Многие могилы отличаются своим устройством и направлением, что не характерно для мусульманских могил. На многих могилах имеются надписи на старо-албанском языке. Таким образом, появление и развитие села относятся к до мусульманскому периоду во времена могущественного государства - Кавказской Албании. Что касается названия села, то и здесь есть две гипотезы. По одной из них название "КIири" связано с кустарниками облепихи, которые в изобилии растет в здешних местах, а по другой версии название села связано с изделиями из древесины боярышника (кIирер). Но и в этом вопросе каких-либо письменных достоверных доказательств нет.
После присоединения Дагестана к России, название села почему-то поменяли с КIири на Икра, с чем наше село не имеет никакого отношения. Основным занятием жителей села с древнейших времен было земледелие, оружейное дело, скотоводство и кустарное дело. Каждый клочок земли обрабатывался тщательно. Пахали землю деревянной сохой. Основной тяговой силой являлись волы. Основными посевными культурами были: пшеница, ячмень, просо, конопля, картофель. Жители села отличались высокой культурой земледелия. Существовало строгое разделение женского и мужского труда. Женщины в основном выполняли прополку полей от сорняков, уборку урожая, помогали при молотьбе. Более трудоемкие работы выполняли мужчины. После уборки созревшего урожая снопы перевозили на арбах к токам и скирдовали. Дальше готовились к такому важному по-своему праздничному моменту - молотьбе. У каждого рода, а в некоторых случаях и у каждой семьи, был свой ток. Крестьяне вставали ранним утром, кормили волов, а другая часть семьи и родственников расстилали равномерно по всей площади тока снопы и по ним пара волов таскали "ругунар" (специальные доски со вбитыми в них кремневыми камнями).
Этот процесс отличался торжественностью и радостью. После революции в селении появляются молотилки, которые первоначально приводились в действие с помощью тяговой силы лошадей и волов, а потом с помощью воды. Особое место среди земледельческих культур занимала конопля. Она давала прекрасные семена, которые входили во многие национальные блюда и волокна, что было основой быта горца. Из нее готовили одежду, мешки, веревку. В селении функционировали несколько частных мельниц. Определенную часть собранного урожая зерновых, люди мололи в этих мельницах за определенную плату хозяевам в виде зерна или муки. Определенная часть населения занималась садоводством.
Главным образом, сажали грушевые сады, а яблоневые относятся к более позднему сроку. Наряду с земледелием, большое значение для жителей имело скотоводство. Разводили коров, буйволов, лошадей, овец и коз. Волы и буйволы использовались как тяговая сила, выполняли на них всю тяжелую работу крестьянской жизни, а лошади использовались при молотьбе и для верховой езды. Нельзя было представить настоящего горца без коня. Особое место в жизни жителей села занимал мелкий рогатый скот. Скотоводство давало не только продукты питания: молоко, мясо, сыр, жир, но и сырье для одежды. Ведь из шкур коров, буйволов делали лапти, а из шкур овец - тулупы, а из шерсти готовили ковры и паласы.
Скотоводство в селении носило особый, перегонный в рамках территории, характер. Зимой и летом до завершения сенокошения скот держался на общинных землях в селении, а весной и осенью перегоняли на сенокосные угоди и прилегающие к ним леса, где были у каждого рода свои кошары. Из домашних птиц разводили кур. Но широкое развитие птицеводство в селении не получило. Оно требовало больших расходов зерна, а у жителей села были ограниченные возможности в этом. Среди жителей села сильно было развито ремесленничество и кустарничество: кузнецы, плотники и каменщики.
Они славились на весь Южный Дагестан. Особой популярностью пользовались местные кузнецы, которые были известны во всех селах Южного Дагестана. По рассказам старожилов, в селении действовало 17 кузниц, где готовили сельхозинвентарь и оружие. Прекрасными мастерами показали себя икринские каменщики и плотнике, чьи творения даже прошлого столетия до настоящего времени сохраняются в селении как драгоценные реликвии истории.
Тяжелая жизнь требовала развития и других ремесел. Несколько слов можно сказать и о развитии гончарных изделий. С западной стороны холма "Сенгер" до настоящего времени сохраняется жженая земля и после селевых потоков появляются в большом количестве куски разбитых глиняных посуд. О существовании гончарного дела свидетельствует находки гончарных изделий на глубине 6-8 метров. То есть имеется культурный слой, который свидетельствует о многовековой истории нашего села.
Также с западной стороны холма "Сенгер" после селевых потоков заметны размытые строения. Анализ этих строений и структура почвы показывают, что в результате оползня часть села снесло и после этого жители стали строить дома в самой долине. Простые наблюдения показывают, что только огромное трудолюбие, взаимопомощь, отзывчивость, добросовестность и честность дали людям возможность выжить в этих суровых условиях жизни. Многовековая история развития села собрала много ценного и полезного, многими из которых пользуются нынешние потомки. Самыми лучшими морально-нравственными качествами наших предков являлась взаимовыручка и взаимопомощь. Для наших предков было характерно выполнение различных работ всем миром, коллективно. Этим способом косили сено, убирали урожай зерновых, строили дома, расчесывали шерсть, вытягивали нитки из волокон конопли. Долгое время у икринцев, как и у других народов Дагестана, не было единой религии. Они верили многим явления природы, преклонялись перед ними. Особую роль в жизни наших предков играл огонь, то есть огнепоклонство.
Следы этого сохраняются и в наши дни, на свадебных обрядах и во время праздника "Яран Сувар". До настоящего времени в нашем языке называют бога огня - Алпан - Алпандин цIай, что подтверждает, что икринцы были основным составляющим Кавказской Албании! Об отсутствии единой религии можно судить, как мы отметили выше, по могилам на кладбище, которые различны по направлению и строению. Отдельные могилы относятся к эпохе Кавказской Албании. Как мы знаем Кавказская Албания пала перед хазарскими и арабскими захватчиками. Где-то на рубеже X-XI веков арабы насильно насаждали ислам во всем Дагестане. Достоянием определенной части населения стала святая из святых "Коран".
Посредством арабской письменности кроме "Корана" читали и другие исторические, философские, научные трактаты. Первые образцы школ были при мечети или частные, где муллы обучали детей на дому у себя. Принятие ислама способствовало возникновению арабского права - шариата. Наряду с шариатом, огромной силой общественного воздействия на человека было мнение односельчан - джамаата. Особым уважением пользовались аксакалы. Они создавали на селе общественное мнение. Кража, разбой, воровство, сквернословие, оскорбление других, особенно женщин, осуждалось общественным мнением.
Кроме этого, действовал принцип кровной мести. За убийство человека наказывали выселением из села или большим выкупом. В 19 веке селением управлял староста, которого избирал джамаат. В распоряжении его были, 1-2 помощника, исполнителя "чавуш". В конце 19 века появляется чиновник - кавха, которого назначал царский наместник в Темирхан-Шуре. Он в основном жил за счет штрафов от жителей. Жизнь была трудной и многие жители села Икра ездили за куском хлеба в Дербент на рыболовные артели и в Баку на нефтяные промыслы. Но жизнь везде была трудной и тяжелой. Постоянно в недрах этой трудной жизни проявлялись отголоски протеста, недовольства.
Во все времена икринская земля давала своих героев лезгинскому народу. Одним из таких героев был абрек из КIири, Буба. Жизненный путь этого бесстрашного, смелого человека, который не только наводил ужас и страх на чиновников в Южной Дагестане, но про него было известно царю России. О благородстве и мужестве этого человека ходят многочисленные легенды. Потомки с благодарностью относятся к памяти этого мужественного, отважного человека, которого не сумели сломать ни нефтяные промыслы Баку, ни бакинская тюрьма, ни сибирская ссылка, ни отряд казаков. В конце 19-го века начинается процесс формирования национальных кадров из рабочего класса на нефтяных промыслах в г. Баку. Тяжелые условия жизни вынуждали рабочих к борьбе как к единственному пути избавления от нищеты, и разорения, и угнетения.
