Главная » 2017»Октябрь»20 » Утверждение Магарама Алиджанова. Английский язык важнее, чем Лезгинский (и такие есть лезгины)
14:02
Утверждение Магарама Алиджанова. Английский язык важнее, чем Лезгинский (и такие есть лезгины)
В Общественной палате Дагестана считают, что культурным можно быть и без знания родного языка.
На заседании Общественной палаты Дагестана предложили пересмотреть преподавание родных языков, а также истории, культуры и традиций народов Дагестана. С такой инициативой выступил член палаты Магарам Алиджанов. По его мнению, слишком много часов отводится на указанные предметы: «Есть базовые дисциплины, на которые необходимо уделять больше времени».
Школьники на родные языки не ходят и не хотят изучать их, а причиной тому - не только низкое качество преподавания родных языков, но и требования родителей, уверен член Общественной палаты. Правда, он не смог назвать ни одной школы, где родители отказывались бы от обучения их детей родным языкам.
В то же время Алиджанов считает, что английскому надо обучать, даже если дети против, так как это глобальный язык, а родным не надо в силу ограниченности сфер и географии их применения.
На английский язык в дагестанских школах отводится три часа в неделю и член ОП говорит о необходимости увеличения часов на этот предмет, а по родным языкам у него позиция другая - сокращать часы. Сам Алиджанов 30 лет служил в армии, является полковником в отставке. Проживал долго за пределами Дагестана.
«Я своих детей обучил родному языку, хотя они родились вне Дагестана», - признается он, отмечая, что сам владеет лезгинским на хорошем уровне. Алиджанов констатируют, что он получил знания лезгинского в школе, когда на родной язык отводилось всего час в неделю.
Хотя старший научный сотрудник Дагестанского научно-исследовательского института им. А. Тахо-Годи Баху Мугудинова утверждает, что в период обучения Алиджанова в Дагестане в начальной школе на родных языках велось все обучение.
Момент лукавства
Услышав неожиданный вопрос о том, какую книгу на лезгинском языке он читает в настоящее время, Алиджанов несколько растерялся. После небольшой паузы он назвал лезгиноязычную газету «Лезги газет», а потом перечислил классиков лезгинской литературы Сулеймана Стальского и Етима Эмина. Причем последних Алиджанов читает часто на русском. Член ОП РД не смог назвать современных авторов, пишущих на лезгинском. Он считает, что на лезгинском нынче мало произведений, потому что «издательства очень мало их издают».
Наш разговор был прерван звонком из правительства.. Между тем, Алиджанов отмечает, что инициатива исходит исключительно от него, власти к ней не имеют отношения. Алиджанов говорит о том, что за последние сто лет в Дагестане исчезло около 20 языков, однако он не смог назвать ни один из них. При этом собеседник считает, что в этой ситуации необходимо сокращать часы на родные языки, так как исчезновение языков – это объективный процесс, происходящий во всем мире.
Общественник объясняет, почему тиражи национальных газет падают. По его мнению, это происходит из-за отсутствия востребованности региональных языков, но ничего не говорит о качестве этих государственных СМИ.
«Сейчас все на русском языке, - говорит Алиджанов, но тут же добавляет, - поэтому необходимо сокращать часы на родные языки в городских школах».
Нет языка, нет проблемы
Впрочем, Алиджанов с понимаем относится к тому, что в сельской местности люди изучают родные языки. Но автора инициативы не пугает то, что большая часть дагестанцев проживает как раз в городах и его инициатива будет означать существенное изменение языковой ситуации в регионе в целом.
Напомним, в Дагестане даже при существующей системе за последние переписи сократилось число носителей различных языков региона на более, чем 20% от количества лиц той или иной национальности. Но член ОП РД объясняет языковую ассимиляцию участившимися браками между представителями различных народов. Магарам Алиджанов считает, что исчезновение языков народов Дагестана не является катастрофой.
В конце разговора Алиджанов вдруг сокрушается вопросом: «А мое поколение без этих языков в школах стало малокультурным?». При этом собеседник проигнорировал ответный вопрос о том, делает ли жителя Дагестана культурным незнание родного языка и родной культуры.
Ученые не согласны
Старший научный сотрудник Дагестанского научно-исследовательского института им. А. Тахо-Годи Баху Мугудинова, которая занимается проблематикой региональных языков резко негативно отнеслась к инициативе члена ОП РД.
«Языки в регионе преподаются в качестве обязательного предмета в соответствии с Конституцией Дагестана. Видимо, член Общественной палаты не в курсе этого», - констатирует ученый.
В научном учреждении считают, что руководство республики должно обратить внимание на резкое снижение количества носителей региональных языков.
А вот главный общественный институт республики, как следует из языковой инициативы, предлагает лечить головную боль отрубанием головы. Вероятно, так Общественная палата Дагестана пытается найти общий язык с новой региональной властью из Москвы.
Зная как формируется состав Общественной палаты надо нам понимать , что он может быть разношерстным т.е. там разные люди . .. Поэтому этот солдафон ( 30 лет армии) и предлагает такие вредительные законы для школ и это идет от человека ,который должен болеть за общество где он живёт. Одним словом - позор.
Дидедин ч1ал маса гузувай иблис! Не ожидал, чем он обосновал так ляпнул.представитель пятая колонны у лезги. Не забывайте эмиссары(русачки бабы они все в правительстве сидят) во время правление этого мутила АРГ чтобы русский язык не страдал а развивался. Заменили инициатора ректора ДПУ Аварца пишу много раз еще пишу С 1-го ПО 11-ти КЛАССА экзамен и то .......
Какие лезгинские книги читают? А какие лезгинские книги выпускались за время русской оккупации? И эти рабы ожидают от русского колониального режима, как он решит их проблемы.
Гнать из Дагестана и лишить его племя нации лезгин,пусть живет где его нация и родина.Позор такого человека оставить в ОП РД.Позор сельчанам где он родился.
shabaz. Если ты аз-я п-ка не знаешь какие лезгинские книги читают наши дети,то спрашивается какого х-а лезешь с своей туфтой и поешь нам мугамы об оккупантах и рабстве.....
Ш АБАЗ! Если ты себя считаешь рабом ту быт им в хх1 нет рабов. Рабы у тебя в Иране(если в школе или в классе говорил на тюркским языке скольку букв сколько же удар от учителей получали а палка из кизилового дерева СЛАБО!!!) вГрузии,Ираке Сирии(туркманы) арабских странах( из за осман импер) и во всем мире вас не считает за людей хватит ЦЕНЗУРА надоела уже.......А проблему мы решаем и решим не твою сабачья дела
Шума много в комментах, а ведь школьники будут учить то, что им интересно, что будет иметь прикладной смысл в будущем. Отношение к урокам лезгинского еще во времена, когда я учился (конец 90-х), было не очень. Я сам прочитал кучу книг, от корки до корки читал Лезги газет (т.к. такого избытка источников как сейчас, тогда не было), но терпеть не мог сидеть на уроках, отвечать у доски или заучивать что-то. Считаю, что школьникам надо прививать интерес к языку, но это необязательно нужно делать на уроках, можно на каких-то внеклассных мероприятиях, конкурсах и т.п.
А я не говорил об отмене уроков. Я говорил о том, как проходят эти самые уроки. Урок для школьника - это обязаловка, у него мысли как бы поскорее урок завершился и как бы в конце четверти нужную оценку получить. Похожая ситуация и по другим предметам, но тут речь идет о лезгинском. Да и не совсем правильно сравнивать тут с химией/математикой/другим_предметом, большинство может и не понимает их значимость, но очень многие платят за эти предметы репетиторам, т.е. есть интерес. По вашей логике, если в школе ввести ежедневно по 5 часов лезгинского, уровень знаний и интерес к нему возрастет? А я говорю, что вместо обязаловки и экзаменов, можно и нужно попробовать другой подход. Какой - пусть определяют педагоги, варианты есть.
В мировом масштабе английский важнее - как язык международного общения, для истории лингвистики важен каждый язык, в том числе и лезгинский. Нужно в национальных школах перевести изучение лезгинского языка за рамки общеобразовательных предметов, в разряд факультатива. Так что, предложение вполне здравое, это также снимет нагрузку на учеников в свете подготовки к ЕГЭ. Будь у лезгинского народа своя государственность и как следствие способность конкурировать на международном уровне, то вопрос о лезгинском языке был бы определенным. А так, входим в состав России, приходится интегрироваться, а некоторые ещё и ассимилируются.