Село Яркуг


Величественна и прекрасна природа Дагестана. Но, сколько перевидали она и ее народы за долгую свою историю. Сравнительно небольшой уголок земли всего в 50,3 тыс. кв. км., где живет свыше 30 народностей, но она всегда была лакомым кусочком, на которую зарились даже далекая Римская империя, а затем Сасаниды. Византия, Арабский Халифат, Монголы, полчища Тимура, полчища кочевников Кара-Коюнлу во главе с султаном Искандером, затем сефевиды, затем опять иранцы и турки, сменяя друг друга, вторгались в Дагестан. 

Длительная борьба с врагами выковала особого склада людей-дагестанцев. В братскую семью народов Дагестана входит и немногочисленный, но гордый народ агульцев. Одним из сел Агульского района является селение Яркуг. Расположено селение Яркуг у входа в Кушан -дере на левом берегу реки Кушан-чай c Востока и с Запада село защищено глубокими ущельями, на дне которых извиваясь текут речки ,а с южной стороны село было защищено крутыми обрывами и для надежности были построены крепостные стены с надежными воротами. 

Существует легенда, которая гласит, что первоначально с. Яркуг представлял собой хорошо укрепленная крепость, со всех сторон окруженная крепостной стеной и с мощными воротами. Однажды врагам удалось подкупить одну старушку, отдав ей горох и другие подарки, и она, усыпив бдительность стражи, открыла ворота и впустила врагов, в результате крепость оказалась разрушена, а люди оставшиеся в живых часть переселилась и основала новое селение Кулардж, а часть осталась в селении. Событие это произошло, наверное, ещё в до арабский период, так как в топонимике этого периода арабские названия ещё не употребляются. По довольно большому количеству эпиграфики можно сделать вывод, что в селении имелась школа. 


В одной эпиграфике имеется дата 677 год, которую, скорее всего, следует считать годом основания села.Первоначально в селении проживали 27-29 семей, которое представляли четыре тухума: джамалар, куттурар, мусавур, умартар. В селении имелись три мечети, но одновременно все три в силу каких-то причин не работали. От одной мечети остались только развалины и фундамент минарета, у второй мечети провалилась крыша, но сама сохранилась в целостности, а третья мечеть после реставрации и сейчас функционирует. При мечети имелся мактаб, где учились дети разных возрастов одновременно. 

Обучение в мактабе было платное, поэтому не все могли в ней учиться да и функционировала она не постоянно, так как муллу приглашали со стороны. Некоторые, окончив мактаб в селе, отправлялись продолжить учебу в селение Кумух, которого сельчане называли Кумух-шавур.Большой популярностью в селе и за пределами пользовались такие люди, как мулла Курбан и его сын Базай, который знал не только грамматику арабского языка, но еще знал русский язык, что тогда было редкостью. Другим известным муллой из селения был Гаджи, который работал муллой в селении Лака Хивского района. Он хотя не работал в селении муллой, но пользовался большим авторитетом и уважением. Такой же популярностью он пользовался и за пределами села, о чем свидетельствует следующий случай. Однажды побывав у отца, возвращался домой его сын, ведя на поводу коня с поклажей. Когда он уже удалился от села на приличное расстояние, вдруг выскочили абреки и схватили коня под узды. 

Главарь абреков спросил у мальчика: «чей он сын и куда едет». Когда узнал, что он сын муллы Гаджи, то велел отпустить его и не тронуть его имущество.При сравнительно небольшой численности населения, село располагало сравнительно большими посевными площадями. Вся земля была поделена между тухумами, но в дальнейшем земля пахотная была поделена между членами тухума. Неразделенными остались пастбища, леса. В общественной жизни тухумы играли большую роль. Члены тухума в первую очередь  оказывали друг другу помощь во всех случаях жизни. Особенно помощь тухума требовалась во время кровной мести. Каждый тухум имел свою главу: им было лицо энергичное, добропорядочное, обладающее красноречием и хлебосольством. 

Главой тухума не всегда считался старший в роду. Ему необходимо было ещё иметь богатство, ум и другие личные качества, служащие чести, достоинству всего тухума. В тухумном совете мог участвовать каждый член тухума, решение совета или указания главы тухума не были обязательны для исполнения, но при невыполнении мог лишится материальной поддержки. Тухум - родословное древо горцев и своеобразная форма организации родственников. Член тухума, где бы он ни жил, всегда сохранял принадлежность к тухуму. Так было при общинном строе, так было при феодализме , так было при социализме. «Дерево держится корнями, а человек тухумом», - говорят в Дагестане.В селе сохранились и соблюдаются древние традиции. 

Одним из таких традиций является замечательное явление - обычай гостеприимства. Сельская пословица гласит: «Пусть за дверью не уменьшится обувь гостей». Каждый горец считал за честь достойно принять гостя. Однажды был такой случай. Приезжий привязал своего коня у входа одного дома, а в этом доме жила приезжая молодая семья учителей. Сосед увидел это и стал объяснять приезжему, что у них нет сена, чтобы накормить его коня, хотел отвязать коня и увести к себе во двор. На шум разговоров выходят хозяева и, узнав в чем дело, стали категорически возражать. Они тут -же нашли сено и накормили коня. 

Гостей сельчане принимали в любое время дня и ночи. У сельчан существовал даже обычай: во время обеда и ужина отделяли порцию на случай, если вдруг придет запоздалый гость «Гость- посланник Аллаха»- говорили. Чем больше гостей, тем больше являлся баракат в дом. Приезд гостя считался радостным событием для семьи. Во всех случаях хозяева стараются угостить гостя чем-либо вкусным, специально для такого случая припасенным. Уважение оказывали каждому гостю, кто бы он ни был, к какой нации, вероисповедованию не принадлежал. Даже кровник становился для хозяина священною особой и вступал во все права гостя, т. е. под особую зашиту. Гостя, когда он уезжал, провожали до границ аула. Гость мог стать кунаком. Это происходило если между гостем и хозяином устанавливались дружеские отношения. Традиционным считался кунак, доставшийся семье по наследству от деда, отца, братьев. Большим уважением в селении пользовалась семья, которая имела больше кунаков.


Хорошим качеством считалось у сельчан уважение к старшим. Людей старшего поколения считали кладезью мудрости и хорошими советчиками, о чём свидетельствует пословица «Если нет взрослого мужчины, у кого можно спросить, то спроси хотя-бы у большого камня»3аметное место в общественном быту сельчан занимало искусственное братство. Ими становились дети, вскормленные грудью одной женщины. Большое место в жизни села занимало и куьче , где собирались обычно в свободное время мужчины .Куьче делилось на две части: на одной собирались старшие ,т.е. женатые ,семейные ,а на другой молодёжь. Здесь обсуждались новости, житейские дела ,здесь же можно было получить совет на волнующий вопрос .Иногда взрослые устраивали здесь борьбу, вырабатывая тем самым у них борцовский характер . Жители села в социальном плане в основном были равными. 

Лишь несколько семей: Шебенар, Тамаяр, Гьарбачар считались состоятельными. Во время коллективизации у них было конфисковано всё имущество.Выше говорилось о селении Кулардж, который был основан жителями с. Яркуг. У сельчан ходит легенда, что селение Кулардж был разрушен войском Надир-шаха. Жители села мужественно защищались, но мужество уступило числу. Захваченных в плен женщин и детей согнали на ток, связали по рукам и ногам и растоптали лошадьми, отчего протекавшая неподалеко речка обагрилась кровью. 

Другая легенда гласит, что жители Куларджа, предвидя вторжение войск Надир-шаха, спрятали свое имущество в местности среди трех родников. Осматривая аул и его окрестности можно найти много старинных сооружений самого разнообразного характера. Здесь имеются остатки башен, мечети, памятники эпиграфики, каллиграфии и декоративного искусства. Что касается жилых помещений, то по обработке камня и размерам комнат можно предположить каким социальным группам они могли принадлежать. Воду источника применяют при мочекаменной болезни. Есть свидетельства о положительной динамике различных болезней желудочно-кишечного тракта после длительного (1-1,5 месячного приема). 

Исследования источника проводились еще в 1970 годы, но результаты исследования жители села не получили, а по результатам исследования 2005 года воду источника причислили к хлоридно-гидрокарбонной группе. Из памятников архитектуры, которые сохранились и дошли до нас, следует назвать следующие: пир (мавзолей Шамси шейхи), кьула (буквально переводится как углубленное место для сбора воды) маленькая комната. В отличие от обычных маленьких комнат в ней отсутствовали архитектура, излишества, аскетическое убранство, места для намаза и омовения сплошь из цельного положительного камня. В 1985 году фотография этой маленькой комнаты висела на стенде в историческом факультете . В аннотации к фотографии говорилось, что это единственная в Дагестане маленькая комната с источником воды в ней.Другим памятником архитектуры села является мечеть. Она представляет собой помещение прямоугольной формы. 

С южной стороны к ней пристроена комната (худжра), что переводится с арабского как комната. Основная часть стены очень хорошо сложена из ровно обтесанного камня. Большие каменные плиты в стене покрыты сложной арабской вязью. Крыша мечети держалась на огромном бревне, длина которого равнялась 12 м, диаметр окружности 1,1м. Ее доставили из с. Кураг сплавив по реке в период разлива. Снизу бревно подпиралось тремя мощными деревянными колоннами из бука. Материал для колонн притащили, запрягая в них по две пары волов в каждую, а затем на месте обработали. На поперечных буковых балках тоже привезенных из Табасарана укладывались 3,5 -4 см толщины каменные плиты, которые были очень плотно подогнаны.

Сложно дать однозначную оценку такому мероприятию, как коллективизация сельского хозяйства. Вот как она проходила в нашем селе. Пришли, говорят так называемые красные партизаны (может так назывались, а может и иначе) и стали проводить опись имущества. Ничего не подозревающие крестьяне дали им сведения о своем имуществе (семена ржи, ячменя, гороха, сохи, ярмо, молотильные доски, лошадей, коров, и мелкий рогатый скот). Через месяц полтора пришли те же люди и стали отбирать и передавать колхозу, а те, кто не хотел вступить в колхоз, раскулачили. 

В числе раскулаченных оказались 3 семьи: Шебенар, Ттамаяр (Гаджиахмад, Иса), Гьарбачар (Раджаб, Салдар). У первых реквизировали 5 волов , 2 лошадей со сбруей , все сельскохозяйственные орудия, 19 голов крупного рогатого скота из них 12 коров, 600 голов овец и коз . У вторых - Исы реквизировали 2 пары волов, 15 голов крупного рогатого скота, из них 10 коров , все сельскохозяйственные орудия, 1000 голов овец и коз. У третьих было конфисковано 30 голов крупного рогатого скота, из них 20 коров, все сельскохозяйственные орудия, 650 овец и коз. После раскулачивания Шебенар были высланы в Киргизию, Гьарбачар остались, но у них отобрали дом и в ней устроили школу , а Ттамаяр, чтобы переждать бурю некоторое время жили в селении Кондык Хивского района, но у тех тоже дом был конфискован и в ней так же устроили школу. 

Ттамаяр, боясь, что у них отберут домашний скарб, заранее раздали их соседям, с тем, чтобы потом вернули, но те, зная, что пожаловаться на них не смогут, так-как утаили от властей их имущество, не вернули. Их предали и подставили те, кому из близких соседей и родственников они помогли.После коллективизации социальная жизнь в селе оставалось очень тяжелой. Колхоз техникой не располагал и после объединения с Курагским колхозом положение значительно выправилось, так как их колхоз имел 2 трактора машины -полуторки и даже комбайны. В 1969 году село Яркуг вступил в совхоз «Дмитровский», в котором было 4 отделения. 

Совхоз располагал большим парком различной техники, до 10 тысяч голов мелкого рогатого скота, около 20 лошадей, около 1000 голов крупного рогатого скота. В настоящее время жители села в основном переселились, и две крупные Яркугские диаспоры проживают в Мамедкале и в Шамхале. Положительным событием было строительство в 1936 году начальной школы. В1976 году была построена восьмилетняя школа, а в 1990 году средняя школа.

Источник: "Вести Агула", № 29 (5789), Фото с сайта Односельчане.ру
Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1087
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 7
Мугьманар: 7
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили: