Село Мискинджа
Мискинджа (Мискинджи) - село (аул) в Докузпаринском районе Дагестана. Население - 3,4 тыс. жителей (2002), в основном выходцы из Ираны , олезгенирированные таты. Аул расположен на берегу реки Самур у подножия горы Шалбуз-даг, в 12 км восточнее Ахты, в 70 км юго-западнее железнодорожной станции Белиджи.
Мискинджа, как и другие дагестанские села, имеет глубокую и древнюю историю, корни которой исходят из далекого прошлого. Исследуя исторические источники, анализирую архивные документы, изучая лингвистические особенности «мискинджинского» говора, этнографические, конфессиональные признаки до сих пор нельзя с уверенностью сказать, откуда берет свое начало, и происхождение это древнее село. На сегодняшний день самым первым упоминанием в исторических источниках названия села Мискинджа можно найти в старой мечети селении Каракюре Докузпаринского района.
Дорога из аула ведёт к почитаемому мусульманами региона месту Эренлар, расположенному на высоте более 2500 м. В 14 км южнее расположен аул Куруш - самый южный населённый
пункт Дагестана.
Верующие лезгины – мусульмане суннитского толка, и лишь население села Мискинджа Ахтынского района (Дагестан, Россия) исповедует ислам шиитского толка. Согласно официальной статистике по обе стороны Самура проживает 382 тысяч лезгин. По данным переписи 1999 года, по своей численности лезгины (178 тысяч) являются вторым после азербайджанцев народом Азербайджана. Однако по неофициальным данным число лезгин в этой стране в несколько раз выше. Объясняется это расхождение тем обстоятельством, что очень часто живущие здесь лезгины фиксируются как азербайджанцы.
Климат умеренный, выражена высотная зональность. Холодные снежные зимы сменяются жаркими летними месяцами. В ауле имеется школа, больница.
Особняком, в стороне от шеренги вершин Главного Кавказского хребта, образующий самую южную границу Российской Федерации, гордо стоит одна из высочайших вершин мира гора Шалбуздаг. Парящая над облаками, величественная скальная громада, с отвесными утесами, вечно покрытая ледниками, стоящая, словно на страже южных рубежей нашей родины. У подножия этой величественной горы раскинулось селение Мискинджа.
Мискинджа, как и другие дагестанские села, имеет глубокую и древнюю историю, корни которой исходят из далекого прошлого. Исследуя исторические источники, анализирую архивные документы, изучая лингвистические особенности «мискинджинского» говора, этнографические, конфессиональные признаки до сих пор нельзя с уверенностью сказать, откуда берет свое начало, и происхождение это древнее село.
На сегодняшний день самым первым упоминанием в исторических источниках названия села Мискинджа можно найти в старой мечети селении Каракюре Докузпаринского района. Куфические надписи в мечети гласят, что жители сел Каракюре, Мискинджа, Микрах и Ахты боролись против Ирана и хазар в 6-8 вв. н.э. Древнюю мечеть с надписями профессор А.Р.Шихсаидов датирует 10-11 вв. н.э.
Исторически доказано, что в начале 15 века в ауле Мискинджи существовала религиозная школа - медресе. Так в 1975 году в селении Цудахар была найдена рукопись книги великого поэта и мыслителя востока Саади Ширази «Гюлистан» на арабском языке, рукопись датирована 1409 годом. На рукописи нашли надпись «...лезги вилаятра машгьур алим, Шиназви ... алимрикайни къанунчийрикай, виридлайни лайихлу кас ..., ч1ехи устад патал. Мискискарин хуьре кхьин къувуна».
По преданию, селение Мискинджа разрушалось семь раз, и каждый раз восстанавливалось на новом месте. На полях рукописи «Анвар» (наклейка № 223), хранящиеся в Институте истории, языка и литературы ДНЦ РАН, имеется следующая запись: «Произошло вооруженное столкновение у села Заулаки между войсками Сурхай-хана и Кюры, и было убито много мужчин с обеих сторон. В месяце шаъбан в субботу на рассвете 1195 г. хиджры руками Сурхай-хана и Ума-хана (Аварского) было разрушено село Мискинджи в 1197 г. хиджры».
Многие историки, писатели, этнографы высказывают свои предположения о происхождении селении Мискинджа, в частности за основу берется то, что жители села исповедуют шиитский толк Ислама, когда как окружающие села Докузпаринского района в основном сунниты. Но конфессиональная основа мискинджинцев может быть привнесенной в период арабских завоеваний, начиная с 7 века н.э.
Существуют так же предания, что село Мискинджа было основано в 16 веке переселенцами из Персии. В селении сохранилось несколько средневековых мечетей с тяжёлыми дубовыми дверьми, украшенными орнаментами арабского происхождения. Резьба по дереву на некоторых предметах домашнего обихода и особенно травные орнаменты чисто арабского типа характерны не только для Мискинджи, но и для некоторых других сел Докузпаринского района. Примечательны также типы домов, предметы домашнего обихода, старинная одежда и т.д. Все это является материальным показателем древних контактов села с шиитским миром мусульманского Ближнего Востока, но не доказательством происхождения села Мискинджа.
По мнению P.M. Магомедова, единственным аргументом в пользу иранского происхождения мискинджинцев является их шиитское вероисповедание.
В период Кавказской Албании и после её распада из числа уроженцев Мискинджи вышли знаменитые ученые, поэты и религиозные деятели. В 14 -18 вв известны такие крупные ученые и поэты как Мискин Факъир, Мискин Джабраил, Мискинджали Мискин, Мискин Вели, Ашуг Курбан, знаменитая поэтесса Лейли Ханум, яркие произведения которых написанные ими на лезгинском, азербайджанском, персидском, арабском и турецком языках дошли до нас. Они воспевали о горькой доле бесправного горца, о захватнических нашествиях со стороны соседних государств, о любви к родине, о глубоких человеческих чувствах и страданиях трудового горца.
Поэтесса лезгинка из села Мискинджа Лейли Ханум по своей значимости и по литературному наследию стоит на равнее с такими известными лезгинскими поэтессами как Кьурагь Гьафизат, Кьепир Айшат, Стал Саяд, Ахцегь Фатимат и другие. Об этом изложено в 1985 году кандидатом филологии Мавлудом Ярахмедовым в своем труде «О связях азербайджанских и дагестанских литератур».
Феодальная раздробленность и непрекращающиеся междоусобицы подрывали производительные силы ханств восточного Кавказа, ослабляли сопротивление иноземным завоевателям, усугубляя угрозу порабощения кавказских народов отсталыми государствами востока. Одна из притч гласит, что в Мискинджи первоначально не было ни ханов, ни беков, огромным влиянием пользовался ахунд. Народная память сохранила имена борцов против феодального произвола, такие как Дабаш, Мухаммедбек, Алиага, Кьеп1ич, Ибрагим, Семедай, Мурадали бек, Байрам, Шемикьа Къуджа. Другой борец Амай боролся с феодалами с оружием в руках. Умирая, он завещал положить вместе с ним в могилу его саблю и ружье.
В этих условиях многие деятели Кавказа обращали свои взоры к России, просили её покровительства и помощь в защите от притязаний Ирана и Турции. Массовые присоединения к России Кавказских народов началось манифестом Александра 1 от 12.09.1812 года. В феврале 1811 года подтверждено и документально оформлено вступление вольных магалов - Ахтыпаринского, Докузпаринского, Мискинджинского и других - в подданство к России.
По данным генерал - майора Граббе, в 1820 - х годах, в Докузпаринском магале (с центром в селении Мискинджа) было 10 селений, в которых проживало 960 семейств. Ахтынское общество включало 15 селений (1500 семейств), в Рутульское общество входило 18 селений (1600 семейств).
Главнокомандующий Кавказской армией генерал Головин в 1839 году образовал из всех обществ один Самурский округ. Управление обществом поручалось начальнику округа из царских офицеров. Округ состоял из трех магалов: Ахтынского, Докузпаринского и Алтыпаринского. В каждом магале был свой кадий, а в селениях - муллы, старшины и десятники.
Жители села со старых времен в основном занимались землепашеством и животноводством. Мискинджинцы сами заготавливали себе хлеб. В удачливые годы сельчане собирали урожай зерновых примерно 400 - 500 тонн, а ввозить было неоткуда. Многие главы семей зарабатывли кусок хлеба на нефтяных промыслах и каменоломнях Биби - Эйбата Азербайджана. Этим, пожалуй, и объясняется то, что из большого села до Октябрьской революции в светских учебных заведениях России учились единицы из более или менее состоятельных тухумов. Только один мискинджинец Мирзабек Ахундов учился в Новоалександрийском институте сельского хозяйства и лесоводства. Мирзабека Ахундова в 1916 году, за активное участие в революционной деятельности, арестовала жандармерия царя. Трое мискинджинцев учились в Баку в средних учебных заведениях. Лишь октябрь 1917 года дал возможность мискинджинцам познать мир, стать грамотными людьми и дипломированными специалистами.
Изменился внешний облик Мискинджи - родины Мирзабека Ахундова. Здесь было создано высокоразвитое и многоотраслевое хозяйство «Мискинджинский» за годы советской власти. Рабочие и специалисты стали заниматься земледелием, виноградарством, животноводством и другими отраслями. Саха и арба ушли в прошлое: в их распоряжении стали появляться тракторы, комбайны, парк машин и другой сельскохозяйственной техники.
Из числа воспитанников школы, в которой учатся более 1000 детей (1970 - 75 годах) вышли специалисты разных профессий, как для промышленности, так и для сельского хозяйства.
Свыше 25 мискинджинцев стали учеными в различных областях науки и техники.
Гордостью мискинджинцев являются академики Фейзулла Касум-заде, Серкер Серкеров, доктора наук Мамед Ходжаев и Айбет Айбетов, имена которых известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.
В Мискинджах имеются в настоящее время все объекты социально-бытовой культуры: прекрасная, отвечающая современным требованиям образовательная средняя школа, дом культуры, отделение связи, участковая больница, библиотека, джума - мечеть. Все семьи имеют приусадебные участки.
В тяжелые годы Великой отечественной войны около 300 мискинджинцев ушли на фронт, из которых лишь 105 вернулись в село, остальные 195 сельчан пролили свою кровь на полях сражений за свою родину, проявив при этом героизм, отвагу и мужество.
В настоящее время Мискинджа это крупный населенный пункт в Докузпаринском районе Республики Дагестан на южном рубеже России, в котором 1500 дворов с населением свыше 3500 человек.
С каждым днем и годом жизнь мискинджинцев улучшается и процветает. Залогом и гарантом для этого является тот факт, что постоянно вводятся в действие все новые и новые объекты жизнеобеспечения сельчан. К примеру, благодаря ястараниям республиканского руководства и особенно работников района, главы МО «Докузпаринский район» Абасова К.С. в селе построено здание сельской школы, завершено строительство оросительного канала «Куруш - Мискинджа», строится новое здание детского сада, заасфальтирована главная сельская дорога и намечаются перспективные планы на будущее.
Источник:dokuz-para.ru, Фото с сайта odnoselchane.ru