Село на южном склоне занимает две его лицевые стороны :одна - главная его сторона обращена к югу (южная), а другая – малая – квостоку (восточная). Русский ученый Н.И. Кузнецов, посетивший Шиназ в конце июня 1911г., писал: «Шиназ – это огромный аул, примостившийся у скалы по правую сторону реки. Среди аула виднеются 2-3 здания более крупных, с покатыми железными крышами, с изящными крытыми балконами.Высокий минарет выдаѐтся над плоскими крышами саклей, лепящихся друг над другом. Местами пирамидальные тополя украшают аул, в садах растет черешня,а там на юге , за аулом видны снеговые горы, простирающиеся за долиной Самура и свершающиеся на солнце серебром.
Обращают на себя внимание аркообразные постройки. Это крытые галереи сводообразно построенные,соединяющие одну саклю с другой, образующие как бы туннели междусаклями». Происхождение села Шиназ своими корнями уходит в глубокую древность. Местные жители его называют – «Сыназыр», то есть - «сынас», что в переводе означает – «одному». По мнению некоторых исследователей – «Шиназ» - персидское слово, которое означает «признающий» (исламское вероучение).
Есть версия, что название Шиназ восходит к слову «нац1» -«камыш». Согласно преданию, записанной Панеком, говорится, что когда-то вэтой местности были разбросаны мелкие селения: Шугъад, Мыхадий,Цыгьырдихдад, Мухъу1. Лейлу-къала… Эти мелкие селения (хутора)соединились между собой. А в отдельных преданиях добавляются поселения Кьулихъ и Ик1алыб. Село имело 5 кварталов, где жили представители семитухумов, состоящие из 60 патронимии (сихилов): Шихамадар (имя предка);Гу1цийер (прозвище); Эрекенер (имя предка); Га1йдарар (имя основателя);Ч1акьуйер (прозвище); Ванатыйер (прозвище); Минтарар (пришельцы изХорасана); Хабийер (прозвище); Абакыйер (имя основателя); Кьубанийер (имяоснователя); Къара-Мирзыйер (имя основателя); Ризийер (имя основателя);Хасмемедер(имя основателя); Сагьа1дар (потомки Абу Муслима Хорасанского);Къузи-Рамазанар (имя основателя); Талалыйер (имя основателя); Гьу1дийер(потомки Абу Муслима Хорасанского); Сайранар (имя основателя); Пидурийер(имя основателя); Хинк1арийер (прозвище); Писык1ыйер (прозвище);Ч1аракьыйер (прозвище); Ухьунийер (прозвище); Гылылийер (прозвище);Гьа1санийер (имя основателя); Гьа1йдарар (имя основателя); Ч1укуйер(прозвище); Ибрамгьа1джийер (имя основателя); Кьа1рийер (прозвище);Джемийер (имя предка); Каширар (прозвище); Мэгьэмедийер (имя предка);Мамадыйер (имя основателя); Пыртыйер (прозвище); Ылийер (имя основателя);Гьу1булийер ( прозвище); Пишк1энийер (прозвище); Къа1чийер (имяоснователя); Балук1уйер (имя основателя); Хананыйер (имя основателя);Джагвонт1ыйер (прозвище); Гьа1джи-Ма1гьа1мадар (имя основателя); Чупанар(имя предка); Кьабилар (имя основателя); Мазант1ыйер (из Пилека Рутульскогорайона); Ма1ьсубар (из Баку); К1арэджийер (из Агула); Багъдавар (из Багдада);Залбегер (из Гусары, Азербайджан); Гьа1лиханар (из Хунюха Рутульскогорайона); Ц1амц1ыйер (из Харыц1а); Кашканар (?); А1джуху1йер (?);Гадарджибийер (?); Зарганийер (из Кубачи); Нарчавар (?); Даравар (из Агула);Шасинар (из Хнова Ахтынского района); Ц1ахут1ыйер (из Цовкра). Шиназ – это один из древних дагестанских аулов, который еще в средневековье славился своим ремеслом, земледелием и животноводством. Об этом свидетельствуют письменные источники, сохранившиеся памятники культуры, наличие земледельческих обычаев и праздников, сохранившиеся древние орудия земледелия, архаические виды домашнего ремесла и т. п.
Подтверждением сказанного является наиболее важное и оригинальное сообщение о Шиназе 13 века известного географа и космографа Закарийа ал-Казвини (1203-1283). Он писал: «Шиназ – это городок в стране Лакзан, на краю очень высокой горы. Кнему нет иной дороги, как по вершине горы. Кто хочет попасть сюда, тот беретв руки палку и медленно спускается, из-за сильного ветра, чтобы ветер не сбил его с ног. Холод у них чрезмерно силен в течение семи месяцев. У них прорастает сорт зерна, называемый «ас-сульт». Кое-что из горных яблок.Жители его добрые, мирные, гостеприимные по отношению к бедным,радушные к чужеземцам. Ремесло их заключается в изготовлении вооружения,как кольчуга (дир) и панцири (джавашин) и другие виды вооружения». Ужесредневековые арабские хроники 13 века называют его одним из крупныхкультурных и религиозных центров Южного Дагестана.
О былом величии этого аула сегодня наглядно свидетельствуют сохранившие плиты с куфическими надписями 11-12 веков; минарет древней джума-мечети, построенный в 11 векеи реставрированный в 17 в.; развалины медресе, где в 18 веке находилась школа известного ученого-энциклопедиста Исмаила Шиназского. В некоторых домах шиназцев сохранились разрозненные тома сочинений алимов и разные другиеарабские рукописи 13-19 веков. Накануне установления Советской власти здесь кроме джума-мечети было ещѐ 10 мечетей, по две на каждый квартал, не дошедшие до наших дней. В общественно- политическом отношении Шиназ, хотя входил в третий участок Самурского округа, где главным пунктом был Рутул, имел свой отдельный магал, состоящий из пяти селений: Шиназ, Уна,Кала, Амсар, Лучек и Пилек. Шиназ, недававший Рутулу пахты, делал это как насколько большое само по себе селение, что могло отстаивать свою самостоятельность в этом отношении, а Кала, Уна и Амсара не отбывали пахты,глядя на Шиназ, к которому они относились. За отказ в пахте Рутул часто воевал с Шиназом, и в таких случаях все остальные селения участка должны были помогать Рутулу, причем, однако , Амсар и Лучек всегда старались бытьнейтральными, а Уна и Кала помогали шиназцам. Управлял делами Шиназского магала самое высокое духовное лицо - кади, которого выбирали из числа ученейших и достойнейших эфендиев. Ислам здесь окончательно утвердился впервой половине 11 века. Арабские завоеватели, чтобы надолго укрепить здесь свое влияние, назначали кадии и ученые для обучения населения исламу и старейшины для управления ими из числа своих доверенных лиц.
В исторических сочинениях написано, что при расселении «потомков Абу-Муслима Хорасанского» в Дагестане, в Шиназе обосновали сына михтара Синджаба Мухаммада186. А с другими подробностями вы можете ознакомиться в данных ниже исторических письменных памятниках по селу Шиназ. Шиназкак центр Шиназского магала было средоточием общественной жизни, где издавна существовала почва для традиционной арабской науки.
В начале 18 века здесь имело научное учебное заведение, где преподаванием за период его существования занимались великие известные во всем Востоке ученые Исмаил Шиназский и Саид-Эфенди. Сюда обучаться приезжали не только дагестанцы,но и жители других соседних областей Востока. В окрестности села сохранились две могилы «святых», бывших учеников того периода. Одна могила – Исмаила, внука известного шейха Ахмада-эфенди ат-Тали, умершего от болезни. А другая – неизвестного пришельца, который погиб трагически,став жертвой религии. Из дагестанцев, обучавших здесь, пока известны нам имена следующих: Зейд Ислам Булатов из Куркли, Магарам-Эфенди Ахтынский, Магомед Ярагский, Ахмед-Эфенди Катрухи, Бакри-Эфенди (Мишлеша). Однако, хотя Исмаил Шиназский написал ряд трудов по астрономии, геометрии, физике, математике и философии, но, к сожалению, не все еще обнаружены.
Одна сохранившаяся рукопись сейчас находится в рукописном фонде ДГУ. В 70-е годы 20 века нами после долгих поисков был обнаружен телескоп Исмаила Шиназского, которым он пользовался 18 веке.Находился он в краеведческом музее города Уфы, мы имели подробные описания этого прибора, но, к сожалению, не смогли вернуть его на родину.Далее в начале 80 годов прошлого века учеником сельской школы Самсаевым Басиром Эмирхановичем в развалинах бывшей астрономической школы был найден уникальный нож с ценными изображениями, нанесенными на клинок.Московский Институт Археологии, изучив этот находок, пришли к выводу, что изображение на клинке ножа представляет очень большой научный интерес….
К сожалению, видя современный Шиназ, невольно возникает вопрос. Куда делась та бывшая исламская культура такого исторического села? Дело в том,что, как уже выше было сказано, после установления Советской власти в руины были обращены все 11 мечетей села, а также бывшая школа Исмаила Шиназского. Огромная арабская библиотека, составляющая предмет гордости шиназских алимов, была полностью разгромлена. Все книги и рукописи,хранившиеся в ней, были сожжены в 30 -е годы. При этом не пощадили даже астрономических сочинений Исмаила Шиназского, написанных на арабском языке. От советских религиозных репрессий сильно пострадал и простонародный «ислам Гробницы». В селе и в его окрестности были снесены почти все мавзолеи. Целый ряд могил святых шейхов были распаханы подпашню, устроенные при них строения снесены или завалены камнями.Религиозные гонения этих годов не обошли стороной и живых шиназских религиозных служителей, многие из которых стали жертвами репрессий дагестанского ГПУ – НКВД.
Из материалов Рамазанова Р. А.
сайт shinaz.ru
Фото ©