Если шах глуп, пусть идёт войной на лезгин
Уважаемый представитель азербайджанской «интеллигенции»! Прочитав публикацию «Дербент против азербайджанцев» в №32 «ЧК», я понял, что вы, как и другие бакинские авторы всяких пасквилей, утверждаете, что Дербент – это древний азербайджанский город, в котором не место лезгинам и другим дагестанцам. Послушать вас, так в Дербенте жили только «азербайджанцы» и никто кроме них. Как известно, Дербенту официально 2700 лет, и у Птолемея на карте он значится не как Дербент, а как Албанские ворота (заметьте, не азербайджанские!).
В VI веке, когда Албания подпала под власть Персии как марзбанство
(иранское наместничество – прим. ред.), персидский царь Хосров I
Ануширван (531-579), чтобы укрепить северную границу Персидской
державы, согнал со всей Албании строителей и вместо сырцового укрепления
воздвиг грандиозные сооружения. Албанский историк Моисей Каганкатваци
(VII в.) писал: «Цари персидские (имея в виду Хосрова и его отца Кубада)
изнурили страну нашу, собирая строителей и изыскивая разные материалы
для построения великого сооружения». На северной стене крепости имеется
албанская лезгиноязычная надпись, что подтвердил академик Акакий
Шанидзе. Как следует из исторических данных, крепость построена
албанами-лезгинами в VI веке, когда предки азербайджанских тюрков ещё
кочевали на Алтае (Алатау). Дербент никак не может быть изначально
азербайджанским, ибо предки азербайджанских тюрков в лице
туркмен-сельджуков вышли из Средней Азии во главе с Тогрул-беком в XI
веке и Кавказ начали заселять с XII-XIII веков. По этому поводу арабский
энциклопедист Якут Хамави, побывавший на Кавказе в XII веке, писал:
«Ранее Ширван лекзов теперь заселён как саранчой
туркменами-сельджуками». Разве это не аргумент? Не только дербентская
земля, но и Ширван был лезгинским.
После нашествия монголов на лезгинский Ширван в XIII веке большая
часть коренного населения была истреблена в войнах с ними, и на
освободившихся огромных территориях поселились предки азербайджанцев –
туркмены. Что их раньше там не было, подтверждает тот факт, что
единственное ранее найденное на Кавказе тюркское письмо – это письмо
некоего Папу-Хасана, написанное в конце XIII века. Ни Низами Гянджеви,
ни Катран (что значит по-лезгински «Сокол») Месхети не были
азербайджанцами, у них нет ни одной строчки, написанной на
азербайджанском.
Что касается дербентской земли, она была территорией Албанской
провинции Лакз. В V и VI веках при воздвижении грандиозных дербентских
стен сюда были переселены персидскими царями таты и персы из иранской
провинции Табаристан. Впоследствии это название в изменённом виде –
Табасаран и табасаранцы – перешло на часть леков-лекзов, оказавшихся под
властью персов. И поныне южнее Дербента расположены бывшие ираноязычные
сёла, население которых неправильно называют азербайджанскими. Обратите
внимание на их иранские названия: Сабнова, Гьимейди, Билкъеди, Белиджи,
Нюгди, Митагъи, Мугъарти, Музаим, Хели-Пенджик и т. д.
Средневековые авторы писали: «Оплотом Ширвана являются лезгины».
Из-за их непокорности и постоянных войн в Иране сложилась поговорка
«Если шах глуп, пусть идёт войной на лезгин». Отмечая воинственность
лезгин, азербайджанские тюрки и иные говорят: «Лезги чыхды, хенжел
чыхды, канн чыхды», что в переводе значит: «Где лезгин – там обнажится
кинжал и прольётся кровь». Высокую честь и достоинство азербайджанцы
называют «Лезги намус».
Как Дербент и дербентская земля могут быть азербайджанскими,
когда до 552 г. в районе Дербента в Чоре находился лезгинский
(албанский) патриарший престол? Правда, позже он из-за неоднократных
нападений кочевников – хунов и аваров, пришедших из глубинных регионов
Азии и обосновавшихся на Сулаке, был переведён для безопасности вглубь
лезгинской земли в город Партав (нынешняя Барда около Карабаха).
Если вы хотя бы немного сведущи в области истории, вы должны
знать, что Джума-мечеть, на которую претендуют шииты-азербайджанцы,
является переделанной древней лезгинской автокефальной церковью. Она
построена ими в IV веке. Аналог её находится в Сирии. Наблюдательный
Александр Бестужев-Марлинский ещё в начале ХIХ века догадался об этом.
Он просто заметил, что вход в неё не с севера, как обычно бывает в
мечетях, а с юга. Для шиитов и суннитов, чтобы они не ссорились, нужно
строить отдельные мечети. Стоило бы в Дербенте как в главном городе
всего Лезгистана (Северного и Южного) построить огромную соборную мечеть
и назначить Верховным муфтием всех лезгин вместе с этническими группами
известного в народе своим благочестием шейха Сиражудина Хурикского.
Стоит также рассмотреть предложение вернуть часть территории
Джума-мечети в качестве исторического памятника для возрождения
христианской церкви. Для этого нужно пригласить из России в Дербент на
поселение несколько сот семей христиан-удинов. Они являются этническими
лезгинами, которых выжили из районов Южного Лезгистана (села Варташен,
Нидж, Султан-нуха и т. д. в Азербайджане). Сейчас удины вынуждены жить
разбросанно по всей России в количестве 3700 человек (2002 г.).
Восстановив в их лице древнюю культуру лезгин, мы могли бы через неё
связаться с христианским миром.
Впервые тюрки появились в Северной Лезгинии в XVII веке. Это отдельные
тюркские племена, заселённые при Шах-Аббасе в город Дербент, где к этому
времени жили, по историческим документам авторов-современников,
черкесы, то есть местные горцы, а также греки и персы. Азербайджанцы или
тюрки не упоминаются.
Тюркский, азербайджанский элемент усилился в Дербентской зоне, когда
кайтагский уцмий Султан-Ахмад, зазвав из Ширвана и Кубы в XVII веке
падаров, шахсевенов и другие тюркские племена, поселил их на территории
севернее Дербента. Там они находились в качестве раятов (крепостных
крестьян – прим. ред.), и за ними позже закрепился этноним теркемейцы.
От них образовалось около десяти сёл: Падар, Салик, Великент, Джемикент,
Татляр и т. д. До 30-х годов те этнические группы, которые мы сейчас
называем «азербайджанцами» Дагестана, делились официально на отдельные
народы: на персов (население Дербента), теркемейцев (север Дербентского
района), татов-мусульман (окрестности Дербента) и лезгиноязычное
население 9 сёл Табасаранского района. В конце 30-х годов всех их по
указке из Азербайджана объединили и назвали «азербайджанцами». Мне
непонятно, как совершилось такое «чудо», что ираноязычные персы и таты,
тюркоязычные теркемейцы и лезгиноязычные жители Табасарана, которые
относятся к различным не то что языковым группам, но даже и семьям,
стали азербайджанскими тюрками.
Тем более «азербайджанец», как казахстанец и дагестанец, не этноним, а
скорее – гражданство. В таком случае тем более неправильно, если граждан
Дагестана назвали гражданами Азербайджана. Совсем другую политику вели
по отношению к народу, который в течение 2-х тысячелетий считал себя
лекдами-лезгинами: его раздробили на отдельные племена. В одной
республике не должна действовать национальная политика двойных
стандартов – одних делить, других объединять.
Вас пугает преобладание численности лезгин в Дербенте. Ну, это же
естественный процесс. Ведь основное население Северного Лезгистана – это
лезгины и этнические лезгины (табасаранцы, рутульцы, агулы, цахуры), а
Дербент – главный их город; куда же вы посоветуете им поселяться?
Лезгины в Дагестане – второй по численности народ после аварцев. По переписи 2002 года в Дагестане основные народы следующие:
Аварцы вместе с андо-дидойцами и арчинцами – 758438;
Лезгины вместе с лезгиноязычными – 502630;
Даргинцы вместе с кайтагцами и кубачинцами – 425526;
Кумыки – 365804;
Лакцы – 139732.
Лезгины имеют полное право указывать их численность вместе с этническими
группами, как это делают азербайджанцы и другие дагестанские народы.
Лезгины имеют право на свою культурную столицу! Некоторые же хотят,
чтобы мы заселяли города, которые контролируются аварцами и даргинцами,
чтобы мы там все перемешивались друг с другом и взаимно
ассимилировались. Или на худой конец расселиться по всей России и
испариться как капелька на раскалённой сковороде. Нет уж. Разве мало мы
уступили наших древних албанско-лезгинских городов: Шаки (Щеки), Ганзах
(Гендже), ЦIри, Шемаха, ПартIав (Берда), Кьвепеле (Кабеле), Паку (Бакы) и
более поздние: Хачмас, КIала (Куба), Закатала и др. Вдобавок к этому
«азербайджанцы» (националисты) постоянно претендуют ещё и на Дербент.
Просто они придерживаются правила: лучшая защита – нападение. В то же
время они, конечно же, прекрасно знают, кто истинный хозяин этой земли, а
кто пришелец из алтайских предгорий.
Вы не можете вынести того факта, что мэром города стал Феликс
Казиахмедов, не потому, что он не соответствует по профессионализму и
деловым качествам, а потому, что он не вашей национальности. Казиахмедов
молодой, энергичный и очень порядочный, как о нём отзываются, мэр. За
ним стоит народ, в том числе и местные прогрессивно настроенные
азербайджанцы.
О «Садвале», который вы называете чуть ли не центром террора,
полпред Президента в ЮФО Дмитрий Козак отозвался как о национальном
движении лезгин. Народ, который не имеет своей республики и
представитель которого не входит в тройку власти (даргинец, кумык и
аварец), должен иметь хоть своё национальное движение, через которое,
как через парламент, решает свои проблемы. «Садвал» будет существовать
до тех пор, пока не свершится конечная цель – воссоединение
лезгинского народа.
На самом деле, что не хватает азербайджанцам в Дагестане, ведь
они равноправны с коренными большими народами? У них есть
республиканское телевидение, радиовещание, свой театр, свои школы,
газеты, они являются титульной нацией РД. То есть всё, чего лишены
лезгины в Азербайджане. Лезгины имеют полное право требовать принятия
ответных мер. То есть вести обучение азербайджанских детей в школах
Дагестана на лезгинском, взамен лезгин в Азербайджане, обучающихся на
азербайджанском. Вправе они и причислять азербайджанцев в Дагестане к
лезгинам, как это делается в Азербайджане с лезгинами, крызами, будугами
и хиналугцами. Тогда азербайджанцы убедятся, кто и где ущемлён.
Общественно-политический еженедельник "Черновик"
Ниже приведены схожие материалы: