талантливому литературоведу Фирузе Вагабовой, которая в своем исследовании «Формирование лезгинской национальной литературы» (1970 г.) научно обосновала, что Шарвили в сказах, легендах и песнях, распространенных повсеместно среди лезгин, это «хорошо известный фольклористике классический образ эпического героя, воина-богатыря, защитника Отечества, выразителя народного духа». Эпос «Шарвили» содержит совокупность традиционных мотивов, которая создала Сасунского, Манаса, Ахилла, Роланда.
Самое интересное. На протяжении многих веков под воздействием бурных исторических процессов, трагических событий, разрушительных нашествий национальные культурные ценности народа деформировались, зачастую безвозвратно утрачивались. А вот родившиеся в глубокой древности, в юности народа легенды, предания и песни о Шарвили, переходя из эпохи в эпоху, передавались от поколения к поколению и по сей день живут в народе. Некоторые из них – первозданной жизнью, сохраняя в себе множество архаизмов. Это и понятно. Образ эпического героя, запечатленный в народной памяти чуть ли не на генетическом уровне и выражающий мечты народа, надежду на радостную жизнь, неугасающую веру в победу добра над злом, в справедливость, бессмертен.
Шарвили использует свою силу, совершает подвиги не ради своей славы, корысти и не во имя восславления честолюбивых феодалов, ханов и беков (их он считает притеснителями народа), а для того, чтобы защитить Отечество от чужеземных захватчиков, защитить народ от внутренних угнетателей и насильников. На родной земле он, выполняя свой общественный долг, творит добро. Трудится вместе с народом, строит дома, мосты и дороги. Если над соседними народами нависает опасность, Шарвили спешит им на помощь.
Шарвили – единственная надежда народа, постоянно борющегося против иноземных поработителей, надежда на свободную радостную жизнь. Это могучая сила, способная противостоять любому врагу: и внутреннему, и внешнему.
Интерес к эпическому герою Шарвили не ослабевает. Впервые всесоюзный читатель знакомится с героем лезгинского народного героического эпоса в 1963 году по поэме Ибрагима Гусейнова «Шарвили», изданной большим тиражом на русском языке московским издательством «Детгиз». В 60-е годы прошлого века Забит Ризванов и Байрам Салимов литературно обработали и подготовили к изданию целостный эпос «Шарвили», который увидел свет только в 1999 году. О нем написаны авторские роман, повесть, поэмы, пьесы, музыкальные произведения. Готовится к постановке на сцене Дагестанского театра оперы и балета опера композитора Магомеда Гусейнова «Шарвили». Сбор и исследование фольклорных произведений о легендарном герое продолжается и сегодня. В этой связи следует отметить замечательную книгу журналиста Дашдемира Шерифалиева «Эпос «Шарвили»: новые предания и факты», в которой прорабатывается также вопрос о реальных прототипах эпического героя.
Ахтынцы, показывая места, связанные с именем Шарвили (сохранившиеся руины его дома, гора «Келез хев», на вершине которой покоится меч героя, и др.), говорят, что они имеют какую-то магическую силу, наполняют душу мощным эмоциональным порывом. Старожилы рассказывают, что в 1942 году, когда враг оказался у ворот Кавказа, аксакалы поднялись на «Келез хев» и призвали на помощь защитника Отечества Шарвили, старики «слышали» его голос. Помнят, получив «похоронку» с фронта, погибшего героя войны оплакивали сохранившейся в первозданной форме «Песней: плач матери Шарвили» с заключительными словами: Ты бессмертен, Шарвили. Разобьем врага.
Призывали легендарного героя в 1999 году на помощь в борьбе с международными бандформированиями.
Сегодня, когда наши недруги пытаются навязать нам межэтнические и межконфессиональные распри, образ Шарвили чрезвычайно актуален. В этом смысле можно только радоваться, что ежегодный традиционный праздник эпоса «Шарвили», включенный в официальный календарь республиканских праздников и проводимый в конце июня в селении Ахты (в этот раз 30 числа), расширяет круг приобщающихся к непреходящим ценностям.