Село Титель расположено на высоком горном плато, на западной стороне от
трассы и граничит непосредственно с землями сел. Кочхюр, Кимихюр,
Хюрехюр и сел. Хкем Ахтынского района.
Из села Титель в Курах ведет только горная дорога, на которой не встретишь ни одного другого населенного пункта.
Никто не знает, что означает название села.
По лезгински «тик» - означает «крутая гора». «Тикдал» - по-лезгински означает «на вершине горы».
Из этих соображений, может быть, название села Титель происходит от слова «Тикдал» - село, которое расположено на высоте.
Никто не знает и о том, как, когда и при каких именно обстоятельствах образовалось селение Титель.
Только могильные камни, а вернее останки их, свидетельствуют о том, что люди в сел. Титель жили тысячелетиями.
Сохранились отдельные могильные камни в районе священного места «П1ир», что расположено на окраине села в сторону сел. Кочхюр, на которых видны даты, относящиеся к началу XIV века. Здесь же сохранились места захоронения армян-ского образца - Фурун сурар.
Это древнейшее село, образовавшееся высоко в горах, как крепость, в которой жители защищались от нашествия завоевателей.
Титель - относительно маленькое село, где имелось не более 70 дворов, жители занимались в основном скотоводством, выращивали пшеницу, ячмень, картошку, кустарным путем изготавливали (только женщины) высококачественные ковры из шерстяных ниток, которые представляли большую художественную ценность.
Трудоспособное мужское население каждый год после окончания сельскохозяйственных работ (осенью) выезжали на заработки в Азербайджан, где работали на нефтяных промыслах, занимались строительными работами, а весной возвращались в село и занимались сельским хозяйством.
В свое время в селе без особых проблем образовали колхоз, сначала его назвали «Жигете»(жи-наше, гете-кувшин), что в переводе с лезгинского на русский означает «наш кувшин», а затем стал называться именем Тажидина - одного из активных членов «Жигете», которого убили враги колхозного строя.
В годы Великой Отечественной войны колхоз переименовали и он стал называться «За оборону Кавказа».
Председателями этого колхоза в разное время работали такие талантливые организаторы сельского хозяйства, как Керимов Магомед, Азизов Бейбала, Махмудов Кариб, Мусаев Шамси, Абдуллаев Саидмет.
В сел. Титель раскулачили единственного зажиточного крестьянина по имени Шайда, и выслали его со всеми членами семьи в Киргизию.
В селении Титель имелась школа, где дети учились по 4 класс. Директором школы долгие годы работал Абдуллаев Садиллах - талантливый педагог и организатор просвещения.
После окончания 4 класса дети по своему желанию продолжали учебу в средних школах Кураха, Кири, Кабира.
Великая Отечественная война принесла много бед и страданий и жителям маленького села Титель. Из села добровольцами ушли на фронт 75 человек, из кото-рых вернулись всего 9 человек (Кафаров Абдулистиф, Мамедов Меджид, Махмудов Махмуд, Азизов Магомед, Гамидов Азим, Феремузов Феремуз, Абдуллаев Садиллах, Асаев Гюльмагомед, Мусаев Султанмагомед).
Женщины и подростки села в годы Великой Отечественной войны работали не покладая рук, по мере возможности отправляли на фронт посылки с сельхозпродуктами, с вязаными шерстяными носками, перчатками и т.д.
В 1952 году всех жителей с. Титель в полу-добровольном порядке пересилили в сел. Куллар Дербентского района, где они по сей день живут.
Многие жители сел. Титель получили высшее образование, стали педагога-ми, врачами, инженерами. Двое стали учеными, профессорами — Кафаров Я. М. и Расулов К. М. Ярахмед Кафаров также очень известный в республике адвокат, автор сборников «Из дневника адвоката».
Керимов А. М. - полковник милиции, работал зам. начальника Махачкалинского ГОВД; Кафаров Дж. А. - полковник милиции, работает начальником Управления ВД Вахитовского района гор. Казань Республики Татарстан.
Что касается дальнейшей судьбы сел. Титель, то оно сиротливо стоит на прежнем месте среди гор и альпийских лугов. Там остались лишь развалины каменных домов без крыш, прекрасные луга и поля, горные родники, целебные травы.
Весной и летом в сел. Титель отправляются чабаны, пастухи и доярки колхоза им. Э. Салихова (с. Икра), так как им оно передано под «летнее пастбище».
Источник©
Из села Титель в Курах ведет только горная дорога, на которой не встретишь ни одного другого населенного пункта.
Никто не знает, что означает название села.
По лезгински «тик» - означает «крутая гора». «Тикдал» - по-лезгински означает «на вершине горы».
Из этих соображений, может быть, название села Титель происходит от слова «Тикдал» - село, которое расположено на высоте.
Никто не знает и о том, как, когда и при каких именно обстоятельствах образовалось селение Титель.
Только могильные камни, а вернее останки их, свидетельствуют о том, что люди в сел. Титель жили тысячелетиями.
Сохранились отдельные могильные камни в районе священного места «П1ир», что расположено на окраине села в сторону сел. Кочхюр, на которых видны даты, относящиеся к началу XIV века. Здесь же сохранились места захоронения армян-ского образца - Фурун сурар.
Это древнейшее село, образовавшееся высоко в горах, как крепость, в которой жители защищались от нашествия завоевателей.
Титель - относительно маленькое село, где имелось не более 70 дворов, жители занимались в основном скотоводством, выращивали пшеницу, ячмень, картошку, кустарным путем изготавливали (только женщины) высококачественные ковры из шерстяных ниток, которые представляли большую художественную ценность.
Трудоспособное мужское население каждый год после окончания сельскохозяйственных работ (осенью) выезжали на заработки в Азербайджан, где работали на нефтяных промыслах, занимались строительными работами, а весной возвращались в село и занимались сельским хозяйством.
В свое время в селе без особых проблем образовали колхоз, сначала его назвали «Жигете»(жи-наше, гете-кувшин), что в переводе с лезгинского на русский означает «наш кувшин», а затем стал называться именем Тажидина - одного из активных членов «Жигете», которого убили враги колхозного строя.
В годы Великой Отечественной войны колхоз переименовали и он стал называться «За оборону Кавказа».
Председателями этого колхоза в разное время работали такие талантливые организаторы сельского хозяйства, как Керимов Магомед, Азизов Бейбала, Махмудов Кариб, Мусаев Шамси, Абдуллаев Саидмет.
В сел. Титель раскулачили единственного зажиточного крестьянина по имени Шайда, и выслали его со всеми членами семьи в Киргизию.
В селении Титель имелась школа, где дети учились по 4 класс. Директором школы долгие годы работал Абдуллаев Садиллах - талантливый педагог и организатор просвещения.
После окончания 4 класса дети по своему желанию продолжали учебу в средних школах Кураха, Кири, Кабира.
Великая Отечественная война принесла много бед и страданий и жителям маленького села Титель. Из села добровольцами ушли на фронт 75 человек, из кото-рых вернулись всего 9 человек (Кафаров Абдулистиф, Мамедов Меджид, Махмудов Махмуд, Азизов Магомед, Гамидов Азим, Феремузов Феремуз, Абдуллаев Садиллах, Асаев Гюльмагомед, Мусаев Султанмагомед).
Женщины и подростки села в годы Великой Отечественной войны работали не покладая рук, по мере возможности отправляли на фронт посылки с сельхозпродуктами, с вязаными шерстяными носками, перчатками и т.д.
В 1952 году всех жителей с. Титель в полу-добровольном порядке пересилили в сел. Куллар Дербентского района, где они по сей день живут.
Многие жители сел. Титель получили высшее образование, стали педагога-ми, врачами, инженерами. Двое стали учеными, профессорами — Кафаров Я. М. и Расулов К. М. Ярахмед Кафаров также очень известный в республике адвокат, автор сборников «Из дневника адвоката».
Керимов А. М. - полковник милиции, работал зам. начальника Махачкалинского ГОВД; Кафаров Дж. А. - полковник милиции, работает начальником Управления ВД Вахитовского района гор. Казань Республики Татарстан.
Что касается дальнейшей судьбы сел. Титель, то оно сиротливо стоит на прежнем месте среди гор и альпийских лугов. Там остались лишь развалины каменных домов без крыш, прекрасные луга и поля, горные родники, целебные травы.
Весной и летом в сел. Титель отправляются чабаны, пастухи и доярки колхоза им. Э. Салихова (с. Икра), так как им оно передано под «летнее пастбище».
Источник©