Ахты, как один из крупнейших и древнейших населённых пунктов Страны гор, считают сердцем Лезгистана, культурно-историческим центром Самурской долины, одним из центров Кавказской Албании, городом в горах, музеем под открытым небом, родиной известных в стране и за рубежом талантов, центром горно-долинного садоводства.
У Ахтов много эпитетов, кстати, как и названий: Тури, Алпан, Кендушкент, Ахцехар, Ахты - что, бесспорно, является доказательством его древности.
Раскинувшийся в неповторимой красоты горной чаще, на месте слияния рек Самур и Ахты-чай, он имеет и свои бренды. Это: эпос «Шарвили», уникальный диалект лезгинского языка, историко-культурные и природные памятники, уникальные исторические события, горячие минеральные источники, рудное месторождение Кизил- Дере, Ахтынские яблоки… Но главное его богатство – трудолюбивые граждане. Всё это восторгает и удивляет его многочисленных гостей.
Ахтынцы считают свою родину городом. Во многих исторических источниках встречается «город Ахты», а в старой части села и ныне сохранились древние водостоки и канализация. У входа в больницу до недавнего времени была надпись «Ахтынская городская больница».
Это город с двух-трёхэтажными домами, длинными улицами, кварталами, общеобразовательными, музыкальной, художественной школами, школой искусств, библиотеками, музеями, парками, гидроэлектростанцией, множеством мостов, банкетным и спортивными залами, кафе и ресторанами, санаторием, гостиницами… и, конечно же, 15-тысячным населением.
В знаменитые своими целебными термальными источниками Ахты каждый год приезжают сотни людей, страдающих от различных недугов. О них было известно ещё в VI веке нашей эры. Тогда (в 560 году) войско Ануширвана, иранского шаха из династии Сасанидов построило на источниках «волшебной силы» бани. А бани, возведенные царской армией в первой половине XIX века, сохранились и поныне.
В районе всего 36 целебных источников. Один из них, расположенный в черте райцентра, известен своей горящей водой (выходит с природным газом), которую издревле используют в кондитерской деятельности. Видя воспламеняющуюся воду, люди и сегодня удивляются. Проведём небольшую экскурсию по некоторым Ахтынским брендам. Каждый, кто хоть раз побывал в Ахтах, наверняка обратил внимание на Джума-мечеть, Николаевскую крепость, уникальные мосты, архитектурные памятники, музеи.
Ахтынская Джума-мечеть построена в VII веке на месте небольшой христианской церкви по поручению арабского полководца Абу Муслима аль-Масламы. В Х веке на её месте соорудили Джума-мечеть с минаретом, а в 1898 - 1901 годы из-за обветшания на средства местных жителей и при содействии гарнизона русской крепости была построена нынешняя Джума-мечеть с куполом – один из символов Ахтов. Ахты - форпост южных рубежей страны и служит опорой государства. Этому свидетельствуют многочисленные крепости, которые вошли в историю и сохранились в устном народном творчестве и памяти ахтынцев.
По словам старожилов, в их детские годы (20 - 30-е годы прошлого столетия) на горе Келез-хев были видны останки крепостных сооружений. Фрагменты и теперь видны на некоторых исторических фотоснимках. На зарисовке литографии Василия Тимма "Вид аула Ахты"(1949г.) видна и смотровая башня на горе.
Учитывая исторические события, связанные с Ахтами, выгодное географическое положение и местный климат, в 1839 году русское войско во главе с генералом Головиным за рекордное время (40 дней) построило крепость вблизи слияния двух рек, тогда ещё на окраине села, откуда хорошо видна старая часть Ахтов и все долины вокруг.
За время своего существования крепость многое пережила. После Октябрьской революции и вовсе осталась бесхозной. В 1920 - 1930 годы она служила тюрьмой, в Отечественную войну – интернатом, позже в ней организовали школу. В 1980-х годах крепость переоборудовали в радиозавод, далее - в завод по производству товаров народного потребления. Свидетель многих исторических событий, она сейчас в забвении и, к сожалению, превращается в развалины. Но радует тот факт, что планируется ее реставрация как памятника культурно-исторического наследия России. Наверняка это самое лучшее место для развития туризма. На её базе можно было создать историко-культурный центр с музеями, картинной галереей и гостиницей.
Ахты ещё со средних веков известен как культурный и образовательный центр. Местные алимы в медресе при мечетях (а их в 18 – 19 веках насчитывалось 18) преподавали не только духовные, но и светские науки, о чём свидетельствуют сохранившиеся и поныне некоторые их книги. Именно поэтому царское правительство предпринимает серьёзные шаги в обучении ахтынских детей русскому языку и другим наукам.
В 1859 году русский врач Лебедев при Ахтынской гарнизонной крепости организует небольшую школу, а 1861-м здесь официально открывается первая сельская светская школа – «одноклассное начальное училище» - в Дагестане. Открытие школы, бесспорно, явилось большим событием в жизни местного населения. В целом, благодаря ей, Ахты дали стране более 300 учёных, которые внесли весомый вклад в развитие отечественной и мировой науки.
Из её стен вышли крупные общественные деятели и революционеры: Нажмудин Самурский, Казимагомед Агасиев, Муктадир и Абдусалам Айдунбековы, Алимирза Османов, Абдуселим Исмаилов, Юсуф Герейханов и другие. Зародились целые династии учёных. Нельзя не отметить, что выходцем из этой школы, местным энтузиастом Идрисом Шамхаловым ещё в 1905 году одновременно в Ахтах и Баку был организован лезгинский драмкружок, позже преобразовавшийся в национальный, а потом и в лезгинский национальный Госмуздрамтеатр.
Одним из первых исследователей лезгинской литературы Гаджибеком Гаджибековым в Ахтах основана и выпущена первая газета на лезгинском языке. Если через нее Г. Гаджибеков обучал население своему новому алфавиту на основе латинской графики, знакомил читателей с произведениями классиков, то с помощью театра И. Шамхалов отображал настоящее и будущее народа. История, материальный, духовный, культурный пласт древних Ахтов волновал и вдохновлял многих творческих, общественных людей.
Так, в 1930-е годы на базе Ахтынской образцовой школы её директор Нурудин Дагларов организовал мощную краеведческую работу юных краеведов. Благодаря этому появился школьный краеведческий уголок, а в 1936 году он преобразовался в целый музей и переехал в здание Джума-мечети.
В советское время Ахтынский краеведческий музей считался самым богатым из сельских в стране. В настоящее время он по количеству и качеству экспонатов один из лучших в России, о чём свидетельствуют десятки записей в книге отзывов. В Ахтах большое количество мостов – настоящих символов дружбы. Многие из них на протяжении десятков лет превратились в историко-культурные и исторические памятники. Так, в 1915 году англичанин Джиорс и бельгиец Дебернарди по итальянскому проекту (поэтому его называют итальянским мостом) построили арочный железобетонный мост через реку Ахты.
Обидевшийся на это, инженер-самородок, зодчий арочных мостов Идрис Юнусов в знак доказательства, что местные смогут построить намного лучше, в 1936 году за короткий срок неподалёку от первого построил уникальной красоты арочный мост. В лезгинских районах он возвел десятки мостов и других сооружений, за врождённый талант в народе его прозвали Уста Идрисом.
История Хновского арочного моста ещё любопытнее и увлекательнее. На следующее же утро после завершения его строительства река изменила своё русло, оставив памятник-мост. Он стоит и в наши дни. За несколько десятков лет река много раз меняла русло, то исправляя «свою давнюю ошибку», то с ухмылкой издеваясь над мастерами. Через Миджахский канатный мост машины ездят без пассажиров и груза, качаясь над бурной горной рекой, а грузовики оставляют на дороге «Ахты – Хнов».
Рассказывая об Ахтах, нельзя не упомянуть о горе Келез-хев. Существует много легенд о крепостях на этом месте. По одной из них, однажды ночью местные жители под предводительством легендарного богатыря Шарвили напали на крепость «Шах-Бани», воздвигнутую Ануширваном на месте «Каменного орешка» («Къванцин хвех») и разрушенную персидскими войсками. Пряча в подземных хранилищах веками награбленное народное добро, Шах-Бани удалось тайно выйти из верхних ворот крепости и бежать в сторону Шеки. О тайных подземных хранилищах и путях до реки Ахты старожилы говорили до недавнего времени.
А с именем главного героя народного эпоса «Шарвили» связан не один десяток легенд и преданий. «Но все они какие-то расплывчатые, видимо, это какой-то древний эпос, и он давно уже стал забываться», - писал Расул Магомедов в своей книге «Легенды и факты о Дагестане» (1963).
Лезгинский героический эпос «Шарвили» - одно из древнейших народных сказаний. Он живёт уже более двух тысячелетий. В нем отражены думы и мечты лезгинского народа, его многовековая борьба за независимость, сохранение языка, лучших традиций. Примечательно, что с 2000 года в Ахтах на республиканском уровне проводится праздник героического эпоса «Шарвили». Его главной идеей является дружба и единство народов Дагестана в составе России.
Как река не бывает без родников-притоков, так и райцентр скуден и немощен без его сёл. Каждое село Ахтынского района имеет свою увлекательную историю и развивает определенный народный промысел. Например, Гдынк славился великолепными мастерами по обработке овчины, изготовлению войлока, шуб, тулупов, лезгинских женских чувяков (джураб).
До сих пор мастера Калука сохраняют традиции и секреты по изготовлению уникальных по своему качеству и форме ложек из абрикосового дерева.
Мастера ковроткачества Дагестана и ценители их работ хорошо помнят овец джабинской популяции, в основном с белой грубой и, в то же время, шелковистой шерстью.
Ялакцы были известны мастерами по изготовлению кожаной обуви – кемечар, мазинцы – отличные строители–каменщики… А ковроткачество, как основной вид народного промысла, издревле развито во всех сёлах, начиная с Ахтов. Хотя в каждом доме как обязательный атрибут имелся ковроткацкий станок, первая ковровая мастерская в Ахтах была открыта в 1909 году, а в 1930-х в местной ковровой артели работало 75 - 80 ковровщиц.
Наверное, многие помнят и ассоциируют Ахты с Праздником цветов. В конце мая, когда горы вокруг покрывались ковром альпийских цветов, у подножья Чепер-сув собиралась молодёжь. Они ночью пешком поднимались в Джаба, на место проведения Праздника цветов. Молодёжь соседних сёл здесь знакомилась друг с другом, собирала цветы, пела, плясала, разжигала костры. Джигиты показывали свою удаль, горянки – рукоделие. А главный ритуал праздника – конкурс красоты, где выбирали королеву, сажали на лошадь и увозили в село. Обычно после каждого такого праздника возникали новые крепкие семьи.
Кизил-Дере (Золотая долина) можно считать и брендом, и бедой всего населения, использующего питьевую и поливную воду из рек Хнов, Ахты, Самур, после впадения Ахты. Ведь в реку Хнов впадают медно-колчеданные ручьи из незаконсервированных рудников-штолен.
Напомним, что Кизил-Дере – крупнейшее на Северном Кавказе месторождение цветных металлов. Советские геологи ещё в 1962 году разбили городок вблизи Хнова и приступили к его разработке. После, забросив городок и оставив штольни открытыми, они уехали.
Из штолен и ныне текут реки всех цветов радуги, которые, по словам и видеоматериалам очевидцев, могут самовозгораться. Когда речь идёт о разработке этих месторождений, мнения экологов и других специалистов расходятся…
Перечисление достоинств и красот можно продолжать, потому что это действительно прекрасная земля, но главное - моя Родина, где я родился и которую люблю! Несомненно, будущее Ахтов в руках молодёжи.
Мы надеемся, что среди них окажутся истинные патриоты, энтузиасты, способные сохранить Ахты как центр национальной культуры и сердце Лезгистана.
Не преувеличение, когда говорят, что во многих отраслях социально-экономического развития ахтынцы были первыми в Дагестане. Здесь уместно вспомнить людей, внесших весомый вклад в развитие науки, экономики и культуры не только Страны гор.
Помощник военного губернатора Дагестана, генерал Пирали Эмиров и его брат Видади Эмиров, талантливый инженер-строитель, главный инженер Канала Октябрьской революции в Махачкале.
Гаджибек Гаджибеков – первый кандидат педагогических наук в Дагестане, основатель и первый редактор национальной республиканской газеты «Новый мир», талантливый просветитель, критик, литературовед, журналист и драматург. На основе латинской графики он создал алфавиты на лезгинском и табасаранском языках, подготовил первые учебники по родному языку и литературе.
Рагимат Гаджиева – первая горянка, достигшая вершин вокально-исполнительского искусства Страны гор, народная артистка России и Дагестана.
Саяд Аскарова – первая женщина, сыгравшая на сцене Ахтынского народного театра женскую роль (Гюльчахры в спектакле «Аршин мал-алан»).
Сефият Аскарова – первая киноактриса-дагестанка, работавшая в киностудии «Мосфильм».
Алла Джалилова – первая горянка-балерина, солистка Большого театра СССР.
Салих Ахмедов – один из основоположников дагестанской гидроэнергетики. Ещё в 1931 году он по своей инициативе построил в Ахтах гидроэлектростанцию с деревянной турбиной.
Хасбулат Аскар-Сарыджа – основоположник классического скульптурного искусства Востока.
Абдусалам Айдунбеков – один из первых среди дагестанцев защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата экономических наук, председатель Совмина ДАССР.
Камер Адигюзелова–Палчаева – первая дагестанка доктор наук.
Азиз Алискеров - инженер-геолог, начальник партии в тресте «Востокнефть» в г. Куйбышеве и на Колыме. В Магаданской области, будучи начальником самого крупного Берелехского управления, открыл и разведал промышленные месторождения золота и предсказал блестящие перспективы бассейна реки Берелех. Его именем в Магаданской области назван город Алискерово, где расположен посвящённый ему же музей.
Эльза Ибрагимова - первый профессиональный композитор–горянка, видный деятель музыкальной культуры Азербайджана и Дагестана. Это первая женщина на Кавказе, которая сочинила оперу.
Гюльпери Джафарова – первая горянка–учительница в Самурском округе.
Сияра Меджидова – первая лезгинка - профессиональный художник, член Союза художников СССР, народный художник Кабардино-Балкарии.
Абдулали Ганиев – первый мастер спорта СССР по вольной борьбе в Дагестане.
Зейнидин Махмудов – авиаконструктор, изобретатель-рационализатор, который совместно с А. С. Яковлевым создал конструкторское бюро на заводе им. Менжинского, впоследствии - «Як».
Этот список можно ещё продолжить.
К сожалению, в последние годы ахтынцы сдавали свои позиции, но, видимо, теперь просыпаются и адаптируются в условиях дикой рыночной экономики.
Так, благодаря финансовой помощи бизнесмена Джигерхана Сулейманова, в Ахтах построили молодёжный центр «Самур» с банкетным, тренажерным, бильярдным залами, рестораном и кафе. На его территории находится и мини-зоопарк. Недавно открыли медицинский центр «Самур», аналога которому нет ни в одном районе Дагестана.
Благодаря спонсорской помощи благотворительного фонда «Просвещение» имени заслуженного учителя РД Махмуда Абдулкеримова, все школы республики оснащены компьютерными классами, выпущен ряд книг дагестанских классиков, в Хрюге построено уникальное в Южном Дагестане поле по мини-футболу, впервые в России проведены международные соревнования по паркуру в Ахтах, начаты и другие социаль но-экономические проекты.
В завершение приведу марксистский тезис о том, что бытие определяет сознание. Уверен, через экономическое развитие можно возродить былую славу Ахтов.
Проводите под землю канализацию по мере возможности, воды, газ, уличные освещение,хорошие дорого,на стенах мемореальная памятная доски населением 30-40 тыс будут как ТБИЛИСИ маленький за то свой ЛЕЗГИНСКИЙ, ВОТ ВАМ ИТУРИСТЫ