И первое боевое крещение классовой борьбы многие икринцы получили на промыслах в Баку. В их числе были: Мамедов Мажид, Исаев Иса, Исаев Муса, Казиев Гюлмагомед, Караханов Ярахмед, Медетов Кази, который в дальнейшем стал первым исполкома Курахского района. После победы в Октябрьской Социалистической революции жизнь в селении изменилась коренным образом. В первую очередь в плане народного образования. Первая школа при местной мечети была открыта в 1918 году на арабском языке.
Постепенно образование начинало брать обороты: в 1927 году был построен школьный корпус начальных классов, в 1936 году начальную школу переименовали в семилетнюю. И только в 1967 году в с. Икра открыта средняя школа, построен новый учебный корпус. За период после открытия средней школы начинается процесс ускоренного приобщения молодежи с. Икра к разным областям науки и техники. Тяжелым испытание выпала на долю сельчан Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Высокий патриотизм, интернационализм проявили икринцы с самого начала войны. 222 человека отправились на защиту родины. 105 сложили свои головы ради защиты Родины. На поле брани покрыли себя славой политрук Османов Шафи, офицер Гамзаев Багаудин, рядовые Алимирзоев Р., Эскендаров Р., Батманов Л. и многие другие, которые были награждены боевыми наградами и медалями. Но особой гордостью для нас является бесстрашный комбат Эсед Бабастанович Салихов, чей подвиг остается примером мужества и стойкости, патриотизма и веры. За мужество, стойкость и отвагу ему было посмертно присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
В знак благодарности и уважения к памяти воинов селе поставлены: памятник Герою Советского Союза Э.Б. Салихова и обелиск "Воинам - Освободителям". Великая Отечественная война была испытанием прочности не только на войне, но и в тылу, где ковали победу старики, дети, женщины. За большой вклад, активное содействие и помощь фронту село Икра неоднократно получало благодарственные письма от Верховного Главнокомандующего. За годы войны в с. Икра для детей-сирот открывается детский дом, где нашли приют сотни мальчиков и девочек, оставшиеся без родных и близких.
И икринцы отдали им всю щедрость своей души, заменили им отцов и матерей, поставили их на правильный путь. Икринцы за годы Советской власти сыграли заметную роль в общественной и социальной жизни района и республики. Особой гордостью для нас является то, что подвиги, показанные Героем Советского Союза Э.Б. Салиховым, продолжил наш земляк - генерал Кахриманов М.Г., который прошел путь от рядового до звания генерала - майора. И в сегодняшний день он является гордостью икринцев и примеров для молодежи. В 1991 году Советский Союз распался и страна встряла в волну непонятного развития. Те ценности, с которыми жили люди, уже не существовали. Трудно было икринцам, особенно старшему поколению, привыкнуть к новому строю.
Единственное место работы - колхоз постепенно угасал. Постоянное колебание цен и нестабильность политики раздражало горцев. Люди, жившие в СССР, теперь стали жителями Российской Федерации, где был избранный президент и избранная Государственная Дума. И здесь икринцы принимали самое активное участие. Депутатом Госдумы РФ стал наш икринец - Азизов Магомед-Фазил З. Другой брат - Азизов Замир З. был избран депутатом в Народное собрание РД по Курахскому району.
Братья Азизовы являются примером для подрастающего поколения. Много икринцев работают в различных отраслях народного хозяйства, образования и науки, имена всех невозможно перечислить, но где бы они не работали и не жили, - это люди высокой морали, нравственности и духовности. В настоящее время село увеличилось в несколько раз и мы надеемся, что в селе будут все условия для нормальной жизни. То есть, газ, асфальт, работа для молодежи. Но каждый икринец должен, конечно, внести свою лепту для развития нашего села и тогда я уверен, что Икра будет процветать..
Источник: Рассказы старожилов
Фото ©