Понять/принять Кавказ
На фоне кавказской угрозы забываются сионистская, фашистская, натовская, американская, китайская и все прочие реальные и вымышленные. Кавказ заслуженно первый. Хотя справедливости ради нужно сделать одно уточнение: в черный кавказский блок включаются, как правило, Дагестан, Чечня, Ингушетия. Такое ощущение, что именно здесь проходит «ось зла» для русского человека. Причем необязательно, что этот человек состоит в националистических движениях или закидывает руку в зиге. И это печалит. Но лед отношений все же и здесь должен тронуться.
Диалогу быть!
Пару месяцев назад глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров неожиданно для российской общественности и либеральной тусовки пригласил в Грозный русских националистов. Националистам, которые прогуливались по республике в майках с надписью «Я русский», понравилось. Их никто гнилыми помидорами не закидывал, никто не ущемлял. Они сами все увидели своими глазами. Мнение во многом изменили, стали спокойнее, сменив агрессивный налет по отношению к кавказцам на вдумчивый и дифференцированный. Получился вот такой вот диалог, вот такая вот диффузия...
Дальше – больше. На прошлой неделе в Дагестан прибыла внушительная делегация «русских». Со своим русским вопросом. Возглавлял собрание директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, координатор по межнациональным и межрелигиозным отношениям ВПП «Единая Россия» Бийсултан Хамзаев, журналист, политолог Мадина Шавлохова, член Общественного совета «Молодой Гвардии Единой России» Вениамин Роднянский, член президиума «Родина - Конгресс Русских Общин» Александр Босых, председатель фанатского движения ФК Спартак «Фратрия» Евгений Селеменев, журналист Симон Шустер, заместитель председателя региональной общественной организации «Отвага» Александр Фурсов.
Здесь их ждала насыщенная программа. Встречи с президентом и мэрами городов республики, студенчеством, живые экскурсии и выступления на радио. Президент обрисовал перед делегатами диалога следующую формулу дагестанского жития: «У нас не может быть другой государственной доктрины, кроме как поддержки единства всех народов с учетом образующей роли русского народа». Этот тезис должен был понравиться «русской» стороне, и надеемся, что он будет последовательно претворяться в жизнь.
Магомедсалам Магомедов выделил приоритеты проблем Дагестана: «Проблема межнационального общения для дагестанцев находится во втором десятке в рейтинге значимости. Об этом говорят результаты социологических исследований. На первых местах – вопросы экономики, безопасности». Лично мне понравилась мысль президента об информационной блокаде. Именно так и не иначе. Неоднократно автор этой статьи писал о том, что Эрнст и К° заняли явно враждебную/глухую позицию по отношению к Дагестану, выбрав далеко немирную информационной политику. Тогда власти были заняты другими делами. Сейчас, похоже, тема актуализируется самой реальностью.
Кстати, первым на информационный апартеид обратил внимание глава делегации Журавлев, который сказал, что об успехах республики мало кто знает в России, потому что у федеральных СМИ «свой формат». К сожалению, СМИ строго придерживаются данного формата в отношении именно Кавказа, вернее – Дагестана, так как Чеченская Республика все же сумела пробить брешь в «1 канале» и канале «Россия», где частенько показывает позитив.
И вот начался какой-никакой диалог, который чиновники попытались забить своими нравоучениями и нудными монологами. В Дербенте, куда делегаты диалога прибыли в первый день, роль наставников с «успехом» выполнили мэр «Святого и вечного» Имам Яралиев и представитель президента в Первопрестольной Гаджи Махачев. На этом фоне выигрышно смотрелись, по мнению блогеров, лишь два участника диалога, которые от власти сопровождали московских гостей – Марина Абрамкина и Зубайру Зубайруев.
Вот что пишет главный спартаковский фанат Евгений Селеменев: «Протокольные заседания с представителями принимающей стороны, речи, обмен мнениями и взглядами на жизнь, обсуждение проблем и взаимоотношений показались, на мой, не сильно замыленный заседаниями взгляд, довольно формальными и однообразными». Однако есть и другое впечатление: оно конструктивное и выражает итог поездки: «нам надо чаще встречаться и общаться. И не пенять друг на друга, а, напротив, друг друга уважать».
Немалое место в диалоге занимала и футбольная тематика: президент говорил о «непатриотичном» освистывании в Москве футболиста «Анжи» Юрия Жиркова, фанаты же припомнили историю обстрела автобуса с болельщиками «Спартака» в Дагестане, заметив, что от свиста еще никто не умирал.
Участники диалога начинают прощупывать болевые места в отношениях русских и кавказцев. Стороны выслушали претензии друг к другу. Дагестанцы жалуются на то, что «в Москве нас не любят и притесняют, не дают учиться и не принимают на работу только потому, что мы из Дагестана». Восприятие дагестанцев в качестве чужаков, иностранцев накладывается на общее мнение о Кавказе и Дагестане, в частности, сформированное не без помощи СМИ, которые, как правило, муссируя темы «терроризма, экстремизма, коррупции», в других аспектах кавказцев просто не показывают.
В свою очередь русские (в частности Евгений) выставили свои претензии. «Мы же рассказывали местным студентам и общественникам, что кроме взрывов и автоматной стрельбы по телевизору простые москвичи видят Дагестан каждый день на улицах своего города: хамоватых таксистов на разбитых тонированных «Жигулях», спортсменов-борцов в форме с вензелями одной известной фирмы; небритых пацанов на корточках у станций метро, мальчишек в лакированных туфлях, танцующих лезгинку в «Атриуме» и на Манежной площади. Я уж не говорю про небритых парней на дорогих иномарках с травматами в руках, готовых ринуться в бой с каждым не понравившимся им на дороге. И любой из этих образов отнюдь не положительный». Вот такой вот диалог. Но главное, что диалог начался, лед тронулся, претензии сторонами услышаны, а образы – источники этих претензий – начнут уходить на второй-третий план, открыв дорогу для интеллектуальных и адекватных дагестанцев.
Хватит!
На раскрученный в сети лозунг «Хватит кормить Кавказ!» дагестанские демотиваторщики придумали свой ответ. Фотография весельчака, КВНщика Халила Мусаева, а внизу надпись: «Хватит кормить Кавказ! Дайте запить!» Кстати, под лозунгом о прекращении кормежки Кавказа подписываются многие в России, если не большинство. Среди них либералы, радикалы, патриоты, националисты, нацисты. Даже такая акция пошла: расписываться этими словами на 100-рублевой купюре. Люди самых разных социальных статусов, образования, уровня жизни повелись на этот новомодный лозунг. Даже главный российский борец с распилом и коррупцией, блогер Алексей Навальный, и тот предоставил на своем блоге место для лозунга и его сторонников. Автомобиль за 8 млн. руб. для министра финансов Дагестана Абдусамада Гамидова и пенсии для бедных стариков, которые еле сводят концы с концами…Такие контрасты лоббисты этого лозунга, увы, не учитывают. Мало кто из офисного планктона, который брюзжит и негодует у экранов мониторов, и студенческой зелени, которая выходила в декабре прошлого года на Манежку, задумывается и разделяет эти две категории людей. Обнаружил в сети блог русского патриота (как мне показалось, настоящего, а не компьютерного), который по этому поводу задается интересным вопросом: «Кавказ – это не только чеченцы или дагестанцы, которых так люто ненавидят сейчас многие. Не будем забывать, что это еще и Ставропольский край, который, как мне кажется, ни в чем не провинился. Вообще, если кто-то не знает, самая многочисленная национальность, представленная в Северо-Кавказском федеральном округе, – это русские. Их доля составляет 32,9% (2 938 070 человек). Это их предлагают перестать кормить националисты?»
Далее автор приводит ряд любопытных цифр и данных. Вдумайтесь, что дотационными регионами в России являются 70 субъектов РФ из 83, в том числе и Московская область.
«В общей сложности за последние 10 лет федеральный бюджет вложил в развитие Кавказа 800 млрд. рублей. Однако не надо думать, что эти средства растворяются в черной дыре. Они идут на развитие экономики региона и приносят прибыль. В 2010 году валовой региональный продукт (ВРП) округа достиг 795,5 млрд. рублей (почти столько же, сколько было вложено правительством с 2000 года). При этом 33,3% ВРП округа приходится на «неблагополучный Дагестан».
Кстати, на прошедшей накануне пресс-конференции вице-премьера правительства России, главы СКФО Александра Хлопонина затрагивались вопросы, вызванные лозунгом «Хватит кормить Кавказ!» Как заявил полпред, истерия по этому поводу является следствием «фривольного толкования цифр, которое приводит к недопониманию и замешательству у людей».
«Первый извечный миф о том, что на каждого жителя СКФО из федерального бюджета выделяется чуть ли не в десятки раз больше дотаций, субвенций, субсидий, – это полная чушь, – сказал Хлопонин. – Самая дотационная территория у нас – это Ингушетия, где уровень субсидий и субвенций из федерального бюджета на одного человека составляет 12 тысяч рублей. А в ряде других депрессивных территорий РФ эта цифра доходит до 64-70 тысяч». То есть самая дотационная территория Северного Кавказа находится где-то в серединке всех имеющихся.
Вот такая арифметика.
Безусловно, что причиной всех проблем во взаимоотношениях кавказцев и остальных россиян, в первую очередь, является отсутствие информации, по выражению главы республики, информационная блокада. Главное – это поняли, этим прониклись все стороны диалога. Это радует. Но останавливаться сейчас нельзя. Нужно продолжать диалог. Планомерно и поэтапно.Ниже приведены схожие материалы: