![]() В 1,5 км к востоку от сел. Ашага-Стал и 0,5 км к северу от дороги Касумкент-Мамрач находится поселение, на поверхности которого сохранились камни от построек, встречаются обломки средневековой керамики. Некоторые фрагменты керамики покрыты сплошной штриховкой, волнистыми или прямыми линиями. Памятник относится к средневековому времени. В 1 км к западу от сел. Ашага-Стал, на гребне возвышения, через которое проходит дорога в сел. Орта-Стал, находится могильник. Раскопаны два погребения. В одном из них найдены серебряные браслеты, бусы и серьги, в другом - одна серебряная серьга. Примерно в 1 км к югу от сел. Ашага-Стал, возле водяной мельницы, находится округлый холм высотой 3 м, по периметру у основания 120 м. Холм покрыт речным булыжником. В обнажениях юго-западного склона виден культурный слой, содержащий обломки глиняных сосудов красного и черного цвета, кости животных и угольки. Поверхность некоторых черепков заглажена или покрыта сплошной штриховкой. Встречаются обломки сосудов, украшенных одним или двумя параллельными валиками с косыми насечками. В 6-7 км к юго-востоку от сел. Ашага-Стал, на правом берегу р. Гюльгери-чай и в 0,2 км к западу от фермы в урочище Арал, находится городище, на поверхности которого встречаются остатки строений и обломки керамики VII-IV вв. до н.э., а также ХI-ХIII вв. н.э. Согласно местным преданиям, здесь находился средневековый город В центре села Ашага-Стал стоит памятник архитектуры – действующая Джума-мечеть. В число архитектурных памятников-святынь входят Латар-пир, что стоит в 3 км. к северо-востоку от села, Цацун-пир на северо-западной окраине села и мавзолей Леле-пир на северо-западной окраине кладбища села. В нижней части села находится дом-музей, в котором родился и жил народный поэт Дагестана Сулейман Стальский. У подножья высокого холма под названием "ЧIурухуьр" (разрушенное село) во времена Кавказской Албании находилась одна из столиц области Кран, которая играла большую роль в социально-экономической жизни, торговых отношениях с Дербентом, Шеки, Ширваном. Тесные культурные и торгово-экономические контакты имели большое значение для развития региона. Есть свидетельства, подтверждающие, что в окрестностях "ЧIурухуьр" на возвышенности "ХъуцIу" функционировал медеплавильный завод. Когда в селениях района прокладывали газопровод, в 50 метрах от холма "ЧIурухуьр" обнаружили кладбище. Некоторые найденные предметы свидетельствуют о том, что некогда здесь бытовало христианство. Возле холма Чертей (Жинеррин кIунтI) при раскопках были обнаружены кремниевые наконечники для стрел эпохи Александра Македонского.
По сведениям, относящимся к XIII веку, когда юг находился под игом Хулагидов, по приказу внука Чингисхана Хулаги от реки СтIал проложили каналы к садам, полям и другим угодьям. В селе есть пиры (Латар, Цацун) и гробницы. Гробница Леле пIир принадлежит турецкому командующему Мустафе Леле паше, погибшему в бою с лезгинами. Как свидетельствуют надписи на надгробных камнях в Ашага-Стале, их возраст около 600 лет. Есть камни, на которых вообще нет надписей. На одном и том же месте обнаруживаются гробницы в несколько ярусов. Возле "Латарин пIир'' растет дерево, диаметр ствола которого около семи метров, а возраст до 700 лет. В селе работали две кузницы. В хозяйстве использовались свыше ста плугов, соответственно и свыше трехсот пар буйволов, функционировало более 12 мельниц: Тайиба, Ферзилаха, Бедева, Нурдина, Керима, Шахмирзе, Кайиба, Эмирхана, Шихжамала. Круглый год сюда приезжали молоть муку из соседних селений, так как земли, начиная от Мамрача, Касумкента, реки СтIал, кончая Карчагской долиной, принадлежали ашагастальцам. Ашагастальцы владели землями площадью свыше 2522 гектаров. В уборочную страду, во время сенокоса, на помощь к ним приезжали десятки людей из горных селений. За свой труд они получали соответствующую плату зерном. Каждый год здесь собирали богатый урожай зерновых культур, плодов, овощей. В селении было пять мечетей, один из которых – пятничный – сохранился и ныне. В селе функционировало медресе Абдуллаха-эфенди. По переписи 1886 года в Ашага-Стале было 246 домов, количество жителей составляло 1269 человек: 630 мужчин, 639 женщин. В 2008 году количество хозяйств 1425, а население - 2749 Ашага-Стал является административным центром «сельсовет «Ашага-Стальский» Многие выходцы села переселились и обосновали село Ашага-Стал-Казмаляр (хозяйств 1227, населения 2828). Известные личности селения Ашага-Стал в XVIII - XIX вв. Атлухан-эфенди (приблизительно 1770 – 1860 гг.) – ученый-богослов, знал персидскую, тюркскую и арабскую поэзию, сам писал стихи, увлекался математикой и астрономией. Он учился в медресе у своего отца моллы Абдулвагида, большого ученого-арабиста. Впоследствии Атлухан-эфенди сам преподавал в этом медресе. В Ашагастальском медресе учились Магомед Ярагский (приблизительно в 1882-1884 гг.), Етим Эмин (1857-1859 гг.). Атлухан эфенди был старшим двоюродным братом Магомеда Ярагского по матери (их матери были сестрами). Абдулгамид-эфенди (приблизительно 1805-1877 гг.) – ученый-богослов, поэт, владел тюркским, персидским и арабским языками. В своем сочинении «Биографии дагестанских ученых» лакский историк Али Каяев называет Абдулгамида-эфенди «самым знаменитым и разносторонне одаренным ученым из Кура». Казнен в Дербенте как один из руководителей восстания 1877 года. Етим Эмин посвятил ему стихи: Абдулгамид – знаний море, Сочинения мудрые нам оставив, В направлении рая головой В дорогу пустился ведь... Абдулвагид-эфенди (приблизительно 1811-1896) – крупный ученый-арабист, философ и логик, преподавал в фамильном медресе. По свидетельству старожилов, этот род Атлухана-эфенди отличался крупным телосложением и недюжинной силой. В одном из своих стихотворений Етим Эмин хвалит коня Абдулвагида-эфенди так: Самого Шарвили достойным С гнедым шивом поздравляю. С глазами, что свет излучают, С лучистым шивом поздравляю. Абдулвагид эфенди, помимо своей преподавательской деятельности в медресе, исполнял также и обязанности кази (судьи). За участие в восстании 1877 г. он был выслан в Сибирь и вернулся через 10 лет. Дома братьев Абдулгамида и Абдулвагида со всем их имуществом, книгами и письменными документами были сожжены царскими чиновниками... В стихотворении, посвященном восстанию 1877 года, Етим Эмин сокрушается по поводу этой беды: Путь лучезарного отца Продолжавший брат Абдулвагид, Обездоленных защитник, Твое имущество пропало ведь. Абдулфатах-эфенди (середина XIX в.) – сын Абдулгамида-эфенди, ученый богослов, обладал обширными знаниями в науках. Каиб Тейирбегахва (родился в начале XIX в.) – подпоручик царской армии, знал арабский, тюркский, русский языки. Его сын Магомед был судьей трех селений СтIалар, а сын Магомедкерим был старостой Ашага-Стала. В конце XIX века прославила Ашага-Стал поэтесса Саяд Пери (Саяд Стальская) (1880-1900). Источник материала с фото: suleiman-stalskiy.ru |
Лента новостей
04.05.2023 21.04.2023 30.03.2023 27.03.2023 23.03.2023 23.03.2023 21.03.2023 20.03.2023 18.03.2023 16.03.2023 13.03.2023 09.03.2023 02.07.2022 13.06.2022 06.05.2022 05.05.2022 03.05.2022 02.05.2022 ОПРОС
Рекламные публикации
10.11.2023 13.10.2023 ЛезгиЯр на Facebook
Статистика
Наша Кнопка Онлайнда авайбур: 4 Мугьманар: 4 Иштиракчияр: 0 ![]() Сегодня нас посетили: |