Главная » 2018»Апрель»27 » Актёром нужно родиться. К 70-летию Мамеда Мамедова
10:30
Актёром нужно родиться. К 70-летию Мамеда Мамедова
Известный американский театральный режиссер и педагог Артур Бартоу пишет: «Актерскому искусству нельзя научить – актером нужно родиться. А вот технике, мастерству, в котором воплощается талант, учить можно и нужно».
Одним из тех, кто родился актером, является народный артист Дагестана Мамед Мамедов. Около пятидесяти лет он работает в Государственном лезгинском музыкально-драматическом театре им. С. Стальского, где создал десятки образов в разных спектаклях.
Мамедов Мамед Алимагомедович родился 28 апреля 1948 года в селении Чахчах Докузпаринского района. После переселения родного села в Магарамкентский район, среднюю школу окончил в селении Тагиркент.
Еще в школьные годы он был активным участником сельской художественной самодеятельности, пел на сцене, был лауреатом конкурсов и фестивалей народного творчества.
В 1970 году режиссер БагишАйдаев принял Мамеда Мамедова на работу в Лезгинский театр, где он работает до сегодняшнего дня.
В 1975 году актер поступил на заочное отделение Краснодарского государственного института культуры по специальности «Культурно-просветительная работа» и в 1980 году окончил его.
В 1995 году М. Мамедову присвоено почетное звание «Заслуженный артист Республики Дагестан», а в 2012 году – «Народный артист Дагестана».
М. Мамедов с первых своих шагов в театре показал себя ищущим и мыслящим актером. Первой сыгранной им на сцене была роль Идракав спектакле «Дом наш – тайна наша» по пьесе азербайджанского драматурга Новруза Гянджели. Режиссер Багиш Айдаевдоверил молодому артисту главную роль в спектакле, которая стала строгим творческим экзаменом для него. Актер блестяще сыграл свою роль. Мощный голос, четкая дикция, богатая мимика, оправданные движения, в целом блестящая игра – все эти качества обеспечили ему успех.
После этой роли Б. Айдаев продолжает доверять ему главные роли: Рустама в«Намусе» А. Ширванзаде, Али-хана в «Периханум» И. Шамхалова и другие.
В роли Али-хана М. Мамедов развил традиции, присущие музыкально-драматическому театру. Глубоко полюбив эту роль, актер играл ее проникновенно и темпераментно. Во всем поведении Али-хана, в его интонациях, мимике чувствовался человек сильного характера. Своей яркой игрой он усилил драматизм спектакля.
В дальнейшем М. Мамедов одинаково успешно исполнял роли, как в музыкальных, так и в драматических спектаклях, в том числе по пьесам классиков мировой литературы. В «Проделках Скапена» Ж.-Б. Мольера он сыграл роль Клеанта, а в «Медее» Еврипида – Креонта.
Актер создал неповторимые образы Аслан-хана в «Магомеде Ярагском» Э. Наврузбекова, Хаджиява в «Толмаче имама Шамиля» Х. Авшалумова, Дона Карлоса в «Каменном госте» А. С. Пушкина, начальника Мамалиева в «Свадьбе в тюрьме» А. Исмаилова, Камиля в «Кооперативе «Ашнабазхана» М. Рустамова, Хийир-бека в «Кефер-беке» М. Рустамова, Однорогого тура в одноименной драматической сказке Р. Рашидова, Джан-бека в «Каратисте» И. Магомедова, Шарманщика в «Играй, Щарманщике!» В. Зимина, ашуга Кудрата в «Гаджи Давуде» Э. Наврузбекова, Хана в «Ашуге Лукмане» Б. Салимова и З. Ризванова, МешедиИбада в одноименной комедии У. Гаджибекова, Лимона в «Белых флагах» Н. Думбадзе, Цару-бека в «Цару-беке и Хару-беке» А. Мехмана, АрсамагБияевича в «Жене по контракту» А. Айларова, Ханлара в «Волшебном жале» А. Исмаилова, Мурсал-хана в «Ашуге Саиде» Т.Хурюгского и К. Меджидова и другие.
Жанровый диапазон ролей М. Мамедова простирается от бытовых, жизненно достоверных характеров до образов сатирически-комедийных и трагических. Созданные им образы свидетельствуют не только о самобытности артистического дарования его, но они и гармонически объединяют в себе вековые национальные традиции лезгинского театра и традиции европейского театра.
М. Мамедов глубоко проникает во внутренний мир своих героев. Работая над ролью, актер сохраняет верность авторскому замыслу, раскрывает подтекст, определяет характер персонажа во взаимодействии со средой. Он неустанно работает над повышением своего мастерства, наполняет создаваемые им образы глубокими чувствами и эмоциями. Актер старается передать свои знания и опыт молодому поколению.
Скоро исполняется 70 лет со дня рождения Мамеда Алимагомедовича. Мы поздравляем его с этой датой, желаем ему кавказского долголетия, здоровья, дальнейших успехов, исполнения заветных желаний и покорения новых высот!
Сцена из спектакля «Магомед Ярагский».М. Мамедов в роли Аслан хана, А. Габибов в роли Магомеда Ярагского. 1997 г.
Сцена из спектакля «Человек с гор» по пьесу М. Лезгинцева и М. Джамалдинова. М. Мамедов в образе Мирона.1986 г.
После спектакля «Сжатый хлеб» по пьесе И. Гусейнова. М. Мамедов в образе Манкули. 1987 г.
Сцена из спектакля «Ашуг Саид» Т. Хрюгского и К. Меджидова. Мамед Мамедов в роли Мурсал-хана.2012 г.
Сцена из спектакля «Ашуг Саид» Т. Хрюгского и К. Меджидова. Мамед Мамедов в роли Мурсал-хана.2012 г.
Сцена из спектакля «Ашуг Саид» Т. Хрюгского и К. Меджидова. Мамед Мамедов в роли Мурсал-хана.2012 г.
Сцена из спектакля «Периханум». Мамед Мамедов в роли Али-хана. 2012 г.
САГЪРЕЙ СТХО САГЪРЕЙ..МЫ ТОЖЕ ПОЗДРАВЛЯЕМ НАШЕГО МАМЕД ДЯХАНА..ЖЕЛАЮ В ЖИЗНИ ВСЁ УСПЕТЬ..И ПОЛНЫЙ ДОМ ВСЁ ИМЕТЬ..ЗДОРОВЬЕ БОДРОСТЬ СОХРАНИТ..И МНОГО МНОГО ЛЕТ ПРОЖИТЬ..ЭТО ВСЁ Я ВАМ ЖЕЛАЮ МАМЕД ДЯХАН...