Главная » 2012»Март»22 » Ханжан Курбанов: "Хватит держать лезгин в этнокультурном гетто!"
11:24
Ханжан Курбанов: "Хватит держать лезгин в этнокультурном гетто!"
Ханжан Курбанов Участие в он-лайн конференции грузинского портала Кавказский Форум http://forumcaucasus.com
18 марта 2012 года Махачкала-Тбилиси
1.Какие основные проблемы беспокоят сегодня лезгинский народ?
Каждый слой лезгинского сообщества беспокоит разные проблемы. Но есть главная проблема, которая не оставляет умы патриотов, впрочем как и всех лезгин. Надо сказать, что общим больным местом является разделенность народа, который усугубляет кособокость развития народа и нарушает его целостность.
Но есть и целый ряд экономических проблем. Это слабая развитость Южного Дагестана и Сев. Азербайджана – исконной территории проживания лезгин. Среди социально-экономических - миграция, трудоустройство, низкий уровень жизни.
Несомненно, проблемами являются и слабая просветительская работа в местах компактного проживания лезгин, слабая встроенность в информационное общество. Здесь также остро стоят проблемы образования, сохранения языка. В школах (в большей степени это касается Сев. Азербайджана) не преподается изучение истории и культуры лезгин. Причем в этом контексте следует отметить, что возникает и проблема написания единого учебника по этим предметам – особенно истории, так как история лезгин разведена, поделена и приватизирована (либо упущена, забыта и затерта) между Дагестаном и Азербайджаном. Отдельные группы интеллигенции беспокоит проблема отсутствия единого или объединяющего координирующего центра у лезгин, проживающих как в России, так и в Азербайджане. И это вносит некую сумятицу в постановку и решение вопросов развития народа. Некоторой компенсацией данного факта является наличие интернет пространства, которое пока слабо, но все же замещает провал в единении лезгинского народа. Ряд сообществ не оставляют попыток достучаться до международных организаций и судебных органов по лезгинскому вопросу. Надеюсь, что все эти проблемы будут серьезной повесткой для азербайджанского, российского и европейского сообществ уже в ближайшее время.
2.На каком этапе находить процесс консолидации разных этнических групп лезгинской языковой группы в единый народ?
Пока процесс консолидации приторможен. Произошло это в советский период, когда лезгинским народам привили «вакцину» самостоятельных, независимых народов со своей письменностью, отдельной культурой и историей. Их пестовал режим руководителя Дагестана (1948—1967) Даниялова, отторгнув их от лезгин с целью уменьшить численность самого крупного на тот момент дагестанского народа. С тех пор выросло несколько поколений, которые никак себя с лезгинами не отождествляют. Поэтому сегодня и не приходится говорить о каком-то видимом процессе единения или консолидации лезгинских народов – агулов, цахуров, рутулов и табасаран - или их движения к единому, собственно, лезгинскому центру. Видимо, в некоторой степени этот вектор будет так или иначе проявлен после решения вышеуказанных проблем. Хотя бы основных из них. Но слияния с лезгинами или самоидентификации в качестве лезгин в видимой перспективе, вряд ли стоит ожидать.
3.Имеются ли проблемы в территориальном аспекте у лезгин с другими народами Дагестана?
Как таковых таких проблем нет. В свое время (в 50-х гг. 20 в.) лезгинам высокогорного села Куруш (Докузпаринский район РД) предлагали переселиться на территорию депортированных чеченцев. Однако лезгинские старейшины наотрез отказались занять земли вайнахских братьев. Что, кстати, было мудрым решением. Теперь мы видим, с какими проблемами столкнулись лакцы Новолакского района, в свое время заселенные на территорию аннулированного Ауховского района, где проживали чеченцы-аккинцы.
4) Господин Ханжан, все таки какие процессы имели место в Кубе (Губе)? Многое пишут российские (лезгинские), армянские и азербайджанские источники о событиях в городе Куба.
В Кубе произошел спонтанный социальный взрыв, который не имеет, каких бы то ни было влияний со стороны. Этот взрыв, безусловно, имеет свои глубинные подземные корни. Азербайджан – государство далекое от принципов европейской демократии или же какой бы то ни было мусульманской морали. Эта очевидная политическая реальность долгое время подтачивает тело этнически довольно пестрого азербайджанского социума. Конечно, азербайджанские чиновники, завинченные на бакинской тоталитарной вертикали – пользуются «толерантностью» общества. В Кубе очередное хамство высокопоставленного чиновника просто не прошло. Прорвало в тонком месте. Но никто не гарантирует, что в других местах Азербайджана не будет таких тонких мест и народ вновь по какой-то чисто социальной причине не выйдет на улицы. Скажу определенно, что Азербайджан находится в очень опасной фазе социально-политического развития. Процессы могут быть самыми неожиданными для режима личной власти Ильхама Алиева. Перепуганный режим, конечно, уволил мэра Кубы, однако чуть позже все же активисты протеста были арестованы. Что касается азербайджанских СМИ, то они заняли типично страусиную позицию – что, в общем-то, и следовала ожидать от них в условиях затхлого общественно-политического климата республики. Армянские СМИ, безусловно, являют собой образ иной крайности. И представляют ситуацию исключительно в лезгинском, этническом ключе. Не секрет, что от гнета азербайджанской бюрократии стонут и талыши, и аварцы, и лезгины, и таты, и собственно государствообразующий этнос – тюрки. Бессмысленно видеть в кубинской акции протеста ушки российских, армянских, грузинских, или чего еще – американских спецслужб. Проблему нужно видеть в самой системе власти.
5) Как вы смотрите на перспективы пребывание лезгинских территорий в Дагестане? По вашему мнению, это так должно быть, или Дагестан это искусственное образование?
Дагестан и лезгины - нельзя сказать, что история этих двух довольно тесная, давняя и долгая. Известно, что исстари территории компактного проживания лезгин называлась Кавказская Албания (Алупан), Лакз. Лезгины были расселены по вольным обществам, меняя на протяжении веков религию, культуру и впитывая традиции соседей, лезгины приобрели самосознание горцев-мусульман, и лишь в последнюю очередь стали – дагестанцами. С приходом русских и после окончания Кавказской войны территория проживания южных лезгин – по северному берегу реки Самур была включена в Дагестанскую область Российской империи. А южные лезгины преимущественно оказались в Бакинской губернии. Там же осталась «взаперти» и история с культурой лезгин, позже приватизированные бакинским обкомом. Известно, также, что на съезд народов Дагестана в 1921 году не прибыла делегация лезгин. Лезгины еще тогда надеялись на собственное государственное образование, или хотя бы автономию в рамках Страны Советов. Сталин, которому было поручено кавказское направление, тогда не стал менять имперское геополитические и административное деление на Восточном Кавказе и лезгины оказались в двух союзных республиках – РСФСР и АзССР. Что касается Дагестана – безусловно, объединение около 100 народов из них более 30 коренных в одно автономное образование тогда абсолютно не учитывало историческое расселение таких народов как русские, ногайцы, аварцы, чеченцы, и собственно – лезгины, а также народов лезгинской группы, таких как цахуры и рутулы. И если рассматривать с этих позиций, можно сказать, что Дагестан (Страна гор) – искусственное образование. Советское государство для лезгин стало очередной империей (и даже куда более жесткой), в которой сменились вывески, атрибуты и идеология. Но лезгины и др. народы Кавказа лучше жить не стали, попав в советское рабство. Если говорить о перспективе автономизации лезгинских территорий, то, безусловно (и в этом направлении уже появляются наработки), то здесь необходимо отметить, что лезгины и Южный Дагестан – это не только географически и исторически, но и культурно, ментально совершенно иной регион в рамках республики. Да и в Азербайджане лезгинам приходится мириться с тем, что нашу культуру нагло записывают в свой актив охочие до всего «что не так лежит» братья азери. Только вот вопрос почему «лежит не так» остается по-прежнему открытым и раскрывает политические реалии Азербайджана. Следует говорить о древней истории лезгин, которые пережили государственность, сменили несколько конфессий, и, совершив долгий исторический путь, приобрели ряд качеств – таких как законопослушность, дипломатичность, умение уживаться с носителями разных культур и идеологий. Эти качества с лихвой проявлены в обеих республиках (!). Причем часто на фоне захватнических и конкистадорско-пиратских нравов местных кланов. Внутренний зов предков и генный голос народа явственно говорит о том, что лезгины как цельный народ могут полноценно развиваться только в рамках собственного государственного образования. Сейчас же мы имеем следствие – довольно печальное и унылое – отсутствия своих органов власти, которые бы эффективно и качественно решали лезгинские проблемы.
6) Как вы смотрите на кавказскую политику Грузии и есть ли шанс, что лезгинские общественники воспользуются той трибуной, которую Тбилиси предоставил народам Кавказа?
Грузины в российско-имперский период стали культурным, политическим, торгово-ремесленным центром всего Кавказа. Сейчас Тбилиси, на мой взгляд, пытается вернуть себе эти позиции. Но тогда – это происходило не без помощи военно-гарнизонной помощи России, ныне же – все мы знаем, как Кремль настроен по отношению к официальному Тбилиси, а зачастую это проецируется и на всю страну. Что касается шанса. Думаю, лезгинские общественные деятели, ученые, журналисты с удовольствием воспользуется такой трибуной. Перефразировав известное выражение, скажу - Лезгинам нужна трибуна и желательна вся. J
7) Какая ситуация в религиозном плане с лезгинами?
Лезгины (особенно, молодежь) очень активно принимает (или возвращается к) ислам(у). Это и радует, но часть общества особенно старшее поколение - это настораживает. Все мы знаем общественно-политическую ситуацию в Дагестане (да и в Сев. Азербайджане), когда практикующих мусульман могут запросто обвинить в экстремизме и терроризме. Их доставляют, зачастую, по надуманным обвинениям в полицейские участки, унижают, состригают бороды, избивают. Поэтому понятна тревога родителей за своих детей. Молодежь стремительно входя в обновленческий и часто максималистский ислам – теряют связь с обществом и реальностью. Это порождает конфликты и они часто принимают опасную форму. В этом смысле предложил бы создание неких исламско-светских адаптационных школ для такой молодежи.
8) В каком положении сейчас находится лезгинский язык?
Лезгинский язык в Дагестане более или менее… пущен на самотек (если это можно назвать развитием), но в сравнении с Азербайджаном есть государственная поддержка: издаются книги, учебники на лезгинском языке, часы родного языка . язык по новой программе изучается с 1 по 9 класс. Но этого конечно, явно недостаточно. Час на ТВ и радио на лезгинском языке в неделю – это ли можно назвать развитием?! О ситуации в соседней республике я промолчу. Потому как с лезгинским языком там демонстративно не дружат. Все инициативы исходят от частных лиц. Именно ими создаются сайты лезгинского языка, радиостанции на лезгинском языке, он-лайн словари с возможностью перевода слов с русского на лезгинский. Пользуясь случаем хочу всем им пожелать крепости духа, здоровья и удачи на этом пути.
родной язык изучается в сельских школах : с 1 по 4 кл- 5 часов ( 3чтение и 2 язык) с 5 по 9 кл- 4 часа (2чтение и 2 язык) 10 и 11 к- 3 часа (2чтение и 1 язык)
в городских школах: 1 кл- 2 часа (язык) со 2 по 7 кл - 3 часа (язык) 8 и 9 кл- 2 часа(язык) 10-11 кл- 1 час (язык) в городских школах литература на родном не изучается, так как есть в программе предмет дагестанская литература
9) Приветствую вас господин Ханжан. У меня к вам вот такие вопросы: Как вы думаете, в будущем возможно ли объединение двух Лезгинистанов?
В будущем – да! Я могу в это пока только верить. Но с веры начинается успех любого предприятия. Далее нужно проговаривать свои надежду и веру и облекать ее в конкретные идеи и образы. Я верю в слово, вначале было слово, потом – дело! Лезгистан будет объединен. В середине 80-х гг., еще за год до падения Берлинской стены, никто не верил в объединение города, а потом и всей страны. На все воля Аллаха!
10) По вашему мнению, что Грузия может сделать для лезгинского народа?
Грузия может всячески участвовать в деле разрешения лезгинского вопроса. В первую очередь, лезгин интересует истина и доведение ее до международной общественности. Без осознания реальной (без эмоций) картины, без понимания всего, что происходит в этом вопросе – невозможно сдвинуть проблемы народа с мертвой точки. Грузия, как я отмечал выше, может, и в принципе, как я понял, готова предоставить лезгинским общественникам площадку, кафедру для озвучивания идей, мыслей, фактов, реальных событий без ангажированности и эмоций. Телекомпания ПИК, Georgia Times, грузинские сайты могут с этой задачей вполне справиться. Так недавно на Georgia Times выступал представитель молодежной общественной лезгинской организации Энвер Абдуллаев, что произвело широкий резонанс.
11) Как вы смотрите на проведение грузино-лезгинского конгресса или хотя бы видеоконференции?
Прекрасная идея. Мало того мы могли бы сделать такую конференцию – постоянно действующим органом, который придерживаясь центристской позиции мог бы держать активной тему и укреплял бы межкавказские связи лезгин и грузин.
В научном плане такие связи, насколько мне известно, уже налажены. Так на проводившемся в 2008 г. в Москве симпозиуме по албанистике активное участие принял грузинский историк, профессор Заза Алексидзе, который озвучил на этом мероприятии научную сенсацию, представив публике итоги научных исследований - палимпсестов и напрямую связал их с албанско-лезгинским историческим наследием.
12) Как вам идея единого Кавказа в культурном и в политическом смысле? И какую роль должна играть Грузия в объединении Кавказа?
Идея единого Кавказа довольно актуальная повестка, которая прошла долгий исторический путь и имеет своих героев, идеологов и последователей. В поликультурном, поликонфессиональном и полиэтничном Кавказе сделать, положим, это практически невозможно. Карабахская проблема, лезгинский вопрос, грузинские внутриполитические и прочие конфликты, которые находятся в тлеющем состоянии. Да и Северный Кавказ, который имеет своего исторического предшественника, хоть и просуществовавшего чуть больше года – Горская Республика – с каждым годом претерпевает разлом. В культуре, социальном уровне, отношении к исламу (религиозности), и наконец, политике. Все это глыбой стоит перед одной мыслью к объединению Кавказа. Однако Кавказ имеет нечто объединяющее его народы, а это, прежде всего, единая история, культура и традиция. И здесь нужно искать точки соприкосновения, а не то, что нас разделяет. Вполне возможно Кавказская конфедерация, которая объединяя кавказские республики в некое содружество, могло бы развивать свою самость, идентичность, а в перспективе противостоять внешним глобализационным и прочим угрозам.
13) Как обстоит дело с лезгинским флагом?
У лезгин нет пока признанного всеми единого лезгинского флага. Федеральная лезгинская национально-культурная автономия (ФЛНКА, Москва) некоторое время назад объявило конкурс на атрибуты организации. Некоторые активисты вначале подумали, что это предтеча к созданию своих атрибутов, однако сотрудники автономии огорчили участников конкурса, заявив, что они не правомочны провозглашать флаг всех лезгин, по той простой причине что организация представляет лишь российских лезгин. Пока вопрос создания своих атрибутов – флага, герба и гимна – остается открытым. Есть некоторые эскизы, где авторы работают с красным, зеленым цветом, пишут какие-то «иероглифы» якобы по древне-лезгински, однако эти варианты флага подвергаются серьезной критике экспертов, в частности профессора Ф.Нагиева.
14) Красный флаг есть и есть зелено-белый, какой вариант верный?
Как я уже отметил выше, пока ни один вариант не может быть принят не только за окончательный вариант, но даже за кандидата на участие. Это должны решить группа экспертов: историки, художники, албановеды.
15) Батоно Ханжан, вот такой вопрос: Термин "леки", который популярен в грузинских исторических источниках относится к лезгинскому этносу или к лакскому? Какая-то путаница появилась.
Безусловно, к лезгинскому. По-лезгински - ЛЕКь – Это орел. Орел – древний лезгинский тотем. Танец Лезгинка – который, русские назвали, наблюдая за танцами лезгин в крепости у города Ахты – в точности копирует движения орла. В лакском языке такого нет. Сами себя лакцы называют – Лакъуччу – естественно, ни какое сравнение со словом Лекъ здесь не уместно.
16)
Батоно Ханжан, а кто является на сегодняшний день лидерами лезгинского народа?
Еще одной проблемой лезгинского народа является то, что у него нет лидера, общепризнанного или признанного всеми в Дагестане (или Азербайджане), я имею ввиду лидера политического, способного ставить и решать лезгинские, а не свои корыстные вопросы. Есть лжелидеры, которые, дорвавшись до кресла, легко предают не только лезгин, но и своих ближайших соратников. Я не буду сейчас называть имена их – надеюсь, они сами себя узнают. А народ дал им уже свою оценку. Есть неформальные авторитеты, сильные персоны, значимые фигуры, ни одного из них пока нельзя назвать лидером даже городского уровня, не говоря о региональном. Нет также у лезгин своего единого Координационного центра, который мог бы выявлять, ставить, выставлять по приоритетам вопросы лезгинского народа. И это опять же во многом следствие расколотости народа – на азербайджанских и дагестанских лезгин.
17) Эпос Шарвили имеет ли связи с Нартским Эпосом?
Возможно и да, не могу определенно сказать. Все мы кавказцы из одной пещеры и вполне возможны и эпосы у нас из одного источника. В любом случае, даже если очевидной связи нет, мы можем определенно сказать, что – кавказцы похожи и вот вам результат – у нас похожие эпосы.
18) Расскажите пару слов о Хаджи-Дауде, герое лезгинского народа.
О! Хаджи-Давуд. Это лезгинский герой, к сожалению. незаслуженно забытый Историей Кавказа. И я скажу почему. Дело в том, что Хаджи-Давуд родом из Мюшкюра – эта область расположена на территории проживания южных лезгин. А история южных лезгин осталась взаперти в Республике Азербайджан. Там, практически, эта история подогнана под интересы новообразованной азербайджанской этнообщности. Естественно, в ущерб объективной исторической истины. Кроме того, что, это мужественный человек, известно, что он выдающийся полководец, дипломат и ученый, человек, который боролся за объединение лезгинских земель и противостоял трем мощным державам – Турции, России и Персии. После подписания мирного договора между Россией и Турцией Кавказ практически был поделен надвое: земли западного побережье отошли к России, однако Хаджи-Давуду удалось лишь на некоторое время сохранить независимость. Он столкнулся с нарушением мирных договоренностей, в результате которых лезгинское государство стало некой буферной зоной между двумя мировыми державами. Но недолго длилась мирная жизнь лезгинского государства. В 1725 г. турки вероломно нарушили договор и вторглись в лезгинские земли, а в 1728 году турецкий султан пригласил лезгинского лидера в Гянджу, здесь он был арестован и сослан на Кипр, где и умер. К великому сожалению, не воздано в должной мере памяти духовной личности, героя и полководца, который своей масштабностью ничуть, не уступал имаму Шамилю. Надеюсь, этот пробел нами будет восполнен. Иншаллагь!
19) Какие праздники отмечают лезгины? И когда?
У лезгин вероятно одним из самых любимых праздников является Яран-Сувар – праздник Весны и возрождения природы. Отмечается он 21-22 марта каждого года и знаменует начало обновления и нового этапа жизни природы и человека. Хозяйки готовят хъчад афарар – это тонкие пироги из съедобных трав, дети веселятся, собирая сладости по домам и прыгая через костер. Есть еще Праздник цветов, широко отмечаются мусульманские праздники – Ураза-Байрам и Курбан-Байрам
20) Батоно Ханжан, приветствую вас на ForumCaucasus. У меня следующие вопросы: существует или нет гражданское общество в Дагестане?
Нет. Как в свое время совершенно справедливо сказал член Общественной Палаты РФ, историк и телеведущий Николой Сванидзе во время визита в республику – «Закон в Дагестане и не ночевал». Гражданское общество начинает только пробуждаться в Москве и Ц.России. И то оно находится под жестким прессингом официальных СМИ и административно-полицейской машины.
21) Каков уровень развития неправительственного сектора (Non-Governmental Organizations)?
Юридически и номинально очень развита: в Дагестане зарегистрировано более …. Ед. общественных организаций, есть независимая пресса. Однако реальной работы и ощутимых результатов по формированию гражданского общества нет. Что касается прессы: пользуются популярностью материалы о коррупции высокопоставленных чиновников и критические материалы в адрес крупных политиков, но это всего лишь выпуск пара – своеобразная психотерапия для общества, читающей публики. Почитали – позлорадствовали, потерли руки и на этом все закончилось. Как дело доходит до того, чтобы призвать проворовавшихся или засидевшихся в своих креслах «князей» к ответу – все завершается обывательскими разговорами: «а что мы сможем, а кто мы такие?»
22) Добрый день! У меня такие вопросы: насколько лезгинская молодежь вовлечена в "исламские" радикальные группы?
Если под «радикальными группами» иметь ввиду тех, кто воюет и взял в руки оружие, то процент мал, и в количественном плане и в удельном соотношении. Если под радикалами имеются ввиду представители нетрадиционного, ревизионистского салафитского движения, сравнительно мирно сосуществующего в публичной сфере – то таковых в Южном Дагестане предостаточно. Но их в целом на порядок меньше чем салафитов в Северном Дагестане. Среди аварцев, лакцев и даргинцев, безусловно, их больше.
23) Имеет ли место в лезгинском обществе конфликт между "националистами" и "ваххабитами"?
Как такового открытого конфликта нет. Просто салафиты, как правило, равнодушны к национальному фактору. Да и «националисты» после распада национал-патриотической партии «Садвал» ярко себя более не проявляют.
24) Каким образом, по Вашему мнению, можно остановить бесконечный вал вооруженного насилия происходящего сейчас на северо-восточном Кавказе и в Кабардино-Балкарии?
Если коротко: необходимо изменить политику властей, в том числе силовых органов, а также дать публичную религиозную площадку, альтернативу лояльным сторонникам тех, кто воюет в «лесу». Нужно, однозначно, идти на уступки. Иначе – это война из ползучей формы, рано или поздно перейдет в открытую фазу. Нужно учитывать вызовы времени – сейчас они вот такие. Против времени нельзя идти – это бесполезно. Ислам нарастает, его авторитет укрепляется, ряды ширятся. Это объективная реальность, как мы тут не пытались замаслить проблему серыми и нудными конференциями. На дворе не 1937 год - и это пора всем осознать! Прежде всего, нужно изменить политику в сторону исключения насилия и внеправовых методов борьбы с исламистским подпольем. У нас, как правило, косят и сочувствующих, и даже адвокатов, которые защищают дела, обвиняемых в участие в НВФ. А потом – начать диалог с наиболее вменяемыми представителями «иного» ислама. Реальный диалог, а не лицемерный. Нельзя топтать исламскую литературу, а потом пытаться убедить общество (и это в век интернет-технологий), что книги упали сами и силовики вовсе тут не виноваты (случай в с.Татляр Дербентского района, где несколько недель назад была проведена спецоперация с арестами активистов исламского движения). Нужно уметь говорить правду, и прежде всего, руководству республики. Иначе, и без того малый, рейтинг правительства Дагестана рухнет и остановить вал насилия будет практически невозможно. Конечная цель диалога и мер руководства республик Северного Кавказа - это достижение мира. Ради этой цели нужно идти на многое. Слабые политики – тут на Кавказе не пройдут! Авторитет зарабатывается реальными делами и достижениями.
25)Интернет-издания часто сообщают о проблемах лезгинского населения в Азербайджане. Ваше мнение по поводу решения этих проблем.
Проблемы? Учитывая реальность и информационные потоки по всей вероятности нужно говорить не о частных проблемах, а об определенной порочной политике азербайджанского руководства, политике, которая не меняется с 30-х гг. прошлого века. В чем ее фишка? Все не-тюркские народы просто хотят «сварить» в плавильном котле. Так чтобы и не пахло историей, культурой и традициями какого либо народа, кроме азербайджанцев. Аербайджанское научное сообщество, по видимому, с подачи правительства в прошлом году на симпозиуме прямо заявило, что в АР – внимание! – самый эталонный мультикультуризм. То бишь, народы здесь так хорошо развиваются, что бедным европейцам давно пора приезжать сюда за опытом. Вот такой циничный прием. Ну что ж: в Баку все спокойно, а всякий вектор соответствовать этому мультикультуризму, будет объявлен в лучшем случае сепаратизмом. Кстати, несколько недель назад на азербайджанском сайте Gun.az появился анонимный пасквиль, где ряд лезгинских авторов, в том числе и ваш сегодняшний гость, были объявлены сепаратистами. Понятно, что доказательствами никто читатели не отягощает, а вопрошающих «а в чем собственно сепаратизм» и вовсе не будет. Не будет, потому что политический климат Азербайджана не допускает демократических муссонов. Обратите внимание: арестованы тележурналисты, которых обвиняют в косвенной организации акций протеста в Кубе, оппозиционная журналистка оказалась на днях в центре сексуального скандала - в интернете (по всей вероятности спецслужбы АР) выложили видеоролик со сценами из личной жизни журналистки. Любой журналист, активист, обычный гражданин, который посмеет поднять вопрос Семьи (клан Алиевых) или этнокультурного самосознания на должный уровень, просто пожелает подчеркнуть свою этничность, мигом оказывается на «приеме» у сотрудников спецслужб или профильных министерств или подвергается грязной травле Единицы, которым позволяют оставаться Лезгинами (с большой буквы) находятся под постоянным контролем и прессингом, им приходится регулярно приносить жертвы идолу на алтарях поклонения и уничижения перед бакинским высшим двором. Иначе – все возможности и пути будут туго задраены и перекрыты. Как решить? У лезгин есть такая поговорка: спокойному ребенку мать молока не даст – кис аялдиз дидеди нек гудач – не думаю, что азербайджанские власти пойдут на уступки автохтонам, вдруг очнувшись от летаргического сна – нужно говорить о своих правах, говорить с привлечением международных сообществ и организаций. Для начала нужно допустить правозащитников в страну. Есть целый комплекс мер, озвучивать их здесь пока не буду. Азербайджанским властям нужно вначале в себе разобраться – кто они и как говорится, что они хотят от жизни. Но времена меняются. Время дает всем политикам ясные знаки. Дай Бог, чтобы азербайджанские хакимы и мудиры оказались умнее всех прочих. Лезгины пробуждаются, а любые тоталитарные режимы рано или поздно уйдут на свалку истории. Хватит держать лезгин в этнокультурном гетто!
Отрадно,что нашими проблемами интересуются ГРУЗИЯ! Ханжан ещё раз доказал,что ОН среди ЛЕЗГИНСКИХ публицистов - ПЕРВЫЙ!Кажись-Большие БОССЫ приступили к закреплению на Кавказе на долгосрочной платформе!Всё это описано в книге Анели Ордухан-:Лезгинский словарь; Она жуванди из Баку! И пишет о перспективах ЛЕЗГИНСКОЙ ИДЕИ! К1ела ЛЕЗГИЯР,гзаф хъсан ктаб я! Пы.Сы. Было бы вобще прекрасно,если сайт Лезги яр взял интервью у этой замечательной ЛЕЗГИНКИ!