С огромной мечети из песчаного камня в Нардаране взгляд спускается вниз
сквозь розы к Абшеронскому полуострову и Каспийскому морю, из которого
Азербайджан добывает свое богатство.
Преданность Исламу
определяет жизнь в этой пыльной прибрежной деревне, с нанесенными на
стены кораническими стихами и социальным недовольством, которое строго
контролируются в этой бывшей советской республике.
Но этот
образ жизни вызывает беспокойство у светского режима авторитарного
президента Ильхама Алиева, который позицирует свою власть с богатыми
запасами нефти и газа в Каспийском море.
"Они богатые, но
они боятся," говорит Хаджи Ага Нуриев, старейшина Нардарана и бывший
глава запрещенной Исламской партии Азербайджана, указывая на
политическую элиту вокруг Алиева.
Как и большая часть
бывшего Советского Союза - христианского и мусульманского - эта 9
миллионная страна, состоящая в основном из шиитских мусульман, стала
свидетелем ограниченного религиозного возрождения после распада
коммунизма два десятилетия назад.
Согласно опросам
общественного мнения, число азербайджанцев, которые молятся регулярно,
возросло примерно на 10%. Для большинства, их вера является гарантией
сохранения идентичности, и защитой от женщин в мини-юбках
прогуливающихся в богатом центре столицы.
Но есть одна
тенденция: правительство пытается контролировать ситуацию, не в
последнюю очередь с учетом регионального положения: К западу находится
Турция, где светское государство пытается справиться с растущими
угрозами консервативных религиозных влияний, на юге - Иран, а на севере -
российский Дагестана, который охватило выступление исламистских
повстанцев против Москвы.
В Баку были сорваны несколько попыток исламистов, которых связывают с Ираном, совершить теракты против посольств западных стран.
Ослабление демократии
Западные
дипломаты поддерживают усилия Алиева остановить любой дрейф в сторону
радикализма в Азербайджане, поставщика энергоресурсов и транзитный путь
для американских военных в Афганистане.
Но правозащитники
говорят, что методы правительства управления твердой рукой, является
частью авторитарной реакции по удушению независимого самовыражения, как
потенциального вызова режиму.
Для многих азербайджанских
официальных лиц, сильный Ислам противоречит планам модернизации
Азербайджана, где нефтяной бум преобразует столицу.
"Среди
должностных лиц сегодня чувствуются определенные исламофобские
настроения", сказал правозащитник Имам Ильгар Ибрагимоглу. "Но это все
результат отсутствия свободы, прав и нарушения демократии".
Получивший
образование в Иране Ибрагимоглу проповедовал во влиятельной шиитской
мечети Джума, расположенной в лабиринте мощеных улиц, которые уложены в
живописном «Старом городе» в Баку.
Но она была закрыта в
июне 2004 года после того, как он был признан виновным в организации
акции протеста оппозиции на выборах 2003 года против Ильхама Алиева,
получив пять месяцев лишения свободы условно.
Ильхам Алиев - сын Гейдара Алиева, долгое время руководившего страной.
После воскресных выборов он еще больше консолидировал власть, а наблюдатели сообщили, что выборов не было .
Две
мечети, которые по заявлению властей были построены незаконно, снесли в
прошлом году и, по крайней мере, две другие в Баку были закрыты, в том
числе Абу Бакр, где сообщество Салафитов молилось до взрыва в мечети в
2008 году, когда двое верующих были убиты.
Нападение связали
с радикалами с Северного Кавказа. Мечеть была закрыта на ремонт,
который завершился, но на воротах все еще остается висячий замок. Такие
общины отвергают духовный авторитет Управления мусульман Кавказа (УМК),
которое пользуется государственной поддержкой и контролирует
строительство и восстановление мечетей.
Иностранное влияние
Государство
требует от всех религиозных общин регистрации в Государственном
комитете по работе с религиозными организациями. Глава этого Комитета
отказался от интервью. Но председатель УМК, Шейх-уль-ислам Аллахшукюр
Пашазаде, сказал Рейтер: "Семья Алиева создает все необходимые условия
для развития ислама в Азербайджане". Он поддержал меры против общин,
которые нарушают закон".
"Наш совет не оказывает на них
давление. Мы говорим: "Работайте в рамках закона. Но вероятно, они хотят
агитировать, работать в интересах других государств".
Нардаране
уже давно пытались усилить политическую роль ислама в Азербайджане, и
государство считает, что здесь есть рука Ирана. Из-за недовольства
жизнью в деревне в 2002 году вспыхнули в беспорядки, и один человек умер
во время многодневной полицейской операции по восстановлению порядка.
Жители говорят, полиция больше не войдет в село.
"Вы должны
видеть это, с точки зрения географии Азербайджана", заявил Сванте
Корнелл, директор по исследованиям Института Центральной Азии и Кавказа.
Он
сослался на "вызовы", исходящие от иранских шиитских организаций и
суннитских групп из турбулентного Северного Кавказ, Турции и стран
Персидского залива, ведущих борьбу за влияние в Азербайджане, который
является перекрестком между Россией и Ближним Востоком, между Западом и
Востоком.
"Азербайджан является одним четырех государств
мира, где есть шиитское большинство, но в то же время имеет светское,
умеренное правительство, не особенно демократическое, но которое
заинтересовано в поддержании отношений с Западом".
Аналитики
предупреждают, что строгие меры правительства контролировать ислам может
оказаться контрпродуктивным, считает Ибрагимоглу, называя это "эффектом
бумеранга".
"Ограничивая права, они заставляют верующих
радикализироваться и думать о более серьезных социальных вопросах,"
сказал он. "Это проблема, очень серьезная проблема."