Cеление Штул - одно из старинных сел Курахского района. Как рассказывают старожилы, когда-то село имело
название Рагаллай хюр («село на скале»), а название Штул оно получило
позднее. Некоторые сельчане связывают это с прибытием в село в ХIV-ХV
веках миссионеров-суфиев. Первую группу арабов настигла жестокая участь,
горцы их невзлюбили и убили. Через некоторое время пришли другие.
Почему-то рагалайхюрцы их оставили в покое, однако им не разрешили жить в
селе. Тогда пришельцы облюбовали себе гору Штин рядом с селом и
расположились там. Потом они перебрались к «Ишен булаху» (роднику).
Когда отношения с горцами превратились в дружественные, они окончательно
переселились в село Рагаллай хюр. Суфисты себя считали ишанами, то есть
шейхами, муршидами. Поэтому требовали от местного населения, чтобы их
так и называли - ишанами. По этой причине все, что было связано с
пришельцами-ишанами получили название: Ишен тул, Ишен булах, Ишен пад,
Ишен кам, Ишиг там. После присоединения пришельцев с местным населением
образовалось большое село (до 300 хозяйств) и оно получило название
Ишантул. Впоследствии слово претерпело некоторые изменения и оно
преобразовалось в Штул. Необходимо отметить, что группа миссионеров
оказала огромное влияние на быт, жизнь, духовную культуру горцев. В
XVII-XIX веках село Штул становится духовным центром в Кюринском округе,
куда приезжают учиться в медресе и у алимов из всех аулов Кюринского,
Самурского округов, Кубинского уезда. Из Штула вышли крупные
ученые-арабисты, мыслители. Они получили известность и за пределами
Страны гор. Еще одним ремеслом был известен Штул. Здесь с давнишних пор
работали мастера оружейных дел и они совместно с шиназцами обеспечивали
войска горцев оружием. Штульцы имели огромные владения. Территория села
простиралась с горы Юрф до горы Титан, и с востока к западу от крепости
Курд до реки Курах. На их территории находились два лесных массива,
тысяча гектаров пастбищ, сенокосов, пашен, альпийских лугов, садов. Село
делилось на пять магалов и каждый имел свою мечеть. Жители состояли из
семи тухумов: Палачар, Кванцилар, Царуяр, Хипитар, Сефияр, Саркумар,
Галибялар. До 30-х годов XX века в селе действовало медресе
Тагир-эфенди. Учились там и горянки. Им арабскую грамоту преподавала
женщина по имени Эсли. Революция 1917 года принесла немало нового и в
горный аул Штул Кюринского округа. Рабочие-нефтяники зарабатывающие себе
на жизнь на предприятиях г. Баку становились активными участниками
строительства советского строя в селе и в округе. Среди них получили
известность коммунисты Мисри Ибрагимов, Навруз Керимов, Сефербег Бабаев,
ЧIатI Магомед, первые комсомольцы Мелик Гасанов, Алибег Селимов, Халил
Халилов, Рамазан Исабеков, Магомед Казиев, Рамазан Халилов. Заметный
след в истории оставил выдающаяся личность, большевик, соратник В. И.
Ленина, И. В. Сталина Магомед (Михаил) Лезгинцев, который в годы
гражданской войны занимал пост главного финансиста Красной Армии, а
после еще выше поднялся по служебной лестнице. В 1926 году в селе
открыли (в частном доме) начальную школу. В 1930 году для нее построили
новое здание. Сельских детей и безграмотных взрослых обучали первые
учителя села Агабала Ахундов, Абдурагим Исаев, Мелик Гасанов, Эседуллах
Ибрагимов, Шариф Гамидов, Мирзамагомед Азизов, Гарунбек Тагиев, Махмуд
Эфендиев. Ахундов несколько лет руководил и редакцией районной газеты. В
1933 году образовали колхоз. В годы становления коллективного хозяйства
во главе его стояли Эседуллах Ибрагимов и Ярали Насрулаев. Долгие годы
должность председателя сельского Совета занимали достойные и отважные
женщины Гулисим Гасанова и Гевхер Казиева. В Штульский Сельсовет тогда
входили и села Цилинг, Кумух, Кутул, Ашахюр. Во время избирательных
компаний жители всех сел с музыкой, флагами, транспарантами собирались в
Штуле, радовались, пели песни, танцевали, организовывали конкурсы,
соревнования. В 30-40 годы большой вклад в дело сбора фольклора
лезгинского народа внесли образованные люди того времени, большие
любители и ценители литературы сыновья Тагира-Эфенди Абдурахман и Ахмед.
Среди тех, кто первым получил хорошее образование, был и Муса
Гаджиметов. Война Советского Союза с фашистской Германией принесла много
горя и лишений и штульцам. Около 300 человек ушли на фронт, многие
погибли, пропали без вести, в село вернулись, можно сказать, одни
калеки. Все село работало на фронт. Женщины вязали шерстяные носки,
мужчины шили тулупы и отправляли воинам-защитникам. Многие сельчане
помогали фронту, чем могли. Так, Муслим Курбанов подписался на заем
стоимостью 100 тысяч рублей, за что получил поздравительную телеграмму
от И. В. Сталина. В послевоенный период энтузиасты села, активные члены
художественной самодеятельности создали театральную труппу и в 1951 г. в
коридоре школы показали сельчанам свой первый спектакль «Если не это,
то другое». Главные роли исполняли Мавлудин Насрулаев и Магомедсалих
Эфендиев. Они часто выступали перед трудящимися с концертами. Славились и
ашуги Идрис, Али Гасана, Таджикули, Кариб. Али и Кариб были прекрасными
мастерами по изготовлению чунгуров. Кроме животноводства и земледелия
штульцы занимались ремесленничеством. Большой спрос имели ковры Шамсият
Шамхаловой, продукция из железа, дерева, глины мастеров Кенбера, Давуда,
Магомеда, Жамала. Гордостью штульцев также является талантливый, умелый
организатор, руководитель Сиражудин Умаров. С 1974 года он руководил
Дербентским консервным комбинатом и коллектив под его руководством
достиг очень огромных успехов. Дербентский консервный комбинат
неоднократно отмечался переходящими Красными знаменами Министерства
пищевой промышленности РСФСР и ЦК профсоюза отрасли, Совета Министров
РСФСР и ВЦСПС, ЦК КПСС СССР, Почетной грамотой Президиума Верховного
Совета РСФСР, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ДАССР. Его
имя было занесено в «Золотую Книгу Почета» Министерства пищевой
промышленности РСФСР. А самого Сиражудина Шамсудиновича наградили двумя
орденами Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд»,
Почетными грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР и ДАССР. Его
несколько раз избирали депутатом городского Совета и Верховного Совета
ДАССР. С. Ш. Умаров сделал очень много полезного и для г. Дербента, и
для Курахского района, и для рабочих предприятия. Популярностью
пользовалась также женщина поэтесса Хатур. Ее песни передавались из уст в
уста. К сожалению, никто не записывал ее стихов и ее творчество
осталось незамеченным. В последующие годы из села вышли поэты
Магомедсалих Эфендиев, Махмуд Эфендиев. Значительную роль в развитии
экономики, соцбыта села сыграл колхоз. На трудодни колхозники получали
зерно, мясо, сыр, масло. Колхоз тогда имел мелкого рогатого скота более
30 тысяч, крупного рогатого - 300, волов - 120, лошадей - 150. Не прошел процесс миграции и мимо штульцев. За последние сорок лет из Штула за благополучной жизнью отправились более 250 семей. Больше половины их обустроились в пос. Белиджи, сел. Нюгди, Куллар, в городах республики. На данный момент на старом месте, где когда-то находился Рагаллай хюр, остались 12 хозяйств. 70 семей построили себе новые дома в местечке «Хандак» возле трассы Касумкент-Курах. Там сейчас действуют неполная средняя школа, администрация села, Дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт, отделение почты. Источник:kurah.su |
Лента новостей
04.05.2023 21.04.2023 30.03.2023 27.03.2023 23.03.2023 23.03.2023 21.03.2023 20.03.2023 18.03.2023 16.03.2023 13.03.2023 09.03.2023 02.07.2022 13.06.2022 06.05.2022 05.05.2022 03.05.2022 02.05.2022 ОПРОС
Рекламные публикации
10.11.2023 13.10.2023 ЛезгиЯр на Facebook
Статистика
Наша Кнопка Онлайнда авайбур: 5 Мугьманар: 5 Иштиракчияр: 0 ![]() Сегодня нас посетили: |