Село Бурши-мака


До образования села Бурши-Мака, там, по словам старожилов, существовал другой аул. Населявшие его лезгины были хорошими охотниками, воинами и потому, наверное, часто нападали на жителей соседних сел, угоняли скот, занимались разбоем. Сколько можно терпеть? И соседи решили поставить этому конец. Они придумали коварный план. На поля, где рос ячмень, послали нескольких женщин, одетых в медвежьи шкуры. Заметив хищников на своих полях мужчины села, взяв оружие, погнались за «медведями».

А «медведи» сразу скрылись, переоделись и сделали вид, что собирают черемшу. Подошли обидчики и спрашивают у женщин о медведях, которые убежали от них. Они хором ответили, что чуть не стали жертвами этих хищников и показали большой овраг, где, возможно, они скрываются. В это самое время мужчины соседних сел напали с разных сторон на село, разворовали имущество, угнали скот и дома сожгли. После этого оружейники покинули родной очаг и разъехались кто куда.

Есть и такая легенда. Как-то за какое-то нарушение одного буршинца (лакец) Абукара высылают в Курах, чтобы отработать на хана. За добросовестную службу хан досрочно освободил его и предложил ему строить себе дом в разгромленном селении оружейников. Ему понравилось это место и он решил остаться там. После он туда вызвал свою семью и родственников. Таким образом, где-то 450 лет тому назад в высоких горах образовалось село и оно получило название Бурши-Мака. Эту легенду рассказал нам ага-макинец Нурдин Шабатов и подтвердил эту версию бурши-макинец Шамиль Абдулхаликов. По словам последнего, 50 лет тому назад это предание ему рассказал мулла Рамазан буба. Он умер в возрасте 103 года в 1960 году.

В селении насчитывалось более 70 домов. Люди в основном жили бедно. Самым бедным считался человек по имени Кафар. Однажды он собрал сельчан и угостил их пловом. Он попросил их, чтобы каждый ему подарил по ягненку. Обычай такой существовал в горах, и каждый состоятельный односельчанин должен был помогать бедным. Получив по ягненку в последствии он стал самым богатым человеком в селении. Имел свою личную кошару, более 1000 голов овец, табун лошадей самых лучших пород, коров и быков. Он, по словам старожилов, умер в 1927 году.

В 1929 году в селении организовали животноводческое товарищество, куда вошли 17 хозяйств. Его первым председателем стал Абдулхалик Меджидов.



В 1936 году организовали колхоз им. Тельмана. Председателем избрали Магомеда Загирова. Как нам рассказал Шамиль Абдулхаликов, первый директор совхоза «Фрунзенский» Магарамкентского района, куда переселились бурши-макинцы, уро-женец Бурши-Мака. Абдулхалик в 1922 году ездил в гор. Буйнакск как представитель Бурши-Мака. Он присутствовал на историческом форуме , где И. В. Сталин огласил автономию Дагестана.

В 1932 году была построена типовая начальная школа.

Люди занимались животноводством. Было две группы известных музыкантов, а также известные мастера по шитью кавалов (тулуп с длинными рукавами), кузнецы.

В годы ВОВ на фронт отправились около 70 человек. Много женщин и детей участвовали в строительстве противотанковых окопов в Дербенте и Хасавюрте. В 1953 г. Бурши-макинцы переселились в сел. Советское и сегодня дружно живут в интернациональной большой семье. Прекрасно владеют лезгинским языком, не забывают и свой родной лакский.
 
Источник ©
Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1083
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 13
Мугьманар: 13
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили: