Хвередж - один из старинных аулов Курахского района. Точная дата
возникновения села неизвестна. Как рассказывают старожилы, после
очередного нашествия иноземных захватчиков, село заново восстанавливали.
Последний раз это происходило после разгрома войск Надир-шаха.
Недалеко находился еще один маленький аул. Оставшиеся в живых его жители примкнули к хвереджцам. Здесь нашли также пристанище и представители лакского и табасаранского народов, которые остались без крова, семей, родственников.
Слово Хвередж с агульского языка переводится как "большой утес". Действительно, аул расположен на большом утесе. С южной стороны его защищала пятиэтажная сторожевая башня. Удивительным было то, что стены башни закладывали из камней четырехметровой длины. На одной из камней высечена надпись: "Город Хвередж".
К сожалению, и башню, и мечеть с 35-метровым минаретом разрушили коммунисты, а камни использовали при строительстве здания школы. При мечети действовало и медресе. Хвереджцы любили свой маленький аул. Когда посторонний спрашивал у хвереджца "большое ли ваше село?", то он как бы невзначай отвечал "у нас сорок мельниц".
Хвереджцы сохранили легенду о том, как их прадеды построили мечеть .В башне всегда в запасе держали острые камни, булыжники. При необходимости их пускали в ход, сбрасывали прямо на головы неприятелей. К башне были проведены подземные проходы. По ним к защитникам доставляли еду, воду. Хвереджцы сохранили легенду о том, как их прадеды построили мечеть. Братья из тухума Хирчер несколько лет собирали деньги на поездку в Мекку на хадж. Перед самой поездкой пошли дожди и град, селевые потоки смыли все дороги, мосты и братья не смогли отправиться в путь. Тогда они на свои деньги заказали мастеров и поручили им строительство мечети. Высотное здание до 30-х годов украшал аул.
Мастера достойно справились с данной задачей. Высотное здание до 30-х годов украшало аул. Из 100 подворий сейчас в селе осталось 62. Потому что многие из-за трудных горных условий переселились на равнину, в города. Они нашли приют на землях Целегюна Магарамкентского, Дружба Каякентского районов, Краснодара, Ставрополя, Кизляра.
В конце тридцатых годов в ауле открыли начальную школу. Дальнейшее образование дети хвереджцев получали в средних школах Усуга, Гелхена, Тпига, Кураха. Долгие годы школа ютилась то в частных домах, то в клубе. Только в 1968 году построили для школы подходящее здание.
Первыми учителями села стали Хидирнаби Аюбов, Ибрамхалил Гададов, Рамазан Гаджиев, Идрис Расулов, Хиби Ибрагимов, Гирейхан Аюбов.
Недалеко находился еще один маленький аул. Оставшиеся в живых его жители примкнули к хвереджцам. Здесь нашли также пристанище и представители лакского и табасаранского народов, которые остались без крова, семей, родственников.
Слово Хвередж с агульского языка переводится как "большой утес". Действительно, аул расположен на большом утесе. С южной стороны его защищала пятиэтажная сторожевая башня. Удивительным было то, что стены башни закладывали из камней четырехметровой длины. На одной из камней высечена надпись: "Город Хвередж".
К сожалению, и башню, и мечеть с 35-метровым минаретом разрушили коммунисты, а камни использовали при строительстве здания школы. При мечети действовало и медресе. Хвереджцы любили свой маленький аул. Когда посторонний спрашивал у хвереджца "большое ли ваше село?", то он как бы невзначай отвечал "у нас сорок мельниц".
Хвереджцы сохранили легенду о том, как их прадеды построили мечеть .В башне всегда в запасе держали острые камни, булыжники. При необходимости их пускали в ход, сбрасывали прямо на головы неприятелей. К башне были проведены подземные проходы. По ним к защитникам доставляли еду, воду. Хвереджцы сохранили легенду о том, как их прадеды построили мечеть. Братья из тухума Хирчер несколько лет собирали деньги на поездку в Мекку на хадж. Перед самой поездкой пошли дожди и град, селевые потоки смыли все дороги, мосты и братья не смогли отправиться в путь. Тогда они на свои деньги заказали мастеров и поручили им строительство мечети. Высотное здание до 30-х годов украшал аул.
Мастера достойно справились с данной задачей. Высотное здание до 30-х годов украшало аул. Из 100 подворий сейчас в селе осталось 62. Потому что многие из-за трудных горных условий переселились на равнину, в города. Они нашли приют на землях Целегюна Магарамкентского, Дружба Каякентского районов, Краснодара, Ставрополя, Кизляра.
В конце тридцатых годов в ауле открыли начальную школу. Дальнейшее образование дети хвереджцев получали в средних школах Усуга, Гелхена, Тпига, Кураха. Долгие годы школа ютилась то в частных домах, то в клубе. Только в 1968 году построили для школы подходящее здание.
Первыми учителями села стали Хидирнаби Аюбов, Ибрамхалил Гададов, Рамазан Гаджиев, Идрис Расулов, Хиби Ибрагимов, Гирейхан Аюбов.
К сожалению, и башню, и мечеть с 35-метровым минаретом разрушили коммунисты, а камни использовали при строительстве здания школы. При мечети действовало и медресе. Хвереджцы любили свой маленький аул. Когда посторонний спрашивал у хвереджца "большое ли ваше село?", то он как бы невзначай отвечал "у нас сорок мельниц".
В башне всегда в запасе держали острые камни, булыжники. При необходимости их пускали в ход, сбрасывали прямо на головы неприятелей. К башне были проведены подземные проходы. По ним к защитникам доставляли еду, воду. Хвереджцы сохранили легенду о том, как их прадеды построили мечеть. Братья из тухума Хирчер несколько лет собирали деньги на поездку в Мекку на хадж. Перед самой поездкой пошли дожди и град, селевые потоки смыли все дороги, мосты и братья не смогли отправиться в путь. Тогда они на свои деньги заказали мастеров и поручили им строительство мечети.
В башне всегда в запасе держали острые камни, булыжники. При необходимости их пускали в ход, сбрасывали прямо на головы неприятелей. К башне были проведены подземные проходы. По ним к защитникам доставляли еду, воду. Хвереджцы сохранили легенду о том, как их прадеды построили мечеть. Братья из тухума Хирчер несколько лет собирали деньги на поездку в Мекку на хадж. Перед самой поездкой пошли дожди и град, селевые потоки смыли все дороги, мосты и братья не смогли отправиться в путь. Тогда они на свои деньги заказали мастеров и поручили им строительство мечети.
Первым фельдшером села был Базаев Асланбек Магомедович, работавший с 1963г. по 2002г.
Коллективное хозяйство создали в 1938 г. Председателем правления колхоза избрали бывшего красного партизана Ибрагима Девришева. Много сделал он для поднятия экономики хозяйства, особенно в годы Великой Отечественной войны, за что получил правительственные награды: орден Трудового Красного знамени, медаль «За доблестный труд», 26 лет своей жизни он отдал этой хлопотной должности, верно служил джамаату.
После него председателями работали Байрам Гусейнов, Хидирнаби Ибрагимов, Аюб Гаджиев, Хидирнаби Аюбов, Курбан Мирзоев. На фронт из села ушли более 40 человек, 17 из них отдали свои жизни за победу. Доблестно сражались хвереджцы с врагом. Гаджирамазан Курбанов получил орден Славы. Офицерами стали Рамазан Аюбов, Курбан Ибрагимов. Большую лепту внесли в дело развития овцеводства чабаны Мирза, Адам, Магомедали, Адилхан и Курбан.
За пределами села были известны такие мастера, как Курбан, Рамазан Алиев, Магомед Абакаров (зурначи), Юсуф Магомедов, Ибрагим Рамазанов, Салих Хидиров, Базай Тагиров, Рамазан Хибиев, Рамазан Алиев, Ибрагим Рамазанов (каменщики), Рамазан Девришев, Гусейн Рамазанов, Курбан Рамазанов (кузнецы).
Гордостью села являются Матери-героини Ханага Гаджиева, Ханумшияр Гаджиева, Балбике Рамазанова, Байрамкиз Шабанова. В селе шесть тухумов: Хирчер, Тагирар, Маллалияр, Шалбузар, Абдуллаяр, Камбарар.
В наши дни в селе функционируют Дом культуры, средняя школа, ФАП, библиотека. В школе обучаются до 90 детей. В личных хозяйствах жителей более 3000 овец и коз, 400 голов крупного рогатого скота. Водой село обеспечено. За каждым подворьем числится около 30 соток земли. Хвередж один из самых отдаленных аулов, расположен в 27 км от райцентра. Граничит с землями Агульского района.
Коллективное хозяйство создали в 1938 г. Председателем правления колхоза избрали бывшего красного партизана Ибрагима Девришева. Много сделал он для поднятия экономики хозяйства, особенно в годы Великой Отечественной войны, за что получил правительственные награды: орден Трудового Красного знамени, медаль «За доблестный труд», 26 лет своей жизни он отдал этой хлопотной должности, верно служил джамаату.
Ивестные люди села:
Абумуслим Алиев - заместитель министра юстиции РД. Магомед Алиев - хирург, доктор медицинских наук.
Магомед Хидиров - художник.
Мелик Ибрагимов - заслуженный экономист РД.
Гаджирамазан Хидирильясов — подполковник.
Омар Гададов - заслуженный врач РД.
Материал©
Последнее фото с сайта odnoselchane.ru
Обновила материал : Амина Хидирлясова