Село Штул



Cеление Штул - одно из старинных сел Курахского района.

Как рассказывают старожилы, когда-то село имело название Рагаллай хюр («село на скале»), а название Штул оно получило позднее. Некоторые сельчане связывают это с прибытием в село в ХIV-ХV веках миссионеров-суфиев. Первую группу арабов настигла жестокая участь, горцы их невзлюбили и убили. Через некоторое время пришли другие. Почему-то рагалайхюрцы их оставили в покое, однако им не разрешили жить в селе. Тогда пришельцы облюбовали себе гору Штин рядом с селом и расположились там. Потом они перебрались к «Ишен булаху» (роднику). Когда отношения с горцами превратились в дружественные, они окончательно переселились в село Рагаллай хюр. Суфисты себя считали ишанами, то есть шейхами, муршидами. Поэтому требовали от местного населения, чтобы их так и называли - ишанами. По этой причине все, что было связано с пришельцами-ишанами получили название: Ишен тул, Ишен булах, Ишен пад, Ишен кам, Ишиг там. После присоединения пришельцев с местным населением образовалось большое село (до 300 хозяйств) и оно получило название Ишантул. Впоследствии слово претерпело некоторые изменения и оно преобразовалось в Штул.

Необходимо отметить, что группа миссионеров оказала огромное влияние на быт, жизнь, духовную культуру горцев. В XVII-XIX веках село Штул становится духовным центром в Кюринском округе, куда приезжают учиться в медресе и у алимов из всех аулов Кюринского, Самурского округов, Кубинского уезда. Из Штула вышли крупные ученые-арабисты, мыслители. Они получили известность и за пределами Страны гор. Еще одним ремеслом был известен Штул. Здесь с давнишних пор работали мастера оружейных дел и они совместно с шиназцами обеспечивали войска горцев оружием. Штульцы имели огромные владения. Территория села простиралась с горы Юрф до горы Титан, и с востока к западу от крепости Курд до реки Курах. На их территории находились два лесных массива, тысяча гектаров пастбищ, сенокосов, пашен, альпийских лугов, садов. Село делилось на пять магалов и каждый имел свою мечеть. Жители состояли из семи тухумов: Палачар, Кванцилар, Царуяр, Хипитар, Сефияр, Саркумар, Галибялар.

До 30-х годов XX века в селе действовало медресе Тагир-эфенди. Учились там и горянки. Им арабскую грамоту преподавала женщина по имени Эсли. Революция 1917 года принесла немало нового и в горный аул Штул Кюринского округа. Рабочие-нефтяники зарабатывающие себе на жизнь на предприятиях г. Баку становились активными участниками строительства советского строя в селе и в округе. Среди них получили известность коммунисты Мисри Ибрагимов, Навруз Керимов, Сефербег Бабаев, ЧIатI Магомед, первые комсомольцы Мелик Гасанов, Алибег Селимов, Халил Халилов, Рамазан Исабеков, Магомед Казиев, Рамазан Халилов. Заметный след в истории оставил выдающаяся личность, большевик, соратник В. И. Ленина, И. В. Сталина Магомед (Михаил) Лезгинцев, который в годы гражданской войны занимал пост главного финансиста Красной Армии, а после еще выше поднялся по служебной лестнице. В 1926 году в селе открыли (в частном доме) начальную школу. В 1930 году для нее построили новое здание. Сельских детей и безграмотных взрослых обучали первые учителя села Агабала Ахундов, Абдурагим Исаев, Мелик Гасанов, Эседуллах Ибрагимов, Шариф Гамидов, Мирзамагомед Азизов, Гарунбек Тагиев, Махмуд Эфендиев. Ахундов несколько лет руководил и редакцией районной газеты. В 1933 году образовали колхоз. В годы становления коллективного хозяйства во главе его стояли Эседуллах Ибрагимов и Ярали Насрулаев. Долгие годы должность председателя сельского Совета занимали достойные и отважные женщины Гулисим Гасанова и Гевхер Казиева. В Штульский Сельсовет тогда входили и села Цилинг, Кумух, Кутул, Ашахюр. Во время избирательных компаний жители всех сел с музыкой, флагами, транспарантами собирались в Штуле, радовались, пели песни, танцевали, организовывали конкурсы, соревнования. В 30-40 годы большой вклад в дело сбора фольклора лезгинского народа внесли образованные люди того времени, большие любители и ценители литературы сыновья Тагира-Эфенди Абдурахман и Ахмед. Среди тех, кто первым получил хорошее образование, был и Муса Гаджиметов.


Война Советского Союза с фашистской Германией принесла много горя и лишений и штульцам. Около 300 человек ушли на фронт, многие погибли, пропали без вести, в село вернулись, можно сказать, одни калеки. Все село работало на фронт. Женщины вязали шерстяные носки, мужчины шили тулупы и отправляли воинам-защитникам. Многие сельчане помогали фронту, чем могли. Так, Муслим Курбанов подписался на заем стоимостью 100 тысяч рублей, за что получил поздравительную телеграмму от И. В. Сталина.

В послевоенный период энтузиасты села, активные члены художественной самодеятельности создали театральную труппу и в 1951 г. в коридоре школы показали сельчанам свой первый спектакль «Если не это, то другое». Главные роли исполняли Мавлудин Насрулаев и Магомедсалих Эфендиев. Они часто выступали перед трудящимися с концертами. Славились и ашуги Идрис, Али Гасана, Таджикули, Кариб. Али и Кариб были прекрасными мастерами по изготовлению чунгуров.

Кроме животноводства и земледелия штульцы занимались ремесленничеством. Большой спрос имели ковры Шамсият Шамхаловой, продукция из железа, дерева, глины мастеров Кенбера, Давуда, Магомеда, Жамала. Гордостью штульцев также является талантливый, умелый организатор, руководитель Сиражудин Умаров. С 1974 года он руководил Дербентским консервным комбинатом и коллектив под его руководством достиг очень огромных успехов.

Дербентский консервный комбинат неоднократно отмечался переходящими Красными знаменами Министерства пищевой промышленности РСФСР и ЦК профсоюза отрасли, Совета Министров РСФСР и ВЦСПС, ЦК КПСС СССР, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ДАССР. Его имя было занесено в «Золотую Книгу Почета» Министерства пищевой промышленности РСФСР. А самого Сиражудина Шамсудиновича наградили двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд», Почетными грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР и ДАССР. Его несколько раз избирали депутатом городского Совета и Верховного Совета ДАССР. С. Ш. Умаров сделал очень много полезного и для г. Дербента, и для Курахского района, и для рабочих предприятия.

Популярностью пользовалась также женщина поэтесса Хатур. Ее песни передавались из уст в уста. К сожалению, никто не записывал ее стихов и ее творчество осталось незамеченным. В последующие годы из села вышли поэты Магомедсалих Эфендиев, Махмуд Эфендиев. Значительную роль в развитии экономики, соцбыта села сыграл колхоз. На трудодни колхозники получали зерно, мясо, сыр, масло. Колхоз тогда имел мелкого рогатого скота более 30 тысяч, крупного рогатого - 300, волов - 120, лошадей - 150.

Не прошел процесс миграции и мимо штульцев. За последние сорок лет из Штула за благополучной жизнью отправились более 250 семей. Больше половины их обустроились в пос. Белиджи, сел. Нюгди, Куллар, в городах республики. На данный момент на старом месте, где когда-то находился Рагаллай хюр, остались 12 хозяйств. 70 семей построили себе новые дома в местечке «Хандак» возле трассы Касумкент-Курах. Там сейчас действуют неполная средняя школа, администрация села, Дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт, отделение почты.

Источник:kurah.su

 
Лента новостей
ОПРОС
Кто из этих национальных героев больше всего повлиял на ход истории?
Всего ответов: 1087
ЛезгиЯр на Facebook
Партнеры ЛезгиЯр
Лезги литература
Статистика

Яндекс.Метрика

Наша Кнопка

Онлайнда авайбур: 11
Мугьманар: 11
Иштиракчияр: 0


Сегодня нас посетили: