Лакз охватывал территорию по бассейнам рек Самур, Чираг, Курах, на которой
проживали лезгины, агулы, цахуры, рутульцы. В VII-VIII веках в Дагестан
двинулись арабские войска. Обосновавшись в Дербенте они напали на государство
Лакз, население которого стойко сопротивлялись агрессии. Однако власть арабов
над лезгинами все усиливалась. В VIII веке распался и из него выделились Ахты,
Курах, Тпиг, Рича, Рутул, Хнов, Цахур, Мишлеш, которые в VIII-ХV веках являлись
независимым друг от друга политическими образованиями.
Почти 400 лет Курах оставался столицей довольно крупного союза сельских общин,
до нас дошла запись границ Курахского союза первый в истории Дагестана
письменный документ о границах подобных союзов. Эта запись был сделан на стеле
перед входом в соборную мечеть села Курах 25 декабря 1356 г. Из надписи мы
узнаем, что Курах и перечисленные 10 других сел существует ранее ХIV века и они
до сих пор сохранили свои названия. Территории, обозначенные указанными
пунктами, образует четырехугольник, каждая сторона которого растянулась не
менее чем на 22-24 км.
Расстояние от озера Кулан-вир до сел. Архит почти 30 км. На этой территории в
настоящее время рас положено около 13 сел Сулейман-Стальского, Хивского и
Курахского районов. Из этого видно, что размеры территории курахских земель в
ХIV веке были обширны. Это дает нам повод полагать, что перед нами не
феодальное владение, а вольное общество во главе с Курахом. Жителям Курах-дере
не раз приходилось отстаивать свою свободу и независимость от внешних врагов.
Трагическая эпоха монголо-татарских завоеваний коснулась многих аулов. Один из
маршрутов их движения лежал через плоскостные земли в Курах и далее Рича,
Чираг, Кумух.
В 1229 г. ричинцы 27 дней героически противостояли врагу. В 1240 г. монголы
захватили Кумух. Во второй половине ХIV в. в Дагестан вторгся жестокий Тимур,
со своими полчищами. дагестанские народ мужественно боролись, отстаивая свою
свободу и независимость. В конце ХVI века у народов Страны гор появился новый
опасный враг в лице турок-сманов. Они вторглись на Кавказ под флагом Защиты
ислама . 1578 году турецкие войска вторглись в Южный Дагестан. Горцы оказали км
ожесточенное сопротивление.
В 1585 г. турецкий полководец Джафар-паша после многочисленных попыток захватил
селение Курах и разрушил его. Такая же участь постигла также соседние селения.
ХУII век характеризуется обострением взаимоотношений между крестьянами и
феодалами. В 1604 году в Курахе вспыхнуло восстание.
Оно было направлено против невыносимого гнета беков и местных феодалов.
Восставшие крестьяне истребили многих из них, однако счастье и свободу не
приобрели. Одним из зловещих событий в истории Курах-дере явилось нашествие
Надиршаха. О его злодеяниях до сих пор рассказывают почти во всех аулах
Курах-дере. Осенью 1 735 года завоеватели вторглись на территории Курах-дере.
Жители героически сражались с врагами, однако силы были не равные, полчища шаха
разрушили села до основания. Жестокость войск Надир-шаха дошла до крайних
пределов. Персы согнали женщин с грудными младенцами и стариков на площадь,
связали их по рукам и ногам и топтали конскими копытами.
В памяти людей остались предания о щах-харманах. В каждом ауле вам покажут
такие места. Жители Кураха мужественно выступили против персидских полчищ. В
местечке Чветар персы понесли тяжелые потери. В битвах с захватчиками принимали
участие и горянки. В Курахе сохранилась могила-пир Ибрагима. В ней захоронен
отважный воин, погибший в бою с персами. После многих лишений горцы в конце
концов наголову разгромили Надир-шаха.
У иранцев бытует поговорка: «Если шах глуп, пусть идет войною на лезгинов».
Важное место в истории Курах-дере занимают Х-ХIII века, когда с одной стороны,
шел процесс формирования крупных населенных пунктов, с другой — строились
оборонительные сооружения. Последние постепенно разделились на следующие типы:
крепость-аул, жилая башня, сторожевая башня, оборонительные валы.
Оборонительные башни до недавнего времени сохранились в сел. Хвередж, Шимихюр,
Курах. В топонимике сел. Капир отражены такие названия как «Куьгьне къеле»
(старая крепость), «Тагъид cенгер» (вал Таги).
Обычно аулы располагались на стратегически выгодных местах, большей частью на
возвышенностях, горнах с крупными скалами. Так Гельхен занимал гребень горы. Он
образовался из пяти маленьких аулов: Никез, Кельхен, КIеле, Чуфур, Тюхюр.
Кочхюр образовался из четырех сел и имел оборонительные сооружения. Название
КIутIул-«КунтIал алай хюр» — также означает что село на горне.
Село Хпедж также находилось на скале, оно образовалось из трех аулов. Село от
внешних врагов защищали оборонительные стены, а из центра аула проходил
потайной туннель до речки. Курах образовался из семи маленьких населенных
пунктов: Хавезар, ЦIийихюр, Сенгерар, Юрхвал, Чатар-кам, Къекъенхюр, ЧIурухюр.
Шимихюр — из аулов Тюхюр, Мехад, Ганар, Алан.
В каждом ауле Курахского союза проживала по несколько тухумов. Не было ни
одного аула состоящего из одного тухума. Так семь кварталов Кураха занимали 48
тухумов.
В сел. Капир в семи кварталах проживали столько же тухумов. Каждый тухум имел
свое название. Оно могло возникнуть в связи с характером деятельности людей, с
их поступками и склонностями к чему-либо, с местностью, откуда вышел тухум и
т.д. Часто название тухума было связано с именем какого-нибудь видного предка.
Адаты и нормы шариата, кодекс чести (намус) удерживали горцев от
правонарушений. Конфликты между аулами и внутри самих аулов были редким явлением.
Большую роль в погашении возникающих конфликтов и всевозможных недоразумений
играл маслиат.
В истории лезгин, как и у всех дагестанцев, ислам и арабский язык заняли
важнейшее место. Начало проникновения ислама в Дагестан относится к УII веку и
связано с завоевательными походами арабов. Однако этот процесс затянулся почти
на 500 лет.
В то время Дербент превратился в крупнейший на Кавказе исламский центр. Идеи
арабо-мусульманской культуры из Дербента распространились и в Южном Дагестане.
В УIII в. в Дербенте была построена грандиозная соборная мечеть. Затем
мусульманские культовые сооружения появились и в других местностях Дагестана.
Есть сведения о строительстве мечети в сел. Кочхюр в Х в. Тогда же была
построена мечеть в Кара-Кюре. В ХIII-ХУI в.в. усилилось строительство мечетей и
культовых сооружений. Они воздвигались в каждом ауле Курах-дере.
В Ахниге было пять мечетей, в Хпедже три, в Усуге два пIира — Камиля и
Магомеда, четыре пIира находились в Квардале, три пIира в Хпедже. При мечетях
возникли начальные школы (мектебы), в которых дети учились писать и читать на
арабском языке. Большое внимание уделялось ознакомлению с Кораном и основами
духовно-нравственного воспитания. Школы более высокого уровня (медресе)
открывали при мечетях крупных аулов. Известностью пользовались медресе в аулах
Курах, Капир, Штул, Кочхюр, Хпедж, Гелхен. В медресе изучали арабский язык,
мусульманское право, толкование Корана, логику, поэзию, философию и т.д.
Обучение в примечетских школах, конечно, имело существенные недостатки,
объясняемыми многими обстоятельствами. В образовательном процессе большое
значение имели библиотеки и книжные коллекции. Были библиотеки примечетские и
частные. Коллекции насчитывающие сотни книг, имели алимы, кадии, муллы,
мударисы. Отдельные одаренные муталибы могли получить высшее образование,
обучаясь в мусульманских странах и в самом Дагестане у крупных алимов (ученых).
Желающие получить хорошее образование переходя из одного аула в другой, от
одного алима к другому совершенствовали свои знания в отдельных науках у
признанных авторитетов. В аулах Курах-дере были люди владевшие восточными
языками и писавшие на них собственные труды. К ним относились Магарам-эфенди из
Кочхюра, Султан Ахмад из Гелхена, Гаджи-Буба Ашарский, Насрулла-эфенди из Капира,
Насруллах-эфенди Усугский и др.
Большим уважением у населения пользовались лекари, которые лечили болезни, раны
с помощью снадобий из разнообразных трав, злаков, корнеплодов и продуктов
животноводства. Лекари зашивали раны от огнестрельного и холодного оружия
сухожильями куропаток, фазанов и голубей. деятелям народной медицины был
известен «Канон врачебной науки крупнейшего ученого Ибн Сины (Авиценны). В
аулах Курахского союза должностные лица сельского управления избирались на
сходах. Выборные представители публичной власти давали присягу на Коране строго
соблюдать адаты, неукоснительно выполнять решения народных собраний. Суд
вершили по адатно-шариатским нормам.
Кавху, кадия, мул, чаушей избирали тайным голосованием, причем сильные тухумы
стремились избрать своих представителей. В отдельных аулах кавху и кадия
избирали из одних и тех же сильных тухумов. В сел. Курах главный кавха обычно
выбирали из тухумов Мирчияр и Манчарар. В сел. Капир — из тухумов КIуруджанар и
Казаглар, в сел. Ашар — из тухума Чирагъар. Кадий в Курахе избирался из тухума
Кадияр. В аулах не было никаких подворных и подземельных налогов.
В чрезвычайных случаях проводили сборы с согласия сельского схода. Но были
общеаульньие трудовые повинности по мере надобности — мелер (строительство
дорог, каналов, мостов, родников, мечетей, благоустройство села). В аулах
практиковалась взаимопомощь при уборке урожая, стрижке овец, строительстве
домов и т.д.
Пострадавшим от стихийных бедствий также оказывалась материальная помощь.
Курахский союз сельских общин временами подпадали под власть феодальных
правителей Дагестана и Восточного Кавказа. Но его независимость, с небольшими
перерывами, сохранилась до конца ХVIII века. Полная потеря им самостоятельности
связана с политикой русского царизма. Во второй половине ХVIII века возникло
Кюринское ханство. Ханом его стал неродной брат Сурхай-хана Шахмардан. В состав
Кюринского ханства входило 140 населенных пунктов. С утверждением
ханско-бекской власти земли стали постепенно переходить в руки феодалов.
Центром ханства стал сел. Курах. Этому предшествовали следующие обстоятельства.
В 1791 году Сурхай-хан овладел Кюрою и присоединил ее к Казикумухскому ханству.
Положение крепостных крестьян было очень тяжелое. Они часто восставали против
своих притеснителей. В конце 1811 года Шейх-Али хан Дербентский и Сурхай-хан,
подкупленные Турцией, возобновили действия против русских войск. Они двинулись
на Кубу. Против Шейх-Али хана и Нухбека, сына Сурхая, выступил отряд начальник
в Курахской крепости. 15 декабря 1811 года русские войска штурмом взяли Курах и
Сурхай-хан убежал в Казикумух.
Изгнание Сурхай-хана было воспринято в лезгинских районах как освобождение от
феодальной эксплуатации. Управление в Кюре на особых условиях было поручено
Асланбеку, непримиримому врагу своего дяди Сурхайхана. После ухода русских
войск из Кюры Сурхай-хай решил вернуть себе Кюринское ханство. Местные жители
выступили против отряда Сурхая. Им на помощь пришел русский отряд во главе с
генерал-майором Хатунцевым. Сурхай-хан понес тяжелые потери и вынужден был
отступить. В 1812 году царское правительство официально признало Кюринское
ханство, в которое вошли вся Кюринская плоскость, территория Курахского,
Кошанского, Агульского и Ричинского союзов сельских обществ. Правителем ханства
был назначен Асланбек.
23 января 1812 года царское правительство подписало с
Кюринским ханом дополнительные условия, по которым в сел. Курах располагался
гарнизон царских войск из двух батальонов пехоты и сотни казаков ДЛЯ защиты
кюринского владения и хан обязывался всеми мерами стараться привести в
покорность России соседние вольные общества» В 1835 году после смерти
Аслан-хана Кюра-Казикумухским ханством менее года управлял его сын Нуцал-хан, а
с 1836 по 1838 год — Магомед-Мирза.
После его смерти, в 1839 году Кюра-Казикумухское ханство вновь разделили на два
самостоятельных ханства (Кюринское и Казикумухское). При этом царское
правительство назначило управляющим кюринским ханством Гарунбека, который
недолго правил ханством, а с 1842 года на это место назначили его брата майора
Юсуф-бека. В 1860 году ликвидировали политическую власть ханов и беков и
образовали Дагестанскую область, на местах создали округа. Курахские союзные
сельские общества вошли в Кюринский округ.
Местные владетели, опираясь на поддержку царских властей, усилили наступление
на права сельских джамаатов, захватывая у них земли и усиливая налоговые
тяготы. В Кюринском ханстве во владении беков было 14367 десятин лучшей земли.
А площадь ханских земель составила около 30 тысяч десятин. Все земли в
Кюринском ханстве под название Ятаг составляли исключительную собственность
ханов. Жестокое угнетение и бесчинство местных феодалов и не менее жестокий
гнет царских колонизаторов вызвали возмущение у горцев.
Вот почему, когда летом 1831 года ямам Газимагомед вторгся в Южный Дагестан, к
нему присоединились жители Кюринского ханства. Одним из крупнейших
антиколониальных выступлений является Кубянское восстание, в котором активное
участие приняли также жители Кюринского ханства. Борьба крестьян Кюринского
ханства обостряется и под влиянием борьбы горцев под предводительством Шамиля в
40-х годах ХIХ века. Жители Кюринского ханства принимали активное участие в
движении горцев. В их числе Алимагомед, Тагир, Исмаил, Рамазан из селения Ашар,
Магомед из селения Усуг, Мирзехан из Хпеджа и др. В боях за Гуниб нал смертью
храбрых отважный наиб Шамиля, житель селения Кабир, Гаджи Насруллах. В декабре
1862 года образовался Кюринский округ.
Однако положение жителей не улучшилось. Они, были обложены повышенными налогами
царской казны. В связи с этим в ряде мест произошли крестьянские волнения. Одно
из крупнейших восстаний произошло в 1877 году. 12 сентября 1877 года восстали
лезгины Кюринского округа. Они уничтожили административное управление в
Касумкенте, почтовую станцию по Кубинскому тракту. 16 сентября 1877 года
восставшие выбрали Кюринским ханом жителя селения Курах, поручика
Магомед-Алибега.
Однако в конце октября и в начале ноября 1877 года восстание в Южном Дагестане
повсеместно было подавлено. Царские власти жестоко расправились с повстанцами.
В 1878 году в Дербенте были преданы публичной казни через повешение ряд
руководителей восстания, в том числе Гаджимурад из селения Капир Кюринского
округа. В Шелихе был схвачен и расстрелян руководитель восстания Магомед-Алибег.
За участие в восстании было выселено из Кюринского округа большое количество
людей. Большинство из них погибло от непривычных климатических условий и
тяжелых лишений в ссылке. Жестокость царских властей не сломили волю народов
Дагестана к борьбе. Горцы все чаще и чаще уклонялись от уплаты налогов царской
казне. Социальный протест против произвола имущих отразился в творчестве
представителей дореволюционной лезгинской литературы. Наиболее яркой
поэтической фигурой конца ХVIII начала ХIХ века является поэт — Саид из Кочхюра
(1767-1812 гг.)
Он жил в эпоху, когда в Кюринской долине господствовал казикумухский хан Сурхай
II, в годы правления которого усиливается феодальный гнет и народ подвергается
жестокой эксплуатации. В песнях Саида гнев, тоска, возмущение, отчаяние и горе,
многократно усиленное тем, что хан надругался над его молодостью и талантом.
Боль поруганной души выливается у него в песню о бедах и ранах родины.
О камень огненный, тебе
Что надо от людей? Злодей,
Твой почерк — не в одной судьбе
Как черный знак скорбей, злодей.
В крови твоей тонет вилаят
Тебя клянет и стар и млад.
Ты в мире никаких услад
Не знал среди бачей, злодей.
От дюжины, Сурхай, ты жен,
Да будешь смертью разделен.
Пусть бросит но миру сквозь стон
Судьба твоих детей, злодей...
Ты, наподобие осла,
Не отличишь добро от зла.
Просить, чтоб жалость снизошла
Не буду, хоть убей, злодей?
Все творчество проникнуто ненавистью к ханам, бекам и любовью к простым людям.
Сердце поэта стремится к мести.
Кровавый хан — источник наших бед,
Скажи - докуда нам терпеть проклятый?
Ты разорил аулы наших гор,
Вверг в ад мужей, а женщин вверг в позор
Терпеть нам это все до каких пор?
Когда, скажите, грянет час расплаты?
В то же время он писал:
Добро творите — жизни суть
Сокрыта в этом, знайте люди?
Стезя добра — вернейший путь,
Лишь по нему ступайте люди.
Невежество откиньте вы,
И взором мир окиньте вы.
В врага копье да киньте вы,
Дух силой окрыляйте, люди.
Цените разума глас.
Поймите стих мой — он для вас.
Для родины свободы час
Всем миром приближайте, люди!
Саида сердце, как очаг,
Горит, чтоб дух ваш не зачах.
Вам лозы в моих стихах
Дарую принимайте, люди!
Смелые по своему социальному звучанию, реалистические стихи поэта приводили в
бешенство ханов и беков. Навязанный народу завоевателями правитель Сурхай-хан
решил расправиться с Саидом. Обвинив его в дерзости, говоря, что Саид открыто
смотрел на его жен, хан приказал своим нукерам-извергам ослепить народного
любимца, покровителя, славного поэта и ашуга. Его стихи звучат в каждом доме и
не забыты потомками. В период борьбы с завоевателями и угнетателями лезгинский
народ выдвинул из своей среды немало храбрых народных мстителей. Одним из таких
смелых отважных абреков был Буба из селения Кири (Икра). Он родился в конце
70-х годов ХIХ века. Уже юношей отличался от своих сверстников крупным и
статным телосложением, могучей энергией, добрым правом и смекалкой. Вырос он в
бедной семье. Вскоре полюбил прекрасную девушку по имени Шага.
Чтобы иметь возможность жениться на возлюбленной, Буба едет в Баку на
заработки. Он устроился на работу к лавочнику-старьевщику. Куча ребят, в том
числе и Буба, собирали по всему городу старую утварь, посуду. Хозяин был скупым
человеком и часто обижал своих работников. Буба заступался за своих товарищей.
Как-то при очередной сдаче товара лавочник обидел Бубу. Дело дошло до
потасовки. Горец, ударом кулака в темень свалил хозяина. Тот не приходя в себя,
умирает, а молодой человек, который собирался жениться, попадает в тюрьму.
С помощью односельчан и друзей Буба выходит на волю и узнает, что к его любимой
сватается другой. Он встречается со своим соперником в Баку и просит отказаться
от задуманного. Однако соперник неумолим. По дороге домой в село Кири молодые
люди стали выяснять отношения с помощью кинжалов. Соперник гибнет, а Бубу
ссылают в Сибирь. Через некоторое время Буба возвращается в родное село. В один
из дней, после джума-намаза он обращается к землякам с исповедью о том, что
понес заслуженное наказание, но больше не будет заниматься преступными делами и
просит простить его. Народ прощает ему.
Однако при участии аульского начальства и с прямого ведома начальника
Кюринского округа его снова ссылают в Сибирь. Обиде смельчака не было предела.
Расправившись с двумя охранниками в тюрьме, вооружившись, он убегает.
Возвратившись в родные края Буба объявляет открытую войну царской
администрации, ее местным холуям, облагает данью всех богатеев-притеснителей
народа в Дербенте, Баку, рыбопромышленников каспийского побережья. С оружием в
руках он на водит ужас на местную знать, но щедр с бедными. И в народе его
называли Кири-Буба. Более десяти лет Кири-Буба был некоронованным королем на
территории Юго-Восточного Кавказа. Его «резиденции» располагались в Баку,
Дербенте, в нескольких местах Кюринского округа и в Самурской долине.
Профессор М. Вагабов о народном мстителе написал так: «Буба был незаурядным
народным героем, исторической личностью, который своими поступками и отвагой не
уступил таким известным на Кавказе именам, как Залимхан, Заур, Дато Туташхия. Б
60-х годах ХIХ в. царское правительство от политики поддержки ханств перешло к
политике их окончательной ликвидации.
В 1864 г. вместо упраздненного Кюринского ханства был создан округ под тем же
названием, во главе с начальником из числа русских офицеров. Округ делился на
наибства. Курахское наибство в 1901 г. переименовали в участок под тем же
названием и просуществовало вплоть до 1917г. т.е. 53 года. В Курахском наибстве
были проведены реформы сельского управления на основе «Положения о сельских
обществах, их общественном управлении и повинностях государственных и
общественных в дагестанской области» от 26 апреля 1868 года. Сельское
общественное управление состояло из сельского схода, сельского старшины и
сельского суда.
Выборность старшин была отменена, они назначались военной администрацией, а
остальных избирали на сходах с последующим утверждением начальником Кюринского
округа. Были определены обязанности и правы должностных лиц сельского
управления. Оно находилось в полной зависимости от военных властей, которые
могли избранных лиц сменить в любое время, подвергнуть штрафу, аресту и предать
военному суду.
В низовое звено царского бюрократического административного аппарата, коим было
наибство, на должности обычно попадали, состоятельные люди, угодные военным
властям. Старшины все больше становились над сельским обществом, посредниками
между колониальной администрацией и сельским обществом. В 70-90-х гг. ХIХ в.
были случаи физической расправы со старшинами, которые рьяно проводили
проимперскую политику. Так в 1899 г. старшина аула Кочхюр был убит прямо па
сельском сходе.
Источник:kurah.su