Главная » 2017»Июнь»29 » Бог «Алпан»: «Блестящий или «мечущий». И, вообще, куда делись албаны?
15:16
Бог «Алпан»: «Блестящий или «мечущий». И, вообще, куда делись албаны?
Албаны… Кавказские албаны – население древнего царства в восточной части Кавказа.
Первое упоминание об албанах в исторической литературе относится к IV веку до н.э.: древнегреческий историк и географ Арриан упоминает албанов, как участников (на стороне персов) битвы при Гавгамелах в 331 г. до н.э., в ходе которой персы и их союзники безуспешно попытались остановить экспансию Александра Македонского. Затем в источниках албаны упомянуты в связи с их также безуспешным нападением в 65 году до н.э. на «блуждавшее» на Кавказе войско римского полководца Помпея.
По мнению специалистов, албаны представляли собой союз племен, среди которых сами албаны были ведущим племенем, организовавшим этот союз, со временем превратившийся в царство, которому древние греки дали название «Албания». Сегодня известно, что на разных этапах развития этого союза ведущую роль в нём играли разные племена. Так, если в начале зарождения и укрепления указанного союза племён в IV-II веках до н.э. такую роль играло племя албан, то в конце существования этого союза – в VI-VII веках н.э. это само племя куда-то исчезло с исторической сцены, а ведущую роль в этом союзе играли уже утии (предки современных удин).
Албаны куда-то исчезли, оставив после себя на несколько веков название «Албания» созданному ими в союзе с другими племенами царству, которое само тоже позже исчезло под ударами арабов-захватчиков. Советский историк К. В. Тревер в своей книге «Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э.- VII в. н. э.» исследовала вопрос происхождения этого названия «Албания» (в греческих и латинских источниках) и не нашла ни одну из существующих в литературе версий её происхождения убедительной, придя к выводу, что этот вопрос является не до конца выясненным.
После указанного труда самого авторитетного специалиста по истории и культуре древней Албании никто всерьез не занимался этим вопросом - выяснением происхождения древнегреческого наименования царства «Албания», не выдвигал новых и плодотворных гипотез по этому поводу.
Некоторыми учеными ещё в XIX веке высказывалось мнение, что корни названия «Албания» следует искать в языках автохтонных племён, живших в этом царстве, однако в указанном направлении серьёзные исследования до сих пор не проводились.
По мнению Р. Хьюсена, эти племена были в основном автохтонного кавказского происхождения, говорившими на языках, являвшимися древними формами языков, ныне относимых к языкам лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи языков. Сегодня, особенно после дешифровки З.Алексидзе и его европейскими партнерами так называемых Синайских палимпсестов, это мнение Р.Хьюсена можно считать общепринятым в историографии.
В развитие указанного мнения о языках, на которых говорили племена, жившие в древней Албании, во второй половине XX века некоторыми специалистами было высказано предположение, что этноним (название племени) «албан» является производным от теонима (названия бога) «Алпан», который известен как «бог огня», занимавший в древности одно из главенствующих положений в мифологии живших в древней Албании предков некоторых народов, языки которых сегодня относятся к языкам лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи языков. Это мнение было высказано на том основании, что в истории зафиксировано много случаев, когда имя важного в той или иной мифологии божества впоследствии превращалось в этническое наименование его почитателей.
Однако неясной остается до сих пор этимология самого имени «Алпан», что не позволяет специалистам делать уверенные выводы по поводу происхождения этнонима «албан», от которого, очевидно, произошло и название царства – «Албания».
В настоящей статье мы попытаемся дать свое объяснение происхождению имени «Алпан» и определить время и обстоятельства его возникновения. Даже если это имя бога не имеет отношения к происхождению древнегреческого наименования царства на восточном Кавказе, выяснение происхождения названия бога «Алпан» само по себе имеет немаловажное значение для понимания истории и культуры народов, сегодня живущих в Южном Дагестане…
До нас только известные лингвисты С.Старостин и Л.Николаев дали, правда, косвенное объяснение происхождению имени «Алпан» (S. Nikolayev, S. Starostin, North Caucasian эж…Etymological Dictionary, Moscow, 1994: AsteriskPress). Указанные авторы полагали, что современные лезгинско-табасаранское слово «цlайлапан» (молния) и агульское слово «цlеэлпен» являются родственными по происхождению словами чечено-ингушскому слову «лепа», означающим «блестеть», «сверкать». Из этого предполагаемого родства указанных слов и из того факта, что «цlай» в кавказских языках означает «огонь», можно сделать вывод, что композиция «цlай-лапан» переводится как «огнем сверкать».
Однако мы думаем, что известные лингвисты С.Старостин и С.Николаев не имели достаточных оснований предполагать, что агуло-лезгино-табасаранское слово «цlайлапан»/«цlеэлпен» (молния) является родственным словом чечено-ингушскому слову «лепа» (блестеть) и, соответственно, это нам не дает оснований считать, что композиция «цIай-лапан» переводится как «огнём сверкать», ибо это «родство» является основанным всего лишь похожем звучании этих слов, а не на их общем происхождении и близком смысле.
Свои рассуждения, подтверждающие вывод о том, что слово «цlайлапан» изначально не имело связи с чечено-ингушским словом «лепа» (блестеть) и потому не имело смысла, соответствующего смыслу выражения «огнём сверкать», начнём с констатации того факта, что нет никаких следов в языках, сегодня относимые к лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи языков, указывающих на то, что ранее в языке, из которого эта ветвь языков произошла, существовало слово с корневыми согласными звуками «Л-П-»/«Л-Пl-», имевшее смысл «блеск». Более того, таких слов нет и в остальных дагестанских языках. Не придуманные, а реальные слова, как известно, из языков бесследно исчезнуть не могут...
Зато в указанных языках есть следы того, что в общем для всех них праязыке было слово, означавшее «блеск» и послужившее основой для обозначения молнии.
Так, в аварском языке молнию обозначают словом «пир-и», в лакском – «пар-анну», в даргинском – «пар» (село Цудахар). В арчинском языке, относящемся к языкам лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи языков, который откололся от этой ветви в середине XVIII века до н.э., слово молния звучит как «пар-ела». Все это указывает на то, что в древнем общедагестанском языке было слово с корнем «пар»/«пир», имевшее смысл слова «молния». Это общедагестанское слово «пар»/«пир» оставило свои следы и в языках, сегодня относимых к лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи языков: в агульском, лезгинском и табасаранском языках в результате метатезы (перемены местами согласных звуков) оно превратилось в слово «рап» в смысле «блеск», что подтверждается восходящими к нему словами «цlайрап» (молния) в рутульском языке (село Шиназ), «рапрап» (блек, молния) в лезгинском и табасаранском языках, «цlа-рп» (молния) в агульском языке (село Буршаг) и т.д.
Резюмируя, можем утверждать, что в общедагестанском праязыке молния обозначалось с помощью слова, корнем которого было слово с корневыми согласными звуками «П-Р», которое в языках, относимых к лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи языков, в результате метатезы превратилось в слово с корневыми согласными звуками «Р-П».
Согласно данным современной лингвистики праязык, из которого потом образовались агульский, будухский, крызкий, лезгинский и табасаранский языки, сам обособился (откололся) от корневого языка в XIII веке до н.э. в отдельный язык и в нём образовалось ещё одно название молнии, имеющее отношение только к этому отделившемуся языку. Это подтверждается тем, что в табасаранском языке слово «алпан», в будухском языке слово «лепан», в крызском языке слово «лепян» имеют смысл слова «молния», а в других за пределами этой группы близко связанных языков слова, близкие по значению к слову «молния» и с корневыми звуками «Л-П-Н», не встречаются, что говорит о том, что ещё до разделения в VIII веке до н.э. общего языка предков агулов, лезгин и табасаранцев, будухцев и крызов в этом древнем общем языке было слово с корневыми звуками «Л-П-Н», имевшее смысл слова «молния».
Здесь мы подошли к принципиальному моменту в наших рассуждениях. Из языков, относящихся к лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи языков, только в агульском, лезгинском и табасаранском языках есть сложные слова, состоящие из корней «цlа-»/«цlе-» и «алпан»/«элпен» и соответствующие смыслу слова «молния», при наличии в этих языках одновременно других слов с корневыми звуками «Р-П» и «Л-П-Н», близких по смыслу к слову «молния».
Это с очевидностью говорит о том, что в промежутке между серединой VIII века до н.э., когда общий язык предков современных агулов, лезгин и табасаранцев отделился от от общего с предками современных будухцев и крызов языка, и серединой V века до н.э., когда согласно изысканиям специалистов общий праязык агулов, лезгин и табасаранцев распался на собственно лезгинский язык и на единый агуло-табасаранский язык, произошло нечто, что заставило предков современных агулов, лезгин и табасаранцев дать новое наименование молнии – «цlай-алпан», наряду с существовавшими к тому времени наименованиями, основанными на корневых звуках «Р-П» и «Л-П-Н». То, что процесс словообразования шёл именно от слова «алпан» к слову «цlайалпан», превратившееся в результате метатезы в "цlайлапан", а не наоборот, подтверждает тот факт, что слова с корневыми звуками «Цl-Л-П-Н» в значении «молния» встречаются исключительно в так называемых «восточно-лезгинских» языках (в агульском, лезгинском и табасаранском языках), а слова с корневыми звуками «Л-П-Н» в том же значении – за пределами указанной близко связанной происхождением трёх языков встречается ещё в будухском и крызском языках.
Это нечто, что произошло в промежутке между VIII и V веками до н.э. в среде общих предков агулов, лезгин и табасаранцев, и что превратило название молнии в словосочетание «цlай+алпан» (огонь Алпана), есть, как мы полагаем, возникновение в пантеоне богов, почитаемых ими, бога-громовержца – бога «Алпан». Очевидно, громовержец не мог получить свое наименование от слова, близкого по значению со словом «блеск», а должно было восходит к слову, близкому по значение со смыслом слов «бросание», «метание».
А такое слово было в общем агуло-лезгино-табасаранском языке до его распада. Это подтверждает следующее. В лезгинском языке есть слово «алпан» (метеорит) (Б. Талибов, М. Гаджиев, Лезгинско-русский словарь, Москва, 1966, с. 44), в табасаранском языке есть слово «алпан» (молния) (Б.Г.-К. Ханмагомедов, К.Т. Шалбузов, Табасаранско-русский словарь, Москва, 2001, с. 56) и в агульском языке есть слово «элпен» (скирд) (М.Р.Рамазанов, Агульско-русский словарь, Махачкала, 2010, с. 693), от которого происходит выражение «хьетин элпен» (водопад, буквально: водяной скирд).
Агульские слово «элпен» (скирд) и выражение «хьетин элпен» (водопад) нам даёт уникальную возможность понять, что здесь имеет место составное слово, состоящее из известного лингвистам префикса «ал»/«эл» в смысле «сверху» и лексемы «пен»/ «пан» (брошенный, мётнутый), ибо скирд создается бросанием сена на кучу сверху и водопад является бросанием воды сверху.
И «алпан» (метеорит) в лезгинском языке, и «алпан» (молния) в табасаранском языке имеют смыслы чего-то брошенного, мётнутого сверху. То, что именно как «мётнутый», «брошенный» надо перевести лексему «-пан» в словах «алпан» (метеорит) и «цlайалпан» (молния), нам подсказывает другое лезгинское слово, как «цlа(п)пан» (рогатка), что дословно означает «комком мечущий», так как слово «цlап», кроме позднего значения «навоз непарнокопытных животных», в лезгинском языке и в близких к нему языках имеет ещё значения «комок». В лезгинском языке есть ещё слово «пан-кь» (детская игрушечная «пушка», здесь «-кь» - суффикс, образующий существительное), что буквально можно перевести как слово «стрелялка», и оно также подтверждает наличие у лексемы «пан-» смысла, близкого к смыслу слов «мётнутый», «брошенный».
Кроме того, в табасаранском языке есть возглас «пан!», используемый табасаранцами для отпугивания, для «отбрасывания» от себя неприятностей, что также подтверждает наличие у лексемы «пан-» смысла, близкого к смыслу слов «метнуть» и «бросать». В этом же смысловом ряду также находится лезгинское слово «пен», означающее «кон», т.е. место, куда в разных играх бросают используемые в них предметы.
Одним словом, корень «пан»/«пен» в агульском, лезгинском и табасаранском языках имеет смыл «бросать», «метнуть». С учётом значения «префикса «ал-» как «сверху» мы имя «Алпан» однозначно можем перевести как «Сверху мечущий».
Теперь, зная обстоятельства возникновения и смысл имени бога «Алпан», мы можем высказать вполне здравую гипотезу о появлении в греческих источниках упоминания племени албан и об их «исчезновении» с исторической арены. Гипотеза такая. Где-то до V века до нашей эры у общих предков агул, лезгин и табасаранцев в пантеоне богов появляется бог «Алпан», как громовержец. Имя это означало, как и положено богу-громовержцу, «Сверху-мечущий». По названию этого бога «Алпан» племя, почитающее его, греки назвали «албанами» в соответствии с фонетикой греческого языка. Само племя как себя называло мы не знаем. Это племя объединило вокруг себя и остальные близкие себе племена, что привело, в конечном итоге, к возникновению царства, названного греками «Албанией» по имени основного племени в союзе племён.
Как известно, общий для современных агулов, лезгин и табасаранцев древний единый этнос в V века до н.э. распался на две части: собственно на предков лезгин и на общих предков агулов и табасаранцев. Если предположение, что название албан произошло от имени бога «Алпан» верно, то вышесказанное означает, что племя албан в V веке до н.э. распалось на две части: собственно на предков лезгин и на общих предков агулов и табасаранцев. Видимо, с этими частями племени албан Македонский столкнулся в IV веке до н.э., когда они выступили против него на стороне персов. В начале нашей эры агуло-табасаранская общность тоже распалась и в результате из одной изначальной общности, имевшей место до V веке до н.э., образовались три этноса: агулы, лезгины и табасаранцы.
Не этим ли «двухступенчатым» распадом к началу нашей эры единой общности, из которой образовались агулы, лезгины и табасаранцы, объясняется тот факт, что в источниках, рассказывающих о событиях, имевших место до нашей эры, нет упоминания каких-либо племён, которых можно было бы назвать по отдельности прямыми предками современных агулов и табасаранцев, так как после откола от албанского корня «леков» предки агулов и табасаранцев оставались единым этносом и, возможно, продолжали называться албанами?! Когда же эта общность, которую условно можно назвать агуло-табасаранской, тоже распалась в начале нашей эры на агулов и табасаранцев, прежних албан вовсе не стало, распавшись, в конечном итоге, на агулов, лезгин и табасаранцев, оставив лишь своё имя для союза племён. Не потому ли с начала нашей эры в источниках нет ничего конкретного о племени албан, что к этому времени племя албан окончательно распалось на три племени, ставшие предками современных агулов, лезгин и табасаранцев, и этот термин, вероятнее всего, стал обозначать лишь союз всех племён, создавших царство под именем «Албания», а не отдельный этнос?!
Вот к таким предположениям мы пришли, немного поразмыслив над смыслом и происхождением имени «Алпан»…
P.s.
А что вы скажете по этому поводу? Только что-нибудь объективное, без ура-патриотизма и без слепой веры…
Даал себе слово больше не связываться с лезгинами. Недолгий опыт общения с ними подсказывает держаться от представителей "братского" народа на порядочном расстоянии. Уж слишком велико, по крайней мере в числе посетителей сайтов, те, кто ведут себя показательно нечистоплотно. В числе таких лиц, безусловно, и не уважаемый мной многоликий Кюреви. Но коль он запрашивает мнение, выскажемся. Я уже давно говорю на эту тему в различных ресурсах. И моя мысль заключается в том, что на общелезгинском уровне слово "ц1айлапан" без всяких там "водяных столбов и огненных шаров" представляет собой композит из имени ц1ай "огонь" и глагола рапас (рут., агул.) "метать", а на более далеком хронологическом уровне, судя по всему, в частности по порядку расположения слов, он является частью более обширного, но не сохранившегося полностью выражения. Поэтому зачем пытаться лезть в дом через"замочную скважину", если двери при этом открыты, тем более, если это у тебя получается плохо? Что касается географического названия Албания и, соответственно, этнонима албаны, то в них и словообразовательная модель и корни другие. И последенее: попытки придать этому слову значения теоса изначально обречены на провал. Для этого вам придется вначале доказать, что у предков лезгин были боги с такими функциями, а затем уж как-то попытаться имя его сопоставить с какими-то словами.
Да, Гаджи, с лезгинами сложно! Тут имеешь дело как с интеллектуалами так и с неадекватными на мой взгляд личностями, которые кроме себя никого и слышать не хотят, в общем спецы по всем вопросам. Как бы там не было мы есть такие какие есть. Гаджи хотелось бы узнать твое мнение насчет сохранившегося у лезгин до сих пор выражения "Вун Алпандин ц1айу ягърай!" (Чтобы тебя сразил огонь Алпана!). Это не выдумка, мне уже достаточно лет и слышу это с детства.
"Недолгий опыт общения с ними подсказывает держаться от представителей "братского" народа на порядочном расстоянии. Уж слишком велико, по крайней мере в числе посетителей сайтов, те, кто ведут себя показательно нечистоплотно". Находясь в гостях некрасиво себя ведете, уважаемый Гаджи стха. Вам бы самому наверное не понравилось, если некоторые обобщали бы агульский народ с отдельными его представителями. Давайте жить дружно!
Интересно, применяли ли в агульском языке глагол "рапас" по отношению к копьям? Если да, то можно построить логическую цепочку "рапас"-копье-рапар (лезг. иглы)))
Даал себе слово больше не связываться с лезгинами. Недолгий опыт общения с ними подсказывает держаться от представителей "братского" народа на порядочном расстоянии. -------Насчет Кюреви я не знаю,но у меня лично на вас аллергия.На все пл...я! Не лезьте к нам ! Вот и все ,что необходимо. Десятки раз писали : ЛЕЗГИНЫ не нуждаются в соседях! Вы нам не нужны ни под каким соусом,ни в какой упаковке. Н Е Н У Ж Н Ы !
Так не только лезгины говорят, но и агулы (в частности, представители керенского диалекта - Рича, Бедюк, Хваредж и т.п.) - "вас элпендин ц1а ярх1у1рай" (прокл.) - "чтоб тебя молния ударила", букв. "метущий огонь"
Тут видимо сказывается взаимопроникновение, т.к. перечисленные села находятся на границе Курахского и Агульского района и исторически были в составе Куьре.
В то же время надо отметить, что говоря об огне Алпана лезгины имеют ввиду не молнию, это однозначно. Молния на лезгинском ц1айлапан, т.е огонь Алпана. Алпан-дин ц1ай - это другое, хотя кажется, что это то же самое. Лезгины же не говорят "Вун ц1айлапанди йагърай" (Чтобы тебя ударила молния), а говорят "Вун Алпандин ц1айу йагърай!" (Чтобы тебя сразила огонь Алпана!).
Для различения в подобных случаях то о чем или о ком идет речь в лезгинских языках (по крайней мере в некоторых) существуют и другие индикаторы. В частности к ним можно отнести т.н. окаменелый показатель класса вещей -д, что можно понаблюдать, например, в таких выражениях (агул.) Кьулбан-ан х1яйагъ, букв. "праздник Курбана" и Кьулбан-д-ин х1яйагъ "праздник Курбан-байрам" Элемент -д, когда речь идет даже сейчас появляется очень редко, причем, каждый такой случай должен быть объяснен. А теперь посмотрите выражение Алпан-д-ин... речь идет о классе вещей. А бог (теос) никак не может относиться к классу вещей. В литературе существует мнение согласно которому, система грамматических классов (в уд., агу., лезг. она не сохранилась) изначально появилась, чтобы различить богов от всего остального (см.Алародии). В целом как-то так
Я не специалист по языкам, но все таки-таки после вашего поста вопросы все равно остаются: Алпандин-Алпанан ц1ай. Аналогии: Къурбанан ц1ай, Алидин ц1ай, Мамедан, Мегьямедан,Шарвилидин, Жегьенемдин ц1ай, ..... чувствую что здесь дело не в классах. Если бы речь шла об огне Алпана, то говорили бы Алпанан ц1ай. Что же (кто же) это такое - Алпан? Страна, бог??? А как быть со словом ц1айлапан, т.е. как я понимаю ц1ай Алпана. Здесь уместен комментарий специалиста по языку, а не любителей. Кстати, вы Гаджи любитель или профессиональный языковед.
С диалектами незнаком, но выражения "жегьнем цIай, чахмах цIай и тд слышал с детства. Если говорит об именах, то если оно заканчивается на согласную букву, то как к примеру Къурбан, Мамед, Агьмед и тд, то аналогично в разговорном звучит как Къурбан цIай, Мамед цIай, Агьмед цIай и т.д... П.С Выкладываю то что знаю, родным языком как разговорным, так и литературным, владею неплохо, хотя и на истину последней инстанции как в этом вопросе, так и в никаком другом, не претендую...
Не могу найти ссылку, но читал старую книгу, где было написано, что слово Бог по лезгински звучало "Цав". Может ли быть так. что корень в таких словах. как "цал", "цав", цаз (цацар)"- это "ца", которое изначально означало бы "возвышенное", "сверху", "устремленное вверх" и т.д.? Если задуматься, но слово "цlай" хоть и пишется и произноситься чуть иначе, но по сути огонь всегда стремится ввысь?
G.Alhasov.Ты( давно говорящий на эту тему на различных ресурсах ,и который старается держаться на безопасном от "братского" народа расстоянии и т.д и т.п )-ты какого хр-а суешься со своей грамотой ....?
Общайтесь на форуме,через инет по элпочте. Ах,да! Вашему тандему поручено развести срач именно на этом сайте. *ДААЛ СЛОВО БОЛЬШЕ НЕ СВЯЗЫВАТЬСЯ С ЛЕЗГИНАМ.* Дал слово-сдержи ! Или: агулец слово дал,потом передумал и агулец слово назад взял? P.S. А кураторам передайте: ПОШЛА ДРУГАЯ ИГРА.
Для цал - праформа барц // бурц, буцур. Для ццав "небо", как и для огонь - мард, откуда, кстати и название "луны". Поэтому, вполне возможно, что "небо - огонь - луна" как-то между собой связаны
По поводу Хурритский язык Дьяконова.... У Дьяконова, Старостина, Николаева и др. нет вообще представление о структуре слов восточно-кавказских языков. Поэтому к их работам полезно в какой-то степени относиться критически.
Пор классам: для выводов достаточно, чтобы система еще работала хоть в одном языке группы. Поэтому приведенные примеры Али-д- ин, Шарвили-д-ин тут какой-то роли не играют. И замечание к прошлому комм-ту: для "огонь" праформа "не мард, а *мардз
Алпан-дин ц1ай - это другое, хотя кажется, что это то же самое. Лезгины же не говорят "Вун ц1айлапанди йагърай" (Чтобы тебя ударила молния), а говорят "Вун Алпандин ц1айу йагърай!" (Чтобы тебя сразила огонь Алпана!)....эта сокращенно, а смысл тот же "чтобы тебя ударил огонь молнии".
Нет, не сокращенно. Само это выражение полное, без всяких сокращений. И смысл не тот, как вы пишете "чтобы тебя ударил огонь молнии". Это получается бессмыслица. А устойчивые выражения в речи передаются из поколения в поколение в неизменном виде. "Вун Алпандин ц1айу йагърай!" (Чтобы тебя сразила огонь Алпана!) - это точный перевод. Вы переделываете "огонь Алпана" в "огонь молнии". Может по-агульски так и звучит, но в лезгинском языке ваш перевод получается бессмысленным. Если Вы профессиональный языковед, то мы ждем от вас обоснованную критику этой статьи, по пунктам, конкретно, если это, конечно, Вас не утруждает. Я не вижу здесь ни одного комментария с обоснованным опровержением версии Куьреви. А Куьреви, Вы что думаете по поводу разъяснений, которые мне дает Гаджи. Алпан - это бог, или хранилище (место пребывания огня), почему, если это бог, мы говорим Алпандин, а не Алпанан?
Дружище, в вопросе понимания слова в форме "алпандин" нет ничего сложного. Как я написал в заметке, согласно изысканиям лингвистов с 13 века по 8 век до нашей эры был древний язык, который являлся общим языком для современных агульского, будухского, крызского, лезгинского и табасаранского языков. Это утверждение - научный вывод. Во всех этих пяти языках есть различные формы слова "алпан" в значениях, близких по смыслу к смыслу выражения "бросаемое сверху", в других соседних языках таких слов нет. "Алпан" в современном лезгинском языке - это метеорит, в табасаранском языке - это "молния". Очевидно, выражение "Вун алпанди ярай!" относится именно к тому периоду истории, когда у наших предков ещё не было понятия "Алпана", как бога, но "алпан", как молния или метеорит, им был известен. Потому наши великие филологи М.Гаджиев и Б.Талибов это выражение на стр.44 своего Лезгинско-русского словаря переводит как "Путь тебя метеорит ударит!". То есть слова "алпанди" и "алпандин" в аналогичных проклятиях относятся не к богу, а относятся к молнии или к метеориту. Алпан, как бог возникает, позже, чем эти проклятия. Поэтому в лезгинском языке есть слово "алпан", как проклятое место, куда когда-то попала молния или попал метеорит. Возникновение бога Алпан привело к тому, что название молнии переформатировалось в том языке, в котором появился бог по имени "Алпан", и стало конструкцией "цlай+алпан" (огонь Алпана). Это произошло в агульском, лезгинском и табасаранcком языках. Это означает, что название бога Алпан возникло в том едином языке, который существовал в 8-5 веках до н.э. и который позже распался на агульский, лезгинский и табасаранcкий языки. Именно в этих трех языках есть бог Алпан/Элпен. В других языках бога "Алпана" нет. Ели не путать проклятия времён, когда "алпан" был нечто угрожающее, падающее с неба, с именем бога "Алпан", возникшим после рождения этих проклятий, никакой путаницы не будет...
Что касается значения слова "алпан" как проклятого места, действительно, в лезгинском языке и на этот счет сохранилось своеобразное выражение, коим проявляют недовольство длительным отсутствием или недовольство посещения нежелательного места - "Вун гьи Алпанда авай"?! Поэтому я с учетом разъяснений, содержащихся в Лезгинско-русском словаре Гаджиева-Талибова, считаю более обоснованной Вашу версию. Уважаю Ваше терпение и выдержку. Собака лает - караван идет! Агалкьунар хьурай вахъ! Авайвал лагьайт1а Шарвили.ком ихьтин эхтилатар авуниз кутугай сайт тир. Ана садрани заз кьац1ай эхтилатар, хъилер-бягьсер, себ-сив, къал-макъал акурди туш. Ина пара ксар ава, аквадай гьаларай масдихъ, позитивдиз акси к1валахзавай.
Вот мне интересно стало как и кто определил, что в 5 или 10 веке до нашей эры общий язык распался на агульский лезгинский и табасаранский. Я поверю в это если скажут так про лезгинский рутульский и цахурский, в этих двух языках общелезгинские корни слов сильно завуалированны. Изучая историю и язык агуло-табсаран предельно ясно откуда берут они начало, а именно со времён заселения тысяч иноземных семей с ближнего востока в долину кошан или кушан и смешением их с местным автохонным населением лезгин даргинцев и лакцев. Совет всем лезгинам держаться подальше от этих хамелеонов приспособленцев агуло-табасов, лицемерие у них в крови. На примере взрослого пид..раса Алхасова вы увидели реально кто они такие. Как он отозвался о лезгинах о самой адекватной нации Дагестана, до которых его нации как раком до Китая. Это все от того что чувствуют свою никчёмность, ведь нет у них такой истории как у нас, да и вообще толком ничего нету, если не считать копирование аваро-даргинских песен, персидских ковров и нелепых попыток украсть лезгинскую породу овец назвав агульской и присвоить всеми неправдами чистокровного лезгина Мухаммада Ярагъи.
Хьеди, тебе не стыдно обзывать уважаемого человека? У него свой взгляд на все вещи. Если можешь - тоже доказывай. Зачем переходить на оскорбления. Не надо создавать себе врагов!
Я никого не прошу меня уважать, тем более когда в этом у меня нет потребности. Я единственное, что прошу, так это оставить мою скромную персону в покое и обсудить предложенную тему, если, конечно, кому-то есть что сказать по теме. Также прошу не новые темы предлагать в этой теме, не высказываться по принципу "я так читаю, а прошу обсудить наличие или отсутствие ошибок в приведенном лексическом материале и в логических переходах, на которых построена статья. Надеюсь, большей части читателей понятно, что я прошу. Прошу комментировать эту статью только тех, кто понимает, что я прошу...
...прошу не новые темы предлагать в этой теме, не высказываться по принципу "я так считаю", а прошу обсудить наличие или отсутствие ошибок в приведенном лексическом материале и в логических переходах, на которых построена статья.
Я тоже не могу пройти стороной обсуждаемой темы не высказав и свою точку зрения. "Вун Алпандин ц1айу йагърай!" (Чтобы тебя сразила огонь Алпана!) это выражение исходит не просто так, поклонение огню, небесным светилам, солнцу луне где основным фактором выступает Свет и выявляет смысл сказанного в проклятии, чтоб огонь главного божества света и огня Алпана сразил врага ненавистника своим огнем (светом). В данном случае Алпан выступает божеством управляющим и повелевающим своим всемогущим величием. Образно даже те же выражения лезгин в клятвах солнцем "Рагъ къалум хьуй", а так же огнем "Ц1ай къалум хьуй" только подтверждает, что главное божество лезгиноязычных народов Алпан это Господь миров Аллах. Наши предки были единобожники. Наша земля я это земля Аллаха, если хотите, земля обетованная. Думаю лезгиноязычным народам есть чем гордиться, а если каждый внесет свою лепту в историческую панораму подтверждающее религиозность наших предков, то это будет только доказательством веру в единого Бога идущее из глубины тысячелетий. Много времени прошло, но мне логически видется это так. У лезгин все получится, главное верить и цепляттся за каждый шанс пытаттся все дела делать и извлекать из всего выгоду выводы знания и даже ошибки, так же пойдут в пользу....зубами нужно хвататься за дела и вся экономика развитие прогресс тоже вверх потянутся.
Ой! Тоже пугал нас уходом навсегда с этого сайта.Видать,не судьба.Начальство не позволяет? Много стало вас *пугальшиков*. Хватает на всех тридцать сребреников ? Но вы трудитесь,пока без молока и премий. Когда мы,ЛЕЗГИНЫ,победим-мы вас наградим всех,без, единого, исключения. Ин ша АЛЛАГь !
На примере взрослого пид..раса Алхасова вы увидели реально кто они такие.... Х1иди, будь последовательным до конца. авай встретимся в ближащее время и выясним кто из нас пид-.рас, а кто нет. Назови место и время встречи
Гаджи, успокойся! Так мы все друг-друга перебъем. Мне жалко молодого лезгина, которого кажется в этом году в Махачкале после таких разборок с дагами застрелили в спину, когда не смогли победить его в честном поединке три подонка.Да и возраст у тебя солидный. Просто, игнорируй! Хьеди, тебе не стыдно обзывать уважаемого человека? У него свой взгляд на все вещи. Если можешь тоже доказывай. Зачем переходить на оскорбления. Не надо создавать себе врагов!
Суть мною изложенного выше кратко можно изложить так. Лингвистика установила, что был некий язык, который разделился на две части, из одной части которой позже произошли будухский и крызкий языки, а из другой части - агульский, лезгинский и табасаранский языки. Во всех этих пяти языках есть слова, имеющие смысл "молния" и содержащие в корне согласные звуки "Л-П-Н", например, в табасаранском языке "алпан". При наличии таких слов с корнем "Л-П-Н" в агульском, лезгинском и табасаранском дополнительно возникает конструкция "цlай+алпан" для обозначения молнии. Это значит, что именно в общем праязыке для агулов, лезгин и табасаранцев возникло имя бога "Алпан", который был наделен свойством метать молнии. Ели от имени "Алпан" произошло название племени "албан", это значит, что общие предки агулов, лезгин и табасаранцев древними греками были названы албанами...
Я не вижу здесь ни одного комментария с обоснованным опровержением версии Куьреви. А Куьреви, Вы что думаете по поводу разъяснений, которые мне дает Гаджи. Алпан - это бог, или хранилище (место пребывания огня), почему, если это бог, мы говорим Алпандин, а не Алпанан?
Есть случаи, когда можно одной фразой заставить другого понять, что его аргумент очень "жидкий"... Тут у нас спрашивают: "Почему "Алпандин", а не "Алпанан", если последний - бог?" Ответ: "По той же причине, по которой "Аллагьдин", а не "Аллагьан"..."
Вот я где то на сайте флнка читал другое ваше определение Алпандин и там вы под статьей о " древних верованиях лезгин" писали что Алпандин это выражение определяющее трон Аллаха. И здесь я хочу ссылаясь на ваше пояснение добавить определение "престола", и сказать что это выражение, поясняет созданное Аллахом мироздание и миры как системы вне Его самого, и Апандин Арш Аллаха это определение понятия осушествления управления с высшего престола всем сотворенным мирозданьем. Поэтому определять, что природа материя свойства и процессы это есть формы Аллаха, итд, это неправильное утверждение некоторых людей, т.к. это всего лишь подтверждающий фактор существования Господа миров и сотворенного им мироздания. Вот и в научной среде построение идет от низшего к высшему, а управление от высшего к низшему, то есть все процессы взаимосвязаны поступательными колебаниями во вселенной и те же праздники у народа обновления в природе, обусловлены волнами колебаний активности биосферы и этим же обьясняется присущие обшеству волн общественной активности. Наши предки были более осведомлены цикличностью в природе, более детально знали принцип процессов происхоляших в природе и ведали и поклонялись тому Кто был вещим над всем этими процессами. Сегодня мы утеряли знания которые были даны нашим предкам, но вот последние открытия с научной точки зрения, квантовой физики и механики только открывает новые возможности подтверждения Божественной сущности сотворившего все сущее. Надеюсь ув. Кьюреви вы дополните более научно такой фактор подтверждающий физические процессы в природе и общественное взаимодействие с материальным свойством предметов, обрядов с жертвенеыми преподношениями как порытки войти в контакт с Богом для благосклонного к обшине природных явлений, вызова дождя, дара урожая итд итп.
Какой он уважаемый, ты видел что он написал в самом начале задев всех лезгин? Я не знаю сколько ему лет, но видно было по его осведомленности по теме что не сопляк уже, и вот такое оскорбительное вступление не должно быть проглочено нами, он намеренно это сделал. Если этот Алхасов пожилой, то пусть разъяснит и извинится за написаное им про лезгин, тогда и я возьму свои слова обратно. Поводу того лезгина убитого в Махачкале, скажу что он настоящий мужчина, видя выложенные оскорбления про лезгин он не остался равнодушным, но проявил наивность, так как надо было знать что шакалы которые гадят в интернете они по жизни тоже настоящие подлые шакалы и по мужски один на один разобраться они не в состоянии.
Аргумент совсем не "жидкий". Но почему тогда Аллагь-д-ин, а не Аллагь-ан? Этот ряд можно продолжить и такими примерами как, например, пайгъамбар-д-ин, а не пайгъамбар-ан и т.д. Тут дело в том, что эти слова заимствованные и под правила системы не подпадают (очевидно по той причине, что были заимствованы после разрушения системы классов в лезгинских языках. Это предположение). Кроме того следует учесть, что в языках (любых) те или иные ранее активные категории могут со временем прекратить свои функции и полностью исчезнуть.Но порой бывает возможным в научных целях на основе слабых следов восстановить их в прежних параметрах.В этом плане показателен пример С.Старостина, который на основе единичных примеров табасаранского языка восстановил консонантный кластер лезгинских языков, который исчез бог его знает когда. Точно также и здесь, достаточно несколько примеров (некоторые я уже приводил выше) чтобы вполне серьезно говорить о классной соотнесенности лексики лезгинских языков в прошлом.Такие требования относятся к системным без учета которых мы рискуем получить неверные результаты. что и имеем в разбираемом случае. Культурологический уровень на котором участники дискуссии ведут разговоры и культурологические подходы не достаточны для серьезных выводов. Это, не в обиду никому будет сказано, наподобие гаданий на кофейной гуще.
Аргумент совсем не "жидкий". Но почему тогда Аллагь-д-ин, а не Аллагь-ан? Этот ряд можно продолжить и такими примерами как, например, пайгъамбар-д-ин, а не пайгъамбар-ан и т.д. Тут дело в том, что эти слова заимствованные и под правила системы не подпадают (очевидно по той причине, что были заимствованы после разрушения системы классов в лезгинских языках. Это предположение).
К сожалению, аргумент очень "жидкий". В лезгинском языке нет ни одного случая, не зависимо от времени происхождения имени, чтобы имя, состоящее из более чем одного слога и заканчивающееся на согласный звук, мог иметь окончание "-дин" вместо "-ан". Это относится и ко всем заимствованным словам. Например, недавно узнанный лезгинами француз Макрон в лезгинском может иметь только форму "Макрон-ан", но никак "Макрон-дин". Что касается слова "пайгъамбар", то тут аргумент вообще "жидкий": это слова к именам не относится и потому к нему не применимы рассуждения об именах...
Действительно, "культурологический уровень, на котором (некоторые) участники дискуссии ведут разговоры, и культурологические подходы не достаточны для серьезных выводов"... Вопросы остались открытыми: "Почему лезгины говорят "Аллагь-дин"? (Ели "Аллагь" - имя бога, то должно быть "Аллагь-ан"). "Почему "Алпан-дин" нельзя, ели можно "Аллагь-дин"?
p.s. Я ответы знаю. Эти вопросы я поставил тем, кто здесь доказывает, что Алпан - это не бог...
Что касается названий бога, то он во времени мог измениться. То есть, вполне возможно, что в реальности для теоса в лезгинских языках можем восстановить не одно название его. На данный момент, если исключить слово Аллагь, то в таком качестве можно привести для лезг. яз. гъуц1ар, для агул. ба1ччу (с потерией значения "бог"), удин. бухаджугъ // бухажух и ряд слов других языков группы. Все они имеют единый корень, т.е. восходят к одному источнику в качестве которого я подозреваю ср.-перс.бага "идол, храм, божество, бог", к которому еще восходя и русс. "бог" и название г. Баку и т.д. Но это уже другая история....
Повторю своё пожелание: "Прошу не новые темы предлагать в этой теме, не высказываться по принципу "я так считаю", а прошу обсудить наличие или отсутствие ошибок в приведенном лексическом материале и в логических переходах, на которых построена статья".
Редакции. То что вы не пропустили в печать слово хренов (комент.№50) это не правильно.Хрен это растение-корнеплод применяется в пишу и в консервировании. Поэтому было бы правильно вставить на место слово, а то Кюреви не поймет смысл коментария ... Спасибо.
Какой ещё ОМОН ты вообще гонишь что ли? Так делали русские нацисты здесь в Ставрополе в середине 2000х годов. Я далеко не ботаник и сам за себя всегда смогу постоять. Я тебе писал выше, что ты задел своим оскорбительным сообщением всех лезгин, хотя опыт общения как ты написал был не долгим и то походу только с кюреви. Тебе здесь писать гадости никто повода не давал, я ни разу не видел здесь подобного в отношении агулов. Ты прекрасно понял что моя реакция на это была закономерной и адекватной. Тут написали что ты пожилой и уважаемый, но что то не видно этого. Я тебе по хорошему предложил извинись и я то же извинюсь, это не оттого что я заднюю дал у меня такого нету, просто мне 32 года и если ты меня на 15-20 лет старше у меня на тебя рука не поднимется, воспитание у меня такое. Я предложил тебе нормальный выход из сложившейся ситуации, так как признать свою ошибку и извиниться способен только сильный и мудрый человек, но ты здесь своим игнорирует всем показываешь обратное, или тебе все таки нужен экстрим?
Ты, ЦЕНЗУРА, если даже имя свое не можешь назвать, зачем лезешь в чужой разговор, который тебя не касается. Ты для начала за себя научись отвечать, а потом уже за всех лезгин...... .
ЦЕНЗУРА, ты че тут клоунаду устроил? Хитрожопый какой, говорит в личку кинь номер, а у самого она закрыта. В моей личке написано моё настоящее имя. Ты сам за свои слова ответить не можешь, понтовик дешевый!!!