Cело ТIигьир (Дустагир, Дузтагир)


Cело ТIигьир (Дустагир, Дюзтагир, Дюстагир, Дузтагир) расположено на территории Азербайджана, в Кусарском районе по широте: 41.73° и долготе: 48.55°. Село граничит с селами: с севера Юхары ТIагьирджал, с юга Четкуьн, Кузун, с запада Кичан и с Востока Б. Муруг и Эчехуьр. В настоящее время в селе насчитывается более 300 домов, клуб, школа, почтовое отделение, около 8 магазинов.
История села Дузтагир (пожалуй я выберу этот вариант названия) к сожалению мало изучена и отсутствует какая либо информация о происхождении села. И то, что я буду излагать здесь, собрано по свидетельствам старожилов и по некоторым фактам, изложенным в книгах.

Неоспоримым остается тот факт, что наше село существует более двухсот лет.


Приведу некоторые примеры подтверждающие мои предположения: Мой род – род Эмирбега, появился в селе в конце 18 века. И я далек от мысли, что он был один из первых, кто обосновал это село. Наверняка село уже существовало много лет до него. Тому подтверждением является тот факт, что исследовавшие историю Дагестана некоторые ученые, изучая патрономию селения Мискинджа пришли к выводу, что существующий в селе Мискинджа более 200 лет тухум «Зутурар» - это выходцы из села Дузтагир Кусарского района. О том, что наше село было образовано давно и являлось одним изкрупных сел в регионе свидетельствует и тот факт, что в карте Елизаветпольской и Бакинской губернии, округа Кюринский и Самурский уезда Нухинский и Кубинский (1916 год) село Дузтагир упоминается как одним из основных населенных пунктов Кубинского уезда (см. Уезд Кубинский - Куба, Дустаир, Хазры, Н. Легер, Ясаб, Гасян-кала, Николаевка, Кусары, Алпан, Рустов, Афурджа, Будуг, Джими, Крыз ).


Как видим, название нашего села упоминается наряду с такими древними населенными пунктами как Хазры, Ясаб, Алпан, Будуг, Крыз и т.д. Это свидетельствует о том, что наше село существует уже давно и к этому времени являлось одним из крупных сел в регионе.


Так, откуда же появилось название Дузтагир (Тигьир)? К сожалению достоверная информация, показывающая происхождение названия села, отсутствует. По свидетельству некоторых старожил, раньше наше село называлось «Тала ТIигьир» - что якобы означает «Ровное место». Место расположения центральной части села действительно находится в равнинном месте и можно предположить, что такая формулировка имеет под собой почву. Действительно равнина в диалекте нашего села называется «тала», а вот слово ТIигьир – «место» пока у меня не вызывает никаких ассоциаций


Но по свидетельству некоторых старожил, наше село раньше находилось не там, где сейчас. Первым местом расположения нашего села предполагается в районе ЧIурун мягьле. Ну после сильного землетрясения село «переехало» повыше, на нынешнее место, а часть наших сельчан переехали в нынешнее село Гечреш в Губе. Но все эти версии не являются окончательными и требуют дополнительного подтверждения. И поэтому я думаю можно остановиться на этой, пока единственной версии происхождения названия села.


Село наше имело свою культуру, традиции, обычаи. Они конечно не отличались от общей культуры лезгин, проживающих в других селах региона. Определенное влияние на культуру и обычаи оказывали тесные связи с народами Южного Дагестана, которые во время перегона скота в наши«яйлаги» (пастбище), отправлялись семьями, многие из которых оставались в наших краях на постоянное проживание.



Кроме того, благоприятное место расположения нашего села притягивало многих из горных районов Дагестана. Одним из таких переселенцев был род Абдулджабар эфенди, который переселился из Рутульского района в село Кичан, после чего переселился в наше село. Говорят, он был очень религиозным человеком и обладал магическим даром. По его инициативе в нашем селе в 19 веке была построена мечеть. По притчу, при постройке мечети, рабочие 10 – 15 человек, не могли поднять большое бревно до второго этажа и в это время подошел старый Абдулджабар ба и только с его помощью (при помощи посоха) рабочие с легкостью смогли поднять это тяжелое бревно. Его похоронили около мечети и это место является «пир»ом (Абдулджабар бадин пир). Его дело продолжили его потомки и у нас в селе образовался - къейим (тухум) «ФегIияр». Другие переселенцы из Рутульского района образовали - къейим «Каркачияр». Они занимались ткачеством, изготавливали обувь (лапти из «карка»).


Пришельцы из села Капир Кюринского района Дагестана образовали - къейим «Кьепирар- Капирцы». Кроме этого в селе обосновались такие къейимы как «ЧIухар –Чухи», «Туькьулар - Завистливые», «Чувалар - Чувалы», «ШтIияр- Штийцы»,«Къенаетар – Скупые», «Мирзеяр - Мирзе». Образовавшиеся из пришельцев кьейимар, сохраняли связи со своими прежними селениями в Дагестане. Жили они в селе компактно, в кварталах. Выделяют в селе такие кварталы: «Къуртун мягьле - Квартал свалки», «Кутан мягьле - Квартал Кута» «Чешме (булах) мягьле - Родниковый квартал», «Куташан мягьле – Квартал Куташа», «Сурарин мягьле - Кладбищенский квартал», «Балакишидин мягьле– квартал Балакиши» и т.д. Даже бывало, что несколько семьей тухума жили в одном большом доме.


Одной из важных черт известной хозяйственной общности тухума составляла взаимопомощь ее семей.


Взаимопомощь выражалась в том, что все семьи тухума неукоснительно являлись на помощь тогда, когда одна из семей предпринимала какую-нибудь работу, для выполнения которой сил одной семьи было недостаточно. Например, постройка или ремонт дома, работы связанные с устройством семейного празднества, при крупных затратах по устройству свадьбы, похорон, поминок и т.д. Взаимопомощь распространялась и на более широкую родственную группу, но тогда как дальние родственники помогали пожеланию, помощь членов тухума была обязательной или производилась в первую очередь. Важно подчеркнуть, что помощь ее членов друг другу была безвозмездной как в сельскохозяйственных работах, так и в быту. Но она, разумеется, требовала ответной помощи при сходных обстоятельствах, что, впрочем, не было обусловлено ни сроками, ни размерами такой помощи.

Обязательной была помощь всех семей тухума во время крупных празднеств, например, свадьбы.

Семья, в которой должна была состояться свадьба, собирала всех родственников и совещалась с ними по поводу предстоящего распределения обязанностей. Собравшимся подавали ужин. Назначали лиц, которые должны были созывать гостей. Человека, приглашавшего гостей на свадьбу, называли «мусудом». Мусуд ездил на коне из дома в дом, иногда из села в село, чтобы пригласить гостей на свадьбу. Назначали лицо, которое должно было пригласить музыкантов. Выбирали поваров, назначали тамаду.

У нас в селе в прошлом свадьба длилась три дня. Средняя семья, игравшая свадьбу, не имела возможности все три дня кормить всех приглашенных. Поэтому семьи тухума первого порядка обязательно оказывали друг-другу материальную помощь. Они приносили с собой муку, рис, баранов, то есть все необходимое для свадьбы. Это называлось «хунча». С проникновением в быт денежных отношений тухум стал помогать своим членам деньгами.

Как и у всех лезгин, так и у нас рождение ребенка считалось одним из самых больших и радостных событий не только в семье, но и во всем тухуме. Это вполне понятно, поскольку увеличение числа членов тухума, особенно за счет мужской его части, вело к усилению среди других тухумов селения: ведь, в роли гегемона села всегда выступали наиболее крупные по численности тухумы. Отсюда и обычай осуждения у всех лезгин малодетности, а темболее бездетности. Поэтому неслучайно, что главным желанием молодой невестки было стать матерью семи сыновей и одной дочери. Ряд рациональных и магических приемов был направлен на предотвращение бездетности, на облегчение родов и на обеспечение безопасности младенцаи матери. Например, знахарки села использовали в отношении к бездетным женщинам различные лекарственные травы и магические приемы (перешагивание женщин через небольшую яму, вырытую в земле).


Молодые женщины всегда скрывали свою беременность от окружающих, от старших не только в семье, но и среди родственников. Они сообщали об этом лишь кому-нибудь из своих ровесниц — невесток тухума, и та сообщала об этом свекрови, которая после этого начинала покровительствовать беременной, стараясь по мере возможности оградить ее от тяжелой работы, лишних волнений и т.д. Конечно, в условиях патриархального быта создать беременным женщинам все необходимые условия было невозможно, но все женщины не только семьи, но и всего тухума оказывали им посильную физическую и моральную помощь. Так, любая женщина тухума при встрече с беременной родственницей, которая несла, например, кувшин (квар) с водой, отбирала его и доставляла домой сама.


Все женщины тухума старались удовлетворить те или иные пожелания беременных женщин в пище, считая это «богоугодным» делом. Если какая-либо семья в тухуме приглашала гостей и устраивала торжество, во время которого готовили плов, долму, шашлык и т.п., то обязательно отвозили угощение в дом, где имелась беременная женщина, чтобы и она попробовала эту пищу. Иначе, как считали в народе, в роду может появиться ребенок с физическим недостатком.

Роды, как правило проходили с помощью бабки-повитухи, однако, наряду со свекровью самое активное участие в их «облегчении» принимали влиятельные женщины тухума, которые давали советы и исполняли различные магические обряды.

После рождения ребенка женщины сообщали эту радостную весть всему тухуму. Свекровь с ближайшими родственницами готовила обрядовое блюдо (хэшил). Они угощали не только роженицу, но и всех, кто приходил с поздравлениями по случаю рождения ребенка.


В приготовлении праздничных блюд, в обслуживании приглашенных самое активное участие принимали почти все женщины тухума. Впоследствии в течение 40 дней все ближайшие родственницы из тухума приносили новорожденному подарки, поздравляли молодую мать и желали младенцу здоровья, счастья. Они же принимали участие и в обряде укладывания ребенка в люльку (кьеб), в церемонии наречения ему имени и т.д.


Мужчины тухума, по обычаю, в обрядах связанных с родами участия не принимали. Однако при рождении мальчика, а также при наречении ему имени, глава семьи должен был известить об этом ближайших родственников. Обычно они давали совет чьим именем назвать ребенка — прадеда, деда, двоюродного деда и т.д., т.е. именем кого-либо из людей, которых уже не было в живых.


Реже давались другие имена — какие-нибудь традиционно народные или из мусульманского именника. При анализе имен, как правило, наблюдаемо пределенную закономерность — чередование имен через два или одно поколение. Это связано с тем, что как у всех лезгин, так и у нас в селе считали что, имя (особенно мужское) члена тухума нельзя «оставлять в земле». И когда рождался ребенок, то говорили, называя имя умершего деда или другого самого близкого родственника по прямой мужской линии, что «вернулся» Аливерди, Ибрагим, Гамид, Сефихан и т.д. Так образовывались как бы традиционные тухумские имена, в последующем которые превратились в фамилии более родственных связей («эсилар»).


Выше я уже говорил - свадьба (женитьба сына или выдача замуж дочери) считалась знаменательным событием не только для семьи, но и для всего широкого круга родственников — тухума. Поэтому уже при выборе невесты, члены тухума принимали самое активное участие.



Отец с матерью ставили ближайших родственников в известность о своем намерении женить сына и советовались с ними относительно той или иной девушки. Во время сватовства и обручения участие членов тухума также было весьма ощутимо. Накануне обручения все подопечные и близкие родственники во главе с аксакалами тухума собирались у жениха, где заранее готовились к их приходу, приготовив соответствующие праздничные блюда. Здесь обговаривали, кого послать в качестве сватов («уьлчуьяр») в дом невесты. В их число входили обычно доверенные лица из числа ближайших родственников жениха: родные, двоюродные, троюродные братья и дяди по отцовской линии. Если таковые отсутствовали, то посылали других родственников, но из числа мужчин данного тухума. Их сопровождали такжеи влиятельные женщины данного тухума, которые в назначенный день обручения надевали на невесту серебряное или золотое кольцо, серьги и другие украшения


Во время обряда обручения родственники жениха договаривались о сумме калыма, о сроках свадьбы и т.п. Раньше выдавали замуж только в свой тухум, потому что «уважали и поддерживали друг друга». Имело значение и то обстоятельство, что при выдаче сына за девушку из своего тухума выкуп за невесту требовался значительно меньшим. В случаи, когда девушку отдавали в другой тухум, квартал или селение, говорили недовольно: «хороший камень вставляют в стену, а непригодный выбрасывают». Браки разрешались только между членами дально родственных групп — яргьал миресар.


К женщинам, привезенным из других сел, односельчане относились немного свысока, с насмешкой. Их никогда не называли собственным именем, аименем того села, откуда привезли. Даже дома мужья не называли их собственным именем, а обращались к ним: Эчехь, Муругъ, Кичан, СтIур ит.д., т.е. по имени того села, откуда они родом.


Односельчане никогда не знали их имен, да и они сами со временем забывали собственное имя. В настоящее время женятся и выходят замуж юноши идевушки в основном в пределах одного селения не зависимо от тухума. Но частыми стали также случаи выхода замуж девушек за юношей из соседних сел, соседних районов и даже за представителей других национальностей.


Большим авторитетом среди женщин тухума пользовались старшие женщины, обычно жены аксакалов или другие умудренные опытом старухи. Ни одна женщина в тухуме не могла выдать дочь замуж или женить сына, не посоветовавшись со старшей тухума. Во время свадеб, похорон, поминок в любой семье патронимии старшая женщина выполняла роль советчицы и распорядительницы. Все женщины ждали ее указаний и следовали им. Существенно заметить, что наиболее влиятельная женщина в тухуме необязательно была женой главы родственного объединения. Чтобы быть признанной в качестве старшей, она должна была обладать большим умом и опытом.


Главой женской половины семьи обычно была старшая, умудренная опытом женщина. В основном она называлась «ч!ехи диде». В большой семье она руководила, в частности, трудовой деятельностью женщин: распределяла между ними обязанности по дому и хозяйству. Каждая женщина знала, что она должна делать: одна пекла хлеб, готовила обед, другая кормила и поила крупный рогатый скот, третья носила воду, четвертая стирала, занималась уборкой. Под руководством старшей женщины помогали мужьям при уборке сена, во время жатвы, на току, обрабатывали шерсть, ткали ковры, вязалии т.д., а так же воспитывали детей.

Помощь оказывалась и при несчастных случаях: Например, если у кого то по какой либо причине случался падеж скота, то хозяину пострадавшей семьи старший тухума сообщал о том, что сегодня вечером к нему придут гости и он должен устроить мервет. После этого он объявлял главам семей своего тухума, что они обязаны прийти на квартальную площадь.

Там старший тухума сообщал, что «такую-то семью постигло несчастье, сегодня вечером ее хозяин устраивает мервет и все должны быть у него» К вечеру все главы семей собирались в доме, где устраивали мервет. После обильного ужина каждый присутствующий громогласно объявлял: «За кьве хеб мервет ийизва», «за пуд кел мервет ийизва», «за са дана мервет ийизва», «за фулан къадар пул мервет ийизва» и т.д. («Я два барана мервет даю», «я три ягненка мервет даю», «я одного теленка мервет даю», «я столько-то денег мервет даю» и т.д.). На следующее утро каждый из глав семей, участвовавших в мервете, выполнял свое обещание, приводил на квартальную площадь барана, телят или ягнят, после чего старший тухумав присутствии всех членов тухума вручал эти дары пострадавшему.

Одним из самых распространенных видов ремесла у наших сельчан было ковроделие. Было распространено изготовление сумахов (паласов) -безворсовых ковров с гладкой лицевой стороной и мохнатой изнанкой.

Кроме того занимались террасным земледелием и отгонным скотоводством. Выращивали ячмень, пшеницу, просо, рожь, бобовые, с XIX в. — картофель,с XX в. — огородные, бахчевые культуры, лён, табак. В животноводстве преобладали овцы, были также козы, коровы, лошади. Традиционные промыслы и ремесла: прядение, ткачество, вязание шерстяных носков,производство ковров (знаменитые безворсовые сумахи), сукна, войлока.


Мельницы в селе, как правило, принадлежали отдельным лицам и носили их имена. Все они естественно располагались в подступах к реке. Существовало три мельницы: в районе Махь (граница с территорией с.Муруг) –мельница Мегьдихана, в районе дороги в Ачар – мельница Бубахваи в районе Садула тахта – мельница - ? (уточняется).


Как и у всех Кавказских народов у нашего села имелись традиции, связанные с кровной местью. Но установление Советской власти постепенно привела к искоренению этого патриархального обычая. Однако в первые десятилетия Советской власти в селе еще нередки были случаи кровной мести. А также существовали многие не довольные Советской властью. Избегая от гонений, они жили в лесах -«къачаги». В лесах находились не только выходцы из нашего села, но и из других сел. Они объединяясь совершали набеги, убийства в разных селах. И в последующие десятилетия подчас ощущалась неприязнь, отчужденность между членами прежде враждовавших тухумов. Они не доверяли друг другу, а если это было возможно, то и ущемляли друг друга, например, при выдвижении на руководящие посты в селениях (в сельский совет, в правление колхоза и т.д.) Как утверждают старожилы, в 30-40-х годах в числе репрессированных попадались люди, которые были оклеветаны нашимиодносельчанами из числа в прошлом враждебных тухумов. И в настоящее время старшее поколение еще помнит о былых межтухумных взаимоотношениях, межтухумной вражде.


В 30 годы как и во всей стране у нас в селе тоже был организован колхоз. Первым председателем колхоза стал – Зекера Захаров, в последующем председателями колхоза становились Касим (дядя Фити – отец Идмана), Абубекер, Сейфеддин, Ширинбек (из села Чах-чах Даг АССР), Муьршуьд, Шихмет (из села Кичан), Агъабани (Дестебеган вах), Гьедеят (из села Эчехуьр). Во времена колхоза в селе были и спады, и подъемы. Но в целом сельчане жили бедно. Тут нужно учесть и последствия Великой Отечественной войны, где принимали участие многие наши односельчане.


Однимиз таких был Керимага Джафаров. Его до сих пор помнят и чтят память в нашем родном ТIигьире, где после военных лет он бесперерывно проработал председателем сельсовета, отдавая всю энергию и опыт односельчанам.


Младший лейтенант Керимага Джафаров родился в 1918 году. Сражался на Белорусском фронте. В 1944 году был назначен командиром противотанковой роты. Принимал участие в освобождении узников многих концентрационных лагерей, в том числе и печально знаменитого Освенцима. Прошел боевой путь до немецкого города Виттенберг. Был награжден орденами Великой Отечественной Войны I и II степени, Орденом Красной Звезды.


Для поддержания духа населения в 40 годы в наше село приезжали различные артисты с концертными программами. Клуба ещё не было и концертные программы проходили в здании мечети. По свидетельствам старожилов мечеть нашего села являлась одним из красивейших зданием в районе: двухэтажный, с высокими куполами, круговыми балконами. Перед мечетью находилось огромное дерево.


В 50 годы из–за трещины в стенах мечети председателем колхоза было принято решение снести здание и построить новое. Однако в деле получилось то, что мечеть снесли и вместо неё построили клуб, который существует до сих пор. Это, скорее всего, исходило из той политики, которая существовалав те годы в государстве. В конце 60 –х годов колхоз был переорганизован в совхоз им. Кирова. В его состав входили территории двух сел (Кичан, Дузтагир). Директором совхоза стал Ислам Мирзагаев, который руководил совхозом практически до 90 годов. Эти годы отмечаются экономическим подъемом в селе и улучшением благосостояния. Было получено многотехники, построены два животноводческого комплекса, два магазина, здание управления совхоза, пристройки к школе. Кстати, школа у нас была построена в конце 40-х, в начале 50 –х годов. До этого занятии проводили в дворах домов сидя на скамейках, стульях.


После Ислама Мирзагаева, директорами совхоза были Агаси, Гарат, Балададаш, Мусаев. А дальше развалился СССР и следом совхозы.

Несколько слов о председателях сельсовета (кентсевет). В разные годы председателями сельсовета, который объединял в себе село Кичан и Дузтагир являлись: Абдул, Алисултан, Велед (из с. Кичан), Агабани,Керимага, Инар, Алисман (из с. Кичан), Джамал, Азим, Идман, Талиб.


Автор: Акрам Аливердиев

P.S. Фильм о селе Дузтагир вы можете посмотреть по этим ссылкам - 1 часть и 2-ая часть.
Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1087
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 17
Мугьманар: 17
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили: