Старый аул Борч расположен в верховьях реки Ахтычай на высоте более
2300 м. над уровнем моря. В административном отношении представлял собой
самостоятельный сельский совет и входил в состав Рутульского района
Республики Дагестан. В прошлом Борч – крупное селение. В 30-х годах и
послевоенные годы от Борча отпочковались селения Шорсу (Шекинский район
Аз.ССР, более 70 хозяйств) и Хырса (Кахский район АзССР, более 80
хозяйств). Переселенцы из Борча проживают в селениях Даш-юз (50-60
хозяйств), Аг-Булак (15-20 хозяйств) и в г. Шеки (около 150 хозяйств)
Шекинского района АзССР. В 70-е годы около 60 хозяйств из Борча
переселились в Бабаюртовский район (совхоз «50 лет Октября»). По данным
на 1 января 1975 года, в селении Борч насчитывалось 177 хозяйств с
населением 1148 человек. Жители Борча известны в Дагестане и
Азербайджане как потомственные овцеводы. Сегодня там никто не проживает.
Это уже прошлое, история. Село стало достоянием археологии.
К концу второго тысячелетия от исторического Борча остались лишь развалины. Но в прошлом это было красивейшее село, расположенное в центре альпийских лугов недалеко от вечных ледников. Словами трудно описать красоту Борча, его окрестностей, ковровых полей горных маков и тысячи луговых цветов. Ее нужно увидеть. В июле начинается цветение шиповника. Воздух в это время наполняется особым ароматом. Каждый глоток такого воздуха омолаживает человека. Старый аул Борч находился 8 месяцев в году в полной изоляции: Салатавский перевал действовал с 15 мая по 15 октября. Естественно, аул Борч использовали как летнюю стоянку. Борчинцы обладают большим чувством юмора. Они часто подшучивают над собою: называют себя ближайшими соседями Аллаха. И поэтому он их любит и оберегает. Однажды один борчинец спросил другого: - Скажи, пожалуйста, сколько раз в году ты умываешься? Тот ответил: - Два раза: один раз - когда весною поднимаюсь в горы, и второй раз - когда осенью спускаюсь с гор на зимние пастбища. Третий борчинец, услышав этот разговор, воскликнул: - Вах, ты - настоящая рыба. Я-то думал, что человек в жизни должен умываться два раза: первый раз - когда рождается, второй - когда умирает. Борчинцы по своей природе практичны и наделены аналитическим умом, демократичны. Женщина-борчинка пользовалась особым уважением. Она никогда не закрывала лица, не носила чадру, свободно выражала свою волю. В каждом роде, тухуме выделялись женщины-наставницы. Девочки в возрасте 10-15 лет проходили обучение у наставниц. Юноши и девушки имели возможность ближе знакомиться на вечеринках, устраиваемых наставницами перед свадьбой. Девушки выходили замуж в 15-16 лет, юноши женились в 17-19 лет. Дальнейшую школу жены и хозяйки невестка проходила у свекрови. И здесь действовали свои традиции: свекровь относилась к невестке как к родной дочери, передавала ей свой жизненный опыт. Женщина становилась главным лицом в семье: она постоянно дома, с детьми. Отношения, климат в кланах определяли также женщины. И еще: женщина-борчинка никогда тяжелым трудом не занималась. Однако в случае надобности заменяла мужа по хозяйству, выполняя и мужские обязанности. В характере борчинки много от легендарных амазонок - свободолюбивых и воинственных женщин. Такая женщина давала и здоровое потомство. По языку борчинцы относятся к рутульцам. По образу жизни, характеру, быту существенно отличаются от рутульцев. По культуре, традициям они ближе к цахурам (йихъийцам). И диалект (борчско-хиновские языковые особенности) смыкается с цахурским, а в ряде случаев - с будухским и крызским языками. Примечательно и то, что говоры селений Борч, Хин (официально Хнов), Шин сохранили разгадку, содержательную сущность этнонима йихь, который последовательно в измененной форме (результат исторического развития) представлен в названиях восточнокавказских народов, например, йихъ-бы - цахуры, агьахьбы (-ар) - рутульцы, агъулар - агульцы, уханар - табасаранцы, будухар - будухцы, йахулар - лакцы, Цьхъар ахъуши - даргинцы, бул къаЬдарар - аварцы, вайнах - чеченцы, ингуши (букв, наш народ), нахчур - чеченцы. В этих названиях общие звукотипы представляют варианты корневой морфемы йихь, хан, дух, кьыр, кьул, гъул, хъаа, нах. Им материально соответствует борчско-хиновское йи-хъуIн-ар, йи-хъуIн-бы «мы», ву-хъуIн-ар, ву-хьу1н-бы «вы». В общем восточнокавказском этнониме заложена идея (смысл, значение) «мы народ», «наш народ». Только эта особенность борчско-хиновского диалекта дает основание полагать, что предки этой общины имели кровное родство с предками восточнокавказских народов. В верховьях Самура и Кура-Алазанской долине они жили 6-7 тысяч лет тому назад. У борчинцев и жителей Шекинского района один антропологический тип. Менталитет, психолого-нравственные особенности, бытовая культура, особенно старинная одежда, манера общения, приятная лукавость и многое другое у них общие. Борчинец, проживающий в Шекинском районе, ничем не отличается от коренного шекинца. Стало быть, велика роль борчинцев в формировании этноса Шекинского региона. Энергия земли и тепло солнца объединяют всех. Когда шекинец величает своего кунака лезгина братом, в этом заключается истина; когда дети борчинца и шекинца объединяются в братство, в этом заключено величие. Где же сегодня аул Борч, борчинцы, их обычаи, культура?! Они по всему Кавказу. Надо бы их собрать и возродить былые традиции. Ибрагимов Г.Х., доктор филологических наук, профессор ДГПУ, журнал "Народы Дагестана", № 6, 2004 г. |
Лента новостей
04.05.2023 21.04.2023 30.03.2023 27.03.2023 23.03.2023 23.03.2023 21.03.2023 20.03.2023 18.03.2023 16.03.2023 13.03.2023 09.03.2023 02.07.2022 13.06.2022 06.05.2022 05.05.2022 03.05.2022 02.05.2022 ОПРОС
Рекламные публикации
10.11.2023 13.10.2023 ЛезгиЯр на Facebook
Статистика
Наша Кнопка Онлайнда авайбур: 5 Мугьманар: 5 Иштиракчияр: 0 ![]() Сегодня нас посетили: |