Cеление Штул - одно из старинных сел Курахского района.
Как рассказывают старожилы, когда-то село имело
название Рагаллай хюр («село на скале»), а название Штул оно получило
позднее. Некоторые сельчане связывают это с прибытием в село в ХIV-ХV
веках миссионеров-суфиев. Первую группу арабов настигла жестокая участь,
горцы их невзлюбили и убили. Через некоторое время пришли другие.
Почему-то рагалайхюрцы их оставили в покое, однако им не разрешили жить в
селе. Тогда пришельцы облюбовали себе гору Штин рядом с селом и
расположились там. Потом они перебрались к «Ишен булаху» (роднику).
Когда отношения с горцами превратились в дружественные, они окончательно
переселились в село Рагаллай хюр. Суфисты себя считали ишанами, то есть
шейхами, муршидами. Поэтому требовали от местного населения, чтобы их
так и называли - ишанами. По этой причине все, что было связано с
пришельцами-ишанами получили название: Ишен тул, Ишен булах, Ишен пад,
Ишен кам, Ишиг там. После присоединения пришельцев с местным населением
образовалось большое село (до 300 хозяйств) и оно получило название
Ишантул. Впоследствии слово претерпело некоторые изменения и оно
преобразовалось в Штул.
Необходимо отметить, что группа миссионеров
оказала огромное влияние на быт, жизнь, духовную культуру горцев. В
XVII-XIX веках село Штул становится духовным центром в Кюринском округе,
куда приезжают учиться в медресе и у алимов из всех аулов Кюринского,
Самурского округов, Кубинского уезда. Из Штула вышли крупные
ученые-арабисты, мыслители. Они получили известность и за пределами
Страны гор. Еще одним ремеслом был известен Штул. Здесь с давнишних пор
работали мастера оружейных дел и они совместно с шиназцами обеспечивали
войска горцев оружием. Штульцы имели огромные владения. Территория села
простиралась с горы Юрф до горы Титан, и с востока к западу от крепости
Курд до реки Курах. На их территории находились два лесных массива,
тысяча гектаров пастбищ, сенокосов, пашен, альпийских лугов, садов. Село
делилось на пять магалов и каждый имел свою мечеть. Жители состояли из
семи тухумов: Палачар, Кванцилар, Царуяр, Хипитар, Сефияр, Саркумар,
Галибялар.
До 30-х годов XX века в селе действовало медресе
Тагир-эфенди. Учились там и горянки. Им арабскую грамоту преподавала
женщина по имени Эсли. Революция 1917 года принесла немало нового и в
горный аул Штул Кюринского округа. Рабочие-нефтяники зарабатывающие себе
на жизнь на предприятиях г. Баку становились активными участниками
строительства советского строя в селе и в округе. Среди них получили
известность коммунисты Мисри Ибрагимов, Навруз Керимов, Сефербег Бабаев,
ЧIатI Магомед, первые комсомольцы Мелик Гасанов, Алибег Селимов, Халил
Халилов, Рамазан Исабеков, Магомед Казиев, Рамазан Халилов. Заметный
след в истории оставил выдающаяся личность, большевик, соратник В. И.
Ленина, И. В. Сталина Магомед (Михаил) Лезгинцев, который в годы
гражданской войны занимал пост главного финансиста Красной Армии, а
после еще выше поднялся по служебной лестнице. В 1926 году в селе
открыли (в частном доме) начальную школу. В 1930 году для нее построили
новое здание. Сельских детей и безграмотных взрослых обучали первые
учителя села Агабала Ахундов, Абдурагим Исаев, Мелик Гасанов, Эседуллах
Ибрагимов, Шариф Гамидов, Мирзамагомед Азизов, Гарунбек Тагиев, Махмуд
Эфендиев. Ахундов несколько лет руководил и редакцией районной газеты. В
1933 году образовали колхоз. В годы становления коллективного хозяйства
во главе его стояли Эседуллах Ибрагимов и Ярали Насрулаев. Долгие годы
должность председателя сельского Совета занимали достойные и отважные
женщины Гулисим Гасанова и Гевхер Казиева. В Штульский Сельсовет тогда
входили и села Цилинг, Кумух, Кутул, Ашахюр. Во время избирательных
компаний жители всех сел с музыкой, флагами, транспарантами собирались в
Штуле, радовались, пели песни, танцевали, организовывали конкурсы,
соревнования. В 30-40 годы большой вклад в дело сбора фольклора
лезгинского народа внесли образованные люди того времени, большие
любители и ценители литературы сыновья Тагира-Эфенди Абдурахман и Ахмед.
Среди тех, кто первым получил хорошее образование, был и Муса
Гаджиметов.
Война Советского Союза с фашистской Германией принесла много
горя и лишений и штульцам. Около 300 человек ушли на фронт, многие
погибли, пропали без вести, в село вернулись, можно сказать, одни
калеки. Все село работало на фронт. Женщины вязали шерстяные носки,
мужчины шили тулупы и отправляли воинам-защитникам. Многие сельчане
помогали фронту, чем могли. Так, Муслим Курбанов подписался на заем
стоимостью 100 тысяч рублей, за что получил поздравительную телеграмму
от И. В. Сталина.
В послевоенный период энтузиасты села, активные члены
художественной самодеятельности создали театральную труппу и в 1951 г. в
коридоре школы показали сельчанам свой первый спектакль «Если не это,
то другое». Главные роли исполняли Мавлудин Насрулаев и Магомедсалих
Эфендиев. Они часто выступали перед трудящимися с концертами. Славились и
ашуги Идрис, Али Гасана, Таджикули, Кариб. Али и Кариб были прекрасными
мастерами по изготовлению чунгуров.
Кроме животноводства и земледелия
штульцы занимались ремесленничеством. Большой спрос имели ковры Шамсият
Шамхаловой, продукция из железа, дерева, глины мастеров Кенбера, Давуда,
Магомеда, Жамала. Гордостью штульцев также является талантливый, умелый
организатор, руководитель Сиражудин Умаров. С 1974 года он руководил
Дербентским консервным комбинатом и коллектив под его руководством
достиг очень огромных успехов.
Дербентский консервный комбинат
неоднократно отмечался переходящими Красными знаменами Министерства
пищевой промышленности РСФСР и ЦК профсоюза отрасли, Совета Министров
РСФСР и ВЦСПС, ЦК КПСС СССР, Почетной грамотой Президиума Верховного
Совета РСФСР, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ДАССР. Его
имя было занесено в «Золотую Книгу Почета» Министерства пищевой
промышленности РСФСР. А самого Сиражудина Шамсудиновича наградили двумя
орденами Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд»,
Почетными грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР и ДАССР. Его
несколько раз избирали депутатом городского Совета и Верховного Совета
ДАССР. С. Ш. Умаров сделал очень много полезного и для г. Дербента, и
для Курахского района, и для рабочих предприятия.
Популярностью
пользовалась также женщина поэтесса Хатур. Ее песни передавались из уст в
уста. К сожалению, никто не записывал ее стихов и ее творчество
осталось незамеченным. В последующие годы из села вышли поэты
Магомедсалих Эфендиев, Махмуд Эфендиев. Значительную роль в развитии
экономики, соцбыта села сыграл колхоз. На трудодни колхозники получали
зерно, мясо, сыр, масло. Колхоз тогда имел мелкого рогатого скота более
30 тысяч, крупного рогатого - 300, волов - 120, лошадей - 150.
Не прошел процесс миграции и мимо штульцев. За последние сорок лет из Штула за благополучной жизнью отправились более 250 семей. Больше половины их обустроились в пос. Белиджи, сел. Нюгди, Куллар, в городах республики. На данный момент на старом месте, где когда-то находился Рагаллай хюр, остались 12 хозяйств. 70 семей построили себе новые дома в местечке «Хандак» возле трассы Касумкент-Курах. Там сейчас действуют неполная средняя школа, администрация села, Дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт, отделение почты.
Источник:kurah.su