Главная » 2016»Ноябрь»18 » Из Албанской ономастики. О происхождении названий Апшерона и Баку
09:17
Из Албанской ономастики. О происхождении названий Апшерона и Баку
Город Баку расположен на западном берегу Каспийского моря в южной части Апшеронского полуострова на исторической территории Албании Кавказской. По всей вероятности, Баку был одним из главных городов Албании и неслучайно носил название Алпан (Албана) – имя бога огня и наименование страны албан одновременно. Район апшеронского полуострова и современного Баку входил в состав албанской области Каспианы, юго-восточной области Албании (в отличие от области Кас, население которой составляли этнические касы, Каспиана получила свое название от Каспийского моря, а не от касов). По мнению историков, территория Апшеронского полуострова была обжита еще в палеолите – около 100 тыс. лет назад. А первое поселение на территории современного Баку засвидетельствовано для эпохи бронзы.(В 70 км к югу от Баку, в Гобустане обнаружены наскальные рисунки, а в 25 км к северу, в Нардаране – следы доисторической астрономической обсерватории).
Вероятно, и до образования албанского государства на этой территории жили те же автохтоны, что позже составляли население Албании – Аррана.
Албания и Аран.
Из-за невозможности транслитерации (точной передачи знаков одной письменности знаками другой), название страны Алпан (Албания) у разных народов звучит по-разному. Так, в греческих и римских текстах оно встречается как Албания;парфянских – как Ардан;пехлеви – Аран, Арран;арабских – аль-Ран / ар-Ран – Арран;в сирийских – Аран; в грузинских – Ран / Рани, Эрети, Эр-Ран, Арран;армянских – Ранеак /Ран, Алуанк /Агуанк, Алван /Агван, Алванк /Агванк (здесь имело место обычное замещение звуков «г» на «л» и «у(в)» на «б» в армянском языке).
Слово «аран» в современном лезгинском языке, в отличие от предгорий – «сувар» и гор – «кhурар /дагълар», означает равнинную, плоскостную часть (является природным хоронимом)). Поэтому названия только плоскостной части Албании «Аран»и название страны «Албания» не могут быть взаимозаменяемы, как это зачастую встречается в исторической литературе.
Как известно, через Албанию пролегали древние торговые пути, соединяющие Переднюю Азию с Востоком и Европой. Через северный город-крепость Албании– Дербент /Чула («ч1ула» по-лезгински – «в пояске») проходил Великий шелковый путь,охватывая на своей протяженности все крупные города и населенные пункты Албании, в том числе и город Албану /Алпан (в районе современного Баку).
О происхождении названий «Апшерон» и «Баку» имеются различные гипотезы. Рассмотрим их по-порядку.
Название «Апшерон», по одной из версий, происходит от выражения «солёная вода (аб «вода», шерон «солёная» на языке татов), а по другой – от «аб ширин», что значит «сладкая вода». Согласно третьей версии, слово означает «место, где живут афшары» (где «афшар» – наименование тюркского племени, «-ан» персидский словообразовательный аффикс).
Объяснение этимологии названия «Апшерон» через вкусовые качества морской воды («аб шерон» «вода солёная» «аб ширин»«вода сладкая») или созвучием с этнонимом «афшары» звучит неубедительно. (Кстати, слово «ширин» является чистейшим албанизмом, перешедшим сначала в фарси, затем и в тюрки языки; напр., в осетинском яз. сладкий – «адджын»).
На мой взгляд, названия «Алпан», «Баку», «Апшерон» имеют общую семантическую основу, носящую сакральную функцию; и связана эта основа с понятиями «огонь», «свет», «святой». Название Апшерона скорее всего связано с кавказскими языками (точнее, с языками автохтонов – народов лезгинской семьи языков), нежели с фарси или тюрки, по причине их позднего появления в данном регионе.
Наше предположение, что название Апшерона (как и Баку) должно быть связано с сакральными понятиями «огонь», «свет», «святой», имеет реальную основу: на полуострове в течение многих веков постоянно горели (и горят поныне) факелы выделяющихся из-под земли газов. Об этом имеются многочисленные свидетельства древних путешественников.
Слово «Апшерон» составлено из двух частей: 1) А + ПШЕ, где а – префикс (или указат.мест.), пше(пши) – «огонь» и 2) РА + Н, где ра – «солнце», -н суффикс принадлежности. То есть, «Апшерон» («Апш-Ран») может быть истолковано как «место (горения) огня, (что сияет или светит) как солнце» или«Огонь Ра», «Свет Ра».
Эта версия подтверждается и тем, что и зороастрийское название «Атши-Багуан» – «огни Багуана» и другие поздние названия являются калькой с названия «Апшерон» как «места, где горит огонь». Любопытно, что семантика слова «пшик» в русском языке также сохранила связь с огнем в значениях «звук взрывающегося, шипящего»; «пустота», которую оставляет после себя огонь. Возможно, также этимология слова «пшех / пши», обозначающего титул князя в черкесском языке, связана со священным огнем.
В Аране, в том числе и районе Апшерона, задолго до появления здесь иранских племен – скифов (VIII в.до н.э.), империй парфян (250 г.до н. э. – 220 г.н.э.) или сасанидов (с 228 г.н.э.) жили автохтоны – лезгинские народы, которых называли аранами / ариями, а затем и албанами. Огнедышащая земля Апшерона – «Огня Ра» дала эпитет всему региону как «Страны огней».
О возникновении города Баку также нет конкретных исторических фактов. Есть только противоречащие друг другу разрозненные сведения.
Я склоняюсь к озвученной выше версии, что название города Баку /Паку, как и полуострова Абшерона /Апшерона, связано с огнеми светом, имевшими сакральное наполнение. Эту версию подтверждает и персидское название Азербайджана «Атурпатакан» (букв. «место, где хранится священный огонь»). (В названиях Апшерон, Паку и т.п. буква «П» сменилась на «Б» из-за отсутствия в арабском алфавите (алифба) графемы, обозначающей звук «Б»).
О наличии в древности нефтяных луж и бассейнов, о горении выделяющихся из земли газов на Апшероне свидетельствуют многие источники.Византийский автор 1-й половиныV века Приск Панийский упоминаето «пышущем из морского камня пламени».Аммиан Марцеллин, римский историк IV века,в труде «Деяния» говорито добыче «мидийской нефти», называемой «нафт»на местном языке.Итальянец Марко Полосвидетельствуето грязевых вулканах, выходах газа и пылающих холмах, о крупных нефтяных прудахпросачивающейся на поверхность нефти, увиденных имво время путешествия в 1264 году через Баку в Персию.Арабский географ Абд ар-Рашид аль-Бакуви (XIV – XV вв.) отмечал, что из Баку каждый день отправлялся караван из более 200 нагруженных нефтью верблюдов, каждый из которых носил около 300 кг нефти.Для извлечения нефти из колодцев, их наполняли водой, а всплывшую нефть собирали в бурдюки из тюленьей кожи. В бурдюках также хранили и транспортировали нефть.
Возникновение естественных пожаров из-за воспламенениявыходящего из земли газа илинефтяных луж было частым и привычным явлением. Со стороны это выглядело зрелищным, словно горят сами склоны гор. Огненное пламя метровойвысоты и около десяти метров в ширину постоянногорит с древнейших времен на склоне известнякового холма Янардаг (тюрк. «горящая гора»)недалеко от Баку. (О нем сообщал еще Марко Поло).
Наиболее ярко эти пожары видны в сумерках. Такие огни являлись (и остаются по сей день) объектом поклонения сторонников огнепоклонства – зороастризма.
Поэтому и не вызывает удивления, что еще задолго до появления скифов в передеазийском регионе, именно на территории исторического Арана – на Апшероне возникло огнепоклонство. Возможно, вначале это было поклонение Огню как символу Солнца – Ра на земле; позже образ Алпана выделился в отдельный образ Бога Огня.(Здесь напрашиваются лезгино-древнегреческие лексические параллели: лезг. Бог Огня Алпан и др.греч. Бог Солнца Аполлон; лезг. гора богов Алпан и др.греч. гора богов Олимп; лезг. Цев «небо» и др.греч. Зевс).
Следы поклонения огня по сей день остались в этнической культуре, поведенческой этике, фольклоре, психологии лезгин и других народов Кавказа, Закавказья, Передней Азии.
Не случайно с Кавказом связан культ огня (Аран и арии, Апшерон, Паку, Алпан). На Кавказе, в частности у лезгин, по сей день в этнической культуре остается уважительное отношение к огню. В огонь нельзя плеваться, огонь нельзя ругать, проклинать. В течение многих тысячелетий у лезгин сохранился «Яран сувар» – празднование дня весеннего равноденствия 21 марта разжиганием огромных костров.
Вспомним и то, что греческой мифологии по повелению Зевса Прометей был прикован цепями к кавказским горам за передачу огня людям. (Учитывая статус священности и название, Прометей мог быть прикован к горе Алпан, называемой в народе «Гъуцаркhур» – «Гора богов», ныне Шалбуздаг).
Интересно и то, что Прометей в лезгинском языке имеет форму «Пирмет» (не путать с Пир-Магомедом!). Возможно, имя так и звучало в древнегреческом языке. Исходя из семантики составных частей ПИР (огонь) и МЕТ (носящий), имя Пирмет можно этимологизировать как «Огонь носящий» или «Огненосец».Древнегреч. пирос "огонь"; лезг. п1ир «святой», «священный огонь». Сема пир «огонь» сохранилась и в словах пир "празднество", пирог, пиротехника, пирамида, фараон, нем. фейер «огонь», файертаг «праздник, букв. "огненный день" и др. (Взаимное замещение букв «П» и «Ф» в словах разных языков явление естественное).
Паломничество к огням Арана в Апшерон совершали огнепоклонники со всей Передней Азии и Ближнего Востока, особенно из Индии (отсюда многие лексические совпадения в лезгинском языке и санскрите не случайны). Паломники строили на огнях капища, совершали ритуальные молитвы в честь Бога Огня. Возвращаясь в свои пределы, паломники увозили с собой на ослах или другом гужевом транспорте бурдюки с нефтью. (Нефть использовался для отопления и освещения домов, для лечения кожных заболеваний).
Вероятно, возвратившихся из Арана с поклонения «святым огням» паломников называли ариями, подобно тому, что совершивших хадж мусульман называют хаджиями.
Первое поселения на месте современного города Баку, возможно, состояло, кроме жилищ местного населения, также из стоянок и капищ паломников. Постепенно на этом месте возник город огнепоклонников, названный по имени верховного бога огня Алпана, ставший центром религии огнепоклонства задолго до зарождения иранского зороастризма. Позже огнепоклонство у местных народов могли принять и появившиеся в этом регионе в VIII веке до н.э. скифы (иранцы), у которых огнепоклонство трансформировалось в зороастризм или маздеизм – религию, основанную в VII или VIII веке до н.э. реформатором древней иранской религии по имени Заратуштра.
Религия зороастризма берет начало в откровении пророка Спитамы Заратустры, полученном им от бога Ахура Мазды. Ахура-Мазда, Ахурамазда (иранск.), Ахура Мазда (авест.), Аурамазда (др.-перс.), Ормузд или Ормазд (новоперс., пехл.), переводимое, согласно иранским традициям, как «мудрый Бог», являлся верховным божествомдревних иранцев. В арийском (то есть в общем индоиранском) периоде этого мифологического образа ещё не существовало. Имя Асура (впоследствии Ahura) встречается и в Ригведе, как эпитет различных богов, главным образом благотворных; позднее в индийской мифологии оно присваивается исключительно злым демонам. Напротив, в иранской мифологии эпитет Агура прилагается только к именам добрых, благотворных божеств. Отсюда можно заключить, что в арийском периоде имя Агура имело общее, нарицательное значение «божества» вообще и специализировалось в своих различных значениях уже у отдельных народов – индусов и иранцев. (Возможно, это случайное совпадние, но имя Ахура Мазды по-лезгински напоминает выражение: «ахиран мез» – «последний язык (последнее слово)».
Материальные памятники огнепоклонства – зороастризма сохранились и до наших дней. Так, на окраине селения Сураханы расположен индуистский храм конца XVIII века Атешгях (Место огня), где горящий газ выходит с древних времен.(Распоряжением президента Азербайджана «Храм Атешгях» в Сураханском районе города Баку объявлен Государственным историко-архитектурным заповедником).
Верования и религии Албании.
В разные периоды исторического развития албаны (народы, подразумеваемые под этим собирательным этнонимом) поклонялись многим богам. Среди них – Ас, Ваал, Ман, Селен (Мен, Варз – «месяц», «луна»), Ра («солнце») и др. На рубеже зарождения Алупанского государства (не позднее IV века до н.э.) здесь возродился культ бога огня Алпана, откуда происходит и название страны «Алпан» (Ал+Пан – «Красный или Огненный Пан».
В 43 году Албания (северная ее часть от реки Кур до Чула /Дербента) приняла христианство от апостола Елише (в области Маскут, городе Чуле и населенном пункте Киш, входившем в область Лек). В старинном храме Луны Елише устроил христианскую церковь и отслужил обедню. С этого времени Киш становится духовной столицей, колыбелью христианства всего Кавказа и Закавказья. Это событие отражено в «Истории албан» албанского историка Моисея Каланкатуйка (Дасхуранви): «Был сорок третий год греческого летосчисления, когда просветился Алуанк, приняв христианскую веру, на двести семьдесят лет раньше просвещения Армении». То есть истории христианства в Дербенте без малого 2000 лет.
В 314 (315) году при царе Урнайре христианство приняла и Южная Албания (Арцах, Отена, Сисак /Цицак, Гаргарея, Геларкун и др. области). По Моисею Дасхуранви, это было повторным «просветлением» Албании, который еще в апостольской период познал «о спасительном явлении истинного солнца».
В 487 году албанским царем становится последний представитель Аршакидской ветви Вачаган III, являвшийся племянником царя Ваче II.
Вачаган IIIначал жестоко искоренять язычество и сатанинские секты в тех местах, где оно еще не было вытеснено христианством. Христианство распространялось и в далеких уголках Алупана. Строились храмы, и при храмах открывались школы. Активно развивалась церковная литература. За свою благотворительную деятельность Вачаган IIIполучил прозвище Благочестивый (Пак Вачаган).
С городом Алпан /Паку связана мученическую смерть апостола Варфоломея (68 – 71 гг. н.э.), с которого у подножия Девичьей башни язычники живьем сняли кожу. Свидетельства древних авторов о проповеди апостола Варфоломея в Албании и его мученической кончине приводит митрополит Московский Макарий (Булгаков) в своей Истории Русской Церкви.
Возможно, с периодом правления Пак Вачагана (Вачаган Благочестивый правил 487 – 510 гг.) связано смена языческого названия Алпан на новое название Паку (лезг. пак, паку «святой», «священный»). Таким образом, история возникновения города Баку и его названия тесно связана с религией бога огня Алпана (город Алпан /Албана) и христианства (город Паку).
Очевидные причины ошибок при определении албанской ономастики, на мой взгляд, кроется в отходе от научного принципа компаративистики: используются все языки (фарси, арабский, тюрки, армянский и др.), кроме языка самих албанских – лезгиноязычных народов. Методы сравнительно-исторического языкознания позволяют строить генеалогическую классификацию языков), производить реконструкцию праязыков, исследовать диахронические процессы в истории языков, их групп и семей, исследовать этимологию слов и, таким образом,установить степень родства между языками.
Французский лингвист Антуан Мейе писал: «сравнение – вот единственное орудие, которым располагает языковед для построения истории языков». Наблюдению доступны лишь результаты изменения, а не сами изменения, следовательно, за развитием языков можно проследить и следят лишь путем сопоставления результатов.
В связи с этой темой вспоминаются действия противной стороны. В частности действия "деятеля" из Баку, который собирался снять фильм о истории г. Дербента ,где он собирался вбить кое кому в мозги идею о том ,что этот старинный город принадлежит аз-кам. Она будет полезна и всем тем на подобие Кюреви ...
Когда с кем и кто и какой современный науч институт обоснованно напишут это исторический правду неужели так трудно, что больше не лезли эти кочевники заставит их признать что они переселенцы
Редакции . Вы печатали у себя близкие к сегодняшней теме статьи от Кюреви . Мне лично интересно -куда пропал автор этих работ ? Хотелось бы услышать его оценки по обсуждаемой теме . Кюреви ау-у ....
а здеся у всех узкая специализация. Ты поругай Сафаралиева , и тот кого ты звал, сразу появится, похвали армян - и тут же появится грозный Сулейман и тд, задень Яралива и тут пояаятся защитники. Вот гдето